Блок 1.Коррекционно-развивающая программа по работе с детьми старшего дошкольного возраста, испытывающими чувство страха и тревожности.

Пояснительная записка

Поводом для написания данной программы послужило увеличение обращений педагогов и родителей детей с различными нарушениями: повышенная тревожность, страхи, повышенная напряжённость, неуверенность, замкнутость и т. д.

Ребенок почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи опущены, выражение лица грустное или индифферентное, часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. При обследовании такой ребенок подавлен, не инициативен, с трудом входит в контакт. Одной из причин такого эмоционального состояния ребенка может быть проявление повышенного уровня страхов и тревожности.

Усилению в ребенке тревожности могут способствовать такие факторы, как завышенные требования со стороны родителей и воспитателей, так как они вызывают ситуацию хронической неуспешности. Сталкиваясь с постоянными расхождениями между своими реальными возможностями и тем высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые, ребенок испытывает беспокойство, которое легко перерастает в тревожность.

Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, незнании ими психических особенностей ребёнка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье.

Идея разработанной программы - предупредить возможность проявления страхов и тревожности и устранить проблемы у детей уже имеющихся нарушений, вызванных семейными неурядицами, душевной чёрствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью.

Цель программы - психологическая поддержка детей, имеющих различные страхи.

Задачи программы:

1. Снизить тревожность ребенка.

2. Усилить “Я” ребёнка.

3. Актуализировать чувство страха.

4. Повысить психический тонус ребёнка.

5. Осуществить контроль над объектом страха.

6. Повысить уверенность в себе.

Критерии эффективности программы:

• повышение уверенности в себе;

• снижение тревожности;

• снижение количества страхов;

• улучшение взаимоотношений родитель- ребёнок

Используются следующие диагностические методики(Приложение 1):

Для детей

Восьмицветовой тест Люшера

Цель: выявление эмоционально-характерологического базиса личности, её актуального состояния

2. Тест “Страхи в домиках” (автор А. И. Захаров)

Цель: выявить наличие страхов у детей.

3. Тест “Тревожности” (автор Р. Тэмлл, М. Дорки, В. Амен.) для дошкольников.

Цель: выявить уровень тревожности у детей

4. Тест «Лесенка» (Т.Д. Марцинковская)

Цель: выявить уровень самооценки у ребенка

Для родителей

1. Анкета по выявлению тревожного ребенка (Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко)

Цель: выявить уровень тревожности ребенка.

2. Тест на оценку уровня тревожности ребенка (А.И. Захаров)

Цель: выявить уровень тревожности ребенка

Для педагогов

1. Анкета по выявлению тревожного ребенка (Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко)

Цель: выявить уровень тревожности ребенка.

2. Опросник «Ребёнок глазами взрослого» (А.А.Романова)

Цель: Выявить нарушения поведения и эмоциональных расстройств у дошкольников

Методы и техники, используемые в программе:

1. Релаксация.Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.

2. Концентрация.Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.

3. Функциональная музыка. Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.

4. Игротерапия. Используется для снижения тревожности, страхов, повышения уверенности в себе.

5. Телесная терапия. Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения.

6. Арт-терапия. Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности.

Цикл практических занятий рассчитан на 10 занятий. Занятия проводятся с одной группой одни (два) раза в неделю. В каждой группе 5-6 человек. Занятия подобраны так, чтобы на протяжении всего занятия и всего курса сохранялся интерес у детей. Идеальный вариант - одновозрастные группы, но группы могут быть разновозрастные.

В ходе реализации данной программы должны быть соблюдены особые условия проведения занятий:

1) принятие ребёнка таким, какой он есть;

2) нельзя не торопить, не замедлять игровой процесс;

3) учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из травмирующей ситуации;

4) начало и конец занятий должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребёнка ощущение целостности и завершённости занятия;

5) игра не комментируется взрослым;

6) в любой игре ребёнку предлагается возможность импровизации.

В содержании программы занятий выделяются три блока, которые обеспечивают решение поставленных задач.

1 блок - развлекательные ( контактные) - 1 занятие - включает объединение детей, задания направленные на создание доброй и безопасной обстановки.

2 блок - коррекционно - направленные + обучающие - 8 занятий - коррекция эмоциональных нарушений (страхов, тревожности, неуверенности в себе), обучение.

3 блок - развлекательные + обучающие + контрольные.

Контрольный этап позволяет увидеть эффективность коррекционной

работы. Контроль осуществляется с использованием всех диагностических материалов ранее использованных.

Литература

1.Костина JI. М. Игровая терапия с тревожными детьми. СПб.: Речь, 2005.

2.Л. М. Шипицина Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. Спб.: Речь, 2003.

3.М. В. Ермолаева Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. М. -Воронеж Модек, 1998.

4.А. И. Захаров Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М. 1993.

5.А. И. Захаров Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб. 1995.

6.Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. М. 1989.

7.К. Е. Изард Эмоции человека. М. 1980.

8.Е. Л Шепко Нарушения психического развития у детей. Иркутск, 2004.

9.У. В. Ульенкова, О. В. Лебедева. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. М.: Владос, 2002.

10.Е. А. Алябьева Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. М.: Сфера, 2003.

11.Е. А. АлябьеваПсихогимнастика в детском саду. М.: Сфера, 2003.

12.Л. М. Шипицина, О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова. Азбука общения. Санкт-Петербург: “Детство-Пресс”, 2004.

Наши рекомендации