Формируем познавательную готовность к школе. Программа «Скоро в школу»

Занятие 1. Профессии

В кабинете психолога детей встречает мягкая игрушка — Учитель Еж (знаком детям по занятиям, целью которых является формирование мотивационной готовности к школе). Он предлагает поиграть в интересные игры.

Дидактическая игра «Какие бывают профессии»

Психолог предлагает детям рассмотреть карточки «Профессии» (наглядно-дидактическое пособие «Рассказы по картинкам»), вспомнить, какие бывают профессии.

Дидактическая игра «Найди лишнее слово»

Психолог называет смысловой ряд из 5 существительных. Детям необходимо назвать лишнее слово и объяснить свой выбор.

· Краски, молоток, кисти, бумага

· Шприц, вата, йод, бинокль

· Жезл, свисток, фен, фуражка

· Пожарная машина, шланг, телевизор, лестница

· Ткань, ножницы, мастерок, швейная машинка

Упражнение «Сложи картинку: якорь»

С помощью карточек Кайе дети выкладывают изображение якоря по образцу (см. приложение, рис. 1).

Жестовая игра «Тук-тук-тук-туки»

Звучит одноименная композиция Е. Железновой. Дети выполняют движения согласно тексту.

Упражнение «Слушай слова»

По предварительной договоренности психолог произносит самые разные слова. Детям необходимо хлопнуть в ладоши (1 раз) тогда, когда они услышат слова, обозначающие названия различных профессий.

Графический диктант «Волны» (см. приложение, рис. 2)

В конце занятия дети вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, обсуждают, что им больше понравилось. Психолог хвалит воспитанников за работу и прощается до следующего занятия. Учитель Еж также прощается с детьми.

Занятие 2. Буквы

В кабинете психолога детей встречает мягкая игрушка — Учитель Еж. Он предлагает продолжить игры.

Игра «Доскажи словечко»

Обруч, мяч и колесо
Вам напомнят букву… «О»
Узнаешь сразу ты ее —
С двумя глазами буква… «Е»
Ходит с палочкой, увы,
По страницам буква… «Ы»
Я нашел сучек в лесу,
Он похож на букву… «У»
О себе рассказ начнете,
Вот ее и назовете… «Я»

Упражнение «Найди верную букву»

Каждому ребенку предлагается заготовка для данного задания (2 варианта сложности).

Необходимо зачеркнуть неверно написанные буквы (см. приложение, рис. 3).

Упражнение «Сложи картинку: буква»

С помощью кубиков Никитина дети выкладывают изображение любой буквы по образцу (см. приложение, рис. 4).

Игра с мячом «Слова на букву»

Психолог кидает детям (по очереди) мяч и называет букву, на которую необходимо назвать слово. Ребенок кидает мяч обратно и называет слово.

Упражнение «Запоминай-ка»

Детям необходимо запомнить месторасположение букв и воспроизвести на своих листочках (см. приложение, рис. 5).

Упражнение «Азбука-раскраска»

Детям предлагается закрасить части рисунка, на которых расположена конкретная буква (например, буква «а») (см. приложение, рис. 6).

В конце занятия дети вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, обсуждают, что им больше понравилось. Психолог хвалит ребят за работу и прощается до следующего занятия. Учитель Еж также прощается с детьми.

Занятие 3. Птицы

В кабинете психолога детей встречает мягкая игрушка — Учитель Еж. Он предлагает продолжить игры.

Дидактическая игра «Что это за птица?»

Психолог предлагает детям рассмотреть карточки «Птицы» (наглядно-дидактическое пособие «Рассказы по картинкам»), вспомнить их названия, основные особенности.

Упражнение «Прилетели птицы»

Психолог читает стихотворение. Задача детей внимательно слушать, и если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал — топнуть один раз.

· Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.

· Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

· Прилетели птицы: голуби, синицы, лебеди, куницы, галки и стрижи, чайки и моржи.

· Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, сойки и ужи.

· Прилетели птицы: голуби, синицы, чайки, пеликаны, майки и орланы.

· Прилетели птицы: голуби, синицы, цапли, соловьи, окуни и воробьи.

· Прилетели птицы: голуби, синицы, утки, гуси, совы, ласточки, коровы.

· Прилетели птицы: голуби, синицы, палки и стрижи, бабочки, чижи, аисты, кукушки, даже совы-сплюшки, лебеди и утки — и спасибо шутке!

