Сочинение респондентки А., жен., 20 лет

студентки отделения социальной работы

На рисунке два сотрудника крупной фирмы, занимающейся продажей нефти за границу. Мужчина и женщина — сотрудники одного отдела. Они равны по должности и хорошие профессионалы. Они давно не ладят друг с другом. Женщина считает, что мужчина слишком само­уверен, но ленив и только благодаря благосклонности начальства до­стигает статуса на фирме. Мужчине женщина симпатична как жен­щина, но сильно раздражает из-за своей активности и стремления ни в чем не уступать другим.

Им поручено одно дело, и они пытаются договориться о том, кто какой участок работы будет выполнять. Мужчина настаивает на том, что переговоры с заказчиком должен вести он, а женщина должна выполнить часть работы по сбору информации и подготовки докумен­тации. Женщина против этого и предлагает другой вариант. Ни жен­щина, ни мужчина не хотят уступить друг другу. Каждый уверен, что именно его/ее вариант распределения обязанностей наиболее эффек­тивен.

Они злятся друг на друга, и взгляд мужчины говорит: «Ах, эти глу­пые женщины! Если они что-то вбили себе в голову, то это надолго». Женщина думает: «Он всегда устраивает все так, чтобы я делала са­мую скучную и посредственную работу, а последний этап оставляет за собой».

Анализ проективного сочинения

Критерии анализа Качественный показатель (варианты ответов) Количественный показатель (отметка о наличии)
1. Социальный статус Равный статус Равный
Подчиненный — мужчина -
Подчиненная — женщина -
2. Характерис- тики Варианты описания «Женщины»  
Внешность, одежда Не указана
Образование Не указано
Профессионализм Профессионализм
Личные качества Активна, упряма
Семейное положение Не указано
Другое...  
Варианты описания «Мужчины»  
Внешность, одежда Не указана
Образование Не указано
Профессионализм Профессионализм
Личные качества Самоуверен, ленив, пользуется поддержкой начальства
Семейное положение Не указано
Другое...  
3. Отношения Конкуренция Конкуренция
Нападение, борьба -
Флирт -
Психологическая зависимость -
Другое...  
4. Причина конфликта Разная информированность -
Профессиональные качества -
Гендерные установки -
Поведение -
Другое... Личная неприязнь, связанная с гендерными установками у мужчины и негативным прошлым опытом у женщины.
5. Разрешение конфликта Урегулирован женщиной -
Урегулирован мужчиной -
Урегулирован третьим лицом -
Незавершен Незавершен

Глава 17

Социально-психологический анализ гендерных ролей

Е. В. Юркова, И. С. Клёцина

Вводные замечания

Понятие «гендерной роли» — одно из основных в курсе «Гендерной психологии», так как неразрывно связано с проблемами «гендерной социализации», «гендерных стереотипов» и «гендерных отношений». В прикладном значении данная тема дает ключ к осознанию таких пси­хологических проблем, как межличностные и внутриличностные роле­вые конфликты (например, ролевой конфликт работающей женщины, конфликт боязни успеха и др.). Необходимость практического занятия по теме «Социально-психологический анализ гендерных ролей» обус­ловлен и тем, что в ходе работы студенты могут не только закрепить полученные теоретические знания, но и развить навыки самоанализа собственных гендерные ролей.

Социальные роли

Гендерные роли являются одним из видов социальных ролей. Иссле­дования социальных ролей помогают прояснить особенности поведе­ния личности, ее взаимосвязи с социальной средой. Специфика соци­альных ролей, их классификация, взаимовлияние личности и социаль­ной роли, ролевые конфликты — все эти вопросы разрабатывались в ролевых теориях. Ролевые теории - одно из направлений интеракционистской ориентации, активно развивающееся в первой половине XX столетия. Наиболее известные представители этого направления: И. Гоффман, Р. Линтон, Р. Мертон, Т. Сарбин, Р. Ромметвейт.

