Психические травмы детей в процессе воспитания

· Психические травмы — это негативные переживания возникших не­удач и не преодоленных детьми психологических барьеров

Переживаемые неудачи оставляют свой след Чем значимее была пополняемая деятельность, чем больше помех и трудностей она вызывала, чем большую ценность имела для человека, тем сильнее травма,

С.218

если не было удовлетворенности результатом деятельности. Психические травмы влияют на формирование эмоционально-ценностной структуры личности школьника.

Чтобы охарактеризовать их, обратимся к модели факторов и эмоциональной структуре страданий, исследованных Р. X. Шакуровым.

Негативное застревание на неудачах, связанные с ними переживания доставляют много страданий ребенку, которые эмоционально выражаются:

• в опасении («Как бы это сделать, чтобы меня не ругали», — дум школьник у доски, не решаясь выполнять задание);

• беспокойстве («Что будет, если сегодня вызовут?»);

• недовольстве («Все ответил, а поставила тройку!»);

• неудовлетворенности («Много учила, а сделала такую ерундовую ошибку»);

• огорчении («Немного не дотянул до высокой оценки, запятую не там поставил»);

• боязни и нервозности (не написал домашнее сочинение и боится, что надо сдавать учителю);

• гневе и раздраженности (несправедливое, по мнению ученика, замечание учителя; «В чем хочу, в том и хожу», «Пользоваться косметикой никому не возбраняется»);

• горе и печали (ушел друг в другую школу; любимая девушка не отвечает на внимание юноши);

• страхе и панике (после совершения неблаговидного поступка юно ша боится, что классный руководитель будет при всем классе выяснять причины случившегося, а затем вызовет родителей);

• ярости и злости (хулиганы отняли деньги, которые копил для покупки сотового телефона);

• отчаянии и депрессии (за четверть получает двойку, нет настроения, ничего не хочется делать).

Страдания — это целая «система» душевных мук, которые затрудняют выполнение деятельности и вступление в позитивное, конструктивное взаимодействие. Как переживание трудностей и неудач они тесно связаны с фрустрациями, к которым относят разочарование, тревогу, отчаяние. Удовлетворить потребности в этом случае очень сложно: мотивация должна преодолеть сильнейшее препятствие.

С.219

Именно в своей основной деятельности — учении (и связанном с ним воспитании) школьник может испытать сильное страдание. Психические травмы являются признаком психического нездоровья || неблагополучного образовательного процесса. Считается, что любое обучение гуманно, но это далеко не так. Мы показали, какие психологические барьеры возникают в его процессе. Часто ли они преодолеваются без душевных мук?

Вместе с тем есть страдания, которые причиняют детям самые близ­кие люди, — родители. Почему они так поступают и ради чего? Оста­новимся на этом вопросе подробнее.

Истоки психических травм лежат в нарушении трех функций (Р. X. Шакуров):

· динамизации;

· стабилизации;

· оптимизации.

Динамизация состоит в постоянном стремлении личности к деятельности, изменениям, получению разнообразных впечатлений. Она сама претерпевает трансформацию в зависимости от стадии форми­рования личности: этапы сенсомоторного интеллекта, конкретных опе­раций и формального интеллекта (согласно Ж. Пиаже) — в интел­лектуальном развитии; замысел игры, постановка игровых целей ii задач — в развитии игровой деятельности.

В 2-3 года дети начинают играть не задумываясь. Выбор игры оп­ределяется попавшей на глаза игрушкой, подражанием другим детям. Цель возникает в процессе самой игры (приготовить кукле обед, поехать на машине). Сначала дети ставят цель в строительных играх, а потом и в играх с игрушками. В конце третьего года жизни он начи­нает устанавливать условия для игр, обозначать их замысел, кото­рый адресуется группе детей.

В 3-4 года дети самостоятельно ставят задачи для тех, с кем хотят играть, но не всегда могут понять друг друга, поэтому взрослый часто помогает словесно обозначать игровую задачу. В 4-5 лет воплощение замысла происходит путем решения нескольких таких задач, осложняется и способ их решения. Дети сами договариваются перед началом игры.

В 5-7 лет замыслы игры более устойчивые. Дети обсуждают их сообща, достигают согласия. Появляется перспектива игры, причем включаются новые идеи. Игра характеризуется плановостью, согла­сованностью, импровизацией (Г. А. Урунтаева).

С.220

Динамизация позволяет преодолеть застой, монотонность, однообразие, скуку. Возникает потребность в новых впечатлениях, которые, в свою очередь, вызывают удовлетворение ритмом жизни, скоростью ее протекания — особенно в юности.

Стабилизация — потребность личности иметь неизменными некоторые структуры (установки, определенные вкусы, привязанности симпатии, желание личностного роста при «сохранении своего лица», самости).

