Анализ результатов исследования самооценки человека на этапе ранней взрослости

Анализ результатов методики М. Куна и Т. Мак - Партланда «Кто я?» показал, что у троих испытуемых количество знаков «+» при оценке собственной характеристики находится в диапазоне от 85 до 100%, причём у одного из испытуемых количество оценок «+» составило 100%. Это говорит о том, что у 43% испытуемых самооценка неадекватно завышена. Другие трое испытуемых оценили от 70 до 80% своих характеристик знаком «+», что говорит о том, что 43% испытуемых имеют адекватную самооценку. Также анализ выявил одного испытуемого, у которого преобладают знаки «+» в процентном соотношении: «+» - 40%, «-» - 30%, «+» - 30%, что говорит о том, что самооценка данного испытуемого неустойчива, и что 14% испытуемых можно отнести к сомневающемуся типу. Следует отметить, что ни одному испытуемому не свойственна неадекватно заниженная самооценка, также ни один из 86% испытуемых, имеющих неадекватно завышенную или адекватную самооценку, не использовал знаки «+» или «?».

Таким образом, анализ показал, что 43% испытуемых имеют неадекватно завышенную самооценку, 43% - адекватную самооценку, 14% - неустойчивую самооценку (Приложение 5).

При анализе результатов методики исследования самоотношения С.Р. Пантелеева рассматривались результаты испытуемых по каждой отдельно взятой шкале.

По шкале «Закрытость» высокие значения (8 - 10 стенов) имеют 29% испытуемых, что говорит о выраженном защитном поведении личности, избегании открытых отношений с самим собой, недостаточности навыков рефлексии, нежелании раскрывать себя, признавать существование личных проблем. Средние значения (4 – 7 стенов) имеет 71% испытуемых, что говорит об их избирательном отношении к себе, о наличии некоторых психологических защит и барьеров, которые могут успешно преодолеваться, когда это необходимо. Низкие значения (1 – 3 стена) не выявлены ни у одного испытуемого.

По шкале «Самоуверенность» высокие значения (8 – 10 стенов) обнаружены у 57% испытуемых, что говорит о выраженной самоуверенности, высоком уровне смелости в общении и другими людьми, уважении себя, нередко, переоценке собственных возможностей. Средние значения (4 – 7 стенов) обнаружены у 43% испытуемых, что говорит об уверенности в себе в привычных для себя ситуациях, и снижении уровня уверенности в себе в новых, критических ситуациях – усиливается склонность к подчинению средовым воздействиям. Низкие значения (1 – 3 стена) не обнаружены ни у одного испытуемого.

По шкале «Саморуководство» высокие значения (8 – 10 стенов) выявлены у 57% испытуемых, что говорит о способности прогнозировать свои действия, оказывать сопротивление внешним влияниям, противиться стихии событий. Данные испытуемые способны контролировать свои чувства, эмоции и переживания в отношении себя. Средние значения (4 – 7 стенов) показали 14% испытуемых, что говорит о том, что эта часть испытуемых способна на полный самоконтроль только в знакомых и хорошо прогнозируемых ситуациях, в то время как в новых ситуациях регуляционные способности ослабевают. Низкие значения (1 – 3 стена) показали 29% испытуемых, что говорит об их вере в подвластность своего «Я» внешним обстоятельствам. Основной источник происходящих событий – внешние обстоятельства, механизмы саморегуляции ослаблены.

По шкале «Отражённое самоотношение» высокие значения (8 – 10 стенов) показали 0% испытуемых, что говорит о том, что ни один испытуемый не чувствует себя полностью принятым окружающими людьми. Средние значения (4 – 7 стенов) показали 86% испытуемых, что говорит об их избирательном восприятии отношения окружающих к себе. Положительное отношение окружающих, с его точки зрения, распространяется лишь на его определённые качества, соответственно, другие личностные проявления способны вызвать непринятие и раздражение у других людей. Низкие значения (1 – 3 стена) обнаружены у 14% испытуемых, что говорит о том, что данные испытуемые не способны, по их мнению, вызвать у окружающих уважение, не ожидают от них поддержки.

