Семинар 9. Психологические основания социально-правовой профилактики насилия в семье

Вопросы для обсуждения:

1. Теоретические основы семейного насилия.

2. Диагностика насилия в семье.

3. Психологические особенности семейного консультирования.

4. Профилактика жестокого обращения и насилия (психологический аспект).

5. Психология социально-правовой работы с детьми и женщинами, пережившими насилие.

Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов

При подготовке к семинару студентам необходимо повторить лекционные материалы, ознакомиться с первоисточниками и учебной литературой. Таким образом, в ходе подготовки студент закрепляет ранее полученные знания и приобретает новые.

В качестве дополнения к традиционному семинарскому занятию предлагается использование интерактивных элементов в виде проведения «ролевых игр» и «круглых столов».

Для подготовки ролевой игры при участии преподавателя назначаются участники, которые ее разыгрывают в ходе семинара, а также координатор или руководитель подготовки и проведения сцены. Уточняется исследуемая ситуация, предмет дискуссии; участники, образуют группы (как правило – две), между которыми произойдет дискуссия. Лидер (координатор) в эти группы не входит, что позволяет ему соблюдать регламент сцены.

Круглый стол проводится по проблемам, определенным заблаговременно. При участии преподавателя назначаются докладчик (по центральной теме) и содокладчики (3-5 студентов), делающие сообщения по основным вопросам круглого стола; остальным участникам круглого стола (а ими должны быть все студенты группы) предлагается готовиться; определятся временные рамки доклада, содоклада, выступлений, повторных выступлений.

Самостоятельная работа способствует более глубокому усвоению изучаемого курса, формирует навыки исследовательской работы по изучаемым проблемам и ориентирует студента на умение применять полученные теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа студентов проводится в следующих видах:

- отработка текущего материала по конспектам и рекомендованной литературе;

- выполнение домашних заданий;

- подготовка к практическим занятиям;

- выполнение контрольных заданий.

Текущий контроль успеваемости студентов проводится в ходе семинарских занятий в следующих формах: устный опрос, домашние задания, контрольные задания, тестирование, сообщения, рефераты и доклады.

Рубежный контроль проводится на семинарских занятиях в виде письменной работы по предложенным преподавателем темам.

Задания для выполнения контрольной работы

Изучение курса «Психология социально-правовой деятельности» в соответствии с учебным планом предполагает написание контрольной работы, которая представляет собой письменный анализ литературных источников и практики деятельности.

Объем контрольной работы составляет 3 - 5 печатных страниц. Тему контрольной работы студент выбирает самостоятельно из предлагаемого перечня тем, в соответствии с собственными научными интересами и склонностями при консультативной помощи преподавателя.

В контрольной работе излагается теоретическое содержание темы со сравнительным анализом существующих по данной проблеме точек зрения. Дается описание возможностей применения теоретических знаний на практике. Работа завершается соответствующими выводами.

В конце контрольной работы оформляется список используемой литературы, составленный в алфавитном порядке и в соответствии с современными библиографическими требованиями.

Примерные темы контрольных работ:

1. Предмет и объект психологии. Основные отрасли психологии. Место психологии в системе наук и характер их взаимосвязей.

2. Основные этапы развития психологического знания.

3. Методы исследования в психологии.

4. Понятие о личности, индивиде, индивидуальности.

5. Мотивы, их виды и роль в структуре личности.

6. Темперамент и его виды.

7. Потребности и их роль в формировании личности.

8. Характер. Акцентуации характера.

9. Понятие об ощущении, его виды. Чувствительность и пороги ощущений.

10. Восприятие, его виды и свойства.

11. Понятие о представлении и его виды.

12. Воображение, его виды.

13. Мышление и его типы. Мыслительные операции.

14. Речь, ее виды и свойства.

15. Память и ее виды. Процессы памяти.

16. Внимание, его виды и свойства.

17. Классификация эмоций и чувств, их функции.

18. Воля, волевые действия, волевые качества личности.

19. Понятие о группах, их виды. Уровни развития группы.

20. Общение, его виды и функции.

21. Способности и задатки.

22. Психологические основы социально-правовой деятельности..

23. Основные направления социально-правовой работы с населением.

