Коррекционно-развивающая программа

Коррекционно-развивающая программа

«Путешествие в волшебный лес»

(для детей средней возрастной группы

с особыми образовательными потребностями)

Автор-составитель:

Каминская Мария Юрьевна

2016 год

Содержание

Аннотация…………………………………………………………………………4

Пояснительная записка ………………………………………………………... 5

Вид программы и её направленность ……………………………….. 6

При реализации программы используются методы и техники …………. 7

Цели и задачи ………………………………………………………………..8

Практическая значимость ……………………………………….................. 8

Участники программы …………………………………………................... 8

Научные и методологические и методические обоснования ……………. 9

Обоснование необходимости реализации программы для

указанных целей и решения поставленных задач ……………………….. 12

Описание способов, которыми обеспечивается гарантия

прав участников программы ………………………………………………. 12

Критерии ограничения и противопоказания на участие в

освоении программы ……………………………………………………….. 12

Обеспечение гарантий прав участников программы …………………….. 13

Ресурсы, которые необходимы для эффективной

реализации программы ……………………………………………………... 14

Перечень учебных и методических материалов, необходимых

для реализации данной программы ……………………………………….. 14

Требования к материально-технической оснащенности учреждения

для реализации программы …...…………………………………………….. 14

Требования к информационной обеспеченности учреждения

для реализации программы …………………………………………………. 15

Сроки и этапы реализации программы …………………………………….. 15

Программа построена по следующему алгоритму ……………………….... 16

Методические аспекты проведения практических занятий ………………. 16

Дополнительные условия …………………………………………................. 17

Схема построения занятий …………………………………………………... 17

Основополагающие принципы ……………………………………………… 20

Ожидаемые результаты программы ………………………………….……... 20

Система организации внутреннего контроля над

реализацией программы ……………………………………………………... 21

Критерии оценки достижения планируемых результатов ………………… 21

Результаты реализации программы …………………………………………. 22

Учебно-тематический план …………………………………………………... 24

Список литературы …………………………………………………………… 42

Приложение 1 …………………………………………………………………. 43

Приложение 2 …………………………………………………………………. 47

Отзыв администрации ДОУ ………………………………………………….. 49

Приложение 3 …………………………………………………………………. 50

Аннотация

Коррекционно-развивающая программа «Путешествие в волшебный лес» предназначена для детей среднего дошкольного возраста, имеющих нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы. Данная программа является одним из компонентов в системе психолого-педагогического сопровождения указанной категории детей.

Программа разработана на основе метода сказкотерапии с использованием приёмов игровой терапии и психогимнастикии, с включением музыкального сопровождения как вспомогательного средства.

Работа строится с опорой на ведущую деятельность дошкольника– игровую, которая рассматривается как универсальное средство оптимизации психического развития в дошкольном возрасте.

Игры в музыкальном сопровождении снимают психоэмоциональное напряжение в группе, воспитывают навыки адекватного группового поведения, безусловного принятия роли лидера или ведомого, то есть социализируют ребёнка.

Использование подвижных и результативных игр, психодинамической медитации, психомышечной релаксации в комплексе занятий позволяет стабилизировать эмоциональное состояние детей, раскрыть ресурсы детской психики, актуализировать их и работать на расширение «зоны ближайшего развития».

По завершении занятий у детей наблюдаются позитивные изменения в развитии эмоционально-волевой и коммуникативной сфер: они приобретают уверенность в себе, своих действиях, снижается проявление импульсивности в поведении, раскрывается творческий потенциал, формируется способность к концентрации внимания.

Данную программу можно использовать как в работе с воспитанниками групп коррекционно-развивающей направленности, так и с детьми общеобразовательных групп.

Пояснительная записка

Период дошкольного детства имеет особую значимость для формирования личности ребёнка. Дети активно изучают окружающий мир, многообразие проявлений эмоциональной жизни, усваивают нормы и правила поведения. И первые учителя детей в мире социальных отношений – это близкие взрослые. К сожалению, родители, от которых зависит становление чувства «базового доверия к миру» сына или дочери, часто в силу незнания, порой в результате дефицита времени или под давлением собственных психологических проблем не могут оказать полноценного внимания и поддержки развитию эмоционального мира ребёнка.

