Инфляция: понятие, причины и формы проявления.

Инфляция— это долговременный процесс снижения покупательной способности денег (повышение общего уровня цен)

Причины инфляции

Инфляция вызывается монетарными и структурными причинами:

§ монетарные: несоответствие денежного спроса и товарной массы, когда спрос на товары и услуги превышает размер товарооборота; превышение доходов над потребительскими расходами; дефицит государственного бюджета; чрезмерное инвестирование — объем инвестиций превышает возможность экономики; опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда;

§ структурные причины: деформация народно-хозяйственной структуры, выражающаяся в отставании развития отраслей потребительского сектора; снижение эффективности капиталовложения и сдерживание роста потребления; несовершенство системы управления экономикой;

§ внешние причины — сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового платежного баланса.

Структурную инфляцию вызывает макроэкономическая межотраслевая несбалансированность. Среди институциональных причин инфляции можно выделить причины, связанные с денежным сектором, и причины, связанные с организационной структурой рынков. В целом данная совокупность причин выглядит следующим образом:

1. Монетарные факторы:

§ неоправданная эмиссия денег для краткосрочных нужд государства;

§ финансирование бюджетного дефицита (может осуществляться за счет денежной эмиссии или за счет займов в центральном банке).

2. Высокий уровень монополизации экономики. Поскольку монополия обладает рыночной властью, она в состоянии влиять на цены. Монополизация может усилить инфляцию, начавшуюся вследствие других причин.

3. Милитаризированность экономики. Производство вооружений, увеличивая ВВП, не повышает производственный потенциал страны. С экономической точки зрения высокие военные расходы сдерживают развитие страны. Последствиями милитаризации являются бюджетный дефицит, диспропорции в структуре экономики, недопроизводство потребительских товаров при повышенном спросе, т.е. товарный дефицит и инфляция.

И так, инфляция как многофакторный процесс - это проявление диспропорциональности в развитии общественного воспроизводства, которое обусловлено нарушением закона денежного обращения. Формы проявления инфляции:

1. рост цен на товары и услуги, причем неравномерный, что приводит к обесценению денег, снижению их покупательной способности;

2. понижение курса национальной денежной единицы по отношению к иностранной. Например, в 1991 г. 1 долл. США приравнивался к 0,90 руб., а на 10.03.2004 г. 1 долл. США был равен 28 руб. 51 коп.;

3. увеличение цены золота, выраженной в национальной денежной единице.

11 вопрос: понятие, признаки и основные принцыпы деятельности предприятия.

Предприятие— это самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный в соответствии с действующим законодательством для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Все предприятия делятся на коммерческиеи некоммерческие.

Коммерческая организация это юридическое лицо, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Юридические лица, являющиеся коммерческим организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Некоммерческие организации юридические лица, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие прибыль между участниками. Это потребительские, общественные или религиозные организации, финансируемые собственником учреждения, благотворительные и иные фонды, а также другие формы, предусмотренные законом.

Конечной целью деятельности предприятия является максимизация прибыли.

В условиях рыночной экономики в основе самостоятельной и обособленной деятельности предприятия лежат следующие принципы его организации: самоокупаемость, самоуправление и самофинансирование

Самоокупаемое предприятие– это предприятие, таким образом организовавшее производство, что все затраты производимые им для доведения сырого продукта до товара окупаются в стоимости этого товара на рынке, т. е. издержки производства ниже цены, по которой реализуется готовый продукт.

Самоуправление предполагает, что предприятие самостоятельно выбирает продукт производства, приобретает сырье, определяет структуру и технологию производства, т. е. решает все организационные вопросы, связанные с деятельностью предприятия (что, как и в каких объемах производить, где, кому, и по какой цене продавать свою продукцию), самостоятельно распоряжается полученной прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Самофинансирование предполагает, что доходы, получаемые предприятием не должны полностью потребляться. Часть их должна в виде живых денег использоваться для решения финансовых вопросов предприятия. То есть предполагается, что предприятие не просто осуществляет производство, а воспроизводство, причем не только простое воспроизводство, а расширенное производство, т.е. производство в увеличенном смысле.

В соответствии с действующим гражданским законодательством предприятие (организация) признается юридическим лицом только после государственной регистрации и должно обладать определенными присущими емупризнаками:

1) предприятие должно иметь в своей собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество;

2) важнейшим признаком предприятия как юридического лица является его способность отвечать своим имуществом по обязательствам, которые возникают у предприятия во взаимоотношениях с кредиторами, в т.ч. при неисполнении обязательств перед бюджетом;

3) одним из основных признаков предприятия как юридического лица является его способность выступать в хозяйственном обороте от своего имени, т.е. заключать все виды гражданско-правовых договоров с хозяйствующими партнерами, потребителями продукции, поставщиками сырья, материалов, энергии и т.п., с гражданами и другими юридическими и физическими лицами;

4) важнейшим признаком предприятия как юридического лица является его право быть истцом, предъявлять виновной стороне иски, а также быть ответчиком в суде при невыполнении обязательств в соответствии с законодательством и договорами;

5) предприятие как юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету, правильно вести учет затрат на производство и реализацию продукции;

6) в соответствии с Гражданским кодексом РФ любое юридическое лицо должно иметь свое наименование

12. Структура национальной экономики: сферы, комплексы и отрасли экономики.

