Причины возникновения негативных видов одиночества

Отчуждающее Диффузное Диссоциированное
     
2. Заполните следующую таблицу. Проявления различных видов одиночества
Отчуждаю­щее Диф­фузное Диссоцииро­ванное Клиничес­кие формы Уединен­ность
         
             

3. Возможны ли, на ваш взгляд, взаимоотношения между людьми, переживающими разные виды одиночест­ва? Какие особенности будут иметь такие отношения:

а) между человеком, переживающим отчуждающее одиночество, и человеком, испытывающим диф­фузное одиночество?





б) между человеком, переживающим диффузное
одиночество, и человеком, испытывающим дис­
социированное одиночество?

в) между человеком, переживающим отчуждающее
одиночество, и человеком, испытывающим дис­
социированное одиночество?

4. Какими особенностями обладают объекты иденти­
фикации людей, переживающих диффузное одиночество?

5. Дайте характеристику объектам идентификации
тех, кто испытывает диссоциированное одиночество.

6. Проведете сравнение психологических осо­
бенностей субъектов диффузного одиночества и объек­
тов идентификации диссоциированного одиночества.
Для удобства такого сравнения заполните следующую
таблицу.

I [сихол. особенности Категория
Субъекты диффуз­ного одиночества Объекты идентификации диссоциированного одиночества
     

7. Чем могут быть обусловлены клинические фор­
мы одиночества? Сколько клинических форм одиночест­
ва можно ожидать согласно рассмотренной концепции ге­
незиса этого психического состояния?

8. При каких личностных сочетаниях идентифика­
ции и обособления становится возможным проявление
одиночества как субъективно позитивного психического
состояния?

9. Дайте характеристику уединенности как пози­
тивному виду одиночества.

Глава 3

Причины возникновения негативных видов одиночества - student2.ru Психодиагностика одиночества

3.1. Обзор зарубежных методик, диагностирующих одиночество

Обзор методик, диагностирующих одиночество, мы начнем с зарубежных, так как хронологически они были первыми. Наиболее полный обзор таких методик был проведен Дэниелом Расселом в статье «Измерение одино­чества». В частности, он отмечает, что, начиная обсуждать проблему измерения одиночества, исследователи подчер­кивают два пункта:

1) малое количество эмпирических исследований
одиночества;

2) отсутствие адекватного измерительного инстру­
мента этого важного и сложного явления.

Положение стало меняться в середине 70-х годов. Это связано как с увеличением эмпирических исследова­ний одиночества, в числе которых можно отметить серьез­ные, масштабные исследования под руководством Д. Рас­села, проведенные на больших выборках самых разных категорий людей.

Измерения одиночества можно условно разделить на два концептуально разных подхода: одномерный и многомерный.

Одномерный подходхарактеризует одиночество как единое, «монолитное» явление, свойственное самым



ПО

11:

Причины возникновения негативных видов одиночества - student2.ru Причины возникновения негативных видов одиночества - student2.ru разным категориям людей. Одиночество одного отлича­ется от одиночества другого в большей степени по ин­тенсивности переживания, чем по его содержанию. Дру­гими словами, одномерный подход предполагает сходст­во тем переживания одиночества. Поэтому одна и та же шкала должна обнаружить одиночество у самых разных людей, например, у студента-новичка и овдовевшего пенсионера.

Наиболее ранняя система измерения одиночества в русле данного подхода принадлежит П. Д. Эдди. По форме это опросник, состоящий из 24 пунктов, разра­ботанный и реализованный в 1961 году. Наиболее часто в качестве примера приводят два утверждения этого оп­росника: «Я чувствую себя покинутым» и «Я испытываю чувство пустоты». Испытуемые пользовались предло­женными формулировками, описывая самих себя. В то же время с помощью этой же методики по модифициро­ванным инструкциям Эдди получал данные о представ­лении респондентов о том, как их воспринимают другие и какими им хотелось бы быть в идеале. Эдди выявил вполне устойчивые корреляции между шкалой оценок своего одиночества и различиями между реальной и иде­альной самооценкой. Отметим, что зависимости между одиночеством и социометрическим статусом выявить не удалось.

