Критерии эффективности занятия

Критерием эффективности является рефлексия участников тренингового занятия по поводу чужих и своих гендерных стереотипов, а также осознание их влияния (как позитивного, так инегативного) на качество межличностной коммуникации.

Литература

1. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. — СПб.: Питер, 2000.

2. Ле Гуин У. Левая рука тьмы: Фантастические романы. — Новоси­бирск, 1993.

3. Майерс Д. Социальная психология. — СПб.: Питер, 1997.

4. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по гендерной психологии. — СПб.: Питер, 2000.

Приложение

Психологические и социальные последствия необычной биологической природы жителей планеты Зима[9]

Жители планеты Зима, расположенной на самой окраине галакти­ки — существа с иной биологической сущностью. Они не знают того, кем станут (мужчиной или женщиной) на пике сексуального цикла и не имеют возможности выбора, то есть любой может зачать и ро­дить ребенка. С прекращением лактации каждый обитатель планеты снова становится двуполым существом. Происхождение ведется от матери. Моногамный брак (обет кеммера) возможен, но явление не­частое.

Эксперты полагают, что данное явление стало результатом экспе­римента первых поселенцев-землян. Возможно, что цель этого давне­го эксперимента — выяснить, останутся ли человеческие существа, лишенные постоянной сексуальности, разумными и способными к созданию культуры. Еще одной предполагаемой целью называется стремление ограничить как мужественность, которая насилует, так и женственность, которая подвергается насилию.

Данный биологический феномен приводит к целому ряду психо­логических последствий.

Четыре пятых времени жизни этих людей сексуально не мотиви­ровано. Любой может заниматься чем угодно, привилегии распреде­ляются поровну, перед всеми одинаковые возможности и одинаковый выбор, поэтому здесь никто не свободен так, как свободны в других мирах мужчины.

Ребенок не имеет сексуальных отношений с матерью и отцом (мифа об Эдипе не существует). Нет полового насилия, нет изнасилований; «как у всех млекопитающих, за исключением человека, соединение может происходить только по личному согласию, в противном случае оно не­возможно». Нет сильных, слабых, господствующих, подчиненных, актив­ных, пассивных членов общества. Они склонны к соперничеству, но не агрессивны, войны прекратились. Их биологическая двойственность пре­дотвратила эксплуатацию полов и разочарования, связанные с полом.

Оказавшись на этой планете, вы вдруг обнаруживаете, что, не при­писывая роль мужчине или женщине, вы не знаете, как вести себя. Жители Зимы потенциально и он, и она. Следствием этого является тот факт, что каждый оценивается только как человеческое существо.




Глава 16

Исследование гендерных установок в ситуации конфликта

Л. Н. Ожигова

Вводные замечания

Становление гендерной идентичности индивида не обусловлено пря­мо и непосредственно наличием гендерной роли и включенных в нее социальных стереотипов, представлений, ожиданий. Они должны стать средствами осознания собственной половой принадлежности и гендерной идентичности, то есть из внешнего, «заданного» социумом и культурой плана перейти в область внутреннего, личностно-осмысленного принятия гендерной роли и соответствующих ей установок. Установка — это готовность, предрасположенность определенным об­разом воспринимать, понимать, осмысливать объект или действовать с ним в соответствии с прошлым опытом или под влиянием стереотипов. Под установкой также понимается неосознаваемая личностью готов­ность, предрасположенность к деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность. Психологические иссле­дования в структуре установки выделили три составляющие: когнитив­ную, аффективную, поведенческую. Когнитивная — это мнения и убеж­дения, которых мы придерживаемся относительно тех или иных предме­тов, людей и которые позволяют нам судить, что, на наш взгляд, правильно, правдоподобно или возможно. Аффективная — составляет положительные или отрицательные эмоции, связанные с этими убежде­ниями. Поведенческая — предполагает реакцию человека, соответству­ющую его убеждениям и переживаниям. Установки (мнения, оценки, убеждения) приобретаются через контакты в семье, социальной группе, школе и т. д. Одни из них становятся центральными, так как образуют ядро системы убеждений, используемых индивидом для понимания об­щества. Другие установки становятся периферическими, так как играют меньшую роль в социальной адаптации. Именно центральные установки труднее всего поддаются изменению и составляют основу для форми­рования предубеждений в отношении других людей или событий [3].

Предубеждение отличается от стереотипа тем, что тот представляет собой обобщение, которого придерживаются представители определен­ной группы относительно другой, в то время как предубеждение предпо­лагает еще и суждение в терминах «плохой» или «хороший», которое может выноситься о других людях даже при недостатке информации о них и мотивах их поведения. Люди часто более благосклонно относятся к своей группе (пристрастное отношение) и менее благосклонно — к тем, кто в нее не входит (предубеждение против других). Например, члены семьи думают, что они лучше членов других семей; европейцы могут ду­мать, что они лучше африканцев; мужчины — лучше женщин и т. д. [2].

В этом смысле пристрастное отношение к своей группе и предубеж­дение к чужой провоцирует возникновение конфликтов между людь­ми, порождает дискриминацию. Это имеет прямое отношение к пред­убеждениям между представителями различных гендерных групп. При­сущие нам от рождения тенденции обработки информации в категориях гендерных различий, потребность в идентификации с группой и жела­ние повысить самооценку содействуют укреплению гендерных устано­вок, носящих характер предубеждений и охватывающих все области со­циальных отношений: семью, политику, образование, профессиональ­ную деятельность и т. д. [1].

Существуют следующие гендерные предубеждения:

• гендерные различия велики;

• гендерные различия фундаментальны и биологически обуслов­лены;

• биологические предпосылки способствуют лучшему приспособле­нию мужчин и женщин к выполнению различных ролей;

• гендеры обособлены друг от друга, но равны;

• традиционные гендерные роли наиболее полно удовлетворяют потребности общества.

Кросс-культурные исследования гендерной этики показали, что суще­ствует четыре аспекта, которые свойственны большинству современных обществ: разделение труда по половому признаку; убеждения и стерео­типы, связанные с различиями между женщинами и мужчинами; диф­ференциальная социализация мальчиков и девочек; меньшая власть и более низкий статус женщин. Эти предубеждения наиболее остро про­являются в ситуациях, где напрямую сталкиваются интересы различных гендерных групп, например в области карьеры и управления персоналом.

Цель занятия

Знакомство со способами исследования гендерных установок в ситуа­ции конфликта, связанного с карьерным ростом сотрудников разного пола.

Оснащение

Бланк с проективным рисунком «Конфликт на работе».

Схема беседы.

Порядок работы

Исследование может проводиться индивидуально, ив группах. Оно состоит из двух заданий, включающих в себя работу над проективным ри­сунком «Конфликт на работе» и сюжетно-ролевую игру «Собеседование».

Этап 1.Сочинение «Конфликт на работе».

Этап 2.Обработка результатов сочинения.

Этап 3.Обсуждение результатов.

Этап4. Информационное сообщение ведущего.

Этап 5.Сюжетно-ролевая игра «Собеседование».

Этап 6.Обсуждение результатов.

Наши рекомендации