Место памяти в структуре познавательной сфере. Воображение как творческая деятельность.

 

Под памятьюпонимают запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Благодаря памяти чел может накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Память называют «сквозным» процессом, обеспечивающим все познавательные процессы в единое целое. Мнемические процессы начинаются с узнавания, если мы видели этот предмет раньше. Но мы можем вызвать образ предмета, к\р в данный момент мы не воспринимаем. Этот процесс наз-ся воспроизведением (шли могут быть, предметы, мысли, переживания, желания, фантазии и т.д.). Чтобы эти процессы могли состояться необходимо все воспринятое запечатлеть, запомнить и сохранить. Таким образом память - это сложный психический процесс, состоящий из_ нескольких частных процессов, связанных др. др.

Со времен Аристотеля пытались объяснить связь психических процессов при запоминании и воспроизведении. Принципы по к\р наши представления связываются др с др назвали ассоциации(связь, соединение). Это связано с тем, что предметы и явления запечатливаются и воспроизводятся не изолированно др. от др, а в связи друг с другом. Появилась даже ассоциативная психология. Распространившая принцип ассоциаций на все псих явления (Д.Юм, У.Джемс, Г.Спенсер). Научное обоснование этому принципцу дали И.М.Сеченов и И.П.Павлов - ассоциации - это временная связь, возникающая в результате одновременного или последовательного действия двух или нескольких раздражителей. Сейчас ассоц рассматривают не как осной механизм памяти, а как один из ее феноменов.

Изучение памяти было первым из разделов пснхологич науки, где был применен эксперим метод (нем. психиатр Г.Эббингауз). Он установил, что если событие произвело на чел сильное впечатление, то оно запомнится сразу и надолго, обратил внимание на «эффект края», окрыл закон забывания. В течении часа 60% всей информации забывается, а ч\з 6 дней в памяти остается только 20%. Поблему памяти кроме теории ассоциаций рассматривала и гештальттеория (целое, структура, система). Исходным понятием этой теории были не ассоциации предметов или явлений, а их изначальная, целостная организация - гештальт. Процессы памяти по их мнению определялись формированием гештальта. Проблему изучения психики с точки зрения целостных структур стали называть гештальт психологией. Они полагали, что некое состояние создает у человека установку на запоминание или воспроизведение. Исследования гештальтистов получили много интересных фактов. «Эффект Зейгарник». При получении задания у испытуемого появляется квазипотребность его выполнить. Она реализуется при выполнении задания и остается неудовлетворенной , если задание прервано. Впоследствии испытуемые вспоминали незавершенные задания в два раза чаще, чем завершенные. Однако ни гештальтисы, ни бихевиористы, . ни психанализ не смогли ответить на вопросы о происхождении памяти. Бихевиористы были близки к ассоцианистам и только добавили роль подкрепления в запоминании материала. Психоанализ выявил роль эмоций, мотивов и потребностей в запоминании и забывании. Отметили более легкое воспроизведение (+)эмоцон окрашен событий, и наоборот, негативные события быстро забывались.

А.Бине и К.Бюлер предложили смысловую теорию памяти , когда смысловое содержание материала запоминается и воспроизводится быстрее. Выготский показал, что высшие формы памяти явл-ся сложной формой психической Д, социальной по своему происхождению. Франц психолог шк в лице П.Жане доказала социальную обусловленность всех процессов памяти, ее прямую зависимость от практической Д человека.