Упражнение «Сложи картинку: лебедь»

С помощью кубиков Никитина дети выкладывают изображение лебедя по образцу (см. приложение, рис. 7).

Игра «Кто как голос подает»

Психолог называет птицу и бросает ребенку мяч, уточняя, как она подает голос. Тот ловит мяч, отвечает на вопрос и бросает мяч обратно.

Ласточка… (щебечет)
Журавль… (курлычет)
Ворона… (каркает)
Кукушка… (кукует)
Утка… (крякает)
Курица… (квохчет)
Голубь… (воркует)
Воробей… (чирикает)

Игра «Доскажи словечко»

Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверюшка?
Щелкает орешки мелко.
Ну, конечно, это… белка

Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель… ежик

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто же это?… лиса

Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал.
А, проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной… медведь

В подполье, в каморке
Живет она в норке.
Серая малышка,
Кто же это?… мышка

Ходит длинный, пасть с клыками,
Ноги кажутся столбами,
Как гора огромен он.
Ты узнал, кто это?… слон

Такая у него судьба:
Несет по жизни два горба.
Толпится любопытный люд:
По мостовой идет — верблюд

Упражнение «Назови ласково»

Психолог произносит названия животных. Ребенку предлагается назвать их ласково.

Олень — олененок
Медведь — медвежонок
Еж — ежик
Заяц — зайчик
Лиса — лисичка
Белка — белочка

Упражнение «Помоги животным найти еду» (см. приложение, рис. 13)

В конце дети вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, обсуждают, что им больше понравилось. Психолог хвалит воспитанников за работу и прощается до следующего занятия. Учитель Еж также прощается с детьми.

Приложение

Формируем познавательную готовность к школе. Программа «Скоро в школу»

Е.В. Пяташова
педагог-психолог МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 28 "Аистенок" г. Подольск

В основе занятий по программе «Скоро в школу» авторские методики Б.П. Никитина, З. Дьенеша, В. Кайе. Они позволяют сформировать критерии подготовленности ребенка к школе: мотивацию на учебу; развитость наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, пространственных представлений; умение фантазировать; проявлять самостоятельность.

Согласно ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования:

· ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;

· открыт новому, т. е. проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе;

· у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он может контролировать свои движения и управлять ими;

· ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения; у ребенка складываются предпосылки грамотности;

· ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в различных видах деятельности.

Задачи программы «Скоро в школу»:

· развивать восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени;

· формировать концентрацию, переключение и распределение внимания;

· тренировать зрительную, слуховую, двигательно-моторную память;

· учить устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, формировать основные мыслительные операции;

· стимулировать речевое развитие путем расширения словарного запаса, тренировки движений пальцев рук;

· формировать навыки произвольного поведения, усидчивости, целеустремленности.

Принципы организации занятий по программе:

· субъект — субъективные отношения, т. е. полноценные межличностные отношения, основанные на доверии, искренности;

· добровольности — добровольное участие в играх и упражнениях;

· активности — вовлечь детей в специально разработанные действия;

· принцип индивидуализации — провести игры и упражнения с учетом индивидуального уровня развития каждого ребенка;

· принцип наглядности — использование различных видов наглядности, рассматривание предметов, картин, что способствует осознанному восприятию тех явлений и предметов, с которыми детей знакомит взрослый. Так как мышление дошкольника носит наглядно-действенный и наглядно-образный характер, то данный принцип имеет особое значение в обучении детей.

Программа «Скоро в школу» реализуется с помощью авторских игр Б.П. Никитина, З. Дьенеша, В. Кайе. Они дают простор для развития ребенка, каждый раз получается новая игра.

Б.Н. Никитин разработал игры, которые развивают усидчивость, внимание, фантазию, пространственное воображение, аналитические способности. Ребенок выполняет творческие задания самостоятельно, следуя от простых задач к более сложным.

Блоки З. Дьенеша призваны научить классифицировать и группировать предметы по определенным признакам, объединять и исключать, читать схемы, составлять закономерности, одним словом, развивать логику. Ребенок с удовольствием отправится в путешествие по волшебной стране блоков и не заметит, что был на занятии.

С помощью игр В. Кайе у ребенка развивают внимание, память, сенсомоторные координации, мышление, креативность. Активизируется деятельность не только левого полушария мозга, но и его лобных долей, отвечающих за ориентацию в пространстве, память, восприятие, комбинаторные навыки, усидчивость, терпение, тренируется и зрительный нерв.

