Тема 22. Психология в России в начале XX в. (4 ч.)

Вопросы для обсуждения

1. Философия В. С. Соловьева.

2. Концепция идеал-реализма Н. О. Лосского.

3. Исследования души С. Л. Франком.

4. Работы А. И. Введенского.

5. Становление экспериментальной психологии. Н. Я. Грот, А. Ф. Лазурский, Н. Н. Ланге.

6. Личность и деятельность Г. И. Челпанова.

Основная литература

1. Марцинковская Т. Д. История психологии : учебное пособие для студ. вузов, обуч. По направлению и специальности «Психология» / Т. Д. Марцинковская. – М. : Академия, 2002. – С. 444–480.

Дополнительная литература

1. История становления и развития экспериментально-психологических исследований в России / Под ред. Б. Ф. Ломова. – М. : Наука, 1990. – 212 с.

2. Психологическая наука в России XX столетия / Под ред. А. В. Брушлинского. – М., 1997. – 574 с.

Тема 23. Концепция Л. С. Выготского (2 ч.)

Вопросы для обсуждения

1. Учение о высших психических функциях.

2. Теория умственного развития ребенка: мышление и речь.

3. Возрастные кризисы.

4. Взаимосвязь развития и обучения.

5. Психология искусства.

Основная литература

1. Ждан А. Н. История психологии. От античности к современности : учебник для студентов психологических факультетов университетов / А.Н. Ждан. – М. : Пед. о-во России, 2003. – С. 320–328.

2. Марцинковская Т. Д. История психологии : учебное пособие для студ. вузов, обуч. По направлению и специальности «Психология» / Т. Д. Марцинковская. – М. : Академия, 2002. – С. 507–511.

Дополнительная литература

1. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – М. : Лабиринт, 1999. – 350 с.

2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 1967. – 93 с.

3. Психологическая наука в России XX столетия / Под ред. А. В. Брушлинского. – М., 1997. – 574 с.

Тема 24. Теория А. Н. Леонтьева (2 ч.)

Вопросы для обсуждения

1. Теория деятельности.

2. Проблема возникновения и развития сознания.

3. Психология личности.

Основная литература

1. Ждан А. Н. История психологии. От античности к современности : учебник для студентов психологических факультетов университетов / А.Н. Ждан. – М. : Пед. о-во России, 2003. – С. 333–336.

2. Марцинковская Т. Д. История психологии : учебное пособие для студ. вузов, обуч. По направлению и специальности «Психология» / Т. Д. Марцинковская. – М. : Академия, 2002. – С. 520–524.

Дополнительная литература

1. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М. : Политиздат, 1977. – 303 с.

2. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии / А. Н. Леонтьев. – М. : Смысл, 2000. – 509 с.

3. Психологическая наука в России ХХ столетия : проблемы теории и истории / под ред. А. В. Брушлинского. – М. : Мысль, 1997. – 576 с.

Тема 25. Основные направления советской психологии (4 ч.)

Вопросы для обсуждения

1. Философские проблемы психологии в трудах С. Л. Рубинштейна.

2. Теория установки Д. Н. Узнадзе.

3. Проблемы человекознания в работах Б. Г. Ананьева.

4. Теория отношений В. Н. Мясищева.

5. Проблемы индивидуальных различий в трудах Б. М. Теплова, В. Д. Небылицына.

Основная литература

1. Ждан А. Н. История психологии. От античности к современности : учебник для студентов психологических факультетов университетов / А.Н. Ждан. – М. : Пед. о-во России, 2003. – С. 427–443.

2. Марцинковская Т. Д. История психологии : учебное пособие для студ. вузов, обуч. По направлению и специальности «Психология» / Т. Д. Марцинковская. – М. : Академия, 2002. – С. 518–532.

Дополнительная литература

1. Абульханова-Славская К. А. Философско-психологическая концепция С.Л.Рубинштейна / К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский. – М. : Наука, 1989. – 243 с.

2. Психологическая наука в России ХХ столетия : проблемы теории и истории / под ред. А. В. Брушлинского. – М. : Мысль, 1997. – 576 с.

ВОПРОСЫ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (ЗАЧЕТУ)

1. Особенности, предмет и задачи истории психологии как науки. Источники и методы истории психологии.

2. Принципы историко-психологического анализа. Закономерности и факторы историко-психологического процесса.

3. Общая характеристика этапов развития психологической мысли в античности.

4. Психологические представления в досократовской философии.

5. Психологические идеи в античной философии классического периода.

6. Психологические идеи в античной философии эллинистического и римского периодов.

7. Развитие психологических идей в Средние века: арабоязычная наука.

8. Психологические идеи средневековой Европы.

9. «Дух механицизма» XVII в. Дуализм Р. Декарта.

10. Монистическое учение Б. Спинозы.

