Раздел 7. СТАНОВЛЕНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Тема 25. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Российская психология середины XIX в., ее связь с философией. К. Д. Кавелин, И. М. Сеченов как крупнейшие предшественники русской научной психологии. Деятельность Московского университета. М. М. Троицкий. Историко-генетическая ориентация в работах А. А. Потебни.

Психология в России в начале XX в. Борьба идеалистической философии с естественнонаучным направлением. Концепция идеал-реализма Н. О. Лосского. Поиски предмета психологии. Исследования души С. Л. Франком. Становление экспериментальной психологии. Н. Я. Грот, Н. Н. Ланге. Создание и деятельность Московского Психологического общества. Создание системы подготовки психологических кадров в России. Личность и деятельность Г. И. Челпанова. Создание Психологического института. Начало педологического движения.

Тема 26. РОССИЙСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

Особенности развития психологии в советский период.

Развитие психологии в России в 20-е гг. XX в. «Особый путь» советской психологии. Начало процесса идеологизации образования и науки. Изменение мировоззрения. Формирование советской психологии. Методологическая ориентация на марксизм. Перестройка психологии на основе марксизма. Бихевиористски ориентированные течения в психологии. Рефлекс и реакция как объяснительные принципы. Реактология К. Н. Корнилова как попытка приложения психологии к принципам марксизма. Роль И. П. Павлова, В. М. Бехтерева в развитии отечественной психологии. Герменевтика Г.Г. Шпета. Вклад Л.С. Выготского в развитие психологии. Развитие педологии. П. П. Блонский. М. Я. Басов. Развитие прикладных сфер психологии. Психотехника.

Развитие психологии в России в 30-е гг. XX в. Нейропсихология А. Р. Лурии. Вклад А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева в развитие психологии. Первая волна репрессирования психологии. Постановление ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. Разгром педологии. Последствия расправы над педологией для психологии. Ликвидация психотехники.

Психология в 40-50-е гг. Вторая волна репрессий. Борьба с «безродным космополитизмом». Погромные выступления против С. Л. Рубинштейна. «Павловская» сессия АН и АМН СССР, ее причины и последствия для психологии.

Развитие психологии в России в 60-80-е гг. XX в. Дальнейшая разработка деятельностного подхода. Вклад Б. М. Теплова, В. Д. Небылицына, А. Запорожца, В. Н. Мясищева и др. в развитие психологии. Изолированность советской психологии от зарубежных психологических течений.

Тема 27. РОССИЙСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ПОСТСОВЕТСКОГО ПЕРИОДА

Особенности психологии постсоветского периода. Пересмотр принципиальных позиций советской психологии. Основные направления российской психологии на современном этапе. Плюрализм методологических ориентаций. Преодоление схематизма научного сознания. Создание Российского психологического общества. Появление психологической службы. Издательская деятельность. Развитие теоретических и прикладных сфер психологической науки.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Ждан А. Н. История психологии. От античности к современности : учебник для студентов психологических факультетов университетов / А.Н. Ждан. – М. : Пед. о-во России, 2003. – 510 с.

2. Марцинковская Т. Д. История психологии : учебное пособие для студ. вузов, обуч. По направлению и специальности «Психология» / Т. Д. Марцинковская. – М. : Академия, 2002. – 538 с.

3. Шульц Д. История современной психологии / Д. Шульц, С. Шульц. – СПб. : Евразия, 2002. – 532 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Абульханова-Славская К. А. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна / К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский. – М. : Наука, 1989. – 243 с.

2. Боулби Д. Привязанность / Д. Боулби. – М. : Гардарики, 2003. – 447 с.

3. Будилова Е. А. Социально-психологические проблемы в русской науке / Е. А. Будилова. – М. : Наука, 1983. – 232 с.

4. Джемс У. Научные основы психологии / У. Джемс. – Минск : Харвест, 2003. – 528 с.

5. Зейгарник Б. В. Теории личности в зарубежной психологии : учеб. пособие для вузов по спец. «Психология»/ Б. В. Зейгарник. – М. : Изд-во Моск. ун-та. – 128 с.