Экономикалюбой страны представляет собой единый комплекс взаимосвязанных отраслей. Каждое государство в зависимости от его национальных и исторических традиций, географических и геополитических условий и трудовых навыков населения создает свой неповторимый комплекс отраслей народного хозяйства, на формирование которого все большее влияние оказывает международное сотрудничество с другими странами.

При анализе национальной экономики выделяют такие понятия, как сферы, отрасли, комплексы, сектора экономики.

По участию в создании совокупного общественного продукта и национального дохода общественное производство подразделяется на две крупные сферы:материальное производство и нематериальную сферу.

К материальному производствуотносятся промышленность, сельское и лесное хозяйство, грузовой транспорт, связь (обслуживающая материальное производство), строительство, торговля, общественное питание, информационно-вычислительное обслуживание, прочие виды деятельности сферы материального производства.

К непроизводственной сфереотносятся жилищно-коммунальное хозяйство, пассажирский транспорт, связь (обслуживающая организации непроизводственной сферы и население), здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, народное образование, культура и искусство, наука и научное обслуживание, кредитование и страхование, деятельность аппарата органов управления.

В свою очередь каждая из сфер экономики делится на отрасли. Отрасльпо совокупность предприятий и организаций, характеризующихся общностью выпускаемой продукции, технологии производства, основных фондов, профессиональной подготовки работающих и удовлетворяемых потребностей.

Промышленность по российской статистике подразделяется на отрасли тяжелой, легкой и пищевой промышленности. В состав тяжелой промышленности входят: электроэнергетика, топливная промышленность, черная металлургия, цветная металлургия, машиностроение, химическая и нефтехимическая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленности, а также промышленность строительных материалов. К легкой промышленности относятся текстильная, швейная, кожевенная, обувная, меховая отрасли. К пищевой - пищевкусовая, мясная, молочная, рыбная промышленность.

Отраслевое деление экономики является результатом исторического процесса развития общественного разделения труда. Развитие общества и экономики, дальнейшее углубление специализации производства приводят к формированию новых отраслей. Одновременно со специализацией и дифференциацией идут процессы кооперации, интеграции производства, приводящие к развитию устойчивых производственных связей между отраслями, к созданию смешанных производств и межотраслевых комплексов.

Межотраслевой комплекс- это интеграционная структура, характеризующая взаимодействие различных отраслей и их элементов, разных стадий производства и распределения продукта.

В составе промышленности, например, существуют топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный и другие комплексы. Более сложной структурой отличаются агропромышленный и строительный комплексы, объединяющие разные отрасли национальной экономики.

По признаку разделения труда можно выделить межотраслевые и одноотраслевые, территориально-производственные, межотраслевые научно-технические комплексы.

Составные элементы хозяйственного комплекса могут быть сгруппированы в секторы экономики. Под секторомпонимается совокупность институциональных единиц, имеющих сходные экономические цели, функции и поведение. Так, сектор нефинансовых предприятий объединяет предприятия, занимающиеся производством товаров и услуг с целью получения прибыли, и некоммерческие организации, не преследующие цели извлечения прибыли.

Сектор финансовых предприятий охватывает институциональные единицы, занятые финансовым посредничеством.

Сектор государственных учреждений - совокупность органов законодательной, судебной и исполнительной властей, фондов социального обеспечения и контролируемых ими некоммерческих организаций.

Сектор домашних хозяйств в основном включает потребляющие единицы.

Внешний сектор - это совокупность институциональных единиц - нерезидентов данной страны (т.е. расположенных за пределами страны), имеющих экономические связи, а также посольства, консульства, военные базы, международные организации, находящиеся на территории данной страны.

Различают также государственный сектор как совокупность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми ими лицами, и частный сектор как часть экономики, не находящейся под контролем государства.

По международной статистике экономика обычно подразделяется на отрасли, производящие товары, и отрасли, оказывающие услуги. К отраслям, производящим товары, относятся промышленность, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли материального производства (издательская деятельность, утилизация вторичного сырья, сбор дикорастущих грибов и ягод и т.д.). К отраслям, оказывающим услуги, относятся образование, транспорт, торговля, здравоохранение, общее государственное управление, оборона и пр.

13. Предприятие (организация, фирма). Классификация. Показатели размеров предприятия.

Предприятие - особый объект гражданских прав, юридическое лицо, являющееся производственно-коммерческой организацией; самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства и сбыта продукции, выполнения работ и/или оказания услуг в целях удовлетворения общественных и частных потребностей и получения дохода с прибылью; производственный или коммерческий имущественно-земельный комплекс, созданный для осуществления предпринимательской деятельности.