11. Философия Г. В. Лейбница.

12. Общая характеристика и динамика развития ассоцианизма.

13. Эмпиризм Д. Локка. Ассоцианизм Т. Гоббса.

14. Ассоцианизм Д. Беркли и Д. Юма. Теория Д. Гартли.

15. Ассоцианизм Джемса Милля и Дж.Ст. Милля.

16. Учение о статике и динамике представлений И. Ф. Гербарта.

17. Психологические идеи А. Бена. Философия Г. Спенсера.

18. Общая характеристика психологических идей французских просветителей XVIII в. (Э. Кондильяк, Ж. Ламетри и др.)

19. Влияние физиологии XIX в. на развитие психологии. И. Мюллер.

20. Исследования функций мозга: М. Холл, П. Флоранс. Исследования нервной системы в XVIII – XIX в.

21. Психофизиология Г. Гельмгольца. Исследования Э. Вебера. Психофизика Г. Фехнера.

22. Оформление психологии в самостоятельную науку. В. Вундт.

23. Изучение сознательного опыта В. Вундтом. Культурно-историческая психология В. Вундта.

24. Экспериментальные исследования Г. Эббингауза. Исследования памяти Г. Мюллером.

25. Психология актов сознания Ф. Брентано.

26. Психология К. Штумпфа. Вюрцбургская школа: О. Кюльпе.

27. Основные положения структурализма. Э. Титченер.

28. Влияние теории Ч. Дарвина на развитие психологии.

29. Исследования Ф. Гальтона.

30. Влияние зоопсихологии на развитие функционализма.

31. Психология В. Джемса.

32. Чикагская школа функционализма: Д. Дьюи, Д. Энджелл.

33. Чикагская школа функционализма: Г. Кэрр. Функционализм Р. Вудвортса.

34. Возникновение детской психологии.

35. Возникновение и развитие тестологии.

36. Возникновение клинической психологии.

37. Возникновение и развитие организационной психологии.

38. Вклад Х. Мюнстерберга в развитие прикладной психологии.

39. Влияние зоопсихологии на развитие бихевиоризма.

40. Вклад Э. Торндайка в развитие бихевиоризма.

41. Влияние работ И. П. Павлова на развитие психологии. Вклад В. М. Бехтерева в развитие психологии.

42. Общая характеристика и этапы развития бихевиоризма.

43. Классический бихевиоризм Д. Уотсона. Альтернативные версии бихевиоризма 20-х гг. XX в.

44. Необихевиоризм Э. Толмена.

45. Необихевиоризм Э. Гатри. Необихевиоризм К. Халла.

46. Необихевиоризм Б. Скиннера.

47. Социальная теория Д. Мида.

48. Исследования социального поведения Н. Миллера и Д. Долларда.

49. Теория зависимости Р. Сирса.

50. Социальная теория А. Бандуры.

51. Теория социального научения Д. Роттера.

Примеры контрольно-измерительных материалов к текущей аттестации
Дайте определения следующим понятиям: Ассоциация; апперцепция; психофизика; интроспекция; структурализм; функционализм.
Примеры контрольно-измерительных материалов к промежуточной аттестации (зачету)
  1. Особенности, предмет и задачи истории психологии как науки. Источники и методы истории психологии.
  1. Теория социального научения Д. Роттера.
  Оценка Критерии оценок зачета
  Зачтено 1) положительные оценки по коллоквиумам (беседа с преподавателем, письменные ответы на вопросы, тест по разделам учебной дисциплины и проч.), проводимым в течение изучения дисциплины, – не менее 70 % выполнения заданий; 2) выполнение всех заданий семинарских занятий, предусмотренных программой дисциплины; 3) выполнение всех практических работ, предусмотренных программой дисциплины; 4) выполнение всех лабораторных работ, предусмотренных программой дисциплины; 5) выполнение всех промежуточных контрольных (самостоятельных, проверочных) работ на положительные оценки; 6) наличие конспектов самостоятельно изученных тем дисциплины.
  Не зачтено Выставляется в случае невыполнения хотя бы одного из требований, предъявляемых к оценке «зачтено».

ВОПРОСЫ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (ЭКЗАМЕНУ)

1. Особенности, предмет и задачи истории психологии как науки. Источники и методы истории психологии.

2. Принципы историко-психологического анализа. Закономерности и факторы историко-психологического процесса.

3. Общая характеристика этапов развития психологической мысли в античности.

4. Психологические представления в досократовской философии.

5. Психологические идеи в античной философии классического периода.

6. Психологические идеи в античной философии эллинистического и римского периодов.

7. Развитие психологических идей в Средние века: арабоязычная наука.

8. Психологические идеи средневековой Европы.

9. «Дух механицизма» XVII в. Дуализм Р. Декарта.

10. Монистическое учение Б. Спинозы.

