ГЛАВА 6. Результаты реализации коррекционной программы
Итоговые и промежуточные результаты коррекционной работы ориентируются на освоение детьми с ОВЗ общеобразовательной программы.
Динамика развития детей отслеживается по мере реализации индивидуального образовательного маршрута, успешное продвижение по которому свидетельствует о снижении количества трудностей при освоении общеобразовательной программы.
В случае невозможности комплексного усвоения воспитанником общеобразовательной программы из-за тяжести физических и (или) психических нарушений, подтвержденных в установленном порядке психолого-медико-педагогической комиссией, содержание коррекционной работы формируется с акцентом на социализацию воспитанника и формирование практически-ориентированных навыков.
Результатом коррекционной работы является достижение ребёнком с ОВЗ
планируемых результатов освоения основной образовательной программы и преодоление (компенсация) нарушений в развитии.
Планируемые результаты коррекционной работы оцениваются через систему мониторинга, позволяющего выявить динамику достижений ребёнка с нарушениями психического и (или) физического развития и уровень освоения ими образовательного стандарта начального общего образования.
Список используемой литературы:
1.Башмаков, М. И. Индивидуальная программа [Электронный ресурс] / Режим доступа: http:/ps.1september.ru/2006/04/8.htm.
2.Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития : программно-методические материалы [Текст] / под. ред. И. М. Бгажноковой.- М.: Владос, 2007. – 239с.
3.Жигорева, М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии : педагогическая помощь : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. В. Жигорева. – М.: Академия, 2006. – 240с.
4.Закрепина, А. В. Трудный ребенок. Пути к сотрудничеству : методическое пособие [Текст] / А. В. Закрепина. – М. : Дрофа, 2007. – 141с.
5.Закрепина, А. В. Разработка индивидуальной программы коррекционно-разивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии [Текст] / А. В. Закрепина, М. В. Браткова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2008. – № 2. – С. 9-19.
6.Индивидуальный подход в специальном (коррекционном) учреждении: концепция, аспекты оценки индивидуальности и планирование коррекционно-развивающей работы : монография [Текст] / Урал. гос. пед. ун-т ; под. ред. В. В. Коркунова. – Екатеринбург : Б. и. ; Пермь : Б. и., 2005. – 128с.
7.Князева, Т. Н. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка как условие осуществления психолого-педагогической коррекции младших школьников с задержкой психического развития [Текст] / Т. Н. Князева // Коррекционная педагогика. – 2005. - № 1(7). – С. 62-67.
8.Разенкова, Ю. А. Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в доме ребенка: Методические рекомендации [Электронный ресурс]
9.Стребелева, Е. А. Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями [Текст] / Е. А. Стребелева, М. В. Браткова // Дефектология. – 2000. - № 5. – С. 86-96.
10. Хуторской, А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? : пособие для учителя [Текст] / А. В. Хуторской. – М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 383
Приложение1
Описание особенностей в развитии детей с нарушением зрения | Трудности |
Категория детей с нарушением зрения отличается большим своеобразием клинических и психолого-педагогических проявлений в зависимости от выраженности и времени возникновения нарушений зрительного анализатора. Принято выделять незрячих детей (тех, у кого отмечается медицинская или практическая слепота) и слабовидящих(тех, кто имеет частичную потерю зрения). К слабовидящимотносятся дети, имеющие остроту центрального зрения на лучше видящем глазу с коррекцией (очки, линзы) от 0,05 до 0,3. К непрогрессирующим дефектам зрительного анализатора относят некоторые врожденные его пороки в отдельных зрительных функциях, например, атрофия или отслойка сетчатки. Врожденные и приобретенные дефекты зрения относятся к первичным дефектам, которые в свою очередь вызывают вторичные функциональные отклонения. Дефекты речевого развития наблюдаются у всех детей с нарушением зрения. Категория наших детей по состоянию нарушений зрения весьма разнообразна и неоднородна. Одной из распространенных причин снижения зрения являются аномалии рефракции: гиперметропия (дальнозоркость), миопия (близорукость), астигматизм, косоглазие и возникающая на его фоне амблиопия. При аномалии