В научный оборот термин «роль» ввели в 1920-1930-е годы Дж. Мид и Р. Линтон. Основоположник интеракционистской ориентации Дж. Мид не дал определения понятия роли. При изложении своих концепций он употреблял понятие роли как весьма неопределенное и применял этот термин, когда развивал идею «принятия роли другого», для объяс­нения акта взаимодействия индивидов в процессе речевой коммуни­кации. Фактически понятие роли было взято из сферы театра, где оно использовалось как метафора для обозначения ряда феноменов соци­ального поведения [3J.

Значительный вклад в развитие ролевой теории внес Р. Линтон. Он предложил статусно-ролевую концепцию, в рамках которой связи индивида с различными системами общества раскрываются через по­нятия «роль» и «статус». Широко известно его определение роли как динамического аспекта статуса. Статус, по мнению Р. Линтона, — это то место, которое индивид занимает в данной системе. А понятие роль используется им для описания всей суммы культурных образцов по­ведения, связанных с определенным статусом. Роль, таким образом, включает установки, ценности и поведение, предписываемое обще­ством для каждого, имеющего определенный статус. В связи с тем, что роль представляет собой внешнее поведение, она является динамиче­ским аспектом статуса, то есть тем, что индивид должен сделать для оправдания занимаемого им статуса [3].

Социальная роль представляет собой функцию разноуровневых явлений объективного и субъективногопорядка, которые находят отражение в ролевом поведении личности [3]. Объективный аспектролевого поведения задается исполнителю общим способом или вы­работанным в данном обществе стандартом поведения той или иной социальной роли. Субъективная сторонароли определяется особен­ностями личности исполнителя роли; ролевое поведение при этом приобретает индивидуализированную, личностную окраску. Каждый человек привносит индивидуальное своеобразие в процесс выполне­ния той или иной роли.

Субъективные и объективные стороны проявления социальной роли соотносятся с социологическим и социально-психологическим подходами в ее изучении. Социологический подходк социальной роли, как правило, имеет отношение к ее безличной, содержательной и нормативной стороне, то есть к виду и содержанию деятельности, к предполагаемому выполнению определенной социальной функции, а также нормам поведения, предъявляемым обществом к выполнению этой функции. Социально-психологический аспектсоциальной роли связан, прежде всего, с исследованием субъективных факторов соци­альной роли, то есть с раскрытием определенных социально-психологических механизмов и закономерностей восприятия и исполнения социальных ролей.

Сложность феномена социальной роли не позволяет предло­жить четкого определения, в котором были бы отражены все под­ходы к изучению социальной роли. Американские социальные пси­хологи М. Дойч и Р. Краусс отмечают, что ввиду различных подхо­дов к пониманию роли в социальной психологии нецелесообразно пытаться искать всеобъемлющее определение, а достаточно указать те аспекты социального поведения, которые имеют в виду большин­ство авторов, когда они говорят о роли. Они выделяют следующие аспекты.

Роль как существующая в обществе система ожиданий относитель­но поведения индивида, занимающего определенное положение, в его взаимодействии с другими индивидами.

Роль как система специфических ожиданий по отношению к себе индивида, занимающего определенное положение, то есть как он пред­ставляет модель своего собственного поведения во взаимодействии с другими индивидами.

Роль как открытое, наблюдаемое поведение индивида, занимающе­го определенное положение [3J.

Другими словами, в первом случае речь идет о представлениях других людей о том, как должен вести себя индивид, занимающий определенное положение или позицию, во втором — о его собствен­ном представлении, как он должен себя вести в той или иной статус­ной позиции, и в третьем — о наблюдаемом (реальном) поведении индивида, занимающего определенную позицию. Если окружающим людям известна социальная роль какого-либо индивида в данный момент, то они будут предъявлять к его поведению соответствующие ролевые ожидания. Эти ожидания могут включать в себя вполне определенные предписания (то, что человеку необходимо делать обязательно), определенные запреты (то, чего человек не должен де­лать) и ряд менее точно определенных ожиданий (то, что человеку следовало бы делать в данной роли). Когда поведение индивида, вы­полняющего какую-либо социальную роль, соответствует ожидаемо­му образцу, оно считается успешным [16].