11. Философия Г.В. Лейбница.

12. Общая характеристика и динамика развития ассоцианизма.

13. Эмпиризм Д. Локка. Ассоцианизм Т. Гоббса.

14. Ассоцианизм Д. Беркли и Д. Юма. Теория Д. Гартли.

15. Ассоцианизм Джемса Милля и Дж.Ст. Милля.

16. Учение о статике и динамике представлений И. Ф. Гербарта.

17. Психологические идеи А. Бена. Философия Г. Спенсера.

18. Общая характеристика психологических идей французских просветителей XVIII в. (Э. Кондильяк, Ж. Ламетри и др.)

19. Влияние физиологии XIX в. на развитие психологии. И. Мюллер.

20. Исследования функций мозга: М. Холл, П. Флоранс. Исследования нервной системы в XVIII – XIX в.

21. Психофизиология Г. Гельмгольца. Исследования Э. Вебера. Психофизика Г. Фехнера.

22. Оформление психологии в самостоятельную науку. В. Вундт.

23. Изучение сознательного опыта В. Вундтом. Культурно-историческая психология В. Вундта.

24. Экспериментальные исследования Г. Эббингауза. Исследования памяти Г. Мюллером.

25. Психология актов сознания Ф. Брентано.

26. Психология К. Штумпфа. Вюрцбургская школа: О. Кюльпе.

27. Основные положения структурализма. Э. Титченер.

28. Влияние теории Ч. Дарвина на развитие психологии.

29. Исследования Ф. Гальтона.

30. Влияние зоопсихологии на развитие функционализма.

31. Психология В. Джемса.

32. Чикагская школа функционализма: Д. Дьюи, Д. Энджелл.

33. Чикагская школа функционализма: Г. Кэрр. Функционализм Р. Вудвортса.

34. Возникновение детской психологии.

35. Возникновение и развитие тестологии.

36. Возникновение клинической психологии.

37. Возникновение и развитие организационной психологии.

38. Вклад Х. Мюнстерберга в развитие прикладной психологии.

39. Влияние зоопсихологии на развитие бихевиоризма.

40. Вклад Э. Торндайка в развитие бихевиоризма.

41. Влияние работ И. П. Павлова на развитие психологии. Вклад В. М. Бехтерева в развитие психологии.

42. Общая характеристика и этапы развития бихевиоризма.

43. Классический бихевиоризм Д. Уотсона. Альтернативные версии бихевиоризма 20-х гг. XX в.

44. Необихевиоризм Э. Толмена.

45. Необихевиоризм Э. Гатри. Необихевиоризм К. Халла.

46. Необихевиоризм Б. Скиннера.

47. Социальная теория Д. Мида.

48. Исследования социального поведения Н. Миллера и Д. Долларда.

49. Теория зависимости Р. Сирса.

50. Социальная теория А. Бандуры.

51. Теория социального научения Д. Роттера.

52. Предпосылки возникновения гештальтпсихологии.

53. Берлинская школа гештальтпсихологии. Гештальт-принципы организации восприятия.

54. Гештальт-исследования научения. Творческое мышление.

55. Лейпцигская школа гештальтпсихологии.

56. Теория К. Левина.

57. Философские предпосылки возникновения психоанализа.

58. История исследований в области психопатологии. История развития гипноза.

59. Вклад психоанализа З. Фрейда в развитие психологии.

60. Вклад психологии К. Юнга в развитие психологии.

61. Вклад психологии А. Адлера в развитие психологии.

62. Теория личности К. Хорни.

63. Теория Э. Фромма.

64. Детский психоанализ А. Фрейд. Теория объектных отношений М. Клейн.

65. Теория привязанности Д. Боулби.

66. Структурный психоанализ Ж. Лакана.

67. Теория Э. Эриксона.

68. Предпосылки возникновения гуманистической психологии.

69. Особенности и значение гуманистической психологии. Вклад теорий А. Маслоу, К. Роджерса в развитие психологии.

70. Логотерапия В. Франкла.

71. Экзистенциальная психология И. Ялома, Р. Мэя.

72. Источники, становление и особенности когнитивного движения в психологии. У. Найссер.

73. Центр когнитивных исследований Д. Миллера, Д. Брунера.

74. Теория личностных конструктов Г. Келли.

75. Особенности развития отечественной психологии.

76. Развитие психологии в России во второй половине XIX в..

77. Развитие психологии в России на рубеже XIX-XX вв.

78. Развитие психологии в России в 20-40 гг. XX в.

79. Развитие психологии в России во второй половине XX в. Российская психология постсоветского периода.

80. Исследования И. М. Сеченова. Психология К. Д. Кавелина.

81. Деятельность М. М. Троицкого и М. И. Владиславлева.

82. Труды А. А. Потебни.