24. Организация, формы и методы психологического консультирования в практике социально-правовой деятельности.

25. Рамки профессиональной деятельности в социально-правовой деятельности.

26. Понятие «клиент социально-правовой деятельности». Целевые группы клиентов социальных служб и особенности подходов к работе с ними.

27. Формы и методы социально-правовой деятельности в семье.

28. Особенности социально-правовых подходов к разрешению проблем пожилых людей.

29. Дети и молодежь как клиенты социально-правовой деятельности.

30. Психосоциальная и юридическая помощь лицам, подвергшимся насилию.

31. Профессиональная компетентность в практике социально-правовой деятельности.

32. Методы психологического тренинга в социально-правовой деятельности.

33. Социальная политика и законодательство в социальной работе.

34. Социальное сиротство как проблема современного общества и психологический феномен.

35. Система отечественных учреждений социально-правовой защиты в XXI в.

36. Психология взаимоотношений между социальным работником и клиентом.

37. Семейное насилие и его жертвы.

38. Психология социально-правовой деятельности с детьми и подростками.

39. Семья как клиент социально-правовой деятельности.

40. Социально-правовые проблемы молодежи и молодежная политика в современном обществе.

Примеры тестовых заданий для проведения промежуточной аттестации

1. Психология как самостоятельная наука оформилась в…

40-х гг. XIX в.

80-х гг. XIX в.

90-х гг. XIX в.

начале XX в.

2. Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления психологического факта называется …

контент-анализом

анализом продуктов деятельности

беседой

экспериментом

3. Направление в психологии, изучающее проблемы развития личности, её активности, самоактуализации и самосовершенствования, свободы выбора и стремления к высшим ценностям, что проявляется в стремлении к справедливости, красоте и истине, известно как …

когнитивная психология

бихевиоризм

фрейдизм

гуманистическая психология

4. Философской основой гуманистической психологии является.

позитивизм

экзистенциализм

прагматизм

рационализм

5. Принцип, требующий рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении, называется принципом …

детерминизма

развития

перехода количественных изменений в качественные

объективности

6. Получение данных о собственных психических процессах и состояниях в момент их протекания или вслед за ним – это …

наблюдение

эксперимент

тестирование

самонаблюдение

7. Краткое, стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психологический процесс или личность в целом – это …

наблюдение

эксперимент

тестирование

самонаблюдение

8. Социально-психологические проявления личности, ее взаимоотношения с людьми изучает … психология.

дифференциальная

социальная

педагогическая

общая

9. Особенности онтогенетического развития психики изучает … психология.

медицинская

социальная

возрастная

общая

Литература

Основная:

Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. М., 2008.

Михалкин Н.В. Социальная психология. М., 2012.

Психология социальной работы. Учебник. Под ред. О.В.Красновой. М., 2013.

Сафонова Л.В. Содержание и методика психосоциальной работы: Учеб. пос. М., 2008

Дополнительная:

Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. М., 2006.

Басов Н.Ф. Социальная работа с людьми пожилого возраста. Ростов н/Д., 2009.

Введение в психологию инвалидности. М., 2011.

Забродин Ю.М., Пахальян В.Э. Психологическое консультирование. М., 2010.

Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. СПб., 2003.

Морозов А.В. Социальная психология: Учебник. М., 2005

Никишина В.Б., Василенко Т.Д. Психодиагностика в системе социальной работы: Учеб. пос. М., 2004.

Холостова Е.И. Социальная работа. Учеб. пос. М., 2010.

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2010.

Интернет-ресурсы:

.

- lib.ru - Библиотека по психологии.

- www.flogiston.ru - Сайт факультета психологии МГУ.

- http://www.srrc.ru/ngo/dss/ - Сайт, посвященный психологической помощи молодежи, социальной поддержке нуждающихся детей, юридической защите несовершеннолетних, работе молодежного телефона доверия

- http://www.isn.ru/psychology.shtml - Каталог ссылок на ресурсы по психологии.

- http://psychology.net.ru/ - Сайт Мир психологии. Здесь размещены книги, статьи, материалы по психологии, тесты, форум и др.

[1] Для подготовки к семинарам следует использовать литературу, представленную в настоящем учебно-методическом комплексе.

Наши рекомендации