Успешность выполнения роли индивидом зависит от ряда фак­торов: 1) знание роли или представления о правилах и обязанностях, связанных с данной ролью; 2) значимость выполняемой роли; 3) уме­ние выполнять данную роль; 4) способность рефлексировать свое ролевое поведение. Неуспешное исполнение той или иной роли мо­жет вызвать конфликт. Под ролевым конфликтом обычно понима­ется ситуация, в которой индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями. Различают два типа ролевых конфликтов: межролевые и внутриролевые. К межролевымотносятся конфликты, вызываемые тем, что индивиду одновремен­но приходится исполнять слишком много ролей, поэтому он не мо­жет исполнять все роли одинаково качественно, в соответствии с предписанными требованиями. Внутриролевой конфликтпорожда­ется, как правило, противоречивыми требованиями, предъявляемы­ми к исполнителю одной роли значимыми для него людьми или раз­ными социальными группами.

Существует ряд классификаций социальных ролей. Т. Сарбин и В. Ален разделяют роли на формальные(например, профессио­нальные, социально-демографические) и неформальные(напри­мер, лидер, «рубаха-парень», непринятый, «козел отпущения» и др.). Формальные роли относятся к макроструктуре, а неформальные — к микроструктуре. В отношении формальных ролей у участников взаимодействия имеются более четкие и единые представления о правах и обязанностях носителей этих ролей, чем о правах и обя­занностях носителей неформальных ролей. По этому же основа­нию Т. Шибутани разделяет роли на «конвенциональные и меж­личностные».Межличностные роли по сравнению с конвенцио­нальными гораздо более неопределенны по форме своего выражения в конкретном поведении именно потому, что они связаны с субъек­тивным отношением и психологическими особенностями индиви­да [15].

Р. Линтон выделяет роли активные и латентные.Это деление обусловлено тем, что индивид как член общества вступает во мно­гие отношения и является одновременно носителем многих ролей, но в каждый данный момент он может активно выполнять лишь одну роль. Именно она будет активной, а другие будут оставаться латент­ными [15].

Широко распространено предложенное Тибо и Келли деление ро­лей на «предписанные»,то есть внешне заданные, не зависящие от усилий индивида, полученные при рождении (например, дочь, сест­ра) или несколько позже, в течение жизни (например, взрослый), и «достигнутые»,то есть которые достигнуты благодаря личным уси­лиям данного индивида (например, студент, директор) [4].

Гендерные роли

Гендерные роли — это роли, обусловленные дифференциацией людей в обществе по признаку пола. Гендерная роль— дифференциация дея­тельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности; относится к виду ролей социальных, нор­мативна, выражает определенные социальные ожидания (экспектации), проявляется в поведении. На уровне культуры они существуют в кон­тексте определенной системы половой символики и стереотипов мас­кулинности ифемининности [15]. Гендерные «роли всегда связаны с определенной нормативной системой, которую личность усваивает и преломляет в своем сознании иповедении» [11, с. 765].

Таким образом, гендерные роли можно рассматривать как внешние проявления моделей поведения и отношений, которые позволяют дру­гим людям судить о принадлежности индивида к мужскому или жен­скому полу. Другими словами, это социальное проявление гендерной идентичности индивида [4].

Гендерные роли относятся к типу предписанных ролей. Статус будущего мужчины или будущей женщины приобретается ребенком при рождении, а затем в процессе гендерной социализации ребенок обучается исполнять ту или иную гендерную роль. Существующие в обществе гендерные стереотипы оказывают большое влияние на про­цесс социализации детей, во многом определяя его направленность. Под гендерными стереотипамипонимаются стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответству­ющие понятиям «мужское» и «женское» [6].