рефракции в зависимости от ее вида (миопия, гиперметропия или астигматизм) происходят изменения размера и формы глазного яблока. При близорукости глазное яблоко увеличено в осевом направлении, при дальнозоркости размеры глазного яблока вдоль оси уменьшены. В случае астигматизма, вследствие деформации глазного яблока, на сетчатке глаза из-за неправильного преломления лучей появляется искаженное изображение предметов. Это часто приводит к снижению остроты зрения на этом глазу и выключению его из акта зрительной ориентации и, как следствие, к развитию амблиопии. При слабовидении зрительное восприятие серьезно нарушено, но все же сохранено, следовательно, имеется возможность получения информации об окружающем через зрительный анализатор. Потеря зрения формирует своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера, чувственного опыта. Нарушения и аномалии развития зрительной системы отрицательно сказываются на формировании двигательных способностей — силы, быстроты, выносливости, координации, статического и динамического равновесия, наблюдаются нарушение осанки, позы, искривление позвоночника, плоскостопие. На основе ранее сказанного можно представить определенным образом взаимосвязанную структуру нарушений у детей с патологией зрения: - нарушение зрения: снижение остроты зрения, четкости видения, снижение скорости переработки информации, нарушение поля обзора, глазодвигательных функций, нарушение бинокулярности, стереоскопичности, выделение цветности, контрастности и количества признаков и свойств при симультанном восприятии объектов и др., - обедненность представлений и образов предметов - нарушение двигательной сферы, - нарушение эмоционально-волевой сферы, | При медицинской слепотеполностью отсутствует возможность воспринимать окружающий мир при помощи зрения, при практической слепоте сохраняется либо светоощущение, либо возможность частично воспринимать свет, цвет, контуры предметов. Различают прогрессирующие и непрогрессирующиенарушения зрительного анализатора. При прогрессирующих зрительных дефектах происходит постепенное ухудшение зрительных функций под влиянием патологического процесса. Например, при глаукоме повышается внутриглазное давление и происходит изменения в тканях глаза. Зрение снижается при появлении мозговых опухолей Замедленность формирования речи проявляется в ранние периоды ее развития из-за недостаточности активного взаимодействия детей, имеющих патологию зрения, с окружающими людьми, а также обедненностью предметно-практического опыта детей. В связи с этим наблюдаются специфические особенности формирования речи, проявляющиеся в формировании фонетической стороны речи, в нарушении словарно-семантической стороны речи, в формализме употребления значительного количества слов с их конкретными чувственными характеристиками. Их употребление детьми бывает слишком узким, когда слово связывается только с одним знакомым ребенку предметом, его признаком, или, наоборот, становится слишком общим, отвлеченным от конкретных признаков и свойств предметов и явлений окружающей жизни. Дети с нарушениями зрения не имеют возможности в полном объеме воспринимать артикуляцию собеседника, не имеют четкого образа движения губ во время. разговора, из-за чего они часто допускают ошибки при звуковом анализе слова и его произношении. Недостаточность словарного запаса, непонимание значения и смысла слов, делают рассказы детей информативно бедными, им трудно строить последовательный, логичный рассказ из-за снижения количества конкретной информации. Устная речь детей с нарушением зрения часто бывает, сбивчива, отрывочна, непоследовательна. Они не всегда планируют свои высказывания. У детей наблюдается снижение внешнего проявления эмоций и ситуативных выразительных движений, что оказывает влияние на интонационное оформление речи, ее бедность и монотонность. При всех глазных патологиях чаще всего поражается центральное зрение - острота зрения. Близорукостьзатрудняет видение удаленных предметов, при дальнозоркости возникают сложности опознания мелких объектов, расположенных на близком расстоянии. Однако значительное снижение зрения отрицательно сказывается, прежде всего, на процессе восприятия предметов, процессов и явлений визуального характера – свет, цвет, которое у них отличается большой замедленностью, узостью обзора, снижением точности, фрагментарностью, зрительные представления менее четки и ярки, чем у нормально видящих, а