Формы взаимодействия чел в миром.
. В конце 20-х - начале 30-х гг XX в началась разработка и развитие психологической теории Д. Это связано с именами известных отечест психологов Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтъевым, А.Р. Лурия, Деятельность уровней. Верхний уровень - это уровень особых видов Д, затем следует уровень действий, за ним уровень операций, и самый низкий - уровень психофизиологических функций. Центральное место в этом иерархическом построении занимает действие, к\р явл основной единицей анализа Д. Действие — это процесс направленный на реализацию цели, к\р, в свою очередь, может быть определена как образ желаемого результата. Цель в данном случае - это сознательный образ. Выполняя определенную Д, чел постоянно держит этот образ у себя в сознании. Способ выполнения действий наз-ся операцией. По существу уровень операций - это уровень автоматических действий и навыков, (навыки - это автоматизированные компоненты созна-ной Д, вырабатывающиеся в процессе ее выполнения).
Третий , самый нижний уровень структуры Д - психофизиологические функции - это механизмы обеспечивающие психические процессы и составляют органический фундамент процессов Д. Без них невозможны не только конкретные действия, но и постановка задач на их осуществление.
Исходной формой активности явл-ся потребность.. Их можно разделить на биологические (пища, вода, кислород и др.) и социальные (контакты, внешн впечатл, познават потреб). В процессе развития потребности выделяют два этапа - до встречи с предметом, к\р ее удовлетворит и второй этап - после встречи с этим предметом. через мотив потребность получает свою конкретизацию, становится понятной S-ту. И вот эта совокупность действий, вызванных одним мотивом, и наз-ся Д, а конкретнее особенной Д, или особым видом Д. Это уже высший уровень структуры Д в теории Леонтьева -уровень особенной Д. Любая особенная Д может быть вызвана целым комплексов мотивов. И все же несмотря на полимотивированность чел Д , один из мотивов явл-ся ведущим, а др. второстепенными Личностный смысл - это др. форма проявления мотивов в сознании. При анализе Д мы движемся от потребности к мотиву, затем к цели и Д. А в реальной жизни происходит обратный процесс, - в ходе Д формируются новые мотивы и потребности. Механизм образования мотивов пока не изучен. Наиболее изучен пока только механизм сдвига мотива на цель (механизм превращения цели в мотив). Суть его состоит в том, что цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т.е. сама становится мотивом. Это происходит только в том случае, если достижение цели сопровождается положительными эмоциями.. Умение (навык)-это действие, выполняемое определенным способом и с определенным качеством.
Навыки, таким образом, это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения Под интерференцией понимают влияние уже имеющихся у индивида навыков на образование новых.. Проблема переноса — одна из центральных проблем в учении о навыках. Под переносом разумеют распространение положительного эффекта от упражнения одного навыка на другие
Проф важные кач-ва (ПВК) - это св-ва S-та д включенные в процесс Д и определяющие эффект-сть ее выполнения по основным параметрам: производительности, качеству и надежности, (св-ва конституции, нейродинамики,
познавательные функции, личностные хар-ки и т.д.) т.о. способности относятся к ПВК, составляют их часть.
Е.А.Климов подробно изучил эту проблему.
Сознание и бессознательное
Общее понятие о сознании. Структура и функции сознания.
Сознание - это высший уровень психического отражения действительности, присущий только человеку как общественно-историческому существу. Сознание чел всегда активнои (в отличии от животных), проявляется в том, что психическое отражение объективного мира носит не пассивный хар-р, при котором все отражения психических предметов имеют одинаковую значимость, а наоборот происходит дифференциация по степени значимости для 8-та. Сознание чел всегда направлено на какой-то объект, предмет, образ, т.е. оно обладает сво-ом интенциональности,направлености. и способность к самонаблюдению(рефлексии). Она определяет возможность чел наблюдать за собой, за своими ощущениями, за своим состоянием, причем наблюдать критически., Такой системой явл-ся ценности, идеалы человека.
Проблема сознания была в центре исследования многих отечествен психологов . Так У.Джеймс; В.М.Бехтерев; Л.Л.Рубинштейн; В.Н.Мясищев; Побробнее остановлюсь на работах Л.С.Выготского. Он показал, что чел обладает особым видом психич функций, которые полностью отсутствуют у животных. Эти функции он называет ВПФ,они составляют высший уровень психики чел, обобщенно называемый сознанием. Формируются в ходе социальных взаимодействий, т.е. имеют социальную природу. Они отражают интегративную Д мозга: произвольная память, произвольное внимание, логическое мышление и др. Они обусловлены Д головного мозга , развиваются под воздействием социальных условий и претерпевают возрастные трансформации.
. Труд - специфический , присущий только чел вид Д, заключающий ся в воздействии на природу с целью обеспечения условий своего существования и одна из форм взаимодействя человека с миром. Исследование сознания в зарубежной философии и психологии
(Ф.Ницше. Э.Гуссерль. М.Хайдегер. Ж-П.Сартр.) ФридрихНицшепредложл думать о сознании вне терминов сознания, что помогло становлению учения о бессознательном, интенциальности сознанияЭдмундт Гуссерльсчитал сознание бесконечным потоком. В этом потоке выделяются единицы целостные и единые с потоком - феномены.. Жан Поль Сартр- сознание это самый конкретный и индивидуальный способ существования. Мартин Хайдегерв центр своей философии ставит бытийствующее «Я», без к\р не существует никаких категорий, потому что все имеет адресата: Я мыслю, Я воспринимаю, следовательно это Я обладаю некоторыми характеристиками, и по определению являюсь субъектом. Чистое сознание - это специфическая форма бытия, благодаря к\р реальность может обнаружить себя вообще.
Неосознаваемые псих проц особенно активно начали изучать в нач ХХв . Все неосознаваемые психические процессы разделяют на три класса:
1- неосознаваемые механизмы сознательных действий - сюда входят неосознаваемые автоматизмы. к\р совершаются без участия сознания (сосание, мигание, схватывание предметов, ходьба и т.п.); автоматизированные и заменяют саму речь.
2 - неосознаваемые побудители созн действий — исследования процессов этого класса связаны с З.Фрейдом. Он внес большой вклад в изучение неосознаваемых причин нек\р действий чел и психических явлений. -В психике чел сущест три сферы: сознание, предсозн и бессозн. Созн- все что контролируется чел, предсоз - скрытые или латентные знания Бессозн обладает совершено др свойствами: содержание этой области неосознается, но оказывает чрезвыч существ влияние на наше поведение;информация из него с трудом переходит в сознание (вытеснение, сопротивление). По мнению Фр, психич жизнь чел определяется его влечениями, главное из к\р - сексуальное (либидо)Фрейд выделил три формы проявления бессозн: сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы
3- класс неосознаваемых процесов образуют надсознательные процессы, в повседневной жизни их называют интуицией