В 1964 году Сизенвейн была создана шкала изме­рения одиночества, во многом основанная на работах П. Д. Эдди. Сизенвейн ввел дополнительные формули­ровки для описания одиночества, что нашло свое выра­жение в 75 пунктах шкалы с разбросом ответов по четы­рем вариантам: часто, иногда, редко, никогда. Понятно, что вариативность ответов и большее количество ут­верждений сделали измерение одиночества более на­дежными.




Сизенвейн выделил так называемую единую шкалу одиночества, состоящую из шести пунктов. Опорные фор­мулировки этой шкалы варьировались от «Я самый оди­нокий человек из всех, кого я знаю» до «Я никогда не чув­ствую себя одиноким».

Последующие исследования позволили обнаружить довольно интересные факты. Например, люди, считающие себя одинокими, по системе измерения Сезинвейна оказа­лись более враждебны и наиболее инертны в межличност­ном общении. Вспоминая свое прошлое, они отмечали, что их образ жизни был уединенным и они имели мало друзей. В социальном отношении интересно отметить тот факт, что родители этих респондентов имели сравнительно неболь­шие доходы. Кроме того, Сизенвейн изучал расхождения между собственными описаниями одиночества и оценками одиночества испытуемого, сделанными другими людьми. Устойчивых результатов обнаружить не удалось.

Третья система измерения одиночества была созда­на Брэдли в 1969году. Она состояла из 38 пунктов, описы­вающих и само чувство одиночества, и принадлежность к какой-либо социальной группе. Эти пункты включают отрицательные формулировки типа: «Мне не на кого рас­считывать, кроме себя», измеряющие одиночество, и по­ложительные, например: «У меня есть друзья, которые меня понимают». Испытуемые используют шкалу ответов из шести пунктов. Эта система измерения имеет хорошую внутреннюю устойчивость. Сама Брэдли обнаружила кор­реляты между одиночеством и шкалой D MMPI - тревога и депрессия. Другие корреляционные исследования обна­ружили связь одиночества с тревогой, расхождением в идеальной самооценке, у алкоголиков - с социальной желательностью.

Шкала для диагностики хронического или долго­временного одиночества была создана Янгом в 1979году.





Причины возникновения негативных видов одиночества - student2.ru По форме это опросник, состоящий из 18 утверждений, шкала ответов которого содержала по четыре пункта. Янг больше внимания уделял соотношению актуального и длительного одиночества. Необходимо отметить, что это соотношение не превышало 0,47-0,55, что говорит в пользу трактовки одиночества как психического состоя­ния, имеющего не только разную глубину, но и ограничен­ный диапазон времени.

В 1982 году Пелутциан и Эллисон разработали со­кращенный вариант измерения одиночества - шкалу, со­стоящую из семи пунктов. Три из них состоят из негатив­ных формулировок, например: «Я чувствую, что эмоцио­нально отдаляюсь от людей», а четыре - из позитивных, отрицающих одиночество, типа: «У меня столько близких отношений, сколько мне хочется». Отметим, что в двух пунктах респондентов просили прямо ответить, одиноки ли они, например: «Я чувствую, что одинок». Шкала отве­тов состояла из четырех пунктов, от «никогда» до «часто». По данным этих исследователей, существует связь между баллами одиночества и описанием душевного и экзистен­циального благополучия, а также социальной значимос­тью и самоуважением.

Следующая система измерения одиночества, опуб­ликованная в 1984 году, принадлежит К. Рубинстайн и Ф. Шейверу. Они усовершенствовали критерии для вы­явления одиночества и разработали шкалу из восьми пунктов. Каждый из этих пунктов имеет свою шкалу отве­тов от четырех до семи вариантов. Данную шкалу измере­ния одиночества характеризует высокая контент-валид-ность. Баллы по одиночеству коррелируют с невысоким уровнем самоуважения и проблемами со здоровьем (как их представляют сами испытуемые).