Посредством этих авторских игр достигается цель максимально развить творческий потенциал ребенка, обучить его логическому мышлению, анализу, классификации и обобщению.

Ребенка необходимо с играми познакомить, показать как их использовать.

Возрастные особенности психических процессов детей 6–7 лет: • развивается восприятие, однако дети не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков; • активно развивается и образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено; • продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации; • развивается воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов; • продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 мин; • активно развивается речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.; • в результате правильно организованной образовательной деятельности у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи.

Особенности программы «Скоро в школу»:

· не допускает дублирования программ первого класса;

· обеспечивает формирование ценностных установок;

· ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития;

· обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности;

· готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности.

Ведущий вид деятельности дошкольников — игра, поэтому все занятия проходят в игровой форме. Постоянная смена видов деятельности не позволяет детям устать или скучать от однообразных заданий.

Программа состоит из 10 занятий (таблица). Занятие проводится 1 раз в неделю продолжительностью 30 минут с подгруппой из 5–6 детей. Количество игр в занятии можно варьировать.

В начале занятия детей необходимо настроить на предстоящую деятельность, снять эмоциональную и мышечную напряженность.

Основная часть включает игры и упражнения, направленные на развитие познавательной сферы (образное мышление, внимание, память). В нее же включены жестовые и подвижные игры, упражнения на развитие мелкой моторики, а также игры, направленные на формирование навыков произвольности. Заканчивается занятие благодарностью за сотрудничество, обменом мнений между взрослым и детьми.

Скачать тематический план в pdf

Тематическое планирование занятий по программе «Скоро в школу»

