Причины возникновения негативных видов одиночества
Отчуждающее | Диффузное | Диссоциированное | ||||
2. Заполните следующую таблицу. Проявления различных видов одиночества | ||||||
Отчуждающее | Диффузное | Диссоциированное | Клинические формы | Уединенность | ||
3. Возможны ли, на ваш взгляд, взаимоотношения между людьми, переживающими разные виды одиночества? Какие особенности будут иметь такие отношения:
а) между человеком, переживающим отчуждающее одиночество, и человеком, испытывающим диффузное одиночество?
б) между человеком, переживающим диффузное
одиночество, и человеком, испытывающим дис
социированное одиночество?
в) между человеком, переживающим отчуждающее
одиночество, и человеком, испытывающим дис
социированное одиночество?
4. Какими особенностями обладают объекты иденти
фикации людей, переживающих диффузное одиночество?
5. Дайте характеристику объектам идентификации
тех, кто испытывает диссоциированное одиночество.
6. Проведете сравнение психологических осо
бенностей субъектов диффузного одиночества и объек
тов идентификации диссоциированного одиночества.
Для удобства такого сравнения заполните следующую
таблицу.
I [сихол. особенности | Категория | |
Субъекты диффузного одиночества | Объекты идентификации диссоциированного одиночества | |
7. Чем могут быть обусловлены клинические фор
мы одиночества? Сколько клинических форм одиночест
ва можно ожидать согласно рассмотренной концепции ге
незиса этого психического состояния?
8. При каких личностных сочетаниях идентифика
ции и обособления становится возможным проявление
одиночества как субъективно позитивного психического
состояния?
9. Дайте характеристику уединенности как пози
тивному виду одиночества.
Глава 3
Психодиагностика одиночества
3.1. Обзор зарубежных методик, диагностирующих одиночество
Обзор методик, диагностирующих одиночество, мы начнем с зарубежных, так как хронологически они были первыми. Наиболее полный обзор таких методик был проведен Дэниелом Расселом в статье «Измерение одиночества». В частности, он отмечает, что, начиная обсуждать проблему измерения одиночества, исследователи подчеркивают два пункта:
1) малое количество эмпирических исследований
одиночества;
2) отсутствие адекватного измерительного инстру
мента этого важного и сложного явления.
Положение стало меняться в середине 70-х годов. Это связано как с увеличением эмпирических исследований одиночества, в числе которых можно отметить серьезные, масштабные исследования под руководством Д. Рассела, проведенные на больших выборках самых разных категорий людей.
Измерения одиночества можно условно разделить на два концептуально разных подхода: одномерный и многомерный.
Одномерный подходхарактеризует одиночество как единое, «монолитное» явление, свойственное самым
ПО
11:
разным категориям людей. Одиночество одного отличается от одиночества другого в большей степени по интенсивности переживания, чем по его содержанию. Другими словами, одномерный подход предполагает сходство тем переживания одиночества. Поэтому одна и та же шкала должна обнаружить одиночество у самых разных людей, например, у студента-новичка и овдовевшего пенсионера.
Наиболее ранняя система измерения одиночества в русле данного подхода принадлежит П. Д. Эдди. По форме это опросник, состоящий из 24 пунктов, разработанный и реализованный в 1961 году. Наиболее часто в качестве примера приводят два утверждения этого опросника: «Я чувствую себя покинутым» и «Я испытываю чувство пустоты». Испытуемые пользовались предложенными формулировками, описывая самих себя. В то же время с помощью этой же методики по модифицированным инструкциям Эдди получал данные о представлении респондентов о том, как их воспринимают другие и какими им хотелось бы быть в идеале. Эдди выявил вполне устойчивые корреляции между шкалой оценок своего одиночества и различиями между реальной и идеальной самооценкой. Отметим, что зависимости между одиночеством и социометрическим статусом выявить не удалось.
В 1964 году Сизенвейн была создана шкала измерения одиночества, во многом основанная на работах П. Д. Эдди. Сизенвейн ввел дополнительные формулировки для описания одиночества, что нашло свое выражение в 75 пунктах шкалы с разбросом ответов по четырем вариантам: часто, иногда, редко, никогда. Понятно, что вариативность ответов и большее количество утверждений сделали измерение одиночества более надежными.
Сизенвейн выделил так называемую единую шкалу одиночества, состоящую из шести пунктов. Опорные формулировки этой шкалы варьировались от «Я самый одинокий человек из всех, кого я знаю» до «Я никогда не чувствую себя одиноким».