Отечест психол А.А.Смирнов и П.И.Зинченко связывали процессы памяти с процессами мышления. К проблеме памяти они подошли с позиции психолог теории Д запоминаются действия, чем мысли. Прочнее запоминаются при преодолении препятствий. Сейчас проблемы памяти изучаются на психологическом, физиологическом , нейронном и биохимическом уровнях. Существует несколько подходов и классификаций памяти. По характеру психической активности (двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая) предложена Павлом Петровичем Блонским; по хар-ру цепей Д (произвольная, непроизвольная); по продолжительности сохранения материала (долговременная, кратковременная, оперативная). К основным процессам и механизмам памяти относятся: запоминание сохранение, воспроизведение, узнавание, забываение (физиологической основой -виды коркового торможения, к\р развивается при отсутствии подкрепления). Процессы памяти у разных людей протекают неодинаково. Различают две основные группы индивидуальных различий памяти: различия в продуктивности заучивания и типы памяти. Известны примеры феноменальной памяти - Лурия описал память Ш., к\р ч\з 20 лет точно припомнил содержание эксперимента. Тип памяти определяет то, как чел запоминает материал - зрительно, на слух или пользуясь движением. Виды памяти присущи всем, а типы памяти характеризуют индивидуальные особенности запоминания.

Воображение как творческая деятельность.

Чел оказывает воздействие на окруж среду, планомерно, собразно заранее поставленной цели. Изменение действительности в процессе труда предполагает предварительное представление в сознании того, что чел хочет получить в результате своей Д. Любой труд предполагает выработку плана и лишь потом его воплощение на практике. Процесс создания новых психических образов наз-ся воображением .Это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Процесс воображения всегда неразрывно связан с процессами памяти и мышления, память , воспроизводящая образы, представляется одним из видов воображения. Поэтому и различают репродуктивное (связанное с памятью) и творческое воображение. Воображение - это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов, являющихся продуктами творческой Д чел. Основное отличие собственно воображения от образной памяти связано с иным отношением к действительности. Образы памяти - это воспроизведение прошлого опыта. Функция памяти - сохранить в возможной неприкосновенности результаты прошлого опыта, а функция воображения - их преобразовать. Воображение в собственном смысле может быть только у чел. В каждом действии, которым чел изменяет мир заключен кусочек фантазии. Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что дано в восприятии. Образы вообр создаются только путем переработки уже имеющихся у чел образов реальной действительности. Уже в процессе воспроизведения начинает проявляться Д нашего воображения. В большей степени Д воображения присутствует в формировании образов, объектов или явлений, к\т мы никогда не воспринимали. Д воображения тесно связана с эмоци-ми переживаниями чел. Воображ играет существенную роль в регуляции нашего поведения. "Оно присутствует в любом виде трудовой Д и чем дальше мы отходим от механического труда, тем более повышается значение нашего воображения.

Эмоции и чувства.

под эмоциями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для ж/Д чел. Существенной характеристикой Эм явл-ся их субъективность. Кнаиболее значимым эмоциям принято относить Аффекты - это мощный вид Эм реакции. Это интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоцион вспышки. Собственно эмоции отличаются от аффектов длительностью и кроме 'того представляют собой реакцию не только на текущие события, но и на вероятные или вспоминаемые. С т. зр. влияния на Д чел эмоции делятся на стенические (стимулируют Д, увеличивают энергияю и напряжение сил чел «могу горы перевернуть»)и астенические (скованность, пассивность «подгибаются колени»). Чувство - это еще один вид эмоц состояний. В отличии от эмоций они всегда I предметны и конкретны. Эмоции в основном связаны с биологической сферой, а чувства - с социальной сферой. Эмоции в основном связаны с областью бессознательного, а чувства максимально представлены в нашем сознании и всегда имеют определенное внешнее проявление. Чувства - более длительное, чем эмоции, психическое состояние, имеют четко выраженный предметный характерНастроение — это самое длительное эмоц состояние, окрашивающее все поведение. Большинство физиологических изменений происходящих при эмоц возбуждении, явл-ся следствием активации симпатического отдела автономной нервной системы, когда она готовит организм к экстренным действиямТаким образом симпатический отдел приспосабливает организм к энергетическим затратам. Когда эмоция стихает, начинают преобладать энергосберегающие функции парасимпатического отдела.

