Критерии эффективности занятия
Критерием эффективности является рефлексия участников тренингового занятия по поводу чужих и своих гендерных стереотипов, а также осознание их влияния (как позитивного, так инегативного) на качество межличностной коммуникации.
Литература
1. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. — СПб.: Питер, 2000.
2. Ле Гуин У. Левая рука тьмы: Фантастические романы. — Новосибирск, 1993.
3. Майерс Д. Социальная психология. — СПб.: Питер, 1997.
4. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по гендерной психологии. — СПб.: Питер, 2000.
Приложение
Психологические и социальные последствия необычной биологической природы жителей планеты Зима[9]
Жители планеты Зима, расположенной на самой окраине галактики — существа с иной биологической сущностью. Они не знают того, кем станут (мужчиной или женщиной) на пике сексуального цикла и не имеют возможности выбора, то есть любой может зачать и родить ребенка. С прекращением лактации каждый обитатель планеты снова становится двуполым существом. Происхождение ведется от матери. Моногамный брак (обет кеммера) возможен, но явление нечастое.
Эксперты полагают, что данное явление стало результатом эксперимента первых поселенцев-землян. Возможно, что цель этого давнего эксперимента — выяснить, останутся ли человеческие существа, лишенные постоянной сексуальности, разумными и способными к созданию культуры. Еще одной предполагаемой целью называется стремление ограничить как мужественность, которая насилует, так и женственность, которая подвергается насилию.
Данный биологический феномен приводит к целому ряду психологических последствий.
Четыре пятых времени жизни этих людей сексуально не мотивировано. Любой может заниматься чем угодно, привилегии распределяются поровну, перед всеми одинаковые возможности и одинаковый выбор, поэтому здесь никто не свободен так, как свободны в других мирах мужчины.
Ребенок не имеет сексуальных отношений с матерью и отцом (мифа об Эдипе не существует). Нет полового насилия, нет изнасилований; «как у всех млекопитающих, за исключением человека, соединение может происходить только по личному согласию, в противном случае оно невозможно». Нет сильных, слабых, господствующих, подчиненных, активных, пассивных членов общества. Они склонны к соперничеству, но не агрессивны, войны прекратились. Их биологическая двойственность предотвратила эксплуатацию полов и разочарования, связанные с полом.
Оказавшись на этой планете, вы вдруг обнаруживаете, что, не приписывая роль мужчине или женщине, вы не знаете, как вести себя. Жители Зимы потенциально и он, и она. Следствием этого является тот факт, что каждый оценивается только как человеческое существо.
Глава 16
Исследование гендерных установок в ситуации конфликта
Л. Н. Ожигова
Вводные замечания
Становление гендерной идентичности индивида не обусловлено прямо и непосредственно наличием гендерной роли и включенных в нее социальных стереотипов, представлений, ожиданий. Они должны стать средствами осознания собственной половой принадлежности и гендерной идентичности, то есть из внешнего, «заданного» социумом и культурой плана перейти в область внутреннего, личностно-осмысленного принятия гендерной роли и соответствующих ей установок. Установка — это готовность, предрасположенность определенным образом воспринимать, понимать, осмысливать объект или действовать с ним в соответствии с прошлым опытом или под влиянием стереотипов. Под установкой также понимается неосознаваемая личностью готовность, предрасположенность к деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность. Психологические исследования в структуре установки выделили три составляющие: когнитивную, аффективную, поведенческую. Когнитивная — это мнения и убеждения, которых мы придерживаемся относительно тех или иных предметов, людей и которые позволяют нам судить, что, на наш взгляд, правильно, правдоподобно или возможно. Аффективная — составляет положительные или отрицательные эмоции, связанные с этими убеждениями. Поведенческая — предполагает реакцию человека, соответствующую его убеждениям и переживаниям. Установки (мнения, оценки, убеждения) приобретаются через контакты в семье, социальной группе, школе и т. д. Одни из них становятся центральными, так как образуют ядро системы убеждений, используемых индивидом для понимания общества. Другие установки становятся периферическими, так как играют меньшую роль в социальной адаптации. Именно центральные установки труднее всего поддаются изменению и составляют основу для формирования предубеждений в отношении других людей или событий [3].
Предубеждение отличается от стереотипа тем, что тот представляет собой обобщение, которого придерживаются представители определенной группы относительно другой, в то время как предубеждение предполагает еще и суждение в терминах «плохой» или «хороший», которое может выноситься о других людях даже при недостатке информации о них и мотивах их поведения. Люди часто более благосклонно относятся к своей группе (пристрастное отношение) и менее благосклонно — к тем, кто в нее не входит (предубеждение против других). Например, члены семьи думают, что они лучше членов других семей; европейцы могут думать, что они лучше африканцев; мужчины — лучше женщин и т. д. [2].
В этом смысле пристрастное отношение к своей группе и предубеждение к чужой провоцирует возникновение конфликтов между людьми, порождает дискриминацию. Это имеет прямое отношение к предубеждениям между представителями различных гендерных групп. Присущие нам от рождения тенденции обработки информации в категориях гендерных различий, потребность в идентификации с группой и желание повысить самооценку содействуют укреплению гендерных установок, носящих характер предубеждений и охватывающих все области социальных отношений: семью, политику, образование, профессиональную деятельность и т. д. [1].
Существуют следующие гендерные предубеждения:
• гендерные различия велики;
• гендерные различия фундаментальны и биологически обусловлены;
• биологические предпосылки способствуют лучшему приспособлению мужчин и женщин к выполнению различных ролей;
• гендеры обособлены друг от друга, но равны;
• традиционные гендерные роли наиболее полно удовлетворяют потребности общества.
Кросс-культурные исследования гендерной этики показали, что существует четыре аспекта, которые свойственны большинству современных обществ: разделение труда по половому признаку; убеждения и стереотипы, связанные с различиями между женщинами и мужчинами; дифференциальная социализация мальчиков и девочек; меньшая власть и более низкий статус женщин. Эти предубеждения наиболее остро проявляются в ситуациях, где напрямую сталкиваются интересы различных гендерных групп, например в области карьеры и управления персоналом.
Цель занятия
Знакомство со способами исследования гендерных установок в ситуации конфликта, связанного с карьерным ростом сотрудников разного пола.
Оснащение
Бланк с проективным рисунком «Конфликт на работе».
Схема беседы.
Порядок работы
Исследование может проводиться индивидуально, ив группах. Оно состоит из двух заданий, включающих в себя работу над проективным рисунком «Конфликт на работе» и сюжетно-ролевую игру «Собеседование».
Этап 1.Сочинение «Конфликт на работе».
Этап 2.Обработка результатов сочинения.
Этап 3.Обсуждение результатов.
Этап4. Информационное сообщение ведущего.
Этап 5.Сюжетно-ролевая игра «Собеседование».
Этап 6.Обсуждение результатов.