Эмоциональные перегрузки оказывают непосредственное влияние на соматическое здоровье. И, если взрослый человек может открыто заявить о существующей проблеме, о переживаемых эмоциях, что снижает риск возникновения психосоматических заболеваний, то ребёнку сложно обозначить свои чувства словесно. Кроме этого, психологическое состояние ребёнка тесно связано с эмоциональным микроклиматом в семье. Капризы, упрямство, агрессивность – это те способы, с помощью которых дети «заявляют» о своём неблагополучии [1].Детские конфликты находят внешнее выражение в нарушениях общих свойств эмоциональной регуляции (предметности, адекватности ситуации, избирательности). Из общего количества эмоциональных нарушений у детей среднего дошкольного возраста выделяются острые эмоциональные реакции, окрашивающие конкретные конфликтные для ребёнка ситуации, напряжённые эмоциональные состояния и нарушения динамики эмоциональных состояний. Эмоциональные нарушения, которые входят в структуру неврозов, неврозоподобных расстройств, являются коррелятом предболезненных состояний, в последнее время получили широкое распространение среди дошкольников. При этом эмоциональное благополучие имеет первостепенное значение для социально-личностного становления детей. Многие исследователи неоднократно подчеркивают, что эмоциональные нарушения нередко становятся причиной отклоняющегося поведения, приводят к нарушению социальных контактов [2].

Формирование мотивов и потребностей, волевой регуляции поведения, самооценки, мировосприятия является естественным продолжением раннего аффективного развития ребёнка.

Увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья предъявляет новые требования к организации коррекционно-развивающей работы через использование вариативных форм, способов, методов и средств с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

Образовательная деятельность в дошкольном учреждении сегодня ориентируется на задачи, заявленные в федеральном государственном стандарте дошкольного образования, среди которых одна из важных – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Пластичность высшей нервной деятельности ребёнка, незавершённость становления устойчивой структуры личности, податливость дошкольника по отношению к воспитательным воздействиям служат надёжным гарантом эффективности своевременной психокоррекционной работы[5].

Цели и задачи

Цель программы – укрепление эмоционального благополучия ребёнка, стабилизация эмоционального состояния.

В процессе работы по достижению цели решаются следующие задачи:

· снизить эмоциональное и телесное напряжение;

· формировать навыки саморасслабления;

· формировать адекватную самооценку;

· развивать коммуникативные навыки;

· развивать произвольную регуляцию поведения;

· развивать слуховое, зрительное внимание, способность к концентрации внимания;

· развивать воображение.

Практическая значимость

Практическая значимостьданной программы заключается в оказании помощи детям в достижении эмоциональной устойчивости, в стабилизации эмоционального состояния, актуализации и раскрытии ресурсов детской психики.Реализация данной программы обеспечивает проработку эмоционально-личностных проблем детей в преневротическом состоянии. По завершении занятийу участников группы наблюдаются позитивные изменения в развитии эмоционально-волевой и коммуникативной сфер: они приобретают уверенность в себе, своих действиях, снижается проявление импульсивности в поведении, формируется способность к концентрации внимания, раскрывается творческий потенциал.

Участники программы:воспитанники средней группы коррекционно-развивающей направленности (дети 4–5 лет) с заключениями ПМПК: парциальная несформированность высших психических функций смешанного типа, нарушение эмоционально-волевой сферы, задержка речевого развития. Курс занятий может быть использован в работе с детьми общеобразовательных групп.

Описание способов,

Ресурсы, которые необходимы

Для реализации программы

Требования к материально-технической оснащенности учреждения для реализации программы:

· помещение, приспособленное для проведения групповых занятий;

· магнитофон;

· комната для занятий;

· ковёр для занятий на полу;

· столы, стулья, дуги из модульного конструктора;

· колокольчик (1 шт.), обручи (по количеству детей), флажок (1 шт.), картофель (1 шт.), канат;

· магнитофон, СD с аудиозаписями:

­ «Голоса природы. Утро певчих птиц и дикая природа»;

­ Классическая музыка: THE MOST POPULAR CLASSICAL MUSIK IN THE WORLD EVER! PART II

Требования к информационной обеспеченности учреждения

Для реализации программы

Требования к информационной обеспеченности учреждения для реализации программы не предъявляется.