Гендерный стереотип, касающийся закрепления семейных и про­фессиональных ролей в соответствии с полом, относится к одно­му из самых распространенных стереотипов, предписывающих стан­дартные модели ролевого поведения мужчин и женщин. В соот­ветствии с этим стереотипом для женщин главными социальными ролями считаются семейные роли (мать, хозяйка), для мужчин — профессиональные роли (работник, труженик, добытчик, корми­лец). Мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, женщин — по наличию семьи идетей. Народная мудрость гласит, что «нормальная» женщина хочет выйти замуж и иметь детей и что все другие интересы, которые у них могут быть, вторичны по отношению к этим семейным ролям. Для выполнения традицион­ной роли домашней хозяйки женщина должна обладать чуткостью, сострадательностью и заботливостью. В то время как мужчинам предписывается ориентироваться на достижения, от женщин тре­буются ориентированность на людей и стремление к установле­нию близких межличностных взаимоотношений.

Одним из оснований формирования традиционных гендерных ролей выступает разделение труда по признаку пола. Основным критерием в этом разделении выступает биологическая способ­ность женщин к деторождению. В современных обществах давно отпала та социальная необходимость разделения труда на основе детородной способности женщин, которая существовала в архаи­ческих обществах. Большинство женщин работают в производ­ственной сфере вне дома, а мужчины давно перестали быть толь­ко «воинами и охотниками», защищающими и кормящими свою семью. И тем не менее стереотипы о традиционных гендерных ро­лях очень устойчивы: от женщин требуется концентрация на част­ной (домашней) сфере деятельности, а от мужчин — в сфере про­фессиональной, общественной [6].

Важную роль в утверждении гендерного стереотипа о закреплении социальных ролей в соответствии с полом сыграла концепция «есте­ственной» взаимодополнительности полов Талкота Парсонса и Ро­берта Бейлса, рассматривавших дифференциацию мужских ижен­ских ролей в структурно-функциональном плане. Согласно их точке зрения, в современной семье супруги должны выполнять две различ­ные роли. Инструментальная роль состоит в поддержании связи меж­ду семьей и внешним миром — это профессиональная деятельность, приносящая материальный доход и социальный статус; экспрессив­ная роль предполагает в первую очередь заботу о детях и регулирова­ние взаимоотношений внутри семьи. Каким образом на основе этих двух ролей происходит распределение обязанностей между супруга­ми? Парсонс и Бейлс считают, что способность жены к деторождению и уход за детьми определяет однозначно ее экспрессивную роль, а муж, который не может выполнять эти биологические функции, становит­ся исполнителем инструментальной роли [17].

Эта теория способствовала интеграции в единую схему социаль­но-антропологических и психологических данных. Однако феминист­ская критика показала, что в основе дихотомии инструментальное™ и экспрессивности — при всей ее эмпирической и житейской убеди­тельности — лежат не столько природные половые различия, сколько социальные нормы, следование которым стесняет индивидуальное са­моразвитие и самовыражение женщин и мужчин [12].

Традиционные гендерные роли сдерживают развитие личности и реализацию имеющегося потенциала. Эта идея явилась толчком к разработке Сандрой Бэм концепции андрогинии,согласно ко­торой человек, независимо от своего биологического пола, может обладать как чертами маскулинности, так и фемининности, соеди­няя в себе как традиционно женские, так и традиционно мужские качества. Это позволяет выделить маскулинную, фемининную, ан-дрогинную модели гендерных ролей [18]. Эта идея была развита дальше, и Дж. Плек в своих работах начал говорить о расщеплен­ности, или фрагментарности, гендерных ролей [19]. Не существует единой мужской или женской роли. Каждый человек выполняет ряд разнообразных ролей (жены, матери, деловой женщины и т. д.), зачастую эти роли могут не совмещаться, что ведет к ролевому внутриличностному конфликту.