По шкале «Самоценность» высокие значения (8 – 10 стенов) показали 14% испытуемых, что говорит о высоком оценивании испытуемыми своего духовного потенциала, своей индивидуальности, собственной неповторимости. Средние значения (4 – 7 стенов) выявлены у 57% испытуемых, что говорит об избирательном отношении к себе: уникальность и неповторимость одних качеств признаётся, другие же явно недооцениваются самой личностью. Низкие значения (1 – 3 стена) показали 29% испытуемых, в следствие чего можно сделать вывод о глубоких сомнениях человека в собственной уникальности. Данным испытуемым присущи повышенная чувствительность к критике других людей, недооценка своего «Я».

По шкале «Самопринятие» высокие значения (8 – 10 стенов) обнаружены 14% испытуемых, что характеризует их как личность, склонную принимать все стороны своего «Я», ощущающую симпатию к собственной персоне и всем качествам, которыми она обладает. Средние значения (4 – 7 стенов) показали 86% испытуемых, что говорит об их избирательном отношении к себе, принятии не всех своих достоинств и критике не всех своих недостатков. Низкие значения (1 – 3 стена) не показал ни один испытуемый. Таким образом, ни один из группы испытуемых не воспринимает себя излишне критично, не имеет негативного фона восприятия себя.

По шкале «Самопривязанность» высокие значения (8 – 10 стенов) не показал ни один испытуемый. Это значит, что ни один из группы испытуемых не стремится сохранить в неизменном виде свои качества, видение себя. Средние значения (4 – 7 стенов) показали 86% испытуемых, что говорит об их избирательном отношении к своим личностным свойствам: стремление к изменению одних качеств и сохранению других. Низкие значения (1 – 3 стена) показали 14% испытуемых, что говорит об их готовности к изменению своего «Я», поискам своего идеального «Я». Ярко выражено желание развиваться и совершенствоваться как следствие неудовлетворённости собой.

По шкале «Внутренняя конфликтность» высокие значения не показал ни один испытуемый, что говорит об отсутствии у испытуемых негативного фона по отношению к себе, чрезмерно развитой рефлексии и конфликтов между реальным «Я» и идеальным «Я». Средние значения (4 – 7 стенов) показал 71% испытуемых, из чего можно сделать вывод, что отношение к себе у большинства испытуемых зависит от адаптированности в ситуации: в привычных для себя условиях заметно наблюдается положительный фон отношения к себе, критические же ситуации способствуют недооценке собственных успехов и качеств. Низкие значения (1 – 3 стена) обнаружены у 29% испытуемых, из чего можно сделать вывод об их положительном отношении к себе, удовлетворённости собственным положением, внутреннем комфорте.

По шкале «Самообвинение» высокие значения (8 – 10 стенов) показало 14% испытуемых. Данные испытуемые видят в себе, прежде всего, недостатки, винят себя во всех своих промахах и неудачах. Средние значения (4 – 7 стенов) показало 72% испытуемых, что указывает на их избирательное отношение к себе, которое представляет собой обвинение себя в сочетании с обвинениями в адрес окружающих. Низкие значения (1 – 3 стена) выявлены также у 14% испытуемых, которые склонны к отрицанию собственной вины в конфликтных ситуациях. Поиск источника бед ведётся в окружающих.

Таким образом, проведённый анализ показал, что для среднестатистического сотрудника компании «Спортмастер» характерны: недостаточное понимание самого себя, высокий уровень уверенности в себе; умение координировать и направлять свою активность в необходимое русло; трезвый взгляд на собственные, как положительные, так и отрицательные качества; стремление что – то в себе изменить; признание своих достоинств наравне с недооценкой собственных успехов; обвинение себя за те или иные поступки и действия в сочетании с обвинениями в адрес окружающих.

Выводы по главе 2:

1. Психология располагает рядом экспериментальных методов выявления самооценки человека, ее количественной и качественной характеристик.

Приложение 1

Тест «Кто я?» (Kuhn, McPartland, 1954).

В течение 12 минут вам необходимо дать как можно больше ответов на один вопрос, относящийся к вам самим: «Кто Я?». Постарайтесь дать как можно больше ответов. Каждый новый ответ начинайте с новой строки. Вы можете отвечать так, как вам хочется, фиксировать все ответы, которые приходят к вам в голову, поскольку в этом задании нет правильных или неправильных ответов.