6. История зарубежной психологии (30-60-е годы ХХ века). Тексты / под ред. П. Я. Гальперина, А. И. Ждан. – М. Изд-во Моск. ун-та, 1986. – 344 с.

7. История психологии : Период открытого кризиса (начало 10-х – середина 30-х годов ХХ в.). Тексты. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 362 с.

8. История становления и развития экспериментально-психологических исследований в России / отв. ред. Б. Ф. Ломов. – М. : Наука, 1990. – 212 с.

9. Кляйн М. Развитие в психоанализе / М. Кляйн, С. Айзекс. – М. : Академический проект, 2001. – 510 с.

10. Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном, или Судьба разума после Фрейда / Ж. Лакан. – М. : Русское феноменологическое общество, 1997. – 183 с.

11. Лихи Т. История современной психологии / Т. Лихи. – СПб. : Питер, 2003. – 448 с.

12. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении / А. Ф. Лосев. – М. : ЧеРо, 1991. – 190 с.

13. Петровский А. В. История и теория психологии / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – Ростов н/Д, 1996. – Т. 1. – 415 с.

14. Петровский А. В. История психологии / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – М. : Рос. гос. гуманитар. ун-т, 1994. – 448 с.

15. Платон. Федон / Платон // Соч. : в 4 т. – М. : Мысль, 1993. – Т.2. – С. 7–80.

16. Психологическая наука в России ХХ столетия : проблемы теории и истории / под ред. А. В. Брушлинского. – М. : Мысль, 1997. – 576 с.

17. Рассел Б. История западной философии / Б. Рассел. – М. : Мир, 2000. – 766 с.

18. Роджерс К. Становление личности : Взгляд на психотерапию / К. Роджерс. – М. ЭКСМО-пресс, 2001. – 414 с.

19. Смирнов А. А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР / А. А. Смирнов. – М. : Мир, 1975. – 352 с.

20. Соколова Е. Е. Тринадцать диалогов о психологии (Хрестоматия с комментариями по курсу «Введение в психологию») / Е. Е. Соколова. – М. : Смысл, 1995. – 653 с.

21. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. : Губский Е. Ф. [и др.] – М. : ИНФРА-М, 2001. – 574 с.

22. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М. : Прогресс, 1990. – 368 с.

23. Фрейд А. Детский психоанализ / А. Фрейд. – СПб. : Питер, 2003. – 476 с.

24. Фрейд З. «Я» и «Оно» / З. Фрейд. – М. ; Харьков : ЭКСМО-ПРЕСС: Фолио, 2001. – 859 с.

25. Фрейд З. Психоанализ детских страхов / З. Фрейд. – СПб. : Азбука-классика, 2008. – 285 с.

26. Фрейд З. Толкование сновидений / З. Фрейд. – Минск : Попурри, 2000. – 573 с.

27. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. – М. : АСТ-ЛТД, 1998. – 670 с.

28. Фромм Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. – М. : АСТ, 2004. – 571 с.

29. Хорни К. Женская психология / К. Хорни. – СПб. : Вост.-Европ. ин-т Психоанализа, 1993. – 221 с.

30. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ / К. Хорни. – М. : Прогресс, 2000. – 480 с.

31. Хьелл Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб. : Питер, 1997. – 608 с.

32. Эриксон Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – СПб. : Летний сад, 2000. – 415 с.

33. Юнг К. Г. Аналитическая психология : Прошлое и настоящее / К. Г. Юнг. – М. : Мартис, 1997. – 309 с.

34. Юнг К. Г. Психологические типы / К. Г. Юнг. – СПб. : Азбука, 2001. – 732 с.

35. Юнг К. Г. Тэвистокские лекции / К. Г. Юнг. – Киев : СИНТО, 1995. – 228 с.

36. Якунин В. А. История психологии : учеб пособие / В. А. Якунин. – СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2001. – 378 с.

37. Ярошевский М. Г. История психологии : от античности до середины XX века : учеб. пособие для вузов / М. Г. Ярошевский. – М. : Изд. центр «Академия», 1997. – 409 с.

38. Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии : теоретические проблемы развития психологической науки / М. Г. Ярошевский. – М. : Политиздат, 1971. – 368 с.

Наши рекомендации