Практикум по гендерной психологии

Под редакцией Ирины Сергеевны Клециной

ООО «Питер Принт», 196105, Санкт-Петербург, ул. Благодатная, д. 67в.

Лицензия ИД № 05784 от 07.09.01. Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК 005-93,

том 2; 95 3005 —литература учебная. Подписано в печать 12.05.03. Формат 60x90 / 16. Усл. п. л. 30.

Доп. тираж 3000 экз. Заказ № 150,

Отпечатано с готовых диапозитивов в ООО «Типография Правда 1906». 191119, С.-Петербург, Социалистическая ул., 11-а.

[1] Например: Антология гендерной теории / Сост. Е. Гапова, А. Усманова. — Минск, 2000; Введение в гендерные исследования: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной. Ч. I и II. — Харьков; СПб., 2001; Теория и методология гендерных исследо­ваний: Курс лекций / Под ред. О. А. Ворониной. — М., 2001; Учебно-методические материалы: Авторские разработки программ по гендерному образованию / Сост. О. А. Воронина, Н. С. Григорьева, Л. Г. Лунякова. — М., 2000; Феминизм и гендерные исследования: Хрестоматия / Под ред. В. И. Успенской. — Тверь, 1999; Хресто­матия к курсу «Основы гендерных исследований» / Отв. ред. О. А. Воронина. — М., 2000; Хрестоматия феминистских текстов: Переводы / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. - СПб., 2000.

[2] Подробнее об истории развития гендерной психологин, о вопросах взаимосвязи таких областей знания, как «психологии пола», «психология половых различий» и «гендерная психология», см.: Вместо послесловия: гендерная психология и правления се развития.

[3] Доклад на 7-й конференции Австралийского научно-исследовательского инсти­тута семьи (Сидней, июль 2000), перевод с английского Д. В. Воронцова. Дан в сокращении.

[4] Из журнала «Прикладная психология». — 2001. — № 3.

[5] Шишова Т. «АиФ. Семейный совет», Интернет-версия, № 23 (168), 07.12.2001.

[6] «Россия пытается вернуться к раздельному обучению». Источник: Russacademy. http:/ /www.russacaclemy.ru/default.asp

[7] Источник: Гидденс Э. Социология. — М., 1999. — С. 152-153.

[8] Данный материал мы рекомендуем представлять именно на практическом занятии, по­скольку он носит практически ориентированный характер и важен для личностного роста студентов. Лекционный материал в большей степени носит научный характер.

[9] По роману Урсулы К. Ле Гуин «Левая рука тьмы».

[10] И. Кон в своей работе рассматривает только значения маскулинности. На наш взгляд, категория фемининности может быть рассмотрена аналогично.

[11] Опрашиваемые — студенты филологического (IV курс), социально-педагогического факультета (IV, V курсы), а также факультета психологии (II, V курсы) Педагогиче­ского университета, всего около 300 человек.

[12] Для оценки мужских и женских образов предлагаются разные варианты опросников.

[13] Тезисы, написанные по итогам данного исследования. Тезисы не являются идеаль­ным образцом, а лишь примером того, как может быть выполнена данная работа.

[14] Опросник опубликован в книге: Реан А. А. Психология изучения личности: Учебное пособие. - СПб., 1999. - С. 253-256.

[15] Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. - СПб.: Питер, 2002. - С. 497-505.

[16] Алешина Ю. £., Гозман Л. Я., Дубовская Е. М. Социально-психологические методы ис­следования супружеских отношений. — М.: МГУ, 1987.

[17] Карпов А. В. Психология менеджмента: Учебное пособие. — М.: Гардарика, 1999. — С. 532.

[18] Кричевский Р.Л. Если вы руководитель: Элементы психологии менеджмента в повсе­дневной работе. — М., 1999. — С. 56.

[19] Карпов А. В. Психология менеджмента: Учебное пособие. — М., Гардарика, 1999. — С. 531.

[20] Приведенный ниже текст основан на конспекте, который одна из групп участников писала во время подготовки к выступлению.

[21] Здесь и далее в кавычках приведены фразы и речевые обороты, использовавшиеся самими студентами. Остальной текст является адаптацией конспекта автором статьи.

[22] Все рисунки взяты из сборника: Гуськов В. С, Мягков И. Ф. Таблицы для эксперимен­тально-психологических исследований. — Пермь, 1982.

[23] Май 2002 года, СЗАГС, Петербург.

[24] Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. — СПб., 2000. — С. 402-403.

[25] 1 Романов Н. М., Куприянов И. С. Психологические особенности личности мужчин с нетипичной направленностью полового влечения / Практическая психология: Сб. науч. трудов. — Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 2000.

[26] 1 Все вопросы в анкете сформулированы достаточно резко, таким образом, чтобы отра­зить наиболее крайние точки зрения, а поэтому вызвать наибольший душевный от­клик студентов и способствовать активной дискуссии и обмену мнениями.

[27] Студенты могут прийти без анекдотов либо подготовить их на смежные темы. Так как данное занятие ставит своей целью не сами анекдоты, а их анализ, то такую «неподго­товленность» рекомендуется не наказывать, но преподавателю стоит «подстраховаться».

[28] Данный вопрос дискуссионный. Анекдоты и репрезентируют существующие уста­новки, и формируют отношение одновременно. С одной стороны, мы уже имеем представление о высмеиваемом объекте, именно поэтому нам смешно. С другой сто­роны, ярким примером могут служить анекдоты про чукчей. Обычно близких зна­комых этой национальности нет ни у кого из присутствующих, однако все знают о них и их «смешных» качествах.

[29] Группа может выделять свои темы.

Наши рекомендации