Теперь каждую свою отдельную характеристику оцените по четырехзначной системе:

• «+» – знак «плюс» ставится, если в целом вам лично данная характеристика нравится;

• «-» - знак «минус», если в целом вам лично данная характеристика не нравится;

• «±» – знак «плюс-минус» – если данная характеристика вам и нравится, и не нравится одновременно;

• «?» – знак «вопроса» – если вы не знаете на данный момент времени, как вы относитесь к характеристике, у вас пока нет определенной оценки рассматриваемого ответа.

Оценку необходимо поставить рядом с каждой характеристикой. У вас могут быть оценки как всех видов знаков, так и только одного знака или более.

Итак,

КТО Я:

Характеристика Оценка
   

Приложение 2

Методика исследования самоотношения. (С.Р. Пантелеев)

Инструкция. Вам предложен перечень суждений, характеризующих отношение человека к себе, к своим поступкам и действиям. Внимательно прочитайте каждое суждение. Если Вы согласны с содержанием суждения, то в бланке для ответов, рядом с порядковым номером суждения поставьте "+", если не согласны, то "-". Работайте быстро и внимательно, не пропускайте ни одного суждения. Возможно, что некоторые суждения покажутся Вам излишне личными, затрагивающими интимные стороны Вашей личности. Постарайтесь определить их соответствие себе как можно искренне. Ваши ответы никому не будут демонстрироваться.

Опросник

1.Мои слова довольно редко расходятся с делами.

2. Случайному человеку я, скорее всего, покажусь человеком приятным.

3. К чужим проблемам я всегда отношусь с тем же пониманием, что и к своим.

4. У меня нередко возникает чувство, что то, о чем я с собой мысленно разговариваю, мне неприятно.

5. Думаю, что все мои знакомые относятся ко мне с симпатией.

6. Самое разумное, что может сделать человек в своей жизни, это не противиться собственной судьбе.

7. У меня достаточно способностей и энергии воплотить в жизнь задуманное.

8. Если бы я раздвоился, то мне было бы довольно интересно общаться со своим двойником.

9. Я не способен причинять душевную боль самым любимым и родным мне людям.

10. Я считаю, что не грех иногда пожалеть самого себя.

11. Совершив какой-то промах, я часто не могу понять, как же мне могло прийти в голову, что из задуманного могло получиться что-нибудь хорошее.

12. Чаще всего я одобряю свои планы и поступки.

13. В моей личности есть, наверное, что-то такое, что способно вызвать у других острую неприязнь.

14. Когда я пытаюсь оценить себя, я прежде всего вижу свои недостатки.

15. У меня не получается быть для любимого человека интересным длительное время.

16. Можно сказать, что я ценю себя достаточно высоко.

17. Мой внутренний голос редко подсказывает мне то, с чем бы я в конце концов не согласился.

18. Многие мои знакомые не принимают меня так уж всерьез.

19. Бывало, и не раз, что я сам остро ненавидел себя.

20. Мне очень мешает недостаток энергии, воли и целеустремленности.

21. В моей жизни возникали такие обстоятельства, когда я шел на сделку с собственной совестью.

22. Иногда я сам себя плохо понимаю.

23. Порой мне бывает мучительно больно общаться с самим собой.

24. Думаю, что без труда смог бы найти общий язык с любым разумным и знающим человеком.

25. Если я и отношусь к кому-нибудь с укоризной, то прежде всего к самому себе.

26. Иногда я сомневаюсь, можно ли любить меня по-настоящему.

27. Нередко мои споры с самим собой обрываются мыслью, что все равно выйдет не так, как я решил.

28. Мое отношение к самому себе можно назвать дружеским.

29. Вряд ли найдутся люди, которым я не по душе.

30. Часто я не без издевки подшучиваю над собой.

31. Если бы мое второе «Я» существовало, то для меня это был бы довольно скучный партнер по общению.

32. Мне представляется, что я достаточно сложился как личность, и поэтому не трачу много сил на то, чтобы в чем-то стать другим.

33. В целом меня устраивает то, какой я есть.

34. К сожалению, слишком многие не разделяют моих взглядов на жизнь.

35. Я вполне могу сказать, что уважаю сам себя.

36. Я думаю, что имею умного и надежного советчика в себе самом.