Последующие исследования позволили обнаружить довольно интересные факты. Например, люди, считающие себя одинокими, по системе измерения Сезинвейна оказались более враждебны и наиболее инертны в межличностном общении. Вспоминая свое прошлое, они отмечали, что их образ жизни был уединенным и они имели мало друзей. В социальном отношении интересно отметить тот факт, что родители этих респондентов имели сравнительно небольшие доходы. Кроме того, Сизенвейн изучал расхождения между собственными описаниями одиночества и оценками одиночества испытуемого, сделанными другими людьми. Устойчивых результатов обнаружить не удалось.
Третья система измерения одиночества была создана Брэдли в 1969году. Она состояла из 38 пунктов, описывающих и само чувство одиночества, и принадлежность к какой-либо социальной группе. Эти пункты включают отрицательные формулировки типа: «Мне не на кого рассчитывать, кроме себя», измеряющие одиночество, и положительные, например: «У меня есть друзья, которые меня понимают». Испытуемые используют шкалу ответов из шести пунктов. Эта система измерения имеет хорошую внутреннюю устойчивость. Сама Брэдли обнаружила корреляты между одиночеством и шкалой D MMPI - тревога и депрессия. Другие корреляционные исследования обнаружили связь одиночества с тревогой, расхождением в идеальной самооценке, у алкоголиков - с социальной желательностью.
Шкала для диагностики хронического или долговременного одиночества была создана Янгом в 1979году.
По форме это опросник, состоящий из 18 утверждений, шкала ответов которого содержала по четыре пункта. Янг больше внимания уделял соотношению актуального и длительного одиночества. Необходимо отметить, что это соотношение не превышало 0,47-0,55, что говорит в пользу трактовки одиночества как психического состояния, имеющего не только разную глубину, но и ограниченный диапазон времени.
В 1982 году Пелутциан и Эллисон разработали сокращенный вариант измерения одиночества - шкалу, состоящую из семи пунктов. Три из них состоят из негативных формулировок, например: «Я чувствую, что эмоционально отдаляюсь от людей», а четыре - из позитивных, отрицающих одиночество, типа: «У меня столько близких отношений, сколько мне хочется». Отметим, что в двух пунктах респондентов просили прямо ответить, одиноки ли они, например: «Я чувствую, что одинок». Шкала ответов состояла из четырех пунктов, от «никогда» до «часто». По данным этих исследователей, существует связь между баллами одиночества и описанием душевного и экзистенциального благополучия, а также социальной значимостью и самоуважением.
Следующая система измерения одиночества, опубликованная в 1984 году, принадлежит К. Рубинстайн и Ф. Шейверу. Они усовершенствовали критерии для выявления одиночества и разработали шкалу из восьми пунктов. Каждый из этих пунктов имеет свою шкалу ответов от четырех до семи вариантов. Данную шкалу измерения одиночества характеризует высокая контент-валид-ность. Баллы по одиночеству коррелируют с невысоким уровнем самоуважения и проблемами со здоровьем (как их представляют сами испытуемые).
Заканчивая обзор одномерных систем диагностики одиночества, отметим, что в большинстве своем они до-
статочно достоверны, но эта достоверность не может быть перенесена на их переводные, неадаптированные варианты. Применение таких переводов не дает сколько-нибудь достоверных результатов в диагностике состояния одиночества.
Для одномерного подхода в измерении одиночества характерно стремление избежать прямого признания одиночества. Включение же вопросов типа «Одиноки ли Вы?» проводится с целью определения валидности шкал. Тенденция к исключению прямых вопросов об одиночестве и ориентировка на эмоции и состояния, связанные с ним, помогает замаскировать то, что измеряется, тем самым уменьшая воздействие на ответы социальной желательности.
Многомерный подходопирается на понимание этого явления как многогранного, которое нельзя свести к единой мерке глобального одиночества.
Самой ранней из многомерных шкал одиночества была система измерения Бельшер, которая в 1973 году модифицировала шкалу Брэдли. Бельшер полагала, что шкала Брэдли измеряет только психологические аспекты одиночества, и для того, чтобы изучить и социологические его аспекты, она добавила пункты из ранее созданных систем исследования отчуждения и аномии. В итоге получилось 60 пунктов, каждый их которых имел шесть вариантов ответов. Сотрудники Бельшер, проанализировав методику, обнаружили восемь частично совпадающих друг с другом факторов: отчуждение, аномия, разрыв с близким человеком, экзистенциальное одиночество, тревога, депрессия, патологическое одиночество и развод.
В 1976 году Шмидт разработала дифференциальную шкалу одиночества, в которой она предприняла попытку определить степень этого чувства в рамках четырех типов отношений: дружеских, семейных, романтичес-
ки-сексуальных и социальных. Шмидт создала две формы своей шкалы: юношескую и взрослую. Обе формы состоят из 60 пунктов и касаются всех четырех типов отношений. Формулировки выражены в позитивном и негативном аспектах. Проведенный факторный анализ показал, что самые значительные результаты относились как раз к семейным, романтически-сексуальным отношениям и дружбе, что подтвердило правильность выделения Шмидт именно этих типов отношений.