Эмоции как ценность. Согласно Дадоновуэмоция выступает и в функции оценки и в функции ценности, когда чел стремится непосредственно к переживанию. В последнем случае сами эмоции явл-ся мотивом, притягивающим S-та к деятельности. Дадонов выделяет 10 типов эмоц направленности - альтруистические, коммуникативные, глорические - потребность в самоуважении, в славе; праксические -вызываются Д, пугнические - преодоление опасности; романтические; гностические -найти привычное, понятное в неизвестном; эстетические; гедонистические - душевный и телесный комфорт; акизитивные - интерес к коллекционированию.

Психология воли.

Определение воли. - это сознательное регулирование чел своего поведения и Д. выраженое в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленых действий и поступков.

,. Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны чел определеных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной цели. Эти усилия часто называют волевой регуляцией или волей. Главная функция воли - это сознательная регуляция активности в затрудненных условиях жизнедеятельности

Произвольные или волевые действия развиваются на основе непроизвольных движений и действий, (простейшими непроизвольн действиями явл-ся рефлекторные: мигание, глотание, чихание и т.д.) Функцией волевой регуляции является повышение эффективности соответствующей Д, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие, в котором чел планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом. Главной психологической функцией воли является усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действийВолевое действие возникает тогда, когда на пути, осуществления мотивированной Д появилось препятствие. Волевой акт связан с его

преодолением. Предварительно, однако, необходимо осознать, осмыслить суть возникшей проблемы, воля тесным образом связана с осознанием действия, хода Д и ситуации.

Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над к\р размышляет чел, поддерживать сконцентрированное на нем внимание.

Волевые действия различаются не только по степени их сложности, но и по степени осознанности. Чаще это происходит при сильном эмоциональном возбуждении. Это импульсивные действия. Степень осознания их сильно сниженаСледовательно ВОЛЯ связана с мыслительной Д и чувствами. Воля подразумевает наличие целеустремленности.. Проявление мышления выражается в сознательном выборе цели, в подборе средств для ее достижения. \ Без участия мышления действия были бы лишены сознательности, т.е. перестали бы быть волевыми.

\. Существует два взгляда на природу этого психического явления: философско-этический и естественнонаучный.

Первая естественнонаучная трактовка принадлежит И.П.Павлову. Он рассматривал волю как «инстинкт свободы», к\р выступал не меньшим стимулом поведения, чем инстинкты голода и опасности. Н.А.Бернштейном и П.К. Анохиным сформировали новую концепцию воли - как сознательное регулирование чео-ом своего поведения. Оно выражалось в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия. В рамках психоаналитической концепции источником поступков людей явл-ся некая превращенная в психическую форму биологическая энергия живого организма. Фрейд полагал, что это психосексуальная энергия полового влечения. Адлер, Юнг, Хорни,Фром - связывали проявление воли с социальными факторами. Для Юнга - это универсальные архетипы поведения и мышления, заложенные в каждой культуре, для Адлера - стремление к власти и соц господству, для Хорни и Фрома - стремление Л к самореализации в культуре.

Волевые качества. Воля чел хар-ся определенными качествами. 1.Сила воли, как обощенная способность преодолевать затруднения, возникающие на пути к поставленной цели. не

умеет управлять своими желаниями). 2. Инициативность - реализовывать возникшие идеи. 3. Самостоятельность - эта харак-ка воли связана с инициативностью, такой чел критически относится к советам др., действует на основе своих взглядов и убеждений (отличать от негативизма - склонности делать все вопреки, наперекор другим, это слабость воли, неумение подчинить свои действия доводам разума). 4. Решительность заключается в отсутствии излишних колебаний, сомнений при принятии решения. 5. Последовательность действий связана с тем, что все поступки чел подчинены единому руководящему принципу, к\р подчинено все второстепенное и побочное. 6.

Психология мотивации.