37. Сам у себя я довольно часто вызываю чувство раздражения.

38. Я часто, но довольно безуспешно пытаюсь в себе что-то изменить.

39. Я думаю, что моя личность гораздо интереснее и богаче, чем это может показаться на первый взгляд.

40. Мои достоинства вполне перевешивают мои недостатки.

41. Я редко остаюсь непонятым в самом важном для меня.

42. Думаю, что другие в целом оценивают меня достаточно высоко.

43. То, что со мной случается,- это дело моих собственных рук.

44. Если я спорю с собой, то всегда уверен, что найду единственно правильное решение.

45. Когда со мной случаются неприятности, как правило, я говорю: «И поделом тебе».

46. Я не считаю, что достаточно духовно интересен для того, чтобы быть притягательным для многих людей.

47. У меня нередко возникает сомнения: а таков ли я на самом деле, каким себе представляюсь?

48. Я не способен на измену даже в мыслях.

49. Чаще всего я думаю о себе с дружеской иронией.

50. Мне кажется, что мало кто может подумать обо мне плохо.

51. Уверен, что на меня можно положиться в самых ответственных делах.

52. Я могу сказать, что в целом я контролирую свою судьбу.

53. Я никогда не выдаю понравившиеся мне чужие мысли за свои.

54. Каким бы я ни казался окружающим, я то знаю, что в глубине души я лучше, чем большинство других.

55. Я хотел бы оставаться таким, какой я есть.

56. Я всегда рад критике в свой адрес, если она обоснована и справедлива.

57. Мне кажется, что если бы таких людей, как я, было больше, то жизнь изменилась бы в лучшую сторону.

58. Мое мнение имеет достаточный вес в глазах окружающих.

59. Что-то мешает мне понять себя по-настоящему.

60. Во мне есть немало такого, что вряд ли вызывает симпатию.

61. В сложных обстоятельствах я обычно не жду, пока проблемы разрешатся сами собой.

62. Иногда я пытаюсь выдать себя не за того, кто я есть.

63. Быть снисходительным к собственным слабостям - вполне естественно.

64. Я убедился, что глубокое проникновение в себя - малоприятное и довольно рискованное занятие.

65. Я никогда не раздражаюсь и не злюсь без особых на то причин.

66. У меня бывают такие моменты, когда я понимал, что меня есть за что презирать.

67. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что со мной происходит.

68. Именно богатство и глубина моего внутреннего мира и определяют мою ценность как личности.

69. Долгие споры с собой чаще всего оставляют горький осадок в моей душе, чем приносят облегчение.

70. Думаю, что общение со мной доставляет людям искреннее удовольствие.

71. Если говорить откровенно, иногда я бываю очень неприятен.

72. Можно сказать, что я себе нравлюсь.

73. Я человек надежный.

74. Осуществление моих желаний мало зависит от везения.

75. Мое внутреннее «Я» всегда мне интересно.

76. Мне очень просто убедить себя не расстраиваться по пустякам.

77. Близким людям свойственно меня недооценивать.

78. У меня в жизни нередко бывают минуты, когда я сам себе противен.

79. Мне кажется, что я все-таки не умею злиться на себя по-настоящему.

80. Я убедился, что в серьезных делах на меня лучше не рассчитывать.

81. Порой мне кажется, что я какой-то странный.

82. Я не склонен пасовать перед трудностями.

83. Мое собственное «Я» не представляется мне чем-то достойным глубокого внимания.

84. Мне кажется, что, глубоко обдумывая свои внутренние проблемы, я научился гораздо лучше себя понимать.

85. Сомневаюсь, что вызываю симпатию у большинства окружающих.

86. Мне случалось совершать такие поступки, которым вряд ли можно найти оправдание.

87. Где-то в глубине души я считаю себя слабаком.

88. Если я искренне и обвиняю себя в чем-то, то, как правило, обличительного запала хватает ненадолго.

89. Мой характер, каким бы он ни был, вполне меня устраивает.

90. Я вполне представляю себе, что меня ждет впереди.

91. Иногда мне бывает трудно найти общий язык со своим внутренним «Я».

92. Мои мысли о себе по большей части сводятся к обвинениям в собственный адрес.

