Психологические барьеры, их причины и формы проявления

Самовоспитание прежде всего необходимо человеку для того, чтобы удовлетворять главные потребности — в личностном росте и самосо­вершенствовании.

Ради чего живет человек? Психологи-гуманисты считали, что ра­ди самоактуализации и творчества. Можно добавить — и ради самой многоликой жизни, ее продолжения.

Процесс самоактуализации имеет свою динамику, и человек, до­стигая той или иной ступени, должен сверять содержание с постав­ленной целью. Отклонения от нее он преодолевает, возвращаясь к началу пути или корректируя намеченный ориентир. Воспитание с этой точки зрения не бывает гомогенным процессом, а самовоспита­ние — тем более.

Индивид начинает воспитывать себя, потому что его не все уст­раивает в нем самом или в других. Для достижения нового качества человек должен превзойти себя, преодолеть психологические барье­ры, доказав себе и окружающим возможность изменений.

К. Д. Ушинский одним из первых отметил наличие барьеров в деятельности. По его мнению, деятельный человек — тот, кто пре­одолевает преграды на пути достижения целей.

В последнее время психологи исследовали механизмы психоди­намики. Вопрос о психологических барьерах — в центре внимания Р. X. Шакурова. Ученый полагает, что появление таковых и их пре-

С.213

одоление представляет собой не только главную форму отношений человека с миром, но и ведущий механизм становления личности.

Рассматривая барьеры в связи с потребностями, ученый описывает такие состояния, как радость, страдания, кризис и др. Если потреб­ность сильная, то могут возникнуть страх, паника, ярость, отчаяние и депрессия, человек испытывает кризис (потрясение). Появляются вероятностный, тормозящий и блокирующий барьеры.

Если потребность не слишком сильная, возникает фрустрация, а значит тревога, протест или покорность. Если же не удовлетворяется слабая потребность, человек беспокоится, бывает недовольным и огор­ченным. Это иллюстрирует типы психологических барьеров.

С точки зрения Р. X. Шакурова, барьер — это отношение между двумя элементами системы, которое ограничивает свободу одной из сторон, поэтому он обладает энергетическим потенциалом, проявляе­мым в ограничениях1.

Ученый классифицирует барьеры по многим основаниям. Они делятся на:

1) информационные и предметно-вещественные;

2) природные и социальные;

3) статичные и динамичные;

4) простые и сложные;

5) долгосрочные и краткосрочные;

5) трудные и легкие;

6) привлекательные и непривлекательные;

7) по сферам общественных отношений:

а) экономические,

б) политические,

в) правовые,

г) нравственные,

д) эстетические,

е) семейно-бытовые,

ж) межличностно-коммуникативные,

з) экологические,

и) религиозные;

__________________

1 Шакуров Р. X Эмоция Личность. Деятельность (механизмы психодинамики). — Ка­зань, 2001. - С. 11-77.

С.214

9) по отношению к субъекту:

а) внешние,

б) внутренние;

10) по видам деятельности:

а) трудовые,

б) игровые,

в) учебные и др.1

На наш взгляд,психологический барьер — это характеристика используемых действий, неадекватных новым ситуациям. Такие действия когда-то приносили положительные результаты, но в данный момент они могут вызывать ошибки, трудности, сбои. Чтобы перейти на новый этап развития (самоактуализации), необходимо преодоление.

Как бы парадоксально это ни звучало, преодоление, «претерпевание», смирение являются основными источниками активности личности. Эта активность иногда слабо контролируется сознанием, в ней много разрушительного.

Школьников мы учим: «Ты сначала подумай, все осмысли, выбери правильный путь, а потом сделай. Посмотри на событие с разных сторон». Учащемуся следует учитывать значимость потребностей и их силу. Необходимо также обучать школьников преодолевать возникающие психологические барьеры — эмоциональные, познавательные, коммуникативные, профессиональные. Эти виды выделяются по сферам деятельности человека, которые в процессе воспитания, разумеется, предстают все вместе.

Однако в каждой сфере значим определенный компонент. Если возникают эмоциональные барьеры, школьник ведет себя неуравновешенно или, наоборот, эмоционально тупо, вследствие чего у него нарушаются коммуникативные связи со сверстниками или педагогами Если же появляются познавательные барьеры, становится трудным решать новые учебные задачи, что также ведет к осложнению эмоциональных и коммуникативных связей с педагогами или одноклассниками. Школьнику необходимо, преодолев себя, достичь требуемого результата, попросив помощи. Однако психологические барьеры необходимы, так как они приводят к преодолению отрицательного влияния среды или самой личности. Значимость барьеров позволяет

_______________

1 Шакуров Р. X. Указ. соч. — С. 16.

С.215

переходить на новый уровень развития — эмоциональный, коммуникативный, познавательный и т. д.

Когда школьники считают предъявляемые педагогом требования чрезмерными, возникаетсмысловой барьер. Выше отмечалось, что успех психологического воздействия зависит от того, насколько требования педагога ребенок считает значимыми и адресует себе.