Оптимизация заключается в том, что организм стремится выбран, те элементы окружающей среды, которые его не разрушают, а позволяют добиться эмоционального комфорта, обойти возможные неприятности. Ребенок хочет действовать рационально, прислушиваясь i мнению взрослых, поступать, «как учили», просчитывая возможны последствия.

Нарушения хотя бы в одной из трех составляющих функционал i. ной системы вызывают психические травмы. Выше отмечалось, что обучение и воспитание проходят в совместной деятельности, во взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Значит, причины и формы психических травм следует искать не в личности детей и даже не в личности взрослых, а где-то «между этим».

Индивид стремится поддерживать психическое благополучие, физическое и психическое здоровье, формируя свой способ реагирования на ситуацию в соответствии с собственными взглядами и возможностями.

· Способность личности выстраивать свое взаимодействие с окружающим в момент появления трудностей называетсякопинг-стратегией

Своего рода копинг-стратегия — это возможность ребенка совладать с этими трудностями. Разные дети по-разному справляются с ними. Дети с нормальным психическим развитием чаще всего используют позитивные копинг-стратегии, а дети с отклонениями в психическом развитии снимают напряжение с помощью негативных копинг-стратегий (рис. 5.1).

Есть 3 толкования этого понятия:

• способ психологической защиты;

• предрасположенность (установка) отвечать на стрессовые ситуа­ции;

• динамический процесс.

С.221

Психические травмы детей в процессе воспитания - student2.ru

1 — гуляю вокруг дома или по улице

2 — играю во что-нибудь

3 — сплю

4 — думаю об этом

5 — стараюсь расслабиться, остаюсь спокойным

6 — гуляю, бегаю, катаюсь на велосипеде

Психические травмы детей в процессе воспитания - student2.ru

помогают хоть немного успоко­иться

используются для снятия напря­жения

1 — кусаю ногти или ломаю суставы пальцев

2 — борюсь или дерусь с кем-нибудь

3 — бью, ломаю или швыряю веши

4 — дразню кого-нибудь

5 — воплю, кричу

Рис. 5.1. Копинг-стратегии школьников

Психологическая защита, по мнению В. А. Ташлыкова, — это фор­ма регуляции, которая появляется, когда личность не может адекват­но оценить причину беспокойства, страдания'. Н. В. Иванов подраз­деляет защитные механизмы на 3 типа:

1. Уклонение от переживания.

2. Преодоление обходным путем.

________________

1Ташлыков В. А. Психология лечебного процесса. — Л., 1984. — С. 192.

С.222

3. Прямое сопротивление1.

Ю С Савенко выделяет пассивные и активные варианты защит2. Б. Д. Карвасарский разделяет механизмы копинга и защиты3.

Психологические защиты меняются с возрастом, зависят от пола.

Травмирует не само событие, а его значение для личности, включенность во внутреннюю картину миру в Я концепцию. Почему люди с близким набором копинг стратегий выбирают разные пути раз решения проблем? Это происходит потому, что внутренняя картин происходящего у них отличается каждая психическая травма неповторима индивидуальна, важны не столько одинаковые причины вызвавшие схожие травмы, сколько уникальные связи личности и среды

Формы преодоления трудностей зависят от специфики ценностей особенностей взаимосвязей с различными элементами окружения функциональных тенденций (к которым относятся динамизация, стабилизация, оптимизация).

Можно выделить такие типы психических травм:

1) нозогении,

2) фамильгении,

3) дидактогении,

4) социогении.

Нозогении — это негативные переживания неудач, возникших из-за плохого физического самочувствия в данный момент или из за того что какое то заболевания не вылечено, в результате чего возникают быстрая утомляемость, слабая выносливость, низкая работоспособность. Это приводит к плохой сопротивляемости учебным перегрузкам

Как показывают исследования Л Г Нагаевой, перенесенные заболевания и плохое физическое самочувствие влияют даже на пони мание учебных заданий, требования учителя ослабленные физически дети долго удержать в сознании не могут. Желание быстро включиться в учебную деятельность не реализуется, они не могут рабо

______________

1 Иванов H. В. О значении мобилизации защитных механизмов «Я» в процессе психотерапии неврозов. // Материалы III Всероссийского съезда невропатологов и психиатров. – M.. 1974. – T. 2.

2 Савенко Ю. С. Проблемы психологических компенсаторных механизмов и их типология. Проблема клиники и патогенеза психических заболеваний. – M., 1974.

3 Карвасарский Б. Д. Неврозы. – M., 1990.

С.223

тать на уроке в заданном темпе. Этим школьникам необходимо создавать «адаптационные оазисы», где они скорее восстановят свои силы (восстановительный сон, коррекционная гимнастика, фиточай и пр.).

Фамильгении — нарушения структуры семейных отношений, которые лишают детей эмоционального комфорта, заботы, защиты и подлинной любви Мы полагаем, что самая трагичная психическая травма — непреодолимое желание любви и защиты, которые школь пик ищет в своей семье, не получая их Примеров этому множество.

Таблица 5. 1.

Наши рекомендации