Заканчивая обзор одномерных систем диагностики одиночества, отметим, что в большинстве своем они до-

статочно достоверны, но эта достоверность не может быть перенесена на их переводные, неадаптированные ва­рианты. Применение таких переводов не дает сколько-нибудь достоверных результатов в диагностике состоя­ния одиночества.

Для одномерного подхода в измерении одиночества характерно стремление избежать прямого признания оди­ночества. Включение же вопросов типа «Одиноки ли Вы?» проводится с целью определения валидности шкал. Тенденция к исключению прямых вопросов об одиночест­ве и ориентировка на эмоции и состояния, связанные с ним, помогает замаскировать то, что измеряется, тем са­мым уменьшая воздействие на ответы социальной жела­тельности.

Многомерный подходопирается на понимание это­го явления как многогранного, которое нельзя свести к единой мерке глобального одиночества.

Самой ранней из многомерных шкал одиночества была система измерения Бельшер, которая в 1973 году мо­дифицировала шкалу Брэдли. Бельшер полагала, что шка­ла Брэдли измеряет только психологические аспекты оди­ночества, и для того, чтобы изучить и социологические его аспекты, она добавила пункты из ранее созданных систем исследования отчуждения и аномии. В итоге получилось 60 пунктов, каждый их которых имел шесть вариантов от­ветов. Сотрудники Бельшер, проанализировав методику, обнаружили восемь частично совпадающих друг с другом факторов: отчуждение, аномия, разрыв с близким челове­ком, экзистенциальное одиночество, тревога, депрессия, патологическое одиночество и развод.

В 1976 году Шмидт разработала дифференциаль­ную шкалу одиночества, в которой она предприняла по­пытку определить степень этого чувства в рамках четы­рех типов отношений: дружеских, семейных, романтичес-





ки-сексуальных и социальных. Шмидт создала две фор­мы своей шкалы: юношескую и взрослую. Обе формы со­стоят из 60 пунктов и касаются всех четырех типов отно­шений. Формулировки выражены в позитивном и нега­тивном аспектах. Проведенный факторный анализ показал, что самые значительные результаты относились как раз к семейным, романтически-сексуальным отноше­ниям и дружбе, что подтвердило правильность выделе­ния Шмидт именно этих типов отношений.

Еще одна многомерная шкала была создана Джонг Гирвельд и ее сотрудниками в 1978 году. В основу дан­ной системы измерения легла гипотеза о существовании четырех ее компонентов: типы недостающих отноше­ний, механизмы и приспособления защиты, будущие перспективы одиночества и способность личности ре­шать проблему одиночества. Эта шкала содержала 38 пунктов, каждый из которых измерялся по своим па­раметрам. Джонг Гирвельд выявила значимые корреля­ции между своей шкалой одиночества и одномерным са­моопределением, а также оценкой одиночества, данной близким другом.

Наиболее популярной является шкала одиночества UCLA (Калифорнийского университета), разработанная Расселом и его сотрудниками. Он отмечает, что, когда со­здавалась эта шкала, не было опубликовано ни одного ис­следования других авторов, работающих над проблемой измерения одиночества. Сам Рассел относит свою систе­му к одномерным, то есть глобальным измерениям одино­чества. Рассел не раз модифицировал свою шкалу, учиты­вая результаты не только собственных исследований оди­ночества, но и данные других авторов. Окончательный вариант был предложен в 1980 году. Эта шкала состоит из 20 пунктов, оцениваемых испытуемым по четырем пара­метрам: никогда, редко, иногда, часто. Десять пунктов

шкалы сформулированы в позитивном контексте и де­сять - в негативном. Рассел отмечает, что адекватность его шкалы многократно была подтверждена на самых раз­ных выборках взрослых и пожилых людей, а также сту­денческой молодежи.

Задания для самостоятельной работы

1. Какие подходы в измерении одиночества выде­
ляет Д. Рассел?

2. Заполните таблицу.

