Психолого-педагогический анализ и самоанализ урока

Общие сведения:

· школа, класс, дата проведения урока;

· тема урока, задачи урока.

Оборудование урока:

· какие средства обучения использовал учитель;

· подготовлены ли наглядные пособия и технические средства4

· как подготовлена классная доска к уроку;

Содержание урока:

· соответствует ли содержание программе, задачам урока;

· формированию каких знаний, умений и навыков он способствует;

· с каким материалом учащиеся работали впервые, какие знания, умения и навыки формировались и закреплялись на уроке;

· как материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся;

· какие общеучебные и специальные умения и навыки развивались;

· как осуществлялись межпредметные связи;

· соблюдались ли внутрипредметные связи;

· способствовало ли содержание урока развитию интереса к учению.

Тип и структура урока:

· какой тип урока избран, его целесообразность;

· как осуществлялась связь урока с предыдущими уроками;

· каковы этапы урока, их последовательность и логическая связь;

· соответствие структуры урока данному типу;

· как обеспечивалась целостность и завершенность урока.

Реализация принципов обучения:

· в чем выразились научность обучения, связь с жизнью, с практикой;

· с какой целью использовался каждый вид наглядности;

· как достигалась сознательность, активность и самостоятельность учащихся, как осуществлялось руководство учением школьников;

· в какой мере осуществлялось развитие учащихся на уроке;

· какой характер познавательной деятельности преобладал (репродуктивный, поисковый, творческий);

· как реализовывались индивидуализация и дифференциация обучения;

· как стимулировалось положительное отношение учащихся к учению.

Методы обучения:

· в какой мере применяемые методы соответствовали задачам урока;

· какой характер познавательной деятельности они обеспечивали;

· какие методы способствовали активизации учения школьников;

· как планировалась и проводилась самостоятельная работа и обеспечивала ли она развитие познавательной самостоятельности учащихся.

· какова эффективность использованных методов и приемов обучения.

Организация учебной работы на уроке:

· как осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе;

· как сочетались разные формы: индивидуальная, групповая, классная;

· осуществлялось ли чередование разных видов деятельности учащихся;

· как организовывался контроль за деятельностью учащихся;

· правильно ли оценивались знания и умения учащихся;

· как учитель осуществлял развитие учащихся (развитие логического мышления, критичность мысли, умений сравнивать, делать выводы);

· какие приемы использовал учитель для организации учащихся;

· как подводил итоги этапов и всего урока.

Система работы учителя:

· умение общей организации работы на уроке: распределение времени, логика перехода от одного этапа к другому, управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины;

· показ учащимся рациональных способов учебной работы;

· определение объема учебного материала на урок;

· поведение учителя на уроке: тон, такт, местонахождение, внешний вид, манеры, речь, эмоциональность, характер общения(демократичный или авторитарный), объективность;

· роль учителя в создании нужного психологического микроклимата.

Система работы учащихся:

· организованность и активность на разных этапах урока;

· адекватность эмоционального отклика;

· методы и приемы работы, уровень их сформированности;

· отношение к учителю, предмету, уроку, домашнему заданию;

· уровень усвоения основных знаний и умений;

· наличие умений творческого применения знаний, умений и навыков.

Общие результаты урока:

· выполнение плана урока;

· мера реализации общеобразовательной, воспитывающей и развивающей задач урока;

· уровни усвоения знаний и способов деятельности учащихся:

1-й - усвоение на уровне восприятия, понимания, запоминания;

2-й - применение в аналогичной и сходной ситуации;

3-й - применение в новой ситуации, т.е. творческое;

· общая оценка результатов и эффективности урока;

· рекомендации по улучшению качества урока.

Приложение 11

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА АНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Известны два полхода к анализу внеклассных мероприятий и соответственно два вида анализа:

— психолого-педагогический;

— предметно-содержательный (анализ воспитательных мероприятии различной содержательной направленности; при таком анализе педагогическая сторона мероприятия отодвигается на второй план, а в первую очередь рассматривается само его содержание).

Примерная схема психологического обоснования воспитательного мероприятия и анализа его проведения

  1. Обоснование содержания, формы и целей воспитательного мероприятия

Тема воспитательного мероприятия. Ее актуальность и ценность в связи с общими целями воспитания школьников.

Форма воспитательного мероприятия (классный сбор, групповое собрание, диспут, беседа, читательская конференция, встреча с выдающимися людьми и т.д.). Соответствие содержания форме мероприятия.

Соответствие данного мероприятия возрастным особенностям школьников (их интересам, познавательным возможностям, степени их активности и самостоятельности).

