Семинар 9. Психологические основания социально-правовой профилактики насилия в семье
Вопросы для обсуждения:
1. Теоретические основы семейного насилия.
2. Диагностика насилия в семье.
3. Психологические особенности семейного консультирования.
4. Профилактика жестокого обращения и насилия (психологический аспект).
5. Психология социально-правовой работы с детьми и женщинами, пережившими насилие.
Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов
При подготовке к семинару студентам необходимо повторить лекционные материалы, ознакомиться с первоисточниками и учебной литературой. Таким образом, в ходе подготовки студент закрепляет ранее полученные знания и приобретает новые.
В качестве дополнения к традиционному семинарскому занятию предлагается использование интерактивных элементов в виде проведения «ролевых игр» и «круглых столов».
Для подготовки ролевой игры при участии преподавателя назначаются участники, которые ее разыгрывают в ходе семинара, а также координатор или руководитель подготовки и проведения сцены. Уточняется исследуемая ситуация, предмет дискуссии; участники, образуют группы (как правило – две), между которыми произойдет дискуссия. Лидер (координатор) в эти группы не входит, что позволяет ему соблюдать регламент сцены.
Круглый стол проводится по проблемам, определенным заблаговременно. При участии преподавателя назначаются докладчик (по центральной теме) и содокладчики (3-5 студентов), делающие сообщения по основным вопросам круглого стола; остальным участникам круглого стола (а ими должны быть все студенты группы) предлагается готовиться; определятся временные рамки доклада, содоклада, выступлений, повторных выступлений.
Самостоятельная работа способствует более глубокому усвоению изучаемого курса, формирует навыки исследовательской работы по изучаемым проблемам и ориентирует студента на умение применять полученные теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа студентов проводится в следующих видах:
- отработка текущего материала по конспектам и рекомендованной литературе;
- выполнение домашних заданий;
- подготовка к практическим занятиям;
- выполнение контрольных заданий.
Текущий контроль успеваемости студентов проводится в ходе семинарских занятий в следующих формах: устный опрос, домашние задания, контрольные задания, тестирование, сообщения, рефераты и доклады.
Рубежный контроль проводится на семинарских занятиях в виде письменной работы по предложенным преподавателем темам.
Задания для выполнения контрольной работы
Изучение курса «Психология социально-правовой деятельности» в соответствии с учебным планом предполагает написание контрольной работы, которая представляет собой письменный анализ литературных источников и практики деятельности.
Объем контрольной работы составляет 3 - 5 печатных страниц. Тему контрольной работы студент выбирает самостоятельно из предлагаемого перечня тем, в соответствии с собственными научными интересами и склонностями при консультативной помощи преподавателя.
В контрольной работе излагается теоретическое содержание темы со сравнительным анализом существующих по данной проблеме точек зрения. Дается описание возможностей применения теоретических знаний на практике. Работа завершается соответствующими выводами.
В конце контрольной работы оформляется список используемой литературы, составленный в алфавитном порядке и в соответствии с современными библиографическими требованиями.
Примерные темы контрольных работ:
1. Предмет и объект психологии. Основные отрасли психологии. Место психологии в системе наук и характер их взаимосвязей.
2. Основные этапы развития психологического знания.
3. Методы исследования в психологии.
4. Понятие о личности, индивиде, индивидуальности.
5. Мотивы, их виды и роль в структуре личности.
6. Темперамент и его виды.
7. Потребности и их роль в формировании личности.
8. Характер. Акцентуации характера.
9. Понятие об ощущении, его виды. Чувствительность и пороги ощущений.
10. Восприятие, его виды и свойства.
11. Понятие о представлении и его виды.
12. Воображение, его виды.
13. Мышление и его типы. Мыслительные операции.
14. Речь, ее виды и свойства.
15. Память и ее виды. Процессы памяти.
16. Внимание, его виды и свойства.
17. Классификация эмоций и чувств, их функции.
18. Воля, волевые действия, волевые качества личности.
19. Понятие о группах, их виды. Уровни развития группы.
20. Общение, его виды и функции.
21. Способности и задатки.
22. Психологические основы социально-правовой деятельности..
23. Основные направления социально-правовой работы с населением.
