Индивидуальные особенности личности, проявляющиеся в общении
Психологи утверждают, что ЧЕЛОВЕК ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА КАКМУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ. Какую струну в нем задеваешь, та тебе и откликается – это основа всей азбуки общения, главныйпсихологическийключ ковсемчеловеческимвзаимоотношениям. К сожалению, чаще мы поступаем иначе. На вас плохо посмотрели, «не так» ответили, и корень зла вы ищете в ком? Конечно же, чаще не в себе. Встаньте на другую платформу: вы виноваты в том, что на вас «плохо» посмотрели; вы «не так» спросили; вы «не так» попросили, то есть вынетуструну (клавишу) задели. В реальной жизни очень часто мы как безграмотные музыканты «бренчим» друг на друге, нажимаем вслепую чужие «психологические клавиши», даже не подозревая об этом, а потом злимся на их режущие звуки. Отчего это происходит? Да все потому, что мы психологически безграмотны. Чтобы правильно общаться, понимать друг друга, мы должны знать, что определяет индивидуальность личности (индивидуальные психологические клавиши), что свойственно, всем, нам и «срабатывает» в процессе общения (общие психологические клавиши).
В первой главе были изложены психологические знания, которые очень важны в выявлении индивидуальности личности. Учитывая возрастную категорию читателя, считаем необходимым познакомить его в тех же целях, с довольно простой, доступной пониманию неспециалиста концепцией осознания людьми своих скрытых психологических игр, выдвинутой американским психотерапевтом Э. Берном. Основная его идея в том, что в каждом из нас есть начала трех состояний: «Дитя» – Д; «Родитель» – Р и «Взрослый» – В. Каждое из этих состояний может определять поведение индивида. Приведем интересную, на наш взгляд, интерпретацию теории Берна, данную психиатром Г. Харрисом [29].
РОДИТЕЛЬ – это огромное собрание в мозгу записей неоспоримых или запечатлевшихся внешних событий, воспринятых человеком в его первые годы. Этот период, который мы грубо ограничили первымипятьюгодами жизни, предшествует социальному рождению индивидуума.
Все наблюдаемые ребенком действия родителей и все сказанное ими и услышанное ребенком записывается в «компьютер» под именем Родитель. Сведения, собранные в Родителе, были восприняты и записаны «непосредственно», без проверки. В этом возрасте ребенок еще не мог корректировать или объяснять. Поэтому при враждующих и ссорящихся родителях их борьба записывалась вместе со всем ужасом, испытываемым ребенком, на глазах которого почти уничтожали друг друга две личности, от которых зависело его выживание. Не мог ребенок включить в эту запись причинно-следственные связи.
В коллекцию Родителя записываются все наставления и правила, которые ребенок слышал от своих родителей и видел в их образе жизни. В этом хранилище записей имеются тысячи «нет», «нельзя» ... Позднее приходят более сложные высказывания: «Помни, сынок, где бы ты в мире не оказался, ты всегда... никогда не лги, оплачивай свои счета, мой за собой посуду ...» Независимо от того, хороши или плохи эти правила в свете разумной этики, важным элементом является то, что они записываются как истина из надежного источника, представляемого людьми в «шесть футов высотой», и в то время, когда это важно для ребенка ростом в два фута, чтобы угождать и повиноваться им. Это постоянная запись. Личность не может стереть ее. Это доступно для проигрывания, воспроизведения на протяжении всей жизни. Такое проигрывание является сильным влиянием в течение всей жизни, это определяет нормы и правила поведения личности.
Другая характерная черта Родителя – постоянная противоречивость записанного. Родитель говорит одно, а делает другое. Родители говорят «не лги», но сами говорят неправду. Они говорят детям, что курить вредно для здоровья, а сами курят ... . Так как эти данные вызывают замешательство и страх, ребенок защищает себя тем, что прекращает запись.