Измерения одиночествав зарубежной психологии

Автор Подход Вид измерительного инструмента Кол-во пунктов
       

3.2. Авторские диагностические разработки

Разработка наших измерительных инструментов одиночества состояла из нескольких этапов. Вначале бы­ло проведено пилотажное исследование, включающее три этапа.

Первый этап - социологический - заключался в оп­росе 200 взрослых людей по заранее составленной схеме. Целью такого опроса являлось получение содержатель­ной информации для описания феномена одиночества. Сначала человеку предлагалось ответить на три вопроса:

1. Что, на Ваш взгляд, означает понятие «одино­
чество»?

2. По каким признакам Вы могли бы судить об оди­
ночестве конкретного человека?

3. Испытывали ли Вы сами когда-нибудь одино­
чество?





В том случае, если на последний вопрос давался ут­вердительный ответ, следовали еще три вопроса:

4. Какую оценку Вы могли бы дать состоянию оди­
ночества?

5. Что помогло Вам выйти из этого состояния?

6. Какой опыт Вы приобрели, испытав одиночест­
во?

В опросе принимали участие преподаватели выс­шей и средней школ, психологи, работники искусства, ин­женеры, врачи.

Целью второго этапа - психологического - было построение прототипа личности, переживающей состоя­ние одиночества. Результаты социологического опроса послужили первичным материалом для такой работы.

На этом этапе проводилась групповая работа с пси­хологами-консультантами и консультантами телефона экстренной психологической помощи (ТЭПП).

В начале такой работы каждому участнику инди­видуально было предложено описать образ человека, пе­реживающего состояние одиночества. Описание могло быть сделано в любой форме - текстовой, графической, ассоциативной, комбинированной. Затем шло обсужде­ние, на котором участники имели возможность поде­литься с группой своими представлениями об одиноче­стве и объединиться в микрогруппы для дальнейшей ра­боты. Перед микрогруппой стояла задача составить психологический портрет человека, переживающего одиночество. Поскольку участниками групповой работы были специалисты, профессионально работающие с людьми, зачастую находящимися в состоянии острого стресса, мы сочли возможным поставить перед ними та­кую непростую задачу. Телефон экстренной психологи­ческой помощи часто необходим человеку, находящему­ся в состоянии одиночества. В момент обращения на

ТЭПП ему действительно не с кем больше поговорить: то ли в силу каких-то обстоятельств, то ли по сугубо лич­ным причинам10.

В составлении портрета допускались как предпо­ложения психологов об особенностях личностных черт и характеристик, так и рекомендации (с обоснованием) по использованию конкретных диагностических мето­дик в работе с людьми, переживающими состояние оди­ночества.

Третий этап работы проблемной тематической группы представлял собой шеринг, рассчитанный на 1,5-2 часа. Здесь представлялись составленные портре­ты, вносились коррективы и обсуждались следующие во­просы: что такое одиночество (чувство, состояние, по­требность, направленность и т. д.), каковы критерии оди­ночества как состояния человека и какой они носят характер (объективный или субъективный), причины состояния одиночества и их характер, виды состояния одиночества (то есть предположительная первичная классификация и ее основания), временные характерис­тики одиночества (этот вопрос в процессе обсуждения вошел в предыдущий ), нормативные границы состояния одиночества (вопрос также обсуждался в рамках постро­ения первичной классификации), возможные методы и формы психологической работы с одинокими людьми. С согласия участников группы, их мнения фиксирова­лись тренером и получили в исследовании некоторые обобщения.

Вопрос о критериях состояния одиночества пред­ставлял для нас особый интерес и значимость, так как в экспериментальной группе (ЭГ) мы работали с теми

Причины возникновения негативных видов одиночества - student2.ru Обращения за помощью по телефону доверия нередко имеет продолже­ние: 30 % наших клиентов, первоначально обратившихся на ТЭИП, после про­веденной работы пришли к психологу на очную консультацию.



людьми, которые уже определили одиночество как свою основную психологическую проблему. Мы не считали нужным (а по этическим соображениям и не могли) со­мневаться в искренности человека, обратившегося за про­фессиональной помощью и поддержкой, поэтому самоди­агноз «одиночество» принимался как данность иматери­ал для психологической работы.