24. Организация, формы и методы психологического консультирования в практике социально-правовой деятельности.
25. Рамки профессиональной деятельности в социально-правовой деятельности.
26. Понятие «клиент социально-правовой деятельности». Целевые группы клиентов социальных служб и особенности подходов к работе с ними.
27. Формы и методы социально-правовой деятельности в семье.
28. Особенности социально-правовых подходов к разрешению проблем пожилых людей.
29. Дети и молодежь как клиенты социально-правовой деятельности.
30. Психосоциальная и юридическая помощь лицам, подвергшимся насилию.
31. Профессиональная компетентность в практике социально-правовой деятельности.
32. Методы психологического тренинга в социально-правовой деятельности.
33. Социальная политика и законодательство в социальной работе.
34. Социальное сиротство как проблема современного общества и психологический феномен.
35. Система отечественных учреждений социально-правовой защиты в XXI в.
36. Психология взаимоотношений между социальным работником и клиентом.
37. Семейное насилие и его жертвы.
38. Психология социально-правовой деятельности с детьми и подростками.
39. Семья как клиент социально-правовой деятельности.
40. Социально-правовые проблемы молодежи и молодежная политика в современном обществе.
Примеры тестовых заданий для проведения промежуточной аттестации
1. Психология как самостоятельная наука оформилась в…
40-х гг. XIX в.
80-х гг. XIX в.
90-х гг. XIX в.
начале XX в.
2. Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления психологического факта называется …
контент-анализом
анализом продуктов деятельности
беседой
экспериментом
3. Направление в психологии, изучающее проблемы развития личности, её активности, самоактуализации и самосовершенствования, свободы выбора и стремления к высшим ценностям, что проявляется в стремлении к справедливости, красоте и истине, известно как …
когнитивная психология
бихевиоризм
фрейдизм
гуманистическая психология
4. Философской основой гуманистической психологии является.
позитивизм
экзистенциализм
прагматизм
рационализм
5. Принцип, требующий рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении, называется принципом …
детерминизма
развития
перехода количественных изменений в качественные
объективности
6. Получение данных о собственных психических процессах и состояниях в момент их протекания или вслед за ним – это …
наблюдение
эксперимент
тестирование
самонаблюдение
7. Краткое, стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психологический процесс или личность в целом – это …
наблюдение
эксперимент
тестирование
самонаблюдение
8. Социально-психологические проявления личности, ее взаимоотношения с людьми изучает … психология.
дифференциальная
социальная
педагогическая
общая
9. Особенности онтогенетического развития психики изучает … психология.
медицинская
социальная
возрастная
общая
Литература
Основная:
Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. М., 2008.
Михалкин Н.В. Социальная психология. М., 2012.
Психология социальной работы. Учебник. Под ред. О.В.Красновой. М., 2013.
Сафонова Л.В. Содержание и методика психосоциальной работы: Учеб. пос. М., 2008
Дополнительная:
Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. М., 2006.
Басов Н.Ф. Социальная работа с людьми пожилого возраста. Ростов н/Д., 2009.
Введение в психологию инвалидности. М., 2011.
Забродин Ю.М., Пахальян В.Э. Психологическое консультирование. М., 2010.
Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. СПб., 2003.
Морозов А.В. Социальная психология: Учебник. М., 2005
Никишина В.Б., Василенко Т.Д. Психодиагностика в системе социальной работы: Учеб. пос. М., 2004.
Холостова Е.И. Социальная работа. Учеб. пос. М., 2010.
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2010.
Интернет-ресурсы:
.
- lib.ru - Библиотека по психологии.
- www.flogiston.ru - Сайт факультета психологии МГУ.
- http://www.srrc.ru/ngo/dss/ - Сайт, посвященный психологической помощи молодежи, социальной поддержке нуждающихся детей, юридической защите несовершеннолетних, работе молодежного телефона доверия
- http://www.isn.ru/psychology.shtml - Каталог ссылок на ресурсы по психологии.
- http://psychology.net.ru/ - Сайт Мир психологии. Здесь размещены книги, статьи, материалы по психологии, тесты, форум и др.
[1] Для подготовки к семинарам следует использовать литературу, представленную в настоящем учебно-методическом комплексе.