Дополнительные условия

Для повышения эффективности программы необходимо соблюдение ряда дополнительных условий.Работа требует системности и комплексного подхода.

Важным фактором успешности работы является мотивация родителей детей - участников группы. Способствовать её созданию могут индивидуальные консультации, на которых рассказывается о целях работы группы, форме её проведения и ожидаемые результаты.

Схема построения занятий

Основополагающие принципы

Организация работы с воспитанниками предполагает опору на следующие основополагающие принципы.

1. Единство диагностики и коррекции.

2. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей развития детей.

3. Обеспечение эмоциональной безопасности.

4. Положительная эмоциональная оценка достижений детей.

5. Открытость и конгруэнтность психолога, умение избежать негативного переноса.

Система организации

Содержание занятий

Занятие 1

Задачи:

· Снизить эмоциональное и телесное напряжение;

· развивать коммуникативные навыки.

Оборудование:стулья (можно разной высоты), поставленные в мостик, карандаш, колокольчик, запись «Голоса природы. Утро певчих птиц и дикая природа».

Вводная часть

Выполняем ритуал приветствия: участники группы складывают ладошки одну на другую.

Ребята, мы отправляемся в путешествие в волшебный лес. Для того чтобы попасть в лес, нам необходимо пройти по мостику. Проходим аккуратно по мостику, по одному.

Основная часть

I. 1.Психодинамическая медитация(звучит запись звуков природы)

Вы в сказочном лесу. В этом лесу живёт много разных зверей: бегают зайцы, ищут пищу волки, крадутся лисички, пробираются медведи. А теперь превращаемся в сказочных птиц и летим, свободно машем крыльями. У нас сильные и крепкие крылья. Птицы летят свободно и легко.

С высоты полёта птицы увидели красивую поляну, на которой можно поиграть.

Садимся в круг на ковёр.

II. 1Игра «Делай как я»

Повторяйте за мной движения рук. (Повтор 4 – 5 раз).

Игра «Дятел»

В лесу живёт волшебная птица – доктор. На весь лес раздаётся стук длинного клюва по стволу: это дятел достаёт вредных насекомых длинным клювом из дерева. Пример, как может стучать дятел. Сейчас, послушайте, как может стучать эта птица – доктор и постарайтесь повторить так же.

Игра «Тихий колокольчик»

Сядьте в круг. Мы попробуем с вами поиграть в одну красивую игру, в которой действовать надо очень осторожно. Одному из вас я дам колокольчик, и он должен отнести его, пройдя по кругу, ребёнку, который сидел рядом с ним, так, чтобы колокольчик не издал ни одного звука. Мы все будем сидеть тихо – тихо, чтобы услышать даже самый слабый звук. Когда вы подойдёте к этому ребёнку, то должны остановиться, позвонить в колокольчик и передать его своему соседу. И так далее, пока каждый из вас хотя бы один раз не пройдёт по кругу с колокольчиком. Конечно, может так случиться, что колокольчик зазвучит, пока вы идёте, тогда остановитесь и подождите, пока он утихнет … и идите дальше медленно и осторожно, чтобы на оставшемся пути колокольчик больше не звучал, был тихим.

Заключительная часть

Наше путешествие в волшебный лес завершается. В какие игры мы сегодня играли в лесу?(Ответы детей).

Выходим из леса также как и вошли, по мостику.

Выполняем ритуал прощания: участники группы складывают ладошки одну на другую.

Занятие 2

Задачи:

· Снизить эмоциональное и телесное напряжение;

· развивать акустическое внимание;

· формировать навыки саморасслабления и саморегуляции.

Оборудование:стулья, поставленные в мостик (можно разной высоты), обручи по количеству детей, карандаш, запись «Голоса природы. Утро певчих птиц и дикая природа», записи пьес В. А. Моцарта «Турецкое рондо» из фортепианной сонаты А, Ф. Шопена «Вальс».

Вводная часть

Выполняем ритуал приветствия.

Ребята, мыотправляемся в путешествие в волшебный лес (см. занятие № 1).