иногда искажены. Большие трудности возникают у них в оценке пространственных признаков: положения, направления, расстояния, величины, формы объектов и т. д. Все это объединяет чувственный опыт детей, затрудняет их ориентировку в пространстве, особенно при передвижении; гармоничность развития их сенсорных и интеллектуальных функций нарушается. Для них характерен так называемый вербализм — отсутствие представления, образа за произносимым или воспринимаемым словом, поэтому значения слов часто обеднены. У детей возникают трудности в игре, учении, что вызывает сложные переживания и негативные реакции. В одних случаях своеобразие характера и поведения слабовидящих сказывается на развитии у них отрицательных черт характера: неуверенности, пассивности, склонности к самоизоляции; в других случаях – повышенной возбудимости, раздражительности, переходящей в агрессивность. Это негативно влияет на развитие составляющих коммуникативной деятельности (средств вербальной и невербальной выразительности, воображения, эмоциональности и т.д.). У многих детей страдает пространственно-ориентировочная деятельность, макро- и микроориентировка в пространстве, существенно снижается двигательная активность. Дети отстают в физическом развитии на всех возрастных этапах. С возрастом показатели физического развития увеличиваются. Отсутствие или снижение зрения сдерживает естественный ход физического развития детей. снижение уровня чувственного опыта, определяющего содержание образов мышления, речи и памяти, замедление хода развития всех познавательных процессов; трудности зрительно-двигательной ориентации, приводящей к гиподинамии, а затем к снижению функциональных возможностей организма; проявляющееся в неуверенности, скованности, снижении познавательного интереса, проявлении беспомощности в различных видах деятельности, социальных коммуникациях, снижении желаний у ребенка к само проявлению и возникновение большей зависимости ребенка от помощи и руководства взрослых. |
Приложение 2
Создание специальных условий | |
Коррекция нарушения зрительных функций должна предусматривать создание специальных условий в образовательном учреждении: - освещённость рабочей зоны в 500-1000 лк, - соответствие мебели росту ребёнка, - внутреннее оформление помещений должно быть разработано с учетом особенностей восприятия окружающего мира детей с нарушением зрения, которое обеспечивает им безопасное и комфортное передвижение. При выборе цветового решения интерьеров рекомендуется учитывать эффект лучшего распознавания объектов красного и желтого цветов на ахроматическом фоне, а ахроматических объектов — на синем и желтом фоне. Всюду - на дверях, притолоках, в углах – должны быть наклеены крупные разноцветные метки, чтобы дети видели границы предметов и не натыкались на них. Для этой же цели все плинтусы в садике специально выкрашены в контрастные цвета. Контрастное по цвету и фактуре поверхности оформление перил и краев ступеней выполняет предупредительную функцию. При оформлении стен классов, спален должна быть учтена возможность размещения зрительных тренажёров: схем Базарнова, различных лабиринтов, заслонённых изображений предметов, выполненных на потолочных плитках. Такие изображения позволяют учить воспитанников чтению заслонённых и зашумлённых изображений в свободное от занятий время. Изображения могут меняться в зависимости от темы изучаемого материала, что обеспечивает подвижность окружающей среды. При прохождении лабиринтов могут использоваться гимнастические катки. Дети с расходящимся косоглазием проходят их ниже уровня глаз, а со сходящимся - выше уровня глаз. Работа с лабиринтами тренирует мышцы глаза, развивает точность движений, а также способствует коррекции осанки. Интересным приёмом является использование в качестве зрительных тренажёров гибких светящихся шнуров, чаще всего их используют при проведении зрительных гимнастик. - игровые панели и тактильные панно с использованием различных природных материалов способствуют созданию психологической комфортности, обеспечивают возможность для большего образовательного взаимодействия с окружающей средой для всех детей; - направляющие вдоль стен коридоров обеспечивают незрячим детям непрерывную информационную поддержку на всем пути следования по зданию. Мягкие направляющие и безопасное оформление углов, тактильные знаки и пространственные ориентиры около помещений необходимы для самостоятельной ориентировки