Внимание. Свойства, виды и теории внимания
(см. А.В.Агафонов. Психология и педагогика: Тексты лекций :- МГТУ ГА,2000. с.17-21.
Внимание - один из познавательных процессов человека, в ходе которого сознательно или бессознательно (полусознательно) происходит отбор одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой.
Внимание человека обладает пятью свойствами: устойчивостью, переключаемостью, сосредоточенностью, распределеним внимания, объемом внимания.
Устойчивость внимания (способность длительное время сохранять состояние внимания на каком-либо объекте).
Сосредоточенность внимания(проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других, например, сосредоточить внимание на чтении интересной книги, на занятии каким-либо интересным делом и не замечать ничего, что происходит вокруг). При этом его внимание может быть сконцентрировано на определенной части читаемого текста (предложения, слова), а также более или менее распределено по всему тексту. Сосредоточенность внимания называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы. Качество противоположное сосредоточенности внимания -рассеянность.
Переключаемость внимания - это его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной, причем такой перевод может быть как непроизвольным (невольный перевод своего внимания на что-либо такое, что вас случайно заинтересовало), так и произвольным (сознательно, усилием воли заставлять себя сосредоточиться на каком-нибудь, даже не очень интересном самом по себе, объекте).
Распределение внимания - это способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Это не означает, что разные виды деятельности в буквальном смысле слова выполняются параллельно. Такое впечатление создается за счет способности человека быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, успевая возвращаться к продолжению прерванного до того, как наступит забывание.
Известно, чтоНаполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь ответственных дипломатических документов. Но и каждый из нас в состоянии выполнять «одновременно» две-три работы: читать-кушать, читать-кушать-слушать и т.д. (читая или слушая, мимо рта мало кто пронесет ложку).
Объем внимания - это такая его характеристика, которая определяется количеством информации, способной одновременно сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего объема внимания людей - 5-7 единиц информации. (Человеку на очень короткое время предъявляется большое количество информации. То, что он за это время успевает заметить, и характеризует его объем внимания). Объем внимания определяется прибором тахистоскопом.
К основным видам внимания относятся:природное – дано человеку от рождения; социально обусловленное- результат обучения и воспитания;непосредственное - управляется непосредственно объектом внимания;опосредованное- регулируется с помощью жестов, слов, указательных знаков; непроизвольное - не связано с участием воли и не требует усилий;произвольное- включает волевую регуляцию;чувственное - связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств; интеллектуальное– связано с сосредоточенностью и направленностью мысли.
Одну из наиболее известных психологических теорий внимания предложил Т.А.Рибо. Он считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Между эмоциями и произвольным вниманием Т.А.Рибо усматривал особенно тесную зависимость. Он полагал, что интенсивность и продолжительность такого внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью эмоциональных состояний. Непроизвольное внимание также всецело зависит от аффективных состояний.
Имеется еще одна теория, которая связывает внимание с понятием установки. Теория установки предложена Д.Н.Узнадзе. Так, если человеку дать в руки два одинаковых по объему, но разных по весу шара, то затем он будет по-разному оценивать вес других, одинаковых шаров. Тот из них, который окажется в руке, где раньше находился более легкий шар, на этот раз покажется более тяжелым, и наоборот, хотя два новых шара будут одинаковыми. Говорят, что у человека, обнаруживающего такую иллюзию, сформировалась определенная установка на восприятие веса предметов. Установка, по мнению Д.Н.Узнадзе, напрямую связана с вниманием. Внутренне она и выражает собой состояние внимания человека.
Теоретическую концепцию внимания предложил П.Я.Гальперин. Основные положения этой концепции сводятся к следующему:
* Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент времени в психике человека.
* По своей функции вниманиепредставляет собой контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительная и контрольная части. Эта последняя и представляется вниманием как таковым.
* В отличие от других действий, которые производят определенный продукт, деятельность контроля, или внимания, не имеет отдельного особенного результата.
* Внимание как самостоятельный, конкретный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. Не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Контроль лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению.
* Во внимании контроль осуществляется при помощи критерия, меры, образца, что создает возможность сравнения результатов действия и его уточнения.
* Произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание, т.е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, образцу.
* Для того, чтобы сформировать новый прием произвольного внимания, мы должны наряду с основной деятельностью предложить человеку задание проверить ее ход и результаты, разработать и реализовать соответствующий план.
* Все известные акты внимания, выполняющие функцию контроля, как произвольного, так и непроизвольного, являются результатом формированияновыхумственных действий. [Гальперин П.Я. К проблеме внимания. // Хрестоматия по вниманию. - М., 1976].
Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций:
* активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы;
* способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями;
* обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности;
* с вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов (что в данный момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации интересов личности);
* вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности, т.е. функционирование всей познавательной активности;
* для перцептивных процессов (восприятия) внимание является усилителем, позволяющим различать детали изображений;
* для человеческой памяти внимание выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в долговременную память;
* для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи;
* в системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. (О внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению. Внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего достигает в жизни, чем недостаточно внимательный).
Развитию внимательности в процессе обучения способствуют: установка на внимательность; периодический контроль обсуждаемых на занятии вопросов; использование активных методов обучения, которые побуждают студентов к мыслительной активности, внимательности; перегрузка большим количеством впечатлений ведет к рассеянности; разбросанность интересов (участие в нескольких кружках, чтение нескольких книг, увлечение разными видами спорта, коллекционирование, а в результате и ничем серьезно не занимается); определенный режим в занятиях, развлечениях и отдыхе;- случайность преподавания - не будит мысль, не затрагивает чувств.
Часто задают вопросы: «В чем причина слабой памяти?», «Почему плохо запоминается учебный материал?». Многолетние практические занятия со студентами по составлению индивидуально-психологической характеристики личности в ходе выполнения тестов по основным темам предмета, в том числе и тестов на память, показывают, что у подавляющего большинства студентов хорошая и отличная зрительная, образная память. А это говорит о том, что ее надо максимально использовать в ходе как лекционных, так и практических занятий, самостоятельной работы с учебным материалом (т.е. постоянно использовать карандаш, работать с таблицами, рисунками), создавая зрительный образ. Только созданные зрительный образ или смысл прочитанного (услышанного) запоминаются в долговременной памяти человека. Но для создания образа или смысла надо проявить внимание; быть внимательным – одно из главных условий в развитии памяти. А так как внимание, как психический процесс, имеет колебательную структуру с периодом колебания от 2-12 сек., то в лучшем положении те, у которых развиты такие свойства внимания как устойчивость, переключаемость, сосредоточенность и распределение внимания. Но все эти указанные свойства тренируемы с помощью тестов на развитие внимания (тест Шульте, тест Горбова).