Основная часть

I. 1Психодинамическая медитация(звучит запись звуков природы)

Вы в сказочном лесу. В этом лесу живёт много разных зверей. Гуляют кошки: встаньте на колени, руки перед собой. Спину прогнуть. Медленно поднимите шею. Кошки отдыхают. Перед кошкой пробежал ёжик, кошки рассердились: вдохнули, выгибая спину вверх. Опустите подбородок на грудь. Выдохните. Ёжик убежал и кошки успокоились. На вдохе кошки изгибают спины, приподняв подбородок вверх. Посмотрите вверх и коснитесь животом пола. Вытяните руки перед собой. Повторить 2 – 3 раза. Требуется индивидуальная работа с детьми по отработке дыхания и движений.

Ползают змеи: лягте лицом вниз на ковёр. Вытяните руки вдоль тела, лоб касается пола. Делаем вдох и медленно поднимаем голову. Положите руки на подбородок. Локти разведите в стороны. Делаем выдох и вытягиваем руки перед собой, поднимите голову и выгните спину. На выдохе шипим как змея. Повторить 2 раза. Змеи шипят и извиваются по полу, вытягивая и удлиняя подвижное тело.

А теперь превращаемся в сказочных птиц и летим, свободно машем крыльями. У нас сильные и крепкие крылья. Птицы летят свободно и легко.

С высоты полёта птицы увидели красивую поляну, на которой можно поиграть.

Садимся в круг на ковёр.

II. 1Игра «Дятел»(см. занятие № 1)

Игра «Слушай музыку»

Давайте равномерно распределим обручи по всей комнате. Положите их на пол так, чтобы оставалось достаточно места для прохода.

Сейчас я включу музыку. Пока она звучит, танцуйте где хотите, но не заступайте за обручи. Когда музыка остановится, прыгните в ближайший обруч и замрите, будто вас заморозили ….

Заключительная часть

Наше путешествие в волшебный лес завершается. В какие игры мы сегодня играли в лесу?(Ответы детей).

Выходим из леса по мостику.

Выполняем ритуал прощания (см. занятие № 1).

Занятие 3

Задачи:

· формировать адекватную самооценку;

· развивать произвольное внимание;

· формировать навыки саморасслабления.

Оборудование:стулья и столы, поставленные в тоннель, запись «Голоса природы. Утро певчих птиц и дикая природа», запись пьесы К. Сен-Санса «Карнавал животных».

Вводная часть

Выполняем ритуал приветствия (см. занятие № 1).

Ребята, сейчас мы отправляемся в путешествие в волшебный лес. Сегодня для того чтобы попасть в лес, нам необходимо проползти по тоннелю. Ползём на животе.

Основная часть

I. 1 Психодинамическая медитация(звучит запись звуков природы)

Вы в сказочном лесу. В этом лесу живёт много разных зверей. Живут маленькие черепахи. Черепашки очень любознательные, но, к сожалению, очень пугливые. Как только они слышат громкий шум, они тут же прячутся в панцирь. Поднимите плечи вверх, а подбородок надавите на грудь …

Когда всё становится спокойно, черепашки медленно вытягивают шею из панциря. Поднимите голову медленно наверх и вытяните шею … Опустите плечи и повращайте головой в разные стороны. Посмотрите вокруг своими черепашьими глазами: убедитесь, что вы находитесь в безопасности …

Я хлопну в ладоши. Когда вы услышите этот громкий звук, быстро прячьтесь в панцирь…. (Громко хлопните).

А теперь снова всё спокойно, и вы можете медленно выбраться из панциря, вытянуть шею, опустить плечи и осмотреться.

По лесу прогуливаются кошки (см. занятие № 2).

А теперь превращаемся в сказочных птиц и летим, свободно машем крыльями. У нас сильные и крепкие крылья. Птицы летят свободно и легко.

С высоты полёта птицы увидели красивую поляну, на которой можно поиграть.

Садимся в круг на ковёр.

Игра «Кто за кем?»

По комнате в случайном порядке расставлены стулья. Звучит музыка. Один ребёнок, которого вызвал ведущий, ходит между стульями и, услышав слово «Стоп», садится на ближайший свободный стул. Ведущий вызывает следующего, и тот повторяет действия предыдущего ребёнка.