Запись информации Родителя полезно рассматривать как что-то подобное записи стереофонического звука. Там имеются две дорожки, которые в случае гармонии производят прекрасный эффект при их совместном проигрывании. Если они не гармоничны, звуковой эффект неприятен, и запись отставляют в сторону и проигрывают очень редко, если вообще проигрывают. Родитель или подавляется или, в крайнем случае, совсем блокируется. Другой способ описания этого феномена – сравнить его с алгебраическим уравнением: плюс, умноженный на минус, равняется минусу. Не имеет значения, насколько велик был плюс (например, «хорошая» мама) и насколько мал был минус («плохой» папа). Результат всегда даст минус – ослабленный, дезинтегрированный Родитель.
Является ли Родитель ненужным бременем или благодеянием, зависит от его соответствия настоящему, от того был ли он пересмотрениприведен в соответствие Взрослым.
Имеются также для Родителя другие источники, кроме физических родителей. Трехлетний малыш, проводящий много часов в день перед телевизором, записывает все, что он видит, программы, которые он смотрит, «преподают» ему концепции жизни. Если он смотрит программы, демонстрирующие ожесточение, насилие – это будет записано в Родителе как дозволенное. Особенно если родители с удовольствием тоже смотрят это. Малыш получает двойную санкцию – телевизора и людей, и он допускает, что получил позволение к насилию, при условии, что соберет требуемое количество несправедливостей. Многие из переживаний, полученных через старших братьев и сестер, также записываются в Родителе.
В «компьютер» ДИТЯ записывают внутренние события, реакции маленькой личности на то, что он видит и слышит. Дитя – это эмоционально-непосредственное начало. Накопление информации в «компьютере» Дитя происходит на бессознательном уровне. Поскольку маленькая личность не имеет словаря во время наиболее критического из ее ранних переживаний, то большая часть ее реакций проявляется в ее чувствах... недовольный взгляд, обращенный в его направлении, может только вызвать чувства, пополняющие его хранилище негативными данными о самом себе. На основании этих чувств маленькая личность рано заключает: «У меня неблагополучно (я – плохой)». Харрис называет эту самооценку неблагополучным Дитя. Имеется также и светлая сторона! В Дитя записаны бесчисленные грандиозные восторженные переживания маленькой личности: первое питье воды из садового шланга, первое поглаживание мягкой шерсти котенка... Однако наблюдения убеждают, что чувство неблагополучия значительно превосходит хорошие чувства. Очевидно, каждый из нас имеет неблагополучное Дитя.
ВЗРОСЛЫЙ является компьютером по обработке данных из трех источников: Родителя, Дитя и информации, которую накопил и накапливает Взрослый (информация зрелого сознания). Взрослый, проверяющий данные Родителя, может появиться в раннем возрасте. Больше защищен тот ребенок, который выясняет, что большая часть данных Родителя верна: «они говорили правду!» Важно подчеркнуть, что проверка данных компонента Родителя не стирает записей благополучия, сделанных в компоненте Дитя в первые годы.
Тем же образом, каким Взрослый пересматривает данные Родителя, чтобы определить, что там правильно, а что нет, он приводит в порядок сведения компонента Дитя, чтобы установить, какие чувства уместно выражать. Взрослый компонент выражает эмоции, соответствующие случаю. Функции Взрослого в пересмотре информации Родителя и Дитя имеют отношение к данным, извлеченным из настоящей реальности.
Другая функция Взрослого состоит в вероятностной оценке. Способность к вероятностной оценке можно увеличивать сознательным усилием. Как мускулы тела, так и Взрослый компонент растет и увеличивает эффективность благодаря тренировке и использованию. Если благодаря вероятностной оценке Взрослый проявляет бдительность относительно возможной беды, он так же может разработать решение, чтобы встретить беду, если она придет.
Заслуживает интереса гипотеза Харриса о формировании одной из жизненных установок в первые три года жизни на основе информации, записанной в компоненте Дитя:
1. У меня неблагополучно – у вас благополучно.
2. У меня неблагополучно – у вас неблагополучно.
3. У меня благополучно – у вас неблагополучно.
Ребенок остается на выбранной им установке к концу третьего года своей жизни, и она управляет всем, что он делает. Она остается с ним на остальную часть его жизни до тех пор, пока он позднее сознательно не сменит ее на четвертую установку: «у меня благополучно – у вас благополучно». Рассмотрим, что влияет на формирование каждой установки и каково жизненное кредо человека с соответствующей установкой.