Потребность - это исходная форма активности живых организмов, периодически возникающее состояние напряжения в организме живых существ Кроме физических и органических чел еще обладает духовными и социальными. В процессе развития каждой потребности выделяют два этапа. На первом - до встречи с предметом -чел испытывает чувство напряжения, но не отдает себе отчета в том, чем вызвано это состояние, на втором этапе происходит процесс «узнавания» потребностью своего предмета - опредмечивание потребности Мотив и определяется как предмет потребности. После опредмечивания потребности и появления мотива поведение чел резко меняется. Становится направленым, потому что мота» — это торади чего совершается действиеЛюбая Д может быть вызвана целым комплексов мотивов Тем неменее один из мотивов всегда явл-ся ведущим., а другие второстепенными, это мотивы-стимулы, они стимулируют даную Д. Мотивы порождают Д путем формирования цели, к\р всегда осознается чел. Сами мотивы можно разделить на два больших класса: осознаваемые и неосознаваемы мотивы Д. К классу осознаваемых мотивов относятся жизненные цели. Это мотивы-цели, существование таких мотивов характерно для большинства взрослых. До определеного возраста любые мотивы явл-ся неосознаваемыми. Они представлены в сознании в виде двух форм - эмоции и личностные смыслы. В теории Д эмоции определяются как отражение отношения результата Д к ее мотиву. Если с т.зр. мотива Д проходит успешно, возникают полож эмоции, если не успешно - отриц. Т.Е. эмоции выступают в качестве первичных регуляторов Д чел. Личностный смысл - это др форма проявления мотивов в сознании. Под Личностным смыслом понимается переживание повышенной 8-ной значимости предмета, действия или события, оказавшегося в поле Д ведущего мотива. Именно ведущий мотив обладает смыслообразующей функцией.

Соотношение мотивов , потребностей и целей. Интересы, задачи, желания, намерения как мотивационые образования. В качестве ведущей хар-ки личности явл-ся ее направленность - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих Д личности. Направленность Личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. Направленность - это установки ставшие свойством Л и проявляющиеся в таких формах как влечение, желание, стремление, интерес, склонность , идеал, убеждение, мировоззрение. Причем в основе всех форм направленности лежат мотивы Д. В порядке иерархии влечение - наиболее примитивная биологическая форма направлености. Следующая форма направлености стремление - тут в структуру желания включается волевой компонент. Это уже вполне определенное побуждение к Д. наиболее ярко характеризует направленность Л ее интересы, это специфическая форма проявления познавательной потребности. когда в интерес включается волевой компонент, он превращается в склонность - направленность индивида на определенную Д. следующая форма направленности Л - идеал это предметная цель склонности индивида, т.е. то, к чему он стремится, на что ориентируется. Убеждение -это высшая форма направленности - это система мотивов личности, побуждающая ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Понятие о мотивации как сознательном и бесознательном процессе. Термин «мотивация» - более широкое понятие чем «мотив», имеет два смысла - это система факторов детерминирующих поведение(потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и мн.др.) и хар-ка процесса, к\р стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определеном уровнеОсновной научной разработкой отечественных психологов в области проблем мотивации явл-ся теория деятельностного происхождения мотивационной сферы чел, созданная А.Н.Леонтьевым.

Мотивация самоактуализации: иерархия потребностей. (Абрахам Маслоу)- каждый чел обладает врожденным стремлением к самоактуализации (наиболее полное раскрытие способностей и реализация потенциала чел), это наивысшая человеческая потребность. Но чтобы эта потребность проявилась человеку нужно удовлетворить всю иерархию нижележащих потребностей: витальные, безопасности, любви, уважении, познавательные, эстетические.

Темперамент и характер.

Темп, наз-ся характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т.е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их -с другой». Т.о. темп имеет два компонента - активность и эмоциональностьТ.о, темперамент характеризует динамические особенности протекания психических процессов и состояний, то есть темп, ритм, быстроту, силу. Теорий, объясняющих механизмы темперамента, очень много, но условно все их можно разделить на 3 группы: гуморально-эндокринные, конституциональные, нейродинамические. Гуморально-эндокринная теория берет свое начало от Гиппократа,. В зависимости от преобладания какого-либо начала складываются и особенности человека. Конституциональные теории темпераментов разрабатывали Э.Кречмер и У.Шелдон. Э.Кречмер в 1921г.опубликовал свою знаменитую работу «Строение тела и характер». психические особенности.и выделил четыре конституциональных типа: лептосоматик, атлетик, пикник и диспластик. С этими типами Кречмер соотносит и три типа темперамента: шизотимик, иксотимик и циклотимик.