Когда все дети сядут на стулья, ведущий предлагает детям по очереди вставать и идти на прежнее место. Поднимаются дети в таком порядке, как их вызывал в начале игры ведущий.

Игра «Ветер, дождь и гром»

Сядьте в круг на пол. Каждый должен в точности повторять то, что я буду делать.

Мы поиграем в игру, которая называется «Ветер, дождь и гром».Сначала я буду тереть ладони друг о друга – это ветер...

Теперь я буду мягко хлопать руками по коленям – это дождь...

А сейчас я буду попеременно стучать ногами по полу – это гром…

Каждое из этих трёх действий совершайте приблизительно в течение минуты. Закончите игру, перевернув первоначальную последовательность, чтобы погода успокоилась.

Положите руки на колени и закройте глаза. Представьте красивую радугу (15 секунд).

Теперь вы можете открыть глаза и поаплодировать себе за то, что вы так хорошо справились с этим заданием.

Заключительная часть

Наше путешествие в волшебный лес завершается. В какие игры мы сегодня играли в лесу?(Ответы детей).

Выходим из леса по тоннелю. Ползём на животе.

Выполняем ритуал прощания (см. занятие № 1).

Занятие 4

Задачи:

· развивать воображение;

· развивать зрительное внимание;

· развивать коммуникативные навыки.

Оборудование:стулья и столы, поставленные в тоннель, колокольчик, флажок, запись «Голоса природы. Утро певчих птиц и дикая природа», записи пьес Ф. Шопена «Вальс», Полонез «Военный»

Вводная часть

Выполняем ритуал приветствия (см. занятие № 1).

Ребята, сейчас мы с вами отправляемся в путешествие в волшебный лес. Для того чтобы попасть в лес, нам необходимо проползти по тоннелю. Ползём на животе.

Основная часть

I. 1 Психодинамическая медитация(звучит запись звуков природы)

Мы в сказочном лесу. Мы идём по земле. Земля бывает разная. Она бывает сухая и мокрая, горячая и холодная. На земле бывает и трава, и песок, и шишки. А в волшебном лесу всё постоянно меняется. Вот сейчас мы идём по зелёной мягкой травке, она приятно ласкает нам ноги. А теперь вдруг у нас под ногами песок, он становится всё горячее и горячее. Он просто обжигает ноги. Ой! Но вдруг выпал снег. И мы идём по мягкому пушистому, но холодному снегу. И снова всё изменилось в лесу: снег растаял и теперь у нас под ногами лужи. Можно побегать по тёплым лужам. Лужи высохли и перед нами лесная тропка, усеянная шишками да иголками. Они щекочут и покалывают наши ноги.

Тропка привела нас на поляну, где мы можем поиграть.

II. 1Игра «Флажок»

Играющие ходят по комнате под музыку. Когда ведущий поднимет флажок вверх, все дети должны остановиться, хотя музыка продолжает звучать.

2 Игра «Самый ловкий наездник» (см. занятие № 2)

3 Игра «Тихий колокольчик»(см. занятие № 1)

III. Психомышечная тренировка(см. занятие № 1)

Заключительная часть

Наше путешествие в волшебный лес завершается. В какие игры мы сегодня играли в лесу?(Ответы детей).

Выходим из леса по тоннелю. Ползём на животе.

Выполняем ритуал прощания (см. занятие № 1)

Занятие 5

Задачи:

· снять эмоциональное и телесное напряжение;

· развивать способность к сопереживанию;

· развивать акустическое внимание;

Оборудование:дуги из модульного конструктора, карандаш, обручи, картофель (1 шт.),запись«Голоса природы. Утро певчих птиц и дикая природа», запись пьесы Ф. Шопена «Вальс».

Вводная часть

Выполняем ритуал приветствия(см. занятие № 1)

Ребята, сейчас мы отправляемся в путешествие в волшебный лес. Для того чтобы попасть в лес, нам необходимо пройти под радугой.

Основная часть

I. 1. Психодинамическая медитация(звучит запись звуков природы)(см. занятие № 4).

II. 1 Игра «Дятел»(см. занятие № 1).

2Игра «Слушай музыку»(см. занятие № 2).

