Особенности самооценки человека на этапе ранней взрослости
Взрослость – период онтогенеза, условно определяющийся возрастными границами 20 - 55-60 лет и характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития, интеллектуальных, духовных и физических способностей человека. Как правило, принято разделять периоды ранней взрослости (20-40 лет) и средней взрослости (40-60 лет).
В книге Эриксона «Детство и общество» представлена модель «восьми возрастов человека». По мнению Эриксона, люди в своем развитии проходят через восемь кризисов, или конфликтов. Психосоциальная адаптация, достигаемая человеком на каждой стадии развития, в более позднем возрасте может изменить свой характер, иногда — коренным образом. Согласно теории Эриксона, специфические, связанные с развитием конфликты становятся критическими только в определенных точках жизненного цикла. На каждой из восьми стадий развития личности одна из задач развития, или один из таких конфликтов, приобретает более важное значение по сравнению с другими. Однако несмотря на то, что каждый из конфликтов является критическим только на одной из стадий, он присутствует в течение всей жизни. Шестая стадия обозначена Эриксоном как ранняя взрослость. Предметом конфликта на данной стадии служит вопрос: «Могу ли я полностью отдать себя другому человеку?». В поздней юности и ранней взрослости центральным противоречием развития является конфликт между близостью и изоляцией. В описании Эриксона близость включает в себя нечто большее, чем сексуальную близость - cпособность отдать часть себя другому человеку любого пола, не боясь потерять собственную идентичность. [11] Успех при установлении такого рода близких отношений зависит от того, как были разрешены пять предыдущих конфликтов: доверие или недоверие на орально – сенсорной стадии, автономия или стыд и сомнение на мышечно – анальной стадии, инициатива или чувство вины на локомоторно - генитальной стадии, трудолюбие или чувство неполноценности на латентной стадии и идентичность или смешение ролей на стадии отрочества и юности. Ранняя взрослость - время ухаживания мужчины за женщиной и ранние годы их семейной жизни. Эриксон, учитывая уже совершившееся на предыдущем этапе осознание «Я» и включение человека в трудовую деятельность, указывает на специфический для этой стадии параметр, который заключен между положительным полюсом близости и отрицательным – одиночества. Под близостью Эриксон понимает не только физическую близость двоих людей, но и способность одного человека заботиться о другом и делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя. С близостью дело обстоит так же, как с идентификацией: успех или провал на этой стадии зависит не прямо от родителей, но лишь от того, насколько успешно человек прошел предыдущие стадии. Так же как в случае идентификации, социальные условия могут облегчать или затруднять достижение близости. Понятие близости между людьми распространяется и на дружбу. Но если ни в браке, ни в дружбе человек не достигает близости, тогда, по мнению Эриксона, уделом его становится одиночество – состояние человека, когда ему не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться. [12]
Ранняя взрослость - период, наступающий после юности и характеризующийся стабильностью в психофизиологическом, психологическом и социальном аспектах развития. [13]
Говоря о периоде ранней взрослости, Абрамова Галина Сергеевна, кандидат психологических наук, предлагает несколько точек зрения на взрослого человека. Первая - физиологическая (с точки зрения функционирования всех систем организма). Физиологически у многих девушек (примерно у 25%) половое влечение достигает своего полного развития лишь к 26-30 годам, максимума - к 28-30 годам и держится у многих на этом уровне примерно до 60 лет. У мужчин потребность в половой жизни достигает максимального уровня к 25-30 годам, после чего наблюдается постепенный спад. [14] Внешне взрослые, люди еще растут с физиологической точки зрения. Вторая - юридическая (с точки зрения возможности соблюдать нормы и правила социальной жизни), взрослость нормального здорового человека с этой точки зрения безусловна. Третья, психологическая точка зрения, может быть представлена теми важнейшими новообразованиями, которые вносят в жизнь нормального человека создание собственной семьи и родительство. Задача личного развития – устройство и организация жизни в новой семье. В этой задаче несколько планов: физиологический, социальный, психологический. Если эта задача развития не выполняется, то реальное жизненное пространство превращается в фантом – «проявление смерти в жизни». Не менее важная задача развития – освоение родительской роли. Для Матери важно найти свое «Я» не только в пространстве семьи, но и в пространстве общества. Для Отца – выстроить «модель правильной жизни» для всей его семьи, которая складывается из рациональной оценки возможностей и воплощения их в жизнь. Другая задача, связанная с предыдущими, – выработка собственного (семейного) стиля, который предполагает семейное единение «Мы» и свободное существование «Я» каждого члена семьи, принятие на себя определенных обязательств, ответственности. [15]
Ранняя взрослость считается оптимальным временем для самореализации. Во всех сферах жизни (профессиональной, эмоциональной, личностной, социальной) обнаруживается сильное стремление к личностной экспансии, самовыражению. В первую очередь эти тенденции отчетливо проявляются в выборе профессии, осуществлении профессионального самоопределения и начале самостоятельной профессиональной карьеры. [16]