Гендерные роли можно изучать на трех различных уровнях. На макросоциальном уровне речь идет о дифференциации социальных функций по половому признаку ио соответствующих культурных нормах. Описать «женскую роль» на этом уровне — значит раскрыть специфику социального положения женщины (типичные виды деятельности, социальный статус, массовые представления о женщине) через соотнесение его с положением мужчины в рамках данного об­щества, строя.

На уровне межличностных отношений гендерная роль производна не только от общесоциальных норм и условий, но и от изучаемой конкретной системы совместной деятельности. Роль матери или жены всегда зависит от того, как конкретно распределяются обязанности в данной семье, как определяются в ней роли отца, мужа, детей ит. д.

На интраиндивидуальном уровне интернализованная гендерная роль — производная от особенностей конкретной личности: инди­вид строит свое поведение в качестве мужа или отца с учетом сво­их представлений о том, каким, по его мнению, вообще должен быть мужчина, на основе всех своих осознанных и неосознанных уста­новок и жизненного опыта [11].

Гендерные конфликты

Гендерный конфликт вызван противоречием между нормативными представлениями о чертах личности и особенностях поведения муж­чин и женщин и невозможностью или нежеланием личности и груп­пы людей соответствовать этим представлениям-требованиям.

В соответствии с выделенными уровнями анализа гендерных ролей можно рассмотреть и три типа конфликтов, которые могут быть вызваны ситуацией рассогласования традиционного полоролевого поведения и потребностями личности в изменении содер­жания предписанных гендерных ролей. Любой гендерный конф­ликт базируется на полоролевой дифференциации, существующей в любом обществе. На всех уровнях функционирования социальной реальности гендерные конфликты порождаются дифференциаци­ей гендерных ролей. Гендерная дифференциация— процесс, в ко­тором биологические различия между мужчинами и женщинами наделяются социальным значением и употребляются как средства социальной классификации [5].

На макроуровне гендерный конфликт представляет собой соци­альный конфликт. В основе социального конфликта лежит борьба между социальными группами людей за реализацию собственных целей. В упрощенном виде гендерный конфликт на макросоциальном уровне можно рассмотреть как конфликт интересов, то есть борьбу женщин как социальной группы за более высокий статус в обществе. Во всех современных обществах женщины по сравнению с мужчинами обладают более низким статусом, следовательно, они имеют меньше власти и меньше доступа к принятию решений, важ­ных для общественного развития. «До сих пор не обнаружено та­кое общество, в котором женщины обладали бы большей властью, чем мужчины» [8, с. 164].

В обществах нет баланса между «публичными» сферами жизни, где доминируют мужчины, и «приватными» сферами, где «правят» женщины. Материнство, как и ранее, используется в качестве ос­новного аргумента для закрепления за женщинами основной ответ­ственности за дом и семью и их отстранения от принятия ключе­вых решений в экономике и политике. В результате основные муж­ские цитадели — международная дипломатия, вопросы вооружения, операции на рынке ценных бумаг, распределение государственно­го бюджета — остаются неприступными. Таким образом, управле­ние государством осуществляется преимущественно мужской час­тью населения, составляющей в правительствах и парламентах всех стран подавляющее большинство, а это приводит к доминированию тех ценностей, которые связаны в первую очередь с удовлетворе­нием их собственных интересов [14].

Ситуация становится конфликтной, когда имеет место не только осознание противоречивых позиций двух сторон (когнитивный аспект), но это осознание вызывает у участников конфликта негатив­ные эмоциональные переживания (эмотивный аспект) и побуждает к активным действиям (конативный аспект), направленным на устранения этого противоречия. В ситуации гендерного социально­го конфликта осознание женщинами их более низкого по сравнению с мужчинами статуса в обществе и несогласие с таким установив­шимся порядком может проявиться в активизации женских движе­ний за свои права (первая и вторая волна феминизма). В последнее время данный вид конфликта в демократически ориентированных обществах становится институционализированным, то есть разреша­ется законодательным путем.