У меня не благополучно – у вас благополучно. Это универсальная установка раннего детства. Ребенок строит свою самооценку в целом на оценке других. Его единственным ориентиром являются реакции других людей на него. Понятно, в каком случае у ребенка формируется такая установка (все им недовольны, он плохой ... Это бессознательно записывает Дитя). Такая жизненная установка приводит к отдалению от людей, депрессии ... «Вы сказали, что я плохой, и я буду плохим!» Человек с такой установкой может пройти по жизни с мыслью: «Моя жизнь немногого стоит».
У меня неблагополучно – у вас неблагополучно. Такая установка может сформироваться при «жестком» воспитании, когда мать сурова и неласкова, а наказания становятся все чаще и тяжелее. Если это тяжкое состояние заброшенности длится без облегчения, на втором году жизни ребенок заключает: «у меня неблагополучно – у вас неблагополучно». Взрослый компонент прекращает развиваться, так как одна из его функций – получать одобрения – расстроена тем, что источник одобрения, ласк отсутствует. Ребенок отвергает и искренне хорошее к нему отношение других людей. Человек с такой жизненной установкой теряет интерес к жизни, способен на преступление. Его жизненное кредо: «Жизнь вообще ничего не стоит».
У меня благополучно – у вас неблагополучно. Ребенок, с которым родители в течение долгого времени обращались грубо и жестоко, от первой установки «вы благополучны» переключается на третью или криминальную установку (я – хороший, вы – плохие). Если двухлетний малыш сделал вывод о своем благополучии, не значит ли это, что он является результатом самоласкания, самоодобрения, а если так, то как может маленькое дитя ласкать, одобрять само себя?
Самоласкание происходит в моменты, когда маленькая личность успокаивает, излечивает раны, ушибы. Это ребенок, которого бьют так сильно, что ломают кости и рвут кожу. Маленький человек успокаивает боль, лечится «лежа и зализывая раны», испытывая при этом ощущение успокоения в одиночестве и утешая сам себя. При появлении жестоких родителей он может закричать от ужаса, что все повторится снова. «Вы причиняете мне вред! У вас неблагополучно. У меня благополучно – у вас неблагополучно». Так маленькой личностью пережита жестокость, но так же пережито и выживание. Трагедией человека с такой установкой является то, что он идет через жизнь, отказываясь заглянуть внутрь. Этой установки держатся неисправимые преступники. Это лица «без стыда и совести», убежденные в своем благополучии независимо от того, что они делают, и в том, что вся вина в любой ситуации лежит на других. Их жизненное кредо: «Ваша жизнь немногого стоит».
У меня благополучно – у вас благополучно. Эта установка качественно отличается от первых трех. Первые три установки базируются на чувствах. Четвертая основана на размышлении, вере и риске активного действия. Счастливы дети, которым в первые годы жизни помогают обнаружить, что у них все благополучно. Чаще личность сама формирует у себя четвертую жизненную установку и принимает жизненное кредо: «Жизнь стоит того, чтобы жить!»
Важно помнить, что для людей единственный путь стать благополучными – это вскрыть детские затруднения, являющиеся подоплекой первых трех установок, и показать, как текущее поведение закрепляет эти установки. Важно понять, что установка «у меня благополучно – у вас благополучно» есть установка, а не чувство. Запись неблагополучия, сделанная в детстве, не стирается решением в настоящем. Решение задачи – в умении найти способ начать собирать записи, которые играют благоприятную роль и дают благоприятные результаты в общении, накапливать успехи в терминах правильной вероятной оценки, успехи в понятиях интегрированных действий, которые имеют значение и программируются Взрослым компонентом, а не Родителем или Дитя, успехи, основанные на этике, которым можно разумно содействовать. Человек, который в течение многих лет руководствуется в жизни решениями Взрослого, может с уверенностью сказать: «Я знаю, что это работает».