Смысл жизни - одна из основных категорий, которыми оперирует молодость. Обычно переживания, связанные с становлением и обретением смысло - жизненных ориентаций воплощаются в формулу "быть самим собой", "самореализоваться", "осознать себя как ценность" и часто направляются на других людей. В молодости впервые выстраивается жизненная стратегия, опирающаяся на рефлексию, и соотнесение своих способностей, статусных, возрастных, индивидуальных особенностей и притязаний с требованиями общества. Эта стратегия опирается на жизненную перспективу, которая создавалась на этапе от дошкольного до юношеского возраста. Жизненный путь, предначертанный для себя личностью - это не просто набор фиксированных желаемых жизненных позиций, а гибкая линия, которая связана с реализацией своих ожиданий в течение определенного периода, соотносимую с рефлексией наличных возможностей. В эмоциональном плане для молодого человека принятие себя - очень важное условие самореализации. В молодости человек способен воспринять себя реалистично и критично, принять недостатки своего характера, внешности, недостаточную развитость тех или иных способностей и, в то же время, научиться использовать выгодные стороны своей личности и характера на пользу своему развитию. [16]
Многие представления о себе, которые формируют Я-концепцию в период взросления, продолжают обогащаться опытом активного самопроявления личности как сексуального партнера, супруга, родителя, профессионала, руководителя — подчиненного и гражданина и т.д. Я-концепция взрослого продолжает развиваться под воздействием различных внешних и внутренних стимулов. Особенно важны для него контакты со значимыми другими, которые на этапе ранней взрослости продолжают оказывать влияние и во многом определять представление индивида о самом себе. Однако Я-концепция взрослого человека, являясь активным элементом его личности, сама становится важным фактором в интерпретации опыта. [17]
Функционально Я-концепция выполняет несколько ролей:
· способствует достижению внутренней согласованности личности,
· определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий.
В соответствии со своей Я-концепцией личность интерпретирует свои действия и действия других в конкретной ситуации. Кроме того, у человека создаются определенные ожидания и представления о том, что может или должно произойти при развитии конкретной ситуации. С возрастом самооценка становится все более дифференцированной. Взрослый человек может очень высоко оценивать одни свои качества, например, свой интеллектуальный уровень, и очень низко другие — уровень межличностных взаимодействий или физических возможностей. Этот факт дифференциации самооценки некоторые исследователи объясняют тем, что единая Я-концепция с возрастом распадается на ряд независимых друг от друга Я-концепций. Дифференциация Я-концепции человека выражается в существовании реального Я и идеального Я. Человек оценивает себя моложе или старше хронологического возраста, исходя из более серьезных оснований, чем просто произвольное желание видеть себя в том возрасте, который кажется ему наиболее привлекательным. Рассогласования между реальным возрастом человека и его самооценкой могут объясняться закономерностями трансформации социально-временных отношений в жизнедеятельности личности. Мужской Я-образ содержит преимущественно информацию о значимости Я в трудовых, деловых, спортивных и сексуальных сферах. Молодые женщины в Я-образе отражают преимущественно то, насколько они внешне привлекательны. Молодые мужчины склонны переоценивать свои качества, будь то положение в группе или личные способности. Женские самооценки обычно скромны и реалистичны. Я-концепция женщин более индивидуализирована, в отличие от мужской — более социализированной.
Степень удовлетворенности своим телесным Я-образом непременно отражается на общей самооценке молодых людей. От этого во многом зависит их самоощущение благополучия и счастья. Тип телосложения индивида обязательно влияет на формирование его половой самоидентичности. Если Я-концепция мужчины или женщины содержит определенную модель удовлетворения потребности к близости посредством брачных отношений, в таком случае можно говорить, что мужчины и женщины ориентированы на создание семьи. При этом их Я-образы содержат определенные ожидания относительно себя и партнера в супружестве. [17]
Реальная профессиональная концепция себя — это представление личности о себе как о профессионале, тогда как идеальная Я-концепция соответствует профессиональным желаниям и надеждам. Реальная и идеальная профессиональные Я-концепции не только могут не совпадать, но в большинстве случаев обязательно различаются, и их несовпадение является источником профессионального самосовершенствования личности и ее стремления к развитию. [17]
Итак, в соответствии с восприятием своих физических особенностей, осознанием психологического возраста, профессиональной ориентацией и основными личностными и социальными установками в целостную Я-концепцию включаются новообразования, отражающие уровень зрелости личности.
Выводы по главе 1:
1. Самооценка - элемент самосознания, представляющий собой оценку самого себя, состоящий из двух компонентов: когнитивного и эмоционального, которые отражают знания человека о себе и его к себе отношение. Самооценка может быть адекватной, либо неадекватно завышенной или неадекватно заниженной. Выполняет регуляторную и защитную функции.
2. Ранняя взрослость – период жизни человека в возрасте от 20 до 40 лет, характеризующийся относительной стабильностью в психофизиологическом, психологическом и социальном аспектах развития. Самооценка с возрастом становится всё более дифференцированной. Единая Я-концепция распадается реальное Я и идеальное Я.