Еще одна многомерная шкала была создана Джонг Гирвельд и ее сотрудниками в 1978 году. В основу данной системы измерения легла гипотеза о существовании четырех ее компонентов: типы недостающих отношений, механизмы и приспособления защиты, будущие перспективы одиночества и способность личности решать проблему одиночества. Эта шкала содержала 38 пунктов, каждый из которых измерялся по своим параметрам. Джонг Гирвельд выявила значимые корреляции между своей шкалой одиночества и одномерным самоопределением, а также оценкой одиночества, данной близким другом.
Наиболее популярной является шкала одиночества UCLA (Калифорнийского университета), разработанная Расселом и его сотрудниками. Он отмечает, что, когда создавалась эта шкала, не было опубликовано ни одного исследования других авторов, работающих над проблемой измерения одиночества. Сам Рассел относит свою систему к одномерным, то есть глобальным измерениям одиночества. Рассел не раз модифицировал свою шкалу, учитывая результаты не только собственных исследований одиночества, но и данные других авторов. Окончательный вариант был предложен в 1980 году. Эта шкала состоит из 20 пунктов, оцениваемых испытуемым по четырем параметрам: никогда, редко, иногда, часто. Десять пунктов
шкалы сформулированы в позитивном контексте и десять - в негативном. Рассел отмечает, что адекватность его шкалы многократно была подтверждена на самых разных выборках взрослых и пожилых людей, а также студенческой молодежи.
Задания для самостоятельной работы
1. Какие подходы в измерении одиночества выде
ляет Д. Рассел?
2. Заполните таблицу.
Измерения одиночествав зарубежной психологии
Автор | Подход | Вид измерительного инструмента | Кол-во пунктов |
3.2. Авторские диагностические разработки
Разработка наших измерительных инструментов одиночества состояла из нескольких этапов. Вначале было проведено пилотажное исследование, включающее три этапа.
Первый этап - социологический - заключался в опросе 200 взрослых людей по заранее составленной схеме. Целью такого опроса являлось получение содержательной информации для описания феномена одиночества. Сначала человеку предлагалось ответить на три вопроса:
1. Что, на Ваш взгляд, означает понятие «одино
чество»?
2. По каким признакам Вы могли бы судить об оди
ночестве конкретного человека?
3. Испытывали ли Вы сами когда-нибудь одино
чество?
В том случае, если на последний вопрос давался утвердительный ответ, следовали еще три вопроса:
4. Какую оценку Вы могли бы дать состоянию оди
ночества?
5. Что помогло Вам выйти из этого состояния?
6. Какой опыт Вы приобрели, испытав одиночест
во?
В опросе принимали участие преподаватели высшей и средней школ, психологи, работники искусства, инженеры, врачи.
Целью второго этапа - психологического - было построение прототипа личности, переживающей состояние одиночества. Результаты социологического опроса послужили первичным материалом для такой работы.
На этом этапе проводилась групповая работа с психологами-консультантами и консультантами телефона экстренной психологической помощи (ТЭПП).
В начале такой работы каждому участнику индивидуально было предложено описать образ человека, переживающего состояние одиночества. Описание могло быть сделано в любой форме - текстовой, графической, ассоциативной, комбинированной. Затем шло обсуждение, на котором участники имели возможность поделиться с группой своими представлениями об одиночестве и объединиться в микрогруппы для дальнейшей работы. Перед микрогруппой стояла задача составить психологический портрет человека, переживающего одиночество. Поскольку участниками групповой работы были специалисты, профессионально работающие с людьми, зачастую находящимися в состоянии острого стресса, мы сочли возможным поставить перед ними такую непростую задачу. Телефон экстренной психологической помощи часто необходим человеку, находящемуся в состоянии одиночества. В момент обращения на
ТЭПП ему действительно не с кем больше поговорить: то ли в силу каких-то обстоятельств, то ли по сугубо личным причинам10.
В составлении портрета допускались как предположения психологов об особенностях личностных черт и характеристик, так и рекомендации (с обоснованием) по использованию конкретных диагностических методик в работе с людьми, переживающими состояние одиночества.