Так, например, Швеция лидирует среди западных стран в обла­сти законодательства, гарантирующего соблюдение равенства по­лов. Доля женщин, имеющих оплачиваемую работу, очень высока: в 1986 году она равнялась 80 % для женщин в возрасте от 16 до 64 лет. Любой гражданин Швеции может получить государственное посо­бие на ребенка, составляющее около 90 % средней заработной пла­ты; выплаты начинаются за месяц до рождения и заканчиваются, когда ребенку исполнится шесть месяцев. Родители договаривают­ся между собой, кто из них возьмет отпуск по уходу за ребенком, и в зависимости от их решения шестимесячное пособие выплачива­ется либо матери, либо отцу. Эти меры в определенной степени до­казали свою эффективность в том, что касается возможностей жен­щин добиться высокого положения в обществе. Так, женщины име­ют четвертую часть мест в парламенте Швеции, и это один из самых высоких показателей в мире [8].

На уровне межличностных отношений гендерные конфликты наиболее распространены в семейной и профессиональной сферах. Остановимся на анализе гендерных конфликтов в сфере семейных от­ношений. Исследователи, занимающиеся изучением семейных отно­шений, как правило, обращают свое внимание на такой значимый по­казатель семейной жизни, как характер распределения ролей в семье между мужем и женой. Так, в работе Ю. Е. Алешиной и И. Ю. Бо­рисова поло-ролевая дифференциация рассматривается как комп­лексный показатель, учитывающий не только реальное распреде­ление ролей в семье, но и отношение к нему супругов [1]. В работе В. П. Левкович и О. Э. Зуськовой подчеркивается, что потребность супругов в исполнении определенных ролей в семье выступает как одна из базовых потребностей совместной супружеской жизни [13].

В основе семейных конфликтов лежат неоправданные ожидания, свя­занные с ролевым поведением супругов.

Гендерные конфликты в основном вызваны потребностью в пе­рераспределении традиционных женских и мужских ролей. Как пра­вило, мужчины имеют установки на традиционный тип семейных от­ношений в быту (жена выполняет больший объем домашних работ, а если муж ей и помогает, то только выполнением традиционных видов «мужской работы»). Женщины чаще склоняются к эгалитар­ному типу распределения ролей в семье, при котором семейные обя­занности делятся поровну между мужем и женой, либо распределя­ются в зависимости от сложившейся ситуации: основную часть до­машних дел берет на себя тот член семьи, у кого больше свободного времени.

При изучении гендерных конфликтов не менее важным, чем ана­лиз его причин, является определение поведенческих стратегий, способствующих конструктивному разрешению возникших проти­воречий. Известны три основные стратегии поведения в ситуации межличностного конфликта [16]. Первая стратегия относится к си­ловым стратегиям поведения, она направлена на достижение соб­ственных интересов без учета интересов партнера. Она описывает­ся в терминах доминирования, конкуренции, соперничества. Пове­дение характеризуется напористостью, использованием жестких аргументов, выставлением ультимативных требований, эмоциональ­ным давлением на партнера. Другую стратегию взаимодействия в конфликте образуют такие формы поведения, которые имеют в сво­ей основе стремление к уходу от конфликта. Они могут иметь ха­рактер игнорирования проблемы, непризнания существования кон­фликта, нежелания решать имеющуюся проблему. Другая форма ухода от конфликта — это уступчивость, готовность пренебречь, поступиться своими интересами и целями. В тех случаях, когда уступ­чивость ничем не оправдана, она расценивается как неспособность отстаивать свои интересы, как неконструктивный подход к разре­шению конфликта. Третья стратегия — переговорная — расценива­ется как наиболее эффективный путь к разрешению межличност­ных конфликтов. Суть переговоров заключается в выработке реше­ний, в большей или меньшей степени удовлетворяющих интересам обеих сторон.