Основоположником нейродинамической теории темпер был И.П.Павлов.

Современные концепции темперамента пытаются объединить 3 указанные выше группы теорий темперамента: темперамент - устойчивую, врожденную, базовую характеристику, которая определяет разнообразие поведенческих проявлений. Темперам Сагнвиник - обладает , уравновешенной реактивностью и активностью. Холерик - в отличии от сангвиника у него реактивность преобладает над активностью. Он необуздан, нездержан, нетерпелив, вспыльчив. Флегматик обладает высокой активностью,преобладающей над реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Меланхолик - повышенная чувствительность и большая инертность легко вызывают слезы, обидчив, болезненно чувствителен. Характер- это система устойчивых отношений личности к миру, другим людям и самому себе, формирующаяся под влиянием условий жизни и воспитания и проявляющаяся в особенностях социального поведения.

Важным показателем характера является его цельность и воля, которая проявляется в непротиворечивости черт характера, в единстве отношений личности и способа их осуществления.

Акцентуация хар-ра по Личко - это чрезмерное усиление отдельных черт хар-ра, при к\р наблюдается не выходящее за пределы нормы отклонения в поведении чел, граничащие с патологией: гипертимный, циклоидный, лабильный, астеноневротический, сензитивный, , неустойчивый, конформный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный. Классификация Эриха Фрома (психиатр)построена на основе отношений чел к жизни, обществу. Нравственным ценностям. Он назвал ее социальной типологией характеров: «мазохист - садист», «разрушитель», «конформист-автомат».

Способности.

Индивидуальные способности - это условия успешного выполнения к\л одной или нескольких Д. Психологи классифицируют уровни развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность. Основанием для развития способностей явл-ся задатки -это анатомо-физиологические особенности. Задатки интеллектуальных способностей проявляются в функциональной Д мозга - его большей или меньшей возбудимости, подвижности нервных процессов, быстроте образования временных связей и т.д. Однако наличие у чел тех или иных задатков еще не означает, что у него будут развиваться те или иный способности. Развитие задатков - это социально обусловленый процесс, он связан с условиями воспитания и особенностями развития общества. Задатки трансформируются в способности Таким образом мы видим, что способности социальны и формируются в процессе конкретной Д чел. В зависимости от того, существуют или нет условия для способностей, они могут быть потенциальными и актуальными. Характер социальных условий препятствует или способствует развитию потенциальных способностей, обеспечивает или не обеспечивает превращение их в актуальные. Одареность. Это сочетание своеобразных способностей, к\р обеспечивают чел возможность успешного выполнения к\л Д.., Талант - это высокий уровень развития способностей и тоже проявляется и развивается в Д. Талантливая Д всегда отличается принципиальной новизной и оригинальностью подхода. Гениальность - это высший уровень развития способностей. О гениальности говорят, когда творческие достижения чел сотавляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Различают природные или естественные способности (биологически обусловленные) и специфически человеческие, имеющие общественно-историческое происхождение. Под природными способностями понимают те, к\р явл-ся общими для чел и животных

- восприятие, память, элементарная коммуникация. Эти способности связаны с врожденными задатками, на базе к\р у чел формируются способности. Это происходит при наличии жизненного опыта, через механизмы научения.

В прочессе развития чел биологические способности формируют специфически человеческие способности. Их принято разделять на общие (точность и тонкость ручных движений, память, речь и.т.д.) и специальные высшие интеллектуальные способности (музыкальные, математические, лингвистические, спортивные, художественно-творческие), к\р в свою очередь делятся на теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные и т.д

Проявление способностей всегда строго индивидуально и неповторимо. Поэтому свести одаренность людей, даже занимающихся одной и той же Д, к набору конкретных показателей представляется невозможным.

Наши рекомендации