Чем мотивируется выбор данного мероприятия для конкретного детского коллектива (указать особенности взаимоотношений между детьми, уровень воспитанности учащихся данного класса, их специфические интересы, отношение к тем или иным явлениям, особенности поведения; отметить, высказывали ли ребята желание и инициативу в отношении организации данного мероприятия)?

Каких конкретных воспитательных целей можно достичь в результате проведения данного мероприятия (наладить дружеские отношения, изменить отношения к учению, вызвать интерес к чтению, научить уважать людей труду и т.д.)?

2. Психологическое обоснование путей организации и подготовки мероприятия

На какой период времени планируется данное мероприятие и почему (как связано с учебным процессом, загруженностью учеников, общешкольным планом и т.д.)?

Как конкретно будет проходить мероприятие, какой его общий «сценарий»?

Какие виды подготовительной работы следует провести и в какой последовательности?

Какие качества личности, умений и навыков потребуют от учащихся отдельные виды подготовительной работы и само проведение мероприятия, какую степень самостоятельности надо проявить (имеются в виду организаторские способности, музыкальные, эрудиция, умение рисовать, воля, выдержка, самообладание, инициатива и т.д.)?

Кого из членов детского коллектива желательно привлечь к выполнению конкретных заданий и какую роль в подготовке и проведении мероприятия они должны играть?

Какими индивидуальными психологическими способностями учащихся обусловлено предполагаемое распределение ролей и какие конкретные воспитательные цели оно имеет (одному — привить чувство ответственности, другому — дать возможность утвердить себя в глазах сверстников, проявить свои возможности и преодолеть робость и неуверенность, третьему — научиться не только командовать, но и подчиняться и т.д.)?

Какова роль воспитателя в подготовке мероприятия? Что он должен сделать сам, в чем помочь учащимся, а что поручить им, чем это обусловлено? Каковы формы помощи и контроля за ходом подготовки (заслушивание информации, присутствие на репетициях, консультации и др.)?

3. Психолого-педагогический анализ хода мероприятия

Насколько организованным было начало, вовремя ли, какой была дисциплина?

Как убранство помещения и внешний вид учащихся содействовали цели проведения мероприятия?

В какой мере школьники, ведущие мероприятие, справились со своими ролями (подготовлены, уверены, спокойны, воодушевлены или растеряны, вялы и т.д.)?

Вся ли масса участников мероприятия была увлечена его ходом? В чем проявлялась эмоциональная реакция школьников, и в какие моменты?

Какие морально-политические, интеллектуальные и эстетические чувства пробудились у учащихся в ходе мероприятия?

Дисциплина школьников.

Какие массовые явления наблюдались (подражание, вдохновение, смена коллективного настроения, дух соревнования и др.)?

4. Общая оценка мероприятия

Насколько достигнута цель мероприятия? Какова его реальная идейная, воспитательная и познавательная ценность? Что при подготовке и проведении его снизило или усилило воспитательный эффект по сравнению с ожидаемым?

Как проявили себя непосредственные организаторы и участники мероприятия? Как они справились с заданиями по подготовке в проведению его? Какие качества личности выявили? Оправдали ли ожидания воспитателя в этом отношении?

В чем проявилось влияние мероприятия на отдельных учащихся и коллектив в целом? По каким показателям можно судить об этом? Сказалось ли на поведении, дисциплине, общественном мнении, отношении к учению, повлияло ли на межличностные отношения в коллективе и т.д.? (Дать анализ нескольких примеров.)

Какие «корректировки» внесла жизнь в подготовку и проведение мероприятия по сравнению с задуманным планом? Чем это было обусловлено: объективными или субъективными причинами (неожиданно заняли помещение, где планировали мероприятие, кто-то заболел или не проявил активности, испугался трудностей, не справился с поручением)? Что не учтено было в обосновании мероприятия при планировании?

Каковы пожелания на будущее относительно содержания и форм организации подобных воспитательных мероприятий?

Схема составления плана-конспекта внеклассного воспитательного мероприятия

1. Тема внеклассного воспитательного мероприятия.

2. Цели и задачи.

3. Форма организации.

4. Время проведения мероприятия.

5. Используемые методы.

6. Оборудование мероприятия (ТСО и средства наглядности).

7. Используемая при подготовке к занятию литература.

8. План проведения занятия.

9. Ход мероприятия — сценарий (раскрыть содержание занятия в соответствии с планом, характеризуя происходящую деятельность).

10. Полученные результаты.

Наши рекомендации