Организация - совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения каких-либо задач на основе принципов разделения труда, обязанностей и иерархической структуры.

Фирма - экономически и юридически самостоятельный субъект хозяйствования, имущественно, социально и организационно обособленный участник хозяйственной деятельности, имеющий свое наименование, а также общеизвестный и общепризнанный фирменный знак отличия.

Простейший логический анализ рассматриваемых терминов-понятий показывает, что все из них могут быть объединены в одну группу - группу хозяйствующих субъектов, так или иначе, по тем или иным признакам отличающихся друг от друга.

Основными признаками классификации предприятий являются:

отраслевая и предметная специализация;

структура производства;

размер предприятия.

Главными считаются отраслевые различия выпускаемой продукции.

По этой классификации предприятия делятся на:

промышленные, сельскохозяйственные, предприятия транспорта, связи, строительства.

Промышленность традиционно делят на две большие отраслевые группы: добывающая и перерабатывающая промышленность.

В свою очередь, перерабатывающая промышленность делится на отрасли легкой, пищевой, тяжелой промышленности и т. д.

По своей структуре предприятия делятся на:

узкоспециализированные;

многопрофильные (универсальные);

комбинированные (смешанные).

Узкоспециализированные предприятия изготовляют ограниченный ассортимент продукции массового или крупносерийного производства.

К многопрофильным относят предприятия, выпускающие продукцию широкого ассортимента и различного назначения (в промышленности и сельском хозяйстве).

Комбинированные предприятия чаще встречаются в химической, текстильной промышленности, в сельском хозяйстве. Суть состоит в том, что один вид сырья или готовой продукции на одном и том же предприятии превращается параллельно или последовательно в другой, а затем и в следующий вид.

По размеру предприятия делятся на три группы:

малые (до 50 занятых), средние (от 50 до 500 (реже до 300)) и крупные (свыше 500 занятых).

При отнесении предприятия к одной из групп могут использоваться следующие показатели: численность работающих, стоимость выпущенной продукции, стоимость основных производственных фондов.

По сфере деятельности подразделяются на предприятия производственной и непроизводственной сферы.

По формам собственности предприятия подразделяются на государственные, муниципальные, частные, кооперативные и т. д.

По масштабам предпринимательской деятельности предприятия можно подразделить на:

индивидуальные предприятия и коллективные предприятия.

По времени работы в течение года подразделяются на предприятия круглогодичного действия, предприятия сезонного действия.

По степени автоматизации производства – автоматизированные, частично автоматизированные, механизированные, частично механизированные, машинно-ручные и ручные.

По характеру деятельности предприятия бывают:

некоммерческие – не связанные с продажей продукции ради обогащения (благотворительная деятельность);

коммерческие – предприятия, приносящие доход.

Абсолютные размеры предприятия определяются с помощью следующих показателей:

а) объем производства продукции за год;

б) среднегодовая численность промышленно-производственного персонала;

в) среднегодовая стоимость основных производственных фондов.

В отдельных случаях могут быть использованы такие показатели, как величина энергетической мощности, обслуживающей производственный процесс, и мощность основных агрегатов.

14.Внешняя и внутренняя среда функционирования предприятия

предприятие– техническая, социальная, экономическая и ориентированная на сохранение окружающей среды единица, выполняющая задачу удовлетворения спроса на основе самостоятельных решений ответственности. внутренняя среда –совокупность факторов, зависящих от деятельности самого предприятия, его целей, структуры, действия менеджеров, персонала. Факторы косвенного воздействия: Политические факторы (Состояние политико-правовой среды, обстановки политических сил, которые представлены политическими партиями и.т.д) Научно-технический прогресс. Состояние национальной экономики (которая представлена государственным бюджетом, валютными фондами, банками, страховыми и пенсионными фондами и.т.д) Социально-культурные факторы (Социальная сфера, элементы социальной сферы, влияющие на предприятие: менталитет, идеология, религия, уровень благосостояния, здравоохранения и традиции) Географические факторы (природно-климатической зона, температура, наличие источников воды, природные ископаемые, ландшафт) Фактор международного окружения (Мировая конкурентная среда, формирующаяся транснациональными корпорациями) Внешняя среда-совокупность систем, которые находятся за пределами предприятия. Факторы прямого воздействия:Постовщики, Потребители, Конкуренты, Государство(воздействует на предприятие с помощью системы налогообложения: количество налогов, уровень налоговых ставок, льготные ставки, таможенные пошлины), Бюджетная (инвестиционная политика, различные формы дотирования, бюджетное финансирование, развитие инфраструктуры) Административная(законодательное регулирование, регулирование минимальной зарплаты, штрафы и др. административные меры) Кредитно-денежная (регулирование учетной ставки, валютных курсов и кредитная политика) Производственная формы воздействия (размещение государственных заказов, регулирование цен на продукцию отраслей естественных монополий и конкуренции со стороны государственных предприятий)

Наши рекомендации