На конкретном примере проследим, что происходит в процессе общения. Ситуация: Вы – начальник. Вам нужен секретарь. Вам доложили, что в приемной сидит девушка, пришедшая по объявлению. Девушка входит в кабинет. Моментально включился ваш компьютер Д и отметил ее внешний вид (фигура, прическа, платье, духи). Она еще не сказала ни слова, а уже готова первая оценка: или симпатична – несимпатична, или «вот это да!» или «ох, бедняжка!» Девушка подходит к вашему столу, садится и кладет свою сумочку на стол. Вы обнаруживаете, что она в джинсах. Тут же включается компьютер Р: «Так же не делают! На деловую встречу могла бы прийти не в джинсах, какая невоспитанность!» Вы поняли, что компьютеры Д и Р включаются помимо вашей воли? Волевым усилием вы можете отключить оба компьютера Д и Р, и, включив компьютер В (понятно, что он включается волевым усилием?), начать деловой разговор. А если вы устали? Тогда энергии на включение В не хватит, и вы откажете девушке, то есть примете решение, поддавшись чувствам. Понятно, почему Э. Берн дает совет: «Не торопитесь с решениями, даже если задеты ваши чувства или нарушены дорогие вам нормы. С делом, требующим решения, надо переночевать!»
В идеале у индивида должно быть равновесие всех трех эго-состояний, что обеспечивало бы ему гибкость в общении. Но это в идеале, а в реальной жизни неплохо бы учитывать при общении, какое состояние преобладает у собеседника. Люди, у которых преобладает Д, эмоционально неустойчивы, возбудимы, доверчивы, непосредственны, обидчивы, самонадеянны, хвастливы. В межличностных отношениях Р выражается в критичном, воспитательском поведении по отношению к другим, в «отеческих» замечаниях, а также в оказании покровительства, защиты. Люди, у которых преобладает Р, часто конфликтуют, тяготеют к стереотипам, предрассудкам и обобщениям. «Взрослые» – люди серьезные, объективные, но суховаты в общении. В процессе общения важно помнить: Дитя прекрасно реагирует на Родителя. Родитель снисходителен к Дитю. Взрослый принимает только Взрослого.
Приведем пример межличностного общения. Врач и пациент. Пациент тяжело болен, врач должен сказать ему об этом, но так, чтобы пациент принял информацию с наименьшими моральными затратами и с желанием помочь самому себе. В случае если у пациента преобладает состояние Д, врач говорит: «Доверьтесь мне, меньше рассуждайте – и все будет хорошо». Пациент отвечает: «Доктор, я буду вас во всем слушаться». У пациента явно выражено состояние Р. Врач: «Прямо не знаю, что и делать, боюсь, что положение очень серьезное, я, право, теряюсь...». И пациент спешит на выручку: «Не волнуйтесь, доктор, наверное, еще не все потеряно. При вашем опыте, моя болезнь – пустяк». Пациенту, у которого преобладает В, врач скажет: «Сделаем все возможное, хотя у вас шансов выжить меньше половины». На что пациент ответит: «Благодарен за прямоту, постараюсь быть мужественным».
Познакомившись с теорией Берна о трех эго-состояниях, можно сделать для себя некоторые выводы:
– не вторгайся в зону Д других дальше, чем это диктуют обстоятельства, так как всегда, когда мы затрагиваем Д у других, следует эмоциональное возбуждение. От него никуда не уйти, и в обращении со словами, «острыми, как лезвие ножа» (Шиллер), требуется большая осторожность;
– ты выиграл, если в зоне Д твоего собеседника взошло солнце (удалось расположить к себе). Если завоевал Д другого – получишь доброжелательного собеседника. Заденешь, травмируешь словом Д другого – и тогда собеседник превратится в твоего врага, так как уязвленное Д не забывает своего обидчика и мстит ему долго, иногда всю жизнь, и делает это тайно;
– уважай Р в других (не поучай...);
– говори на языке собеседника! Интеллектуальный контакт завязывается на том уровне, на котором находится собеседник (не задевай В у других).
В определенное состояние человека вводит структура фразы. Запомните две универсальные фразы, которые могут препятствовать введению вас в состояние Д (тогда человек начинает оправдываться). Если собеседник в ваш адрес произносит вопросительную фразу, отвечайте тоже вопросом.
Например, «... ну что ты теребишь пальцы?» Ответ: «Вас раздражает, что я их тереблю?» На утвердительно-повелительную фразу, например, «... ты все время опаздываешь на занятие!», отвечайте: «Спасибо за замечание, я учту ...»