Игра «Горячая картошка»

Сядьте на пол в круг. У меня для нашей игры приготовлена картофелина. Но она – особенная. Теперь представьте, что эта картофелина очень горячая. Поэтому мы должны передавать её друг другу очень – очень быстро. Если она у кого – то задержится в руках, то мы все представим, что он обжёг пальцы. И что тогда? Ещё у нас в игре есть стоп – часы. Это ребёнок, который сядет за кругом к нам спиной, и время от времени будет кричать: «Стоп!», когда захочет. Если мы услышали «Стоп!», картошку передавать нельзя, она остаётся у кого – то в руках, и он «обжигается». Для него это настоящая беда. Но, к счастью, мы можем его утешить. Те, кто сидит рядом, обнимут его за плечи, пока ребёнок с картошкой не скажет: «Дальше». И снова быстро – быстро передаём картошку из рук в руки, пока стоп – часы снова не закричат «Стоп!» Роль стоп-часов исполняют несколько детей, сменяя друг друга.

Заключительная часть

Наше путешествие в волшебный лес завершается. В какие игры мы сегодня играли в лесу?(Ответы детей).

Выходим из леса под радугой.

Выполняем ритуал прощания (см. занятие № 1).

Занятие 6

Задачи:

· снизить телесное напряжение;

· развивать уверенность в себе;

· обучать приёмам саморасслабления

Оборудование:дуги из модульного конструктора (радуга), стулья, запись«Голоса природы. Утро певчих птиц и дикая природа»,записьпьес П. Чайковский «Сладкая грёза», «Песня жаворонка».

Вводная часть

Выполняем ритуал приветствия. См. занятие № 1.

Ребята, сейчас мы с вами отправляемся в путешествие в волшебный лес. Для того чтобы попасть в лес, нам необходимо пройти под радугой.

Основная часть

1. Психодинамическая медитация(см. занятие № 1)

Игра «Полоса препятствий»

Маленькие медвежата, гуляя по лесу, наткнулись на бурелом, полосу препятствий. Используя стулья, столы, кубы создать в комнате полосу препятствий. Необходимо пролезть через такую преграду.

Психомышечная тренировка

Медвежата в берлоге

Осень. Рано темнеет. Медвежата сидят на лесной полянке смотрят вслед уходящей в лесную чащу маме – медведице. Она идёт стелить им кроватки в берлоге. Медвежатам хочется спать. Они по одному идут домой, точно придерживаясь следа медведицы. Медвежата забираются в свои кроватки и ждут, когда мама – медведица поиграет с ними перед сном. Медведица пересчитывает медвежат. Все на месте, можно начинать игру.

5 Игра с шишками(на напряжение и расслабление мышц рук)

Мама - медведица «бросает» медвежатам шишки. Они ловят их и с силой сжимают в лапках. Шишки разламываются в мелкие кусочки. Медвежата откидывают их в стороны и роняют лапки вдоль тела – лапки отдыхают. Повторить игру 2 – 3 раза.

Отдых

Мама-медведица спела медвежатам колыбельную, а медвежата, устроившись поудобнее стали дремать. Медведица говорит медвежатам, что сейчас они услышат прекрасную музыку, и, обращаясь к каждому медвежонку в отдельности, рассказывает, какими они будут хорошими, когда проснутся.(П. Чайковский «Сладкая грёза) Потом она предупреждает медвежат, что скоро утро и, как только запоёт жаворонок, они проснутся. (Пауза) Поёт жаворонок («Песня жаворонка»). Дети спокойно и медленно встают. С удивлением и любопытством дети – медвежата выглядывают из берлоги: легли спать осенью, а сейчас весна. Всю зиму, оказывается, проспали медвежата в берлоге. Тянемся к солнышку, потягиваемся.

Заключительная часть

Наше путешествие в волшебный лес завершается. В какие игры мы сегодня играли в лесу?(Ответы детей).

Выходим из леса под радугой.

Выполняем ритуал прощания (см. занятие № 1).

Занятие 7

Задачи:

· Снизить телесное напряжение;

· развивать зрительное внимание;

· развивать коммуникативные навыки.

Оборудование:канат, флажок, колокольчик, запись «Голоса природы. Утро певчих птиц и дикая природа», запись пьесы Ф. Шопена Полонез «Военный».

