О социально-правовой защите от насилия в семье».

Согласно Пояснительной записке к данному законопроекту, инициатива основывается на:

- мнении представителя ООН по правам человека в Приднестровье Томаса Хаммарберга;

- принятии аналогичных законов в Украине, Молдове, Кыргызстане, Казахстане, Армении;

- данных статистики обращений о насилии в семье на телефон доверия неправительственной организации «Взаимодействие» (общественная организация "Взаимодействие": регистрационный номер: 01-071-1370; номер и серия свидетельства о регистрации: № 0001589 – АА; дата регистрации в государственном реестре юридических лиц: 24.04.2002г.; юридический адрес: г. Тирасполь, ул. Маяковского, д.17; руководитель: Алистратова Оксана Степановна).

В результате общественной экспертизы представленных оснований законопроекта сделаны следующие выводы:

- мнение представителя ООН по правам человека в Приднестровье Т.Хаммарберга является сугубо рекомендательным и не накладывает на органы государственной власти обязательств по его неукоснительному исполнению.

В условиях отношения международного сообщества, включая ООН, к государственности ПМР, негативно влияющего на социально-экономическое состояние республики (и, соответственно, семей, составляющих гражданское общество ПМР), данные рекомендации не могут рассматриваться как обязательная к исполнению мера, направленная на создание позитивных изменений в указанной сфере.

Кроме того, не установлены источники, содержание и достоверность сведений, послуживших основанием для мнения и рекомендаций, составленных Т. Хаммербергом.

- настоящий законопроект сформирован на основании модульного закона, разработанного ООН, не учитывающего традиционных национальных морально-этических норм и семейных ценностей, а также требований и особенностей законодательства Приднестровской Молдавской Республики и законодательства Российской Федерации.

Указание на принятие аналогичных законов в таких странах СНГ как Украина, Молдова, Кыргызстан, Казахстан, Армения свидетельствует о том, что настоящий законопроект в Приднестровской Молдавской Республике продвигается при координации фонда Сороса, осуществлявшего патронат создания и принятия аналогичных законопроектов в указанных странах, о чём, в том числе, сообщается на интернет-ресурсах организаций-представителей фонда Сороса в указанных государствах.

Кроме того, в рамках реализации решения Референдума 17 сентября 2006г. в республике взят курс на гармонизацию Законодательства Приднестровской Молдавской Республики с Законодательством Российской Федерации. Предлагаемый законопроект не только противоречит действующему Законодательству ПМР, но и Законодательству РФ. Необходимо подчеркнуть, что аналогичный законопроект РФ, направленный на подпись Президенту РФ В.В. Путину, был им отклонён.

По мнению В.В.Путина, выраженному им, в частности, на Съезде родителей России 13.02.2013г., «следует избегать слепого копирования чужого опыта. В том числе и по причине небесспорности этих моделей управления общественными явлениями в данных сферах и в тех странах, где наиболее широко применяются правила так называемой ювенальной юстиции.

…Непродуманное внедрение таких механизмов, по сути, нарушение суверенитета семьи, может спровоцировать недоверие и разлад между родителями и детьми и даже прямую коррупцию, паразитирование некоторых недобросовестных чиновников на этих проблемах.

…Семья - это очень чувствительная сфера. И в законах, касающихся взаимоотношений между родителями и детьми, должны быть только определённые, чёткие формулировки, исключающие произвол чиновников и какое-то двойное толкование. Так называемая юридическая техника должна быть отточена до идеала. В том числе, строго, исчерпывающе должны быть перечислены признаки крайнего неблагополучия семьи, когда представителям власти нужно и можно вмешиваться и оказать адресную помощь.

…Гораздо важнее другое, важнее устранять причины социальных болезней».

- данные статистики обращений о насилии в семье на телефон доверия неправительственной организации «Взаимодействие» не могут рассматриваться как основание для принятия закона Приднестровской Молдавской Республики, так как указанные статистические данные не являются официальным социологическим исследованием с чётко обозначенной репрезентативностью и официально контролируемым социальным представительством, не опираются на нормативно-правовую базу и законную компетенцию и полномочия в установлении, определении, классификации фактов насилия, а носят характер субъективной оценки заинтересованной стороны. Субъективность оценки, в том числе, заключается в произвольном определении понятия «насилие» в общем и «насилие в семье» в частности, на что указывают информационные материалы организации, где в категорию «насилие в семье» входят, дословно, «критика» и «насилие или угроза насилия над домашними животными». Также субъективность оценки организацией сообщений о «насилии» заключается в том, что предоставленные статистические данные основаны на телефонных сообщениях, а не на проверенных, удостоверенных фактах. Более того, в соответствии с действующим законодательством, неправительственная организация не является органом власти, уполномоченным проводить мероприятия, направленные на официальную проверку, освидетельствование, констатацию и оценку каких-либо фактов, не являющихся непосредственно действиями и производными от действий организации и её официальных представителей.

В пользу предположения о возможном завышении представленных неофициальных статистических данных свидетельствует известная американская практика. Так, в 1994 г. Национальный Комитет США по предотвращению насилия над детьми был подвержен критике за публикацию в своем отчете неточных и завышенных данных о насилии над детьми, в частности, путём выдачи количества «сигналов» о насилии, поступивших в службы защиты детей, за реальное число случаев насилия. В ответ на критику один из авторов отчета - Д. Даро публично заявил: «Наша задача не в том, чтобы сообщить людям абсолютную истину, а в том, чтобы дать им почувствовать глубину проблемы».

Заинтересованность НПО «Взаимодействие» заключается в том, что организация является получателем грантов, выделяемых фондом Сороса и контролируемыми им НПО, в том числе, и на реализацию программ, в непосредственную сферу действия которых входит и настоящий законопроект. Следовательно, организация прямо заинтересована в создании информационного образа избыточности оснований для внедрения международных и иностранных программ, реализация которых обеспечит или увеличит постоянное финансирование организации, а также придаст ей полномочия, свойственные исключительно органам государственной власти Приднестровской Молдавской Республики.

Вывод:

Проект Закона Приднестровской Молдавской Республики «О социально-правовой защите от насилия в семье»:

- в первую очередь, соответствует интересам международных структур, чётко демонстрирующих недружественные настроения в отношении ПМР и РФ;

- непосредственно связан с финансированием и программными задачами фонда Сороса, специализирующегося на дестабилизации и переформатировании гражданского общества государств, в отношении которых реализуются геополитические программы США;

- копирует нормативную базу, разработанную внешними источниками, демонстрирующими своё недружественное отношение к ПМР и РФ;

- противоречит целям гармонизации Законодательства ПМР с Законодательством РФ;

- основывается на неофициальных сведениях неустановленной степени достоверности, предоставленных неправительственной организацией, находящейся в материальной зависимости от недружественно настроенных в отношении ПМР и РФ международных структур и реализующей разработанные ими программы.

Наши рекомендации