Задачи Содержание Материалы
1. Профессии
Развивать: слуховое внимание, память, зрительное восприятие, мелкую моторику. Формировать: основные мыслительные операции, умение ориентироваться в пространстве, усидчивость, произвольность поведения, умение слышать и принимать инструкцию. Расширять общий кругозор Дидактическая игра «Какие бывают профессии». Дидактическая игра «Найди лишнее слово». Упражнение «Сложи картинку: якорь». Жестовая игра «Тук-тук-тук-туки». Упражнение «Слушай слова». Графический диктант «Волны». Подведение итогов Мягкая игрушка Учитель Еж. Карточки Кайе (на каждого ребенка). Карточки «Профессии». Композиция Е. Железновой. Заготовки для графического диктанта «Волны»
2. Буквы
Развивать: зрительное внимание, зрительную память, зрительное восприятие, воображение, речь, мелкую моторику. Формировать: основные мыслительные операции, усидчивость, произвольность поведения, умение слышать и принимать инструкцию. Расширять общий кругозор Игра «Доскажи словечко». Упражнение «Найди верную букву». Упражнение «Сложи картинку: буква». Игра с мячом «Слова на букву». Упражнение «Запоминай-ка». Упражнение «Азбука-раскраска». Подведение итогов Мягкая игрушка Учитель Еж. Кубики Никитина (на каждого ребенка). Заготовки для упражнений «Найди верную букву», «Азбука-раскраска», «Запоминай-ка». Мяч
3. Птицы
Развивать: зрительное и слуховое внимание, память, зрительное восприятие, речь, мелкую моторику. Формировать: основные мыслительные операции, усидчивость, произвольность поведения, умение слышать и принимать инструкцию. Расширять общий кругозор Дидактическая игра «Что это за птица?». Упражнение «Прилетели птицы». Упражнение «Сложи картинку: лебедь». Подвижная игра «Перелетные птицы». Игра с мячом «Кто как голос подает?». Упражнение «Где спрятались птицы». Подведение итогов Мягкая игрушка Учитель Еж. Кубики Никитина (на каждого ребенка). Заготовки для упражнения «Где спрятались птицы». Цветные прямоугольники. Мяч
4. Морские обитатели
Развивать: слуховое внимание, слуховую память, зрительное восприятие, воображение, мелкую моторику. Формировать: основные мыслительные операции, умение ориентироваться в пространстве, усидчивость, произвольность поведения, умение слышать и принимать инструкцию. Расширять общий кругозор Дидактическая игра «Что это за рыба?». Упражнение «Я ходил на рыбалку». Упражнение «Сложи картинку: золотая рыбка». Подвижная игра «Морская фигура на месте замри». Упражнение «Цветные ассоциации». Графический диктант «Рыбка». Подведение итогов Мягкая игрушка Учитель Еж. Карточки Кайе (на каждого ребенка). Карточки «Морские обитатели». Заготовки для графического диктанта «Рыбка»
5. Дикие и домашние животные
Развивать: зрительное внимание, память, речь, мелкую моторику. Формировать: основные мыслительные операции, усидчивость, произвольность поведения, умение слышать и принимать инструкцию. Расширять общий кругозор Игра «Доскажи словечко». Упражнение «Продолжи ряд». Упражнение «Сложи картинку: заяц». Подвижная игра «Рыбы, птицы, звери». Упражнение «Назови ласково». Упражнение «Помоги животным найти еду». Подведение итогов Мягкая игрушка Учитель Еж. Карточки Кайе (на каждого ребенка). Заготовки для упражнения «Помоги животным найти еду»
6. Насекомые
Развивать: зрительное внимание, зрительную память, речь, мелкую моторику. Формировать: основные мыслительные операции, усидчивость, произвольность поведения, умение слышать и принимать инструкцию. Расширять общий кругозор Игра «Доскажи словечко». Упражнение «Угадай насекомое». Упражнение «Сложи картинку: бабочка и стрекоза». Подвижная игра «Летает — не летает». Упражнение «Что изменилось?». Игра «Кто как передвигается». Подведение итогов Мягкая игрушка Учитель Еж. Блоки Дьенеша (на каждого ребенка). Альбом «Лепим нелепицы» (на каждого ребенка). Фигурки насекомых
7. Геометрические фигуры
Развивать: тактильное восприятие, зрительное внимание, воображение, мелкую моторику. Формировать: основные мыслительные операции, усидчивость, произвольность поведения, умение слышать и принимать инструкцию. Расширять общий кругозор Игра «Отгадай загадку». Игра «Волшебный мешочек». Упражнение «Сложи картинку: фигурка». Жестовая игра «Мы кружок нарисовали…». Упражнение «Расставь знаки по образцу». Упражнение «Дорисуй». Подведение итогов Мягкая игрушка Учитель Еж. Блоки Дьенеша (на каждого ребенка). Заготовки для упражнений «Расставь знаки по образцу», «Дорисуй». Мешочек из ткани. Объемные геометрические фигуры. Композиция Е. Железновой
8. Цифры
Развивать: внимание, память, мелкую моторику. Формировать: основные мыслительные операции, усидчивость, произвольность поведения, умение слышать и принимать инструкцию. Расширять общий кругозор Игра «Отгадай загадку». Дидактическая игра «Соотнеси картинку с подходящей цифрой». Упражнение «Сложи картинку: цифра». Подвижная игра «По порядку становись!». Упражнение «Найди соседей». Графический диктант «Цифра “2”». Подведение итогов Мягкая игрушка Учитель Еж. Кубики Никитина (на каждого ребенка). Развивающая игра «Счет». Карточки с изображением цифр. Заготовки для игры «Найди соседей», графического диктанта
9. Ориентировка во времени
Развивать: слуховое внимание, слуховую и зрительную память, зрительное восприятие, мелкую моторику. Формировать: основные мыслительные операции, усидчивость, произвольность поведения, умение слышать и принимать инструкцию. Расширять общий кругозор Упражнение «Дни недели». Упражнение «Время суток». Упражнение «Сложи картинку: песочные часы». Игра с мячом «Вчера, сегодня, завтра». Упражнение «12 месяцев». Упражнение «Времена года». Подведение итогов Мягкая игрушка Учитель Еж. Кубики Никитина (на каждого ребенка). Заготовки для упражнения «Времена года». Мяч
10. Слоги
Развивать: внимание, память, восприятие, мелкую моторику. Формировать: навыки чтения, усидчивость, произвольность поведения, умение слышать и принимать инструкцию. Расширять общий кругозор Упражнение «Сложи слоги». Упражнение «Назови слоги». Упражнение «Обведи слоги». Упражнение «Прочти». Игра с мячом «Продолжи слово». Графический диктант «Школа». Подведение итогов Мягкая игрушка Учитель Еж. Заготовки для упражнений «Назови слоги», «Обведи слоги», «Прочти», графического диктанта. Буквы. Мяч

Занятие 1. Профессии

В кабинете психолога детей встречает мягкая игрушка — Учитель Еж (знаком детям по занятиям, целью которых является формирование мотивационной готовности к школе). Он предлагает поиграть в интересные игры.

Наши рекомендации