Вводная часть

Выполняем ритуал приветствия(см. занятие № 1).

Ребята, сейчас мы с вами отправляемся в путешествие в волшебный лес. Для того чтобы попасть в лес, нам необходимо пройти по канату.

Основная часть

1. Психодинамическая медитация(см. занятие № 5)

2. Игра «Делай как я»(см. занятие № 1)

3. Игра «Флажок»(см. занятие № 4)

4. Игра «Тихий колокольчик»(см. занятие № 1)

5. Психомышечная тренировка(см. занятие № 6)

Заключительная часть

Наше путешествие в волшебный лес завершается. В какие игры мы сегодня играли в лесу?(Ответы детей).

Выходим из леса по канату.

Выполняем ритуал прощания(см. занятие № 1).

Занятие 8

Задачи:

· способствовать развитию чувства внутренней опоры, стабильности;

· развивать воображение;

· формировать навыки саморасслабления.

Оборудование:канат, карандаш, обручи, запись«Голоса природы. Утро певчих птиц и дикая природа», запись пьесы В.А. Моцарта «Турецкое рондо».

Вводная часть

Выполняем ритуал приветствия (см. занятие № 1.)

Ребята, сейчас мы с вами отправляемся в путешествие в волшебный лес. Для того чтобы попасть в лес, нам необходимо пройти по канату.

Основная часть

Психодинамическая медитация

В нашем лесу есть волшебная Паутинка. С помощью паутинки можно делать удивительные превращения. Тому, кто по ней пройдёт, она подарит сильные и крепкие ноги.

Ведущий и помощник (воспитатель) берут ткань двумя руками и натягивают туго. Ткань поднимается над полом на 10 – 15 см. Дети по одному ходят по ней, преодолевая сопротивление ткани.

После ходьбы паутинка может покачать ребёнка. Кто – то из детей оказывается в центре паутинки, садится на неё, и остальные дети вместе с взрослыми начинают медленно поднимать и покачивать того, кто находится внутри. По очереди все дети могут покачаться на паутинке.

2. Игра «Дятел»(см. занятие № 1)

3. Игра «Смелые наездники»(см. занятие № 2)

4. Психомышечная тренировка(см. занятие № 1)

Заключительная часть

Наше путешествие в волшебный лес завершается. В какие игры мы сегодня играли в лесу?(Ответы детей).

Выходим из леса по канату.

Выполняем ритуал прощания(см. занятие № 1).

Занятие 9

Задачи:

· Развивать произвольное внимание;

· формировать навыки саморасслабления;

· развивать способность к сотрудничеству.

Оборудование:запись «Голоса природы. Утро певчих птиц и дикая природа», запись пьесы К. Сен-Санса «Карнавал животных».

Вводная часть

Выполняем ритуал приветствия(см. занятие № 1).

Ребята, сейчас мы с вами отправляемся в путешествие в волшебный лес. Для того чтобы попасть в лес, нам необходимо пройти по тоннелю.

Основная часть

1. Психодинамическая медитация(см. занятие № 1)

2. Игра «Скучно так сидеть»(см. занятие № 3)

3. Игра «Кто за кем?»(см. занятие № 3)

4. Психомышечная тренировка(см. занятие № 6)

Заключительная часть

Наше путешествие в волшебный лес завершается. В какие игры мы сегодня играли в лесу?(Ответы детей).

Выходим из леса по тоннелю.

Выполняем ритуал прощания (см. занятие № 1).

Список литературы

1. Захаров А.И. Детские неврозы (психологическая помощь родителей детям). «Респекс», СПб.: 1995

2. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребёнка. – СПб.: Союз, 1997

3. Зинкевич Т.Д., Михайлов А.М. Волшебный источник. Теория и практика сказкотерапии. – Изд – во «СМАРТ», Санкт – Петербург, 1996

4. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребёнка. Учебное пособие. Российское педагогическое агенство. 1997

5. Левис Ш., Левис Ш.К. Ребёнок и стресс. – СПб.: Питер Пресс, 1996

6. Миланич Ю. М.Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста[Электронный ресурс]

7. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 1. – ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999