83. Философия В. С. Соловьева. Концепция идеал-реализма Н. О. Лосского.

84. Исследования души С. Л. Франком. Работы А. Введенского.

85. Становление экспериментальной психологии. Н. Я. Грот, А. Ф. Лазурский, Н. Н. Ланге.

86. Личность и деятельность Г. И. Челпанова.

87. Роль Л. С. Выготского в развитии психологии.

88. Теория деятельности А. Н. Леонтьева.

89. Философские проблемы психологии в трудах С. Л. Рубинштейна.

90. Теория установки Д. Н. Узнадзе.

91. Проблемы человекознания в работах Б. Г. Ананьева. Теория отношений В. Н. Мясищева.

92. Проблемы индивидуальных различий в трудах Б. М. Теплова, В. Д. Небылицына.

Примеры контрольно-измерительных материалов к промежуточной аттестации (экзамену)
  1. Особенности, предмет и задачи истории психологии как науки. Источники и методы истории психологии. 2. Влияние зоопсихологии на развитие бихевиоризма.
1. Принципы историко-психологического анализа. Закономерности и факторы историко-психологического процесса. 2. Вклад Э. Торндайка в развитие бихевиоризма.
  Оценка Критерии оценок экзамена
  Отлично Оценка «отлично» выставляется в любом из трех случаев: 1. Выполнение пяти требований к ответу на каждый вопрос экзаменационного билета: 1) правильность, полнота и глубина ответа (верное и глубокое изложение фактов, понятий, законов, закономерностей, принципов; опора при ответе на исходные методологические положения; анализ основных теоретических материалов, описанных в различных источниках, связь теории с практикой; иллюстрация ответа конкретными примерами; отсутствие необходимости в уточняющих вопросах); 2) логическая последовательность изложения материала в процессе ответа; 3) грамотное изложение материала на высоком научном уровне, высокая культура речи; 4) наличие полных и обоснованных выводов; 5) демонстрация собственной профессиональной позиции (творческое применение знаний в практических ситуациях, демонстрация убежденности, а не безразличия; демонстрация умения сравнивать, классифицировать, обобщать). 2. Невыполнение одного из перечисленных требований (к одному из вопросов экзаменационного билета) и правильный ответ на дополнительный вопрос в пределах программы. 3. Невыполнение двух из перечисленных требований (либо двух к одному вопросу, либо по одному к каждому вопросу экзаменационного билета) и правильные ответы на два дополнительных вопроса в пределах программы.
  Хорошо Оценка «хорошо» выставляется в любом из трех случаев: 1. Невыполнение одного из требований к ответу (к одному из вопросов экзаменационного билета), предъявляемых к оценке «отлично» (п.1), и неправильный ответ на дополнительный вопрос в пределах программы. 2. Невыполнение двух требований (либо двух к одному вопросу, либо по одному к каждому вопросу экзаменационного билета), предъявляемых к оценке «отлично» (п.1), и правильный ответ только на один дополнительный вопрос в пределах программы. 3. Невыполнение трех требований (в различных комбинациях по отношению к вопросам экзаменационного билета), предъявляемых к оценке «отлично» (п.1), и правильные ответы не менее, чем на два дополнительных вопроса в пределах программы.
  Удовлетворительно Оценка «удовлетворительно» выставляется в любом из трех случаев: 1. Невыполнение двух требований (либо двух к одному вопросу, либо по одному к каждому вопросу экзаменационного билета), предъявляемых к оценке «отлично» (п.1), и неправильные ответы на два дополнительных вопроса в пределах программы. 2. Невыполнение трех требований (в различных комбинациях по отношению к вопросам экзаменационного билета), предъявляемых к оценке «отлично» (п.1), и правильный ответ только на один дополнительный вопрос в пределах программы. 3. Невыполнение четырех требований (в различных комбинациях по отношению к вопросам экзаменационного билета), предъявляемых к оценке «отлично» (п.1), и правильные ответы не менее, чем на два дополнительных вопроса в пределах программы.
  Неудовлетворительно Оценка «неудовлетворительно» выставляется в любом из трех случаев: 1. Невыполнение более четырех требований (в различных комбинациях по отношению к вопросам экзаменационного билета), предъявляемых к оценке «отлично» (п.1). 2. Невыполнение трех требований (в различных комбинациях по отношению к вопросам экзаменационного билета), предъявляемых к оценке «отлично» (п.1), и неправильные ответы на два дополнительных вопроса в пределах программы. 3. Невыполнение четырех требований (в различных комбинациях по отношению к вопросам экзаменационного билета), предъявляемых к оценке «отлично» (п.1), и правильный ответ только на один из не менее двух дополнительных вопросов в пределах программы.

Учебное издание

МакушинаОльга Петровна

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

Учебная программа курса и

планы семинарских занятий для вузов

Наши рекомендации