93. Я не хотел бы сильно меняться даже в лучшую сторону, потому что каждое изменение - это потеря какой-то дорогой частицы самого себя.

94. В результате моих действий слишком часто получается совсем не то, на что я рассчитывал.

95. Вряд ли во мне есть что-то, чего бы я не знал.

96. Мне еще многого не хватает, чтобы с уверенностью сказать себе: «Да, я вполне созрел как личность».

97. Во мне вполне мирно уживаются как мои достоинства, так и мои недостатки.

98. Иногда я оказываю «бескорыстную» помощь людям только для того, чтобы лучше выглядеть в собственных глазах.

99. Мне слишком часто и безуспешно приходится оправдываться перед самим собой.

100. Те, кто меня не любит, просто не знают, какой я человек.

101. Убедить себя в чем-то не составляет для меня большого труда.

102. Я не испытываю недостатка в близких и понимающих меня людях.

103. Мне кажется, что мало кто уважает меня по-настоящему.

104. Если не мелочиться, то в целом меня не в чем упрекнуть.

105. Я сам создал себя таким, каков я есть.

106. Мнение других обо мне вполне совпадает с моим собственным.

107. Мне бы очень хотелось во многом себя переделать.

108. Ко мне относятся так, как я того заслуживаю.

109. Думаю, что моя судьба сложится все равно не так, как бы мне хотелось теперь.

110. Уверен, что в жизни я на своем месте.

Приложение 3

Ключ

Шкала Согласен Не согласен
Закрытость 1,3,9,48,53,56,65 21,62,86,98
Самоуверенность 7,24,30,35,36,51,52,58,61,73,82 20,80,103
Саморуководство 43,44,45,74,76,84,90,105,106,108,110
Отраженное самоотношение 2,5,29,41,42,50,102 13,18,34,85
Самоценность 8,16,39,54,57,68,70,75,100 15,26,31,46,83
Самопринятие 10,12,17,28,40,49,63,72,77,79,88,97 -
Самопривязанность 6,32,33,55,89,93,95,101,104 96,107
Внутренняя конфликтность 4,11,22,23,27,38,47,59,64,67,69,81,91,94,99 -
Самообвинение 14,19,25,37,60,66,71,78,87,92 -

Приложение 4

Таблица перевода "сырых" баллов в стены

Анализ результатов исследования самооценки человека на этапе ранней взрослости - student2.ru

Приложение 5

Анализ результатов исследования самооценки человека на этапе ранней взрослости - student2.ru

Приложение 6

Анализ результатов исследования самооценки человека на этапе ранней взрослости - student2.ru Анализ результатов исследования самооценки человека на этапе ранней взрослости - student2.ru

Анализ результатов исследования самооценки человека на этапе ранней взрослости - student2.ru Анализ результатов исследования самооценки человека на этапе ранней взрослости - student2.ru

Анализ результатов исследования самооценки человека на этапе ранней взрослости - student2.ru Анализ результатов исследования самооценки человека на этапе ранней взрослости - student2.ru

Анализ результатов исследования самооценки человека на этапе ранней взрослости - student2.ru Анализ результатов исследования самооценки человека на этапе ранней взрослости - student2.ru

Анализ результатов исследования самооценки человека на этапе ранней взрослости - student2.ru

Список литературы:

1. Мацумото Д. Психология и культура. СПб.: Питер, 1-е издание, 2003 год, 617 с.

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/

3. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2002. — 432 с.

4. Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998; 219 с.

5. Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005; 526 с.

6. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986; 420 с.

7. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М., 1984; 335 с.

8. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. - М., 1998; 533 с.

9. Дубровина И.В. и др. Психология. М., 1999; 135 с.

10. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону:Феникс, 1999;184 с.

11. http://www.eti-deti.ru/obchie/1.html

12. Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы взрослости. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 416 с.

13. Хилько М. Е., Ткачева М. С. Возрастная психология. Конспект лекций. – М.: Изд-во Юрайт, 2010. – 183 с.

14. Сведощ А.М. Женская сексопатология. - М., 1991. - С. 7. 552c.

15. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов - 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 672 с.

16. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М.: Аспект пресс, 2001 – 320 с.

17. Peaн А.А. Психология человека от рождения до смерти. СПб.: 2002 - 536 с.

Наши рекомендации