незрячих детей, расширения запаса представлений об окружающем мире. Неотъемлемой частью «безбарьерной» развивающей среды является сенсорная «Темная комната». На занятиях с детьми используются контрастное освещение и специальное оборудование, что создает максимально благоприятные условия для коррекции зрительного восприятия. В темной комнате абсолютно незрячие дети получают возможность увидеть луч света, учатся пользоваться остаточным светоощущением. На территории учреждения можно создать «Сад ощущений» - прогулочная сенсорно-тактильная площадка для незрячих детей. Цель ее – создание исключительно безопасного, комфортного пространства, насыщенного обучающими элементами. Занятия на ней служат основой для целой серии упражнений, направленных на развитие навыков ориентировки в пространстве, мышления и навыков принятия решения. «Сад ощущений» состоит из нескольких зон: тактильной, шумовой и водной. В работе можно использовать систему 4-х углов, которая давно применяется в американской специальной педагогике. В каждом углу класса стоит невысокий столик с дидактическим материалом, который соотносится с назначением данного угла. “Уголок математики” – это счеты, палочки, шнурки, пуговицы, прищепки. “Уголок чтения и письма” – это книги, нужные буквы, сюжетные картинки, предметы для развития мелкой моторики рук. “Уголок ППД и ХБТ” – это пластилин, альбомы, мозаика, конструктор и пр. “Уголок развития речи” – это карточки со словами, предметные картинки, наглядные материалы, календарь природы. Каждый день на нём выкладывается календарь погоды: уточняются день недели, месяц, дата. Определяются, какой день был вчера, какой будет завтра. Весь материал взаимозаменяем. Например, при изучении темы: “Фрукты” на столике лежат картинки с фруктами, сюжетные картинки о том, как собирают фрукты, и обязательно свежие фрукты. Это делается для того, чтобы дети могли увидеть, потрогать, понюхать (включаются все анализаторы) и на уроке попробовать на вкус. Ученики могут подходить в любой уголок и именно с этой позиции начинается учебный день. Учитель же направляет их к тому уголку, который соответствует первому уроку по расписанию. Делается это как бы между делом: “А что у нас на этом столе. Что-то появилось у нас на тарелке. Пойдёмте, подбежим (подползём, подскачем) и посмотрим!” Свободно подходя к столикам, дети учатся спокойно ходить по классу, не задевая столы и стулья, осмысленно двигаться, учатся осторожности. Это им пригодится в будущей жизни Для реализации плановой программы по уточнению сенсомоторных представлений у детей, освоению ими элементарных математических представлений на основе специального дидактического материала, для этого я использую настенное панно. Большое внимание уделяется совершенствованию предметной деятельности, развитию сенсорики и зрительно-двигательной координации. Обводка силуэта, контура или по трафарету способствует уточнению, конкретизации строения предмета и его изображения, учит детей рисовать различные линии в заданных условиях. Дети начинают осознавать и понимать образование различных линий: прямых, ломаных, прерывистых, волнистых. Упражнение в рисовании по трафаретам без участия зрения способствует формированию тактильно-двигательных ощущений, лежащих в основе развития формообразующих движений. Многократное повторение одних и тех же движений при рисовании по трафаретам различных фигур приводит к развитию моторики руки, автоматизации двигательных навыков, обеспечивающих воспроизведение изображений. Формирование приемов и способов автоматизации изобразительных действий снимает зрительное напряжение, которое возникает тогда, когда дети слабо владеют навыками рисования и не умеют зрительно анализировать качество рисования. Работа с использованием фланелеграфа, на котором дети составляют из частей целый предмет, сюжетную картину, способствует формированию у детей понимания структуры, строения предмета или сюжета. Одним из эффективных средств, способствующих улучшению качества навыков рисования, является рисование по трафаретам, обводка по силуэту и контуру. Большее количество игр относится к развитию зрительного восприятия. Такие дидактические пособия и игрушки, как: логические кубы, «Сложи узор», палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, различные виды мозаик, конструкторов позволяют формировать умения различать форму, цвет, величину и пространственное положение объектов на основе применения