Тема 18. ФРАНЦУЗСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Проблемы культурных различий. Л. Леви-Брюлль. Теория первобытного мышления. Коллективные представления. Логическое и дологическое мышление. Закон сопричастия.

К. Леви-Строс. Структурная антропология. Потенциал «дикарского» мышления. Гармония чувственного и рационального начал. Мифологическое мышление как коллективное бессознательное. Концепция сверхрационализма.

П. Жане. Индивид и общественная среда. «Психастения». Общение как сотрудничество. Социальные действия. Природа умственных операций. Интериоризация.

Тема 19.ОПИСАТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

В. Дильтей. Место психологии в системе гуманитарных наук. Роль психических факторов. Специфика психологической науки. Критика объяснительной психологии. Понимающая психология. Движущие силы развития. Э. Шпрангер. «Формы жизни». Классификация ценностей.

Раздел 6. СОВРЕМЕННАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Тема 20. НЕОБИХЕВИОРИЗМ

Особенности второго этапа развития поведенческой психологии – необихевиоризма. Необихевиоризм Э. Толмена. «Целенаправленный бихевиоризм». Наличие цели. Поведение как молярный феномен. Причины поведения. Промежуточные переменные. Когнитивная теория научения. Ожидания организма. Познание. Гештальт-знаки. Когнитивная карта. Латентное научение. Влияние работ Э. Толмена на развитие психологии.

Необихевиоризм Э. Гатри. Движения и действия. Природа научения. Одноразовое формирование условного рефлекса. «Научение с одной попытки».

Необихевиоризм К. Халла. «Математически обоснованная психология». Методы психологии. Диагностика способностей. Методы корреляционного анализа. «Механистический бихевиоризм». Роль условных рефлексов в поведении. Природа побуждений. Первичные и вторичные побуждения. Закон о первичном подкреплении. Роль подкрепления. «Сила привычки». Теория снижения потребностей.

Необихевиоризм Б. Скиннера. Оперантное поведение. Активность поведения. «Скиннеровский ящик». Закон приобретения. Роль подкрепления. Виды подкрепления. Режим и схема подкрепления. Модификация поведения. Вербальное поведение. Утопическая теория Б. Скиннера. Программа создания идеального общества. Радикальный характер бихевиоризма Б. Скиннера.

Тема 21. ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ

Особенности третьего этапа развития поведенческой психологии – нео-необихевиоризма. Ролевая теория Д. Мида. Место сюжетной игры и игры с правилами в развитии самосознания. Развитие ролевого поведения. Ожидания и прошлый опыт. «Обобщенный другой». Исследования асоциального и просоциального поведения Д. Доллардом. Теория фрустраций. Проблема мотивации, влечений и подкрепления в работах Н. Миллера. Теория зависимого поведения Р. Сирса. Стадии развития личности. Формы проявления зависимости.

Социально-когнитивная теория А. Бандуры. Предмет и методы психологии. Влияние социума. Роль когнитивных процессов в поведении. Влияние ожидания, предвосхищения. Роль и виды научения. Научение в действии. Научение через подражание. Характеристики "модели". Косвенное подкрепление. Природа человека. Врожденное поведение и научение. Основные когнитивные способности человека. Сознательная регуляция поведения. Человеческая агентность. Самоэффективность. Модификация поведения.

Теория социального научения Д. Роттера. Роль когнитивных процессов в поведении. Влияние социального опыта. Субъективные переживания и ожидания. Локус контроля. Интер- и экстернальность. Факторы, влияющие на формирование локуса контроля.

Тенденции развития поведенческого подхода на современном этапе.

Тема 22.НЕОФРЕЙДИЗМ. РАЗВИТИЕ ПСИХОАНАЛИЗА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX В.

Неофрейдизм и психология личности. Теория личности К. Хорни. Разногласия с З. Фрейдом. Базальная тревожность. Невротические потребности. Женская психология.