Поведение в рамках традиционной мужской роли характеризует­ся напористостью, доминантностью, ориентацией на контроль и успех. Считается, что поведение мужчин по сравнению с поведением женщин характеризуется большей рациональностью и взвешенностью решений. Женское традиционное ролевое поведение, напротив, дол­жно отличаться уступчивостью, покладистостью, принятием другого и проявлением сочувствия к его проблемам. Если сопоставить содер­жательные характеристики поведения в рамках гендерных ролей со стратегиями поведения в межличностных конфликтах, приведенных выше, то легко заметить, что гендерные стереотипы традиционного ролевого поведения оказываются деструктивными в ситуации конф­ликтного взаимодействия. Для мужского поведения, реализующего традиционную гендерную роль, в большей мере характерна первая стратегия, а для женского — вторая, в то время как продуктивной яв­ляется переговорная стратегия.

Гендерный подход как теоретическое направление в обществен­ных науках возникло как оппозиция традиционным исследовани­ям отношений между полами, базирующимся на идее целесообраз­ности дифференциации ролей, статусов и позиций мужчин и жен­щин в публичной и приватной сферах жизнедеятельности. Гендерный подход ориентирует людей независимо от пола на партнерскую мо­дель отношений. Отличительные особенности такой модели отно­шений заключаются в следующем: это отношения двух равноправ­ных субъектов, каждый из которых обладает собственной ценно­стью и готовых к взаимным уступкам, общение строится на равных, партнера выслушивают не прерывая, не оценивают преждевремен­но и поспешно его суждения и поступки, не навязывают советов. В ситуации разногласий и конфликтов партнерская модель отно­шений предполагает переговорную стратегию поведения. Многие психологи связывают будущее человека с партнерским стилем от­ношений и взаимодействия [10].

Гендерный стереотип закрепления социальных ролей за опреде­ленным полом влияет на возникновение гендерных конфликтов и на интраиндивидуальном уровне. Эти ролевые конфликты называются внутриличностными и представляют собой внутреннее состояние че­ловека, вызванное его противоречивыми представлениями, мотивами, моделями поведения. Рассмотрим типы гендерных внутриличностных конфликтов [9]. Наиболее ярким проявлением столкновения тра­диционных нормативных требований к ролевому поведению женщин и реальной ситуации их жизнедеятельности служит феномен, ко­торый в социально-психологической литературе описан как «ролевой конфликт работающей женщины». Этот внутриличностный кон­фликт возникает вследствие большого количества социальных ро­лей, которые выполняет женщина, и нехватки физических ресурсов для полноценного выполнения этих ролей. Конфликт между роля­ми чаще возникает, если женщина в равной мере ориентирована и на профессиональный рост, и на свою семью. В этом случае предпи­сания различных социальных ролей, выполняемых личностью, пре­пятствуют их успешной реализации. Ролевой конфликт работающей женщины рассматривается как комплекс субъективных негативных переживаний, возникающих у женщины, при отрицательной оценке ею того, как она справляется с совмещением ролей в профессиональ­ной и семейной сферах [7].

Наиболее выраженный деструктивный показатель ролевого конф­ликта — это чувство вины, которое рождается из модели восприя­тия женщиной своих ролей. Часто это связано с синдромом суперженщины: иметь в жизни все (замужество, дети, карьера) и превосходно выполнять свои обязанности [2]. Чувство вины харак­теризуется высокой устойчивостью и множеством сфер проявле­ния, это — отношение женщины к детям, супругу, работе, самой себе. Поведение, вызванное чувством вины, является компенса­торным, оно побуждается глубокой потребностью оправдания, что сделано что-то неправильно, и это необходимо исправить. Чувство вины побуждается неосознаваемыми мотивами и поэтому не под­дается самокоррекции [7]. Вероятность внутриличностных гендерных конфликтов возрастает, если человек, вопреки своим же­ланиям и потребностям, следует социокультурным предписани­ям (например, «Мужчины так себя не ведут»; «Женщины так не поступают») и подчиняет свои индивидуальные поведенческие проявления традиционным нормативным моделям мужской и жен­ской роли.