В исследованиях Л. И. Божович и Л. С. Славиной было обнару­жено: иногда справедливые требования учителей вызывают у детей негативное отношение и приводят к эмоциональному срыву. Это объясняется тем, что педагог и школьники вкладывают в них разный смысл. Следовательно, смысловой барьер в таких случаях имеет неодинаковое содержание, разную значимость и ценность для субъекта взаимодействия.

Можно выделить несколько типов смыслового барьера.

1. Барьер самоутверждения. В драке мальчик защищает себя, дает сдачи, как делают мужчины. Для ребенка это способ самоутвержде­ния. Но классный руководитель вызывает родителей с требова­нием наказать драчуна. Мальчик может согласиться с тем, что дра­ка приводит к плохим последствиям, хотя продолжит драться для самоутверждения.

2. Барьер по форме предъявления. Смысловой барьер, связанный не с содержанием деятельности, а с ее оформлением. Мотив смеща­ется на формы предъявления. Ребенок говорит: «А почему ко мне все время она (классный руководитель) придирается?»

3. Дифференцированный барьер. Он возникает по отношению к тем педагогам, которые, по мнению детей, несправедливы. Требова­ния же других учителей выполняются и воспринимаются спокой­но, а иногда даже им придается большее значение, поскольку ис­ходят от любимого педагога.

4. Часто повторяющийся барьер. Возникает на фоне частых неудач в школе. Ученик считает, что замечания учителя «опять об одном и то же», и уклоняется от выполнения требований.

5. Связанный с несогласованностью личности и деятельности детей u педагогов. Например, учитель запрещает ученикам курить в ме­стах общего пользования, но сам это делает.

6. Барьер разнонаправленных требований. Он появляется в резуль­тате одинаковой значимости и ценности различных, а иногда и противоположных требований. Например, педагог требует прий­ти для уборки помещения, но в это время у школьника кружок.

С.216

Или требования педагога резко расходятся с установками, сформировавшимися во взаимодействии со сверстниками. На поэтическом вечере школьник должен читать стихи, однако мальчики-одноклассники считают, что это не мужское занятие. Предпочтительным оказывается мнение сверстников, а требование учителя прийти одетым по особому случаю не выполняется На вечере ученик в спортивном костюме не может появиться на сцене, с вечера уходит, чего и добивался

Смысловые барьеры возникают по разным причинам:

• частое предъявление одного и того же требования при отсутствии контроля выполнения,

• не постоянное, а ситуативное (в зависимости от настроения педагога) предъявление требования,

• разные подходы педагогов к действиям детей один учитель за тот или иной поступок хвалит, второй его не замечает, третьему oн кажется вопиющим нарушением;

• влияние взаимоотношений с учителем, контакта с ним на пони мание требований (например, педагог считает, что работа сделана неряшливо, без прилежания, — замечания заносятся в тетрадь рядом с низкой оценкой, а ученик хотел сделать все хорошо, старался, только вот почерк у него соответствует безудержному типу).

• взаимное несоответствие некоторых личностных особенности i школьника (например, реальные успехи ниже, чем возможности ученика, уровень притязаний не соответствует уровню достижений — отсюда возникает устойчивое желание что-то доказать предъявляемые требования вызывают раздражение, слезы, упреки в адрес «несправедливых» учителей).

Очень часто смысловой барьер приводит каффекту неадекватности. Это отрицание требований взрослых при высокой неадекватности самооценке. Школьник не признает замечаний, считает их излишни ми, надуманными и несправедливыми. Поскольку так продолжаться долго не может, он начинает конфликтовать с педагогами, родителя ми, одноклассниками, которые «сами не лучше».

Причины данного аффекта таковы:

• высокие авансы, раздаваемые детям, не подтвержденные реальными их достижениями,

• престижная мотивация вместо познавательной;

С.217

• незаслуженно высокие оценки, поставленные не за процесс дея­тельности, а за ее результат;

• высокий уровень притязаний, не соответствующий результатам деятельности;

• демонстративный тип акцентуации личности, при котором ученик во что бы то ни стало хочет обратить на себя внимание, совершая вызывающие поступки, предлагая экстравагантные решения, что­бы «доказать» кому-то свою правоту, а при этом силы распреде­ляются неправильно,

• сочетание свойств типа высшей нервной деятельности со сфор­мированными на их основе отрицательными чертами характера (например, лабильность слабого типа провоцирует застревание на одних и тех же действиях, — такому школьнику кажется, что к не­му педагоги относятся предвзято, некорректно с ним себя ведут, разговаривают повышенным тоном и т п., оттого и фрустрации в его деятельности встречаются чаще)

Аффект неадекватности — это своеобразное проявление психологического барьера, который может иметь две функции: тормозящую, если он не преодолевается и остается, и стимулирующую его преодоление.

В психологии вообще, и особенно в педагогической, психологические барьеры изучены недостаточно. С нашей точки зрения, именно объяснение путей их появления и преодоления способно пролить свет на природу психических травм и способов саморегуляции как механизмов развивающей воспитательной стратегии.

О том, как появляются в процессе воспитания психические трав­мы, как они связаны с психологическими барьерами и как с ними справляется ребенок, будет сказано ниже.

Наши рекомендации