Теория Э. Фромма. Проблема свободы и конформизма. Бегство от свободы. Типы личности. Некрофилия.

Теория В. Райха. Роль подавленной сексуальности в возникновении неврозов. Концепция панциря характера. Фрейдомарксизм. Психологическое исследование фашизма.

Концепция О. Ранка. Травма рождения. Проблема свободы. Исследование художественного творчества.

Детский психоанализ А. Фрейд. Эго-психология. Изучение агрессии. Теория защитных механизмов. Техника работы с детьми.

Теория объектных отношений М. Кляйн. Инстинкт- и объект-теории: общее и особенное. Агрессивные импульсы ребенка. Роль суперэго. Этапы развития личности. Параноидно-шизоидная и депрессивная позиции ребенка. Влечение к смерти. Переносы и контрпереносы.

Теория привязанности Д. Боулби. Роль семьи в жизни ребенка. Разлука с матерью. Сепарационная тревога. Этологическая интерпретация психоанализа. Привязанность.

Структурный психоанализ Ж. Лакана. «Воображаемое – символическое – реальное». Бессознательное и язык. Развитие ребенка. Стадия «зеркала».

Теория Э. Эриксона. Эго-психология. Стадии психосоциального развития. Эго-идентичность. Кризис идентичности.

Современное состояние и тенденции развития психоанализа.

Тема 23.ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Экзистенциализм как философская основа гуманистической психологии. Ж. Сартр. Э. Кьеркегор. Природа человека. Проблема свободы и ответственности. Ранние психологические концепции как предпосылка возникновения гуманизма. Психология Ф. Брентано, О. Кюльпе, В. Джемса. Гештальт-психология и гуманистическая психология. Корни гуманизма в психоанализе. Психология А. Адлера, К. Хорни, Э. Фромма, Э. Эриксона. Изменение «духа времени» в 60-х гг. XX в. Природа гуманистической психологии. Психология «третьей силы».

Психология А. Маслоу. Классификация потребностей. Самоактуализация. Характеристики самоактуализирующейся личности.

Психология К. Роджерса. Самоактуализация. Проблемы формирования личности. Позитивное внимание. Характеристики самоактуализирующейся личности. Неконгруэнтность. Клиентоцентрированная терапия.

В. Франкл. «Третья венская школа». Природа человека. Трагический оптимизм. Свобода воли. Учение о смысле и о стремлении к смыслу. Сознание и подсознание. Духовное бессознательное. Религиозное подсознательное. Смысл жизни и смерти. Самотрансценденция. Источники смысла. Сверхсмысл. Экзистенциальный вакуум. Ноогенные неврозы. Массовая невротическая триада. Логотерапия. Дерефлексия и парадоксальная интенция как терапевтические приемы.

Экзистенциальная психология. И. Ялом. Р. Мэй. Бытие и не-бытие. Формы бытия. Нормальная и невротическая тревога. Нормальная, невротическая и экзистенциальная вина. Трансценденция. Предельные экзистенциальные беспокойства. Смерть, свобода, изоляция, бессмысленность как источники экзистенциального беспокойства. Экзистенциальная модель механизмов защиты.

Особенности и значение гуманистической психологии. Современное состояние и тенденции ее развития.

Тема 24. КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Предпосылки возникновения когнитивной психологии. История развития интереса к проблеме сознания. Источники когнитивного движения в ранних психологических концепциях. Психология В. Вундта. Бихевиоризм Э. Гатри, Э. Толмена. Гештальт-психология. Генетическая эпистемология Ж. Пиаже. Метафора компьютера. Изменение «духа времени» в физике.

Становление когнитивной психологии. Д. Миллер, Д. Брунер. Центр когнитивных исследований. У. Найссер. Природа познания. Роль интроспекции. Бессознательная познавательная деятельность. Познавательные процессы у животных. Когнитивная революция в психологии. Особенности и значение когнитивной психологии.

Наши рекомендации