сенсорных эталонов, а также воссоздавать предмет по контурному изображению, разделять конструкцию на составные части, воссоздавать форму из геометрических фигур, развивают умение анализировать изображения, сличать их с реальным объектом, силуэтным и контурным изображением, обучают зрительно-пространственной ориентировке на плоскости. Размер деталей мозаик и конструкторов зависит от зрительной нагрузки, рекомендованной офтальмологом, таким образом, работа с этими играми является тренировочным комплексом в помощь к лечению. Для упражнения детского глазомера и глазодвигательных функций, развития периферического зрения и координационных способностей детей используются игры типа: скатывания шара с горки по жёлобу, «продвинь шар», сетка, скользящие фигурки, копировальный экран «Мираж». Наши дети любят всё потрогать руками. Для развития и стимулирования осязательных и тактильно-кинестетических функций применяются различные игровые средства: тактильные дощечки, контейнеры, мешочки, коробочки с природным материалом. Использование шнуровок, нанизывание бус, сортировка предметов пинцетом, дидактическое упражнение «Обведи по контуру» помогают развитию мелкой моторики и сочетаются с активизацией и стимуляцией зрительных функций, способствуют формированию бинокулярного зрения. Складывание фигурок из бумаги-оригами по мнению японских специалистов снимает избыточное нервное напряжение, улучшает память, внимание, речь, усидчивость, целеустремлённость, интерес к учёбе. Для детей, имеющих нарушения зрения, необходимы специальные оптические средства (очки, лупы, линзы и др.), тактильные панели (наборы материалов разной текстуры), которые можно осязать и совершать ими различные манипуляции, «Чудесные мешочки» - в холщовом мешке надо нащупать и правильно назвать какой-нибудь мелкий предмет. Для развития слухового внимания необходимо развивать чуткость детей к звукам окружающей среды. Для решения этой задачи используются детские музыкальные инструменты: трещётка, кастаньеты, коробочка, тон-блок, бубенцы, треугольник, ксилофон, металофон, маракас, бубен, колокольчики. Обогащению представлений о звуках реального мира помогают аудиозаписи: «Звуки природы», «Звуки улицы». В классе можно создать маленькую библиотеку, уголок самообслуживания: зеркало, полочка для щеток, расчесок. Дети самостоятельно подходят и расчесываются, чистят одежду, обувь, пользуются зеркалом. Необходимо создать электронную базу “говорящих” книг для детей, как для учебного процесса, так и для развития ребенка. Согласно тематических коллективных и индивидуальных запросов школьников начитывается на аудиокассеты материал по школьной программе и по внеклассному чтению. Чтобы увеличить и разнообразить книжный фонд библиотеки, можно выпускать рукодельные книжки-игрушки. При планировании работы важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Психологи доказали, что чем большее количество анализаторов использовалось в процессе изучения материала, тем полнее, прочнее знания. Огромное значение имеет правильный подбор и условия предъявления наглядности : - насыщенность цветов, высокий контраст, - увеличение размеров демонстрационного материала в 1,5 раза, - усиление контуров для улучшения опознания изображения, - отсутствие лишних деталей в поле восприятия, - экспозиция на уровне глаз, - оптимальное время для рассматривания, - использование подставки для перпендикулярности взгляда к плоскости листа. Проблема, возникающая при подборе игр для развития сенсорного восприятия, состоит в том, что наша промышленность практически не предлагает игровых пособий для детей, имеющих патологию зрения, и педагогам приходится пользоваться тем, что выпускается для нормально-видящих детей. Поэтому, при покупке игр и пособий нужно обращать внимание на следующее: - цветовое изображение. Дети с нарушением зрения лучше воспринимают изображения в цветовом исполнении. Восприятие цветных изображений стимулирует зрительную реакцию, активизирует зрительные функции, создаёт у детей положительный эмоциональный настрой. чёткие контуры изображений. - отсутствие лишних деталей. - идентичность игрушек реальным объектам. Таким образом, коррекционно-развивающая среда, способствующая развитию сенсорного восприятия детей с учётом их особенностей в зависимости от заболевания, помогает успешно решать задачи социальной адаптации дошкольников с нарушением зрения и повышать результат лечебно-восстановительной работы, что