Третий этап работы проблемной тематической группы представлял собой шеринг, рассчитанный на 1,5-2 часа. Здесь представлялись составленные портреты, вносились коррективы и обсуждались следующие вопросы: что такое одиночество (чувство, состояние, потребность, направленность и т. д.), каковы критерии одиночества как состояния человека и какой они носят характер (объективный или субъективный), причины состояния одиночества и их характер, виды состояния одиночества (то есть предположительная первичная классификация и ее основания), временные характеристики одиночества (этот вопрос в процессе обсуждения вошел в предыдущий ), нормативные границы состояния одиночества (вопрос также обсуждался в рамках построения первичной классификации), возможные методы и формы психологической работы с одинокими людьми. С согласия участников группы, их мнения фиксировались тренером и получили в исследовании некоторые обобщения.
Вопрос о критериях состояния одиночества представлял для нас особый интерес и значимость, так как в экспериментальной группе (ЭГ) мы работали с теми
№ Обращения за помощью по телефону доверия нередко имеет продолжение: 30 % наших клиентов, первоначально обратившихся на ТЭИП, после проведенной работы пришли к психологу на очную консультацию.
людьми, которые уже определили одиночество как свою основную психологическую проблему. Мы не считали нужным (а по этическим соображениям и не могли) сомневаться в искренности человека, обратившегося за профессиональной помощью и поддержкой, поэтому самодиагноз «одиночество» принимался как данность иматериал для психологической работы.
В психологической литературе, посвященной проблеме одиночества, мы не встретили описания подобного состава испытуемых. Обычно используется «шкала одиночества», опрос по которой проводится на случайной выборке людей (чаще студентов или слушателей).
Преимущество нашего исследования заключается в том, что выборка представляет собой психологически достаточно однородную группу: во-первых, все испытуемые на момент обращения находились в состоянии одиночества, во-вторых, это люди одной возрастной категории, в-третьих, - что выяснилось в ходе эксперимента, - это люди с высшим образованием (96,8 %) или получающие его (3,2 %). Среди них - научные сотрудники, экономисты, инженеры, педагоги, медики. Многие (36 %), в связи со сложной экономической ситуацией, не работают в данный момент по своей основной специальности.
Убежденность в необходимости научного исследования феномена одиночества, выступающего как психическое состояние, привела нас к решению продолжить пилотажное исследование. В третьем этапе приняли участие только специалисты-психотерапевты ипсихологи, имеющие стаж консультационной или психотерапевтической работы не менее одного года. Всего в такой работе приняло участие 55 человек. Им было предложено ответить на два следующих вопроса.
1. Какие, на Ваш взгляд, существуют критерии то
го, что взрослый человек испытывает состояние одиноче
ства?
2. Могли бы Вы предложить методики, с помощью
которых можно диагностировать эти критерии, то есть со
стояние одиночества?
На основании анализа психологической, философской, художественной литературы, обобщения ответов 55-ти наших респондентов, выделены следующие критерии, проявления, признаки состояния одиночества взрослого человека.
Внешние поведенческие признаки:
1) отсутствие близких отношений с другим челове
ком;
2) отсутствие доверительного общения, когда не
с кем поделиться своим сокровенным и не с кем
посоветоваться;
3) отсутствие друзей, очень ограниченный круг об
щения;
4) отсутствие семьи;
5) чрезмерная суетливость в общении, угодничест
во или, напротив, угрюмость, постоянная закры
тость;
6)сарказм;
7) склонность избегать конфликтные ситуации,
а если это не удается, то проявление неумения
действовать в них конструктивно. Критерии внутреннего состояния:
1) хроническая неудовлетворенность, недовольство
жизнью;
2) чувство потерянности в мире;
3) чувство собственной неполноценности;
4) ощущение «никому ненужности»;
5) оценка себя как несчастного человека;
6) частые и пессимистические размышления о сво
ей судьбе;
7) неумение жить настоящим, то есть постоянные
мысленные «возвращения» в прошлое, часто
с сожалением типа «если бы...», а также иллюзии
относительно будущего: «если только захочу...».
По определению Дж. Рейноутер, это люди - «со
биратели грез».
Обобщение результатов проведенной работы позволило нам создать шкалу, измеряющую одиночество. По форме это опросник, первоначально состоящий из 12 пунктов, в каждом из которых применялась четырехмерная оценочная шкала: всегда, часто, иногда, никогда. Отметим, что этот опросник лег в основу диагностической беседы, применяемой в ходе психологического консультирования или психотерапии. Диагностическая беседа была разработана как средство получения необходимой информации от клиента в том случае, если он отказывался от заполнения бланка опросника или по каким-либо соображениям его консультант предпочитал такую форму работы. Беседа включала в себя все пункты опросника, но они предлагались клиенту не как вопросы, а как темы для размышления в той последовательности, которая удобна консультанту. В соответствии с конкретной жизненной ситуацией человека, обратившегося за психологической помощью, его видением причин собственного состояния, а также когнитивной оценкой этого состояния мы могли делать заключение об особенностях одиночества данного клиента.
Предлагаем ознакомиться с опросником.