8. Чистякова М.И. Психогимнастика/ Под ред. М.И. Буянова. – М.: Просвещение, 1995

9. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника/

Под ред. Я. Л. Коломинского. – Мн., 1997

10. Фопель К.С головы до пят. Подвижные игры для детей 3 – 6 лет: Пер. с нем. – М.: Генезис, 2005

11. ФопельК.Привет, ручки! Подвижные игры для детей 3 – 6 лет: Пер. с нем. – М.: Генезис, 2005

12. Фельдштейн Д.И. Изменяющийся ребёнок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новой школы//Национальный психологический журнал 2010,№2(4)

13. Развитие внимания и эмоционально – волевой сферы детей 4 – 6 лет: разработки занятий, диагностические и дидактические материалы/сост. Ю.Е. Веприцкая. – Волгоград: Учитель, 2010

Приложение № 1

Карта наблюдений. Личностный профиль ребёнка

Фамилия, имя, возраст ребёнка: _____________________________________

Дата занятия, № занятия, тема занятия _________________________________

Характеристики поведения, проявляемого на занятии

  Пассивность   0-----1-----2-----3-----4-----5-----6   Активность  
  Отстранённость   0-----1-----2-----3-----4-----5-----6   Вовлечённость  
  Агрессивность   0-----1-----2-----3-----4-----5-----6 Покладистость Миролюби- вость  
Проявление стереотипных действий     0-----1-----2-----3-----4-----5-----6     Проявление творческих действий
Беспокойство, неуверенность, зависимость   0-----1-----2-----3-----4-----5-----6   Спокойствие, уверенность, зависимость
Рассеянность, невнимательность, неусидчивость     0-----1-----2-----3-----4-----5-----6 Внимательность, сосредоточенность

Карту важно заполнять не реже каждого 3 – го занятия (лучше на каждом занятии). Чем чаще заполняется карта, тем более обширный и глубокий материал накапливается, что позволяет быстрее и успешнее решать поставленные задачи.

Карта наблюдений включает в себя 6 шкал, построенных по принципу полярных качеств. Каждая шкала имеет шесть градаций. Отметка «3» показывает отсутствие явной выраженности того или иного качества. Отметки «0, 1» и «5, 6» показывают сильную выраженность того или иного качества.

Например, если ребёнок активно участвует в работе группы, быстро подхватывает идеи, стремится многое делать сам, то по шкале «Пассивность–активность» ставится знак «Х» (или точка) около цифры «5». При максимальном выражении качества «6». Если ребёнок иногда проявляет активность, а иногда остаётся в тени, можно поставить знак «Х» около цифры «3». Если ребёнок достаточно активен, но также склонен наблюдать за происходящим, можно поставить «Х» около цифры «4». Если ребёнок вял, безынициативен, можно поставить «Х» рядом с цифрой «1» или «2».

Важно помнить, что активность или пассивность во многом зависит от состояния ребёнка в данный момент. Даже самые активные и подвижные дети, когда заболевают или оказываются в непривычной обстановке, могут проявлять вялость или пассивность. А внешне замкнутые дети проявляют активность тогда, когда им неинтересно. Поэтому важно накапливать серию наблюдений в разные дни и в разных обстоятельствах.

Шкала «Отстранённость–вовлечённость»показывает уровень мотивации ребёнка по отношению к занятиям, его интерес к работе группы. Если ребёнку неинтересно, он не участвует в групповой работе, ноет, капризничает, не проявляет эмоциональной реакции, то можно поставить в этой шкале знак «Х» рядом с одной из цифр «0, 1, 2» (в зависимости от выраженности качества). Такая реакция ребёнка, если она не вызвана его болезнью может говорить о том, что для него данный подход или мало- эффективен или задания сложны; или это его личностная особенность.

Шкала «Отстранённость – вовлечённость» является одним из серьёзных показателей эффективности работы.

Шкала «Агрессивность–покладистость»характеризует уровень внутренней и внешней агрессии ребёнка. Если ребёнок проявляет по отношению к другим разрушительные или запугивающие действия: разрушает что-то сделанное детьми, толкает их, перебивает, кусается, обзывается, унижает – можно поставить «Х» рядом с одной из цифр «0, 1, 2». К

Наши рекомендации