в свою очередь обеспечивает высокий уровень компенсации дефекта. | Зрительная нагрузка № 1. Возраст детей – от 2-х до 4-х лет. Острота зрения – 0,01 – 0,3. Характер зрения – не учитывается (монокулярное, одновременное, бинокулярное). Фиксация – не учитывается (центральная, нецентральная). Характер учебно – наглядных пособий: Цвет – оранжевый, красный, зеленый и их оттенки. Размеры - больше 2-х см (2 – 4 см - для раздаточного материала и 15 -20 см для демонстрационного). Форма – разнообразная (плоскостные изображения, объемные). Время проведения занятий – утро, полдень, вечер. Количество в день – 2. Продолжительность (в мин.) – 15 мин. Характер упражнений: При сходящемся косоглазии – на расслабление конвергенции (взор вверх и вдаль). При расходящемся косоглазии – на усиление аккомодации (взор вниз, вблизь). При отсутствии косоглазия – занятия с привлечением всех анализаторов. Зрительная нагрузка № 2. Возраст детей – от 2-х до 4-х лет. Острота зрения – 0,4 – 1,0 Характер зрения – не учитывается (монокулярное, одновременное, бинокулярное). Фиксация – не учитывается (центральная, нецентральная). Характер учебно – наглядных пособий: Цвет – разнообразный. Размеры - от 2-х см и меньше (для раздаточного материала и индивидуальных занятий). Форма – объемные игрушки, различные предметы. Время проведения занятий – утро, полдень, вечер. Количество в день – 3. Продолжительность – 15 мин. Характер упражнений: При сходящемся косоглазии – на расслабление конвергенции (взор вверх и вдаль). При расходящемся косоглазии – на усиление аккомодации (взор вниз, вблизь). При отсутствии косоглазия – занятия с привлечением всех анализаторов с использованием игрушек стереоскопического типа. На этом этапе можно проводить игры и упражнения, формирующие бинокулярное зрение. Зрительная нагрузка № 3. Возраст детей – 5 – 7 лет. Острота зрения – 0,01 – 0,3 Характер зрения – не учитывается (монокулярное, одновременное, бинокулярное). Фиксация – нецентральная, устойчивая. Вид косоглазия – не учитывается. Характер учебно – наглядных пособий: Цвет – желтый, красный, зеленый и их оттенки. Размеры - от 2-х см и меньше (для раздаточного материала и индивидуальных занятий). Форма – разнообразная Время проведения занятий – утро, вечер. Количество в день – 3. Продолжительность – 20 мин. Характер упражнений – с привлечением всех анализаторов. Зрительная нагрузка № 4. Возраст детей – 5 – 7 лет. Острота зрения – 0,01 – 0,3 Характер зрения – не учитывается (монокулярное, одновременное, бинокулярное). Фиксация – центральная, нецентральная, устойчивая. Вид косоглазия – не учитывается. Характер учебно – наглядных пособий: Цвет – желтый, красный, зеленый и их оттенки. Размеры - от 2-х см и меньше (для раздаточного материала и инд.занятий). Формы – разнообразные. Время проведения занятий – полдень и близко к полудню. Количество в день – 2 – 3. Продолжительность – 20 мин. Характер упражнений – на локализацию. Зрительная нагрузка № 5. Возраст детей – 5 – 7 лет. Острота зрения – 0,4 – 1,0 Характер зрения – монокулярное, монокулярно – альтернирующее, одновременное. Фиксация – центральная. Вид косоглазия – сходящееся. Характер учебно – наглядных пособий: Цвет - разнообразный. Размеры – разнообразные. Формы – объемные. Время проведения занятий – полдень и близко к полудню. Количество в день – 2 – 3. Продолжительность – 25 мин. Характер упражнений – на расслабление конвергенции (взор вверх, вдаль). Зрительная нагрузка № 6. Возраст детей – 5 – 7 лет. Острота зрения – 0,4 – 1,0 Характер зрения – одновременное, бинокулярное неустойчивое. Фиксация – нецентральная. Вид косоглазия – расходящееся. Характер учебно – наглядных пособий: Цвет - разнообразный. Размеры – разнообразные. Формы – объемные. Время проведения занятий – любое. Количество в день – 2 – 3. Продолжительность – 25 мин. Характер упражнений – на усиление аккомодации (взор вниз, вблизь). Зрительная нагрузка № 7. Возраст детей – 5 – 7 лет. Острота зрения – 0,4 – 1,0 Характер зрения – одновременно-бинокулярное неустойчивое. Фиксация – центральная. Вид косоглазия – нет. Характер учебно – наглядных пособий: Цвет - разнообразный. Размеры – разнообразные. Формы – объемные. Время проведения занятий – любое. Продолжительность – 20 мин. Характер упражнений – на стереоприборах 4) информационно – просветительская деятельность педагогов, родителей; 5) направления детей в глазные стационары для оперативной коррекции. |
Приложение3.