В психологической литературе, посвященной про­блеме одиночества, мы не встретили описания подобного состава испытуемых. Обычно используется «шкала оди­ночества», опрос по которой проводится на случайной вы­борке людей (чаще студентов или слушателей).

Преимущество нашего исследования заключается в том, что выборка представляет собой психологически достаточно однородную группу: во-первых, все испыту­емые на момент обращения находились в состоянии одиночества, во-вторых, это люди одной возрастной ка­тегории, в-третьих, - что выяснилось в ходе экспери­мента, - это люди с высшим образованием (96,8 %) или получающие его (3,2 %). Среди них - научные сотруд­ники, экономисты, инженеры, педагоги, медики. Мно­гие (36 %), в связи со сложной экономической ситуаци­ей, не работают в данный момент по своей основной специальности.

Убежденность в необходимости научного исследо­вания феномена одиночества, выступающего как психиче­ское состояние, привела нас к решению продолжить пило­тажное исследование. В третьем этапе приняли участие только специалисты-психотерапевты ипсихологи, имею­щие стаж консультационной или психотерапевтической работы не менее одного года. Всего в такой работе приня­ло участие 55 человек. Им было предложено ответить на два следующих вопроса.

1. Какие, на Ваш взгляд, существуют критерии то­
го, что взрослый человек испытывает состояние одиноче­
ства?

2. Могли бы Вы предложить методики, с помощью
которых можно диагностировать эти критерии, то есть со­
стояние одиночества?

На основании анализа психологической, философ­ской, художественной литературы, обобщения ответов 55-ти наших респондентов, выделены следующие крите­рии, проявления, признаки состояния одиночества взрос­лого человека.

Внешние поведенческие признаки:

1) отсутствие близких отношений с другим челове­
ком;

2) отсутствие доверительного общения, когда не
с кем поделиться своим сокровенным и не с кем
посоветоваться;

3) отсутствие друзей, очень ограниченный круг об­
щения;

4) отсутствие семьи;

5) чрезмерная суетливость в общении, угодничест­
во или, напротив, угрюмость, постоянная закры­
тость;

6)сарказм;

7) склонность избегать конфликтные ситуации,

а если это не удается, то проявление неумения

действовать в них конструктивно. Критерии внутреннего состояния:

1) хроническая неудовлетворенность, недовольство
жизнью;

2) чувство потерянности в мире;

3) чувство собственной неполноценности;





4) ощущение «никому ненужности»;

5) оценка себя как несчастного человека;

6) частые и пессимистические размышления о сво­
ей судьбе;

7) неумение жить настоящим, то есть постоянные
мысленные «возвращения» в прошлое, часто
с сожалением типа «если бы...», а также иллюзии
относительно будущего: «если только захочу...».
По определению Дж. Рейноутер, это люди - «со­
биратели грез».

Обобщение результатов проведенной работы поз­волило нам создать шкалу, измеряющую одиночество. По форме это опросник, первоначально состоящий из 12 пунктов, в каждом из которых применялась четырех­мерная оценочная шкала: всегда, часто, иногда, никогда. Отметим, что этот опросник лег в основу диагностичес­кой беседы, применяемой в ходе психологического кон­сультирования или психотерапии. Диагностическая бе­седа была разработана как средство получения необхо­димой информации от клиента в том случае, если он отказывался от заполнения бланка опросника или по ка­ким-либо соображениям его консультант предпочитал такую форму работы. Беседа включала в себя все пункты опросника, но они предлагались клиенту не как вопросы, а как темы для размышления в той последовательности, которая удобна консультанту. В соответствии с конкрет­ной жизненной ситуацией человека, обратившегося за психологической помощью, его видением причин собст­венного состояния, а также когнитивной оценкой этого состояния мы могли делать заключение об особенностях одиночества данного клиента.

Предлагаем ознакомиться с опросником.


Наши рекомендации