Еще одним примером внутриличностного конфликта, порождае­мого гендерным стереотипом закрепления социальных ролей за оп­ределенным полом, является экзистенциальная кризисная ситуация. Это ситуация, которая затрагивает основы существования человека и обращает его к проблеме своего отношения с миром, поиску и обрете­нию смысла своего бытия. Экзистенциальный конфликт может быть инициирован событиями или внешними обстоятельствами, которые неожиданно ставят человека лицом к лицу с фундаментальными во­просами его жизни, например принятие важных необратимых решений, разрушение некоторых фундаментальных смыслообразующих моделей поведения или способов взаимодействия с другими. Он за­трагивает наиболее важные, жизненно значимые ценности и по­требности человека, становится доминантой внутренней жизни че­ловека и сопровождается сильными эмоциональными переживани­ями [16].

Так, мужчины, воспринимающие профессиональную деятель­ность и карьеру как единственное и самое главное предназначение своей жизни, оказываются в ситуации экзистенциального конфлик­та в случае потери работы или выхода на пенсию. «Шок отставки», связанный с потерей значимого места в обществе, разрывом связей с референтной группой, утратой значимой социальной роли в созна­нии таких мужчин отражен как «потеря главного смысла жизни», а на эмоциональном уровне отмечен всеми признаками острого стрес­сового расстройства. Женщины, реализуя «истинно женское пред­назначение быть матерью и хранительницей домашнего очага», час­то переживают экзистенциальный кризис в период психологическо­го отделения повзрослевших детей от семьи. Если раньше вся жизнь женщин была насыщена эмоциональной и бытовой заботой о детях, то теперь, когда такое привычное течение жизни нарушается, воз­никает ощущение пустоты, ненужности, бессмысленности жизни. Живя жизнью детей, многие женщины совсем забывают о своей соб­ственной жизни.

Экзистенциальный конфликт, нарушая привычный ход жизни, дезорганизуя или даже делая невозможной обычную жизнедеятель­ность, требует от человека переосмысления своей жизни и ее наибо­лее существенных составляющих, своих жизненных целей, отношений с окружающими, образа жизни и др. Успешное преодоление конфлик­та является жизненно значимой задачей для человека, а результатом его разрешения часто становится появление каких-то новых качеств и условий жизни.

В ходе занятия используются активные методы работы: дискуссии и обсуждения, тренинговые упражнения, анализ личного опыта.

Цели практического занятия

Закрепление понятий «гендерные роли», «гендерные стереотипы».

Развитие навыков анализа гендерных ролей.

Оснащение

Доска, мел (или ватман и маркеры), для каждого участника заня­тия раздаточный материал (см. приложение).

Порядок работы

Предполагается, что студенты знакомы с теоретическим мате­риалом по теме «Гендерная социализация», в рамках которой рас­крываются основные теории и подходы усвоения половой роли, раскрываются понятия «гендерный стереотип», «гендерные роли», «гендерная идентичность», «маскулинность», «фемининность», «андрогинность».

Практическое занятие предполагает групповую форму работы с применением элементов активного социального обучения (социаль­но-психологического тренинга).

Этап 1.Закрепление и проработка основных понятий: гендерная социализация, гендерные стереотипы, гендерные роли.

Этап 2.Описание многообразия гендерных ролей, социально-пси­хологический анализ гендерных ролей.

Этап3. Рефлексия: социально-психологический анализ собствен­ных гендерных ролей.

Наши рекомендации