Стадии развития психики в филогенезе.

Общее понятие о психике.

Стадии развития психики в филогенезе.

Существуют разные подходы к пониманию того, кому присуща психика:

1. антропсихизм (Декарт –психика присуща только Ч;

2. панпсихизм (франц. материалисты)—всеобщая одухотворенность природы, всему миру присуща психика (камню в том числе);

3. биопсихизм—П присуща всему живому (растения);

4. нейропсихизм Ч. Дарвин)—только организмам с Н. С.;

5. мозгопсихизм (К. К. Платонов)—П только у организмов с трубчатой Н. С., т. к. у них узелковая Н. С., без 6. чувствительность—критерий по которому можно судить опоявлении зачатков психики (А. Н. Леонтьев).

Структура психики.

3 группы психических явлений: 1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства.

Психические процессы—динамическое отражение действительности в различных формах псих явлений. познавательные—ощущение и восприятие, представление и память, мышление и воображение, эмоциональные—различные переживания, волевые—решение, исполнение и др

Психические состояния—относительно устойчивый уровень псих Дея-ти, которая проявляется вповыш или пониж активности Ч.

П. С.:вдохновение, раздражение, гнев, радость и др.

Психические св-ва—устойчивые образования, обеспечивающий определенный качественно-количественный уровень Дея-ти и поведения, типичный для данного Ч.

Псих св-ва –это результат нейрофизиолог Д-ти мозга, но содержат в себе характеристики внешних объектов, а невнутренних физиолог процессов, при помощи которых психич возникает. -Теории психофизиолог параллелизма—псих и физиолог составляют 2 ряда явлений, которые звено за заеном соответствуют др др, но вместе с тем никогда не пересекаются, не влияют др на др. (душа связана с телом, но живет по своим законам).

-Т. механического тождества утверждает обратное, что П.П. , т. е мозг выделяет психику, мысль, подобно тому, как печень выделяет желчь.

-Т. единства утверждает, что психич и физиолог процессы возникают одновременно, но они качественно различны.

В концепции френологии предполагалось, что существует связь между каждым участком мозга и определенной псих функцией.

Психика—это системное кач-во мозга, которое реализуется ч-з функциональные сис-мы мозга, кторые формируются у Ч в прцессе жизни и овладения им истор сложившихся форм Д-ти и опыта челов-ва ч-з собственную активную Д-ть.

Психология—это наука о закономкрностях возникновения, проявления и развития психической деят-ти и сознания Ч..

I этап—психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более 2 тыс лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни Ч.

II этап—психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось самонаблюдение и описание фактов.

III этап—психология как наука о поведении. Возникает в XX в. Задача психологии –ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно видеть: поведение, поступки, реакции Ч (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV этап—психология как наука, изучающая объективные закономерности и мех-мы психики.

Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, психологию труда, клиническую психологию и психофизиологию, дифференциальную психологию.

Сознание и бессознательное

Общее понятие о сознании. Структура и функции сознания.

Сознание - это высший уровень психического отражения действительности, присущий только человеку как общественно-историческому существу. Сознание чел всегда активнои (в отличии от животных), проявляется в том, что психическое отражение объективного мира носит не пассивный хар-р, при котором все отражения психических предметов имеют одинаковую значимость, а наоборот происходит дифференциация по степени значимости для 8-та. Сознание чел всегда направлено на какой-то объект, предмет, образ, т.е. оно обладает сво-ом интенциональности,направлености. и способность к самонаблюдению(рефлексии). Она определяет возможность чел наблюдать за собой, за своими ощущениями, за своим состоянием, причем наблюдать критически., Такой системой явл-ся ценности, идеалы человека.

Проблема сознания была в центре исследования многих отечествен психологов . Так У.Джеймс; В.М.Бехтерев; Л.Л.Рубинштейн; В.Н.Мясищев; Побробнее остановлюсь на работах Л.С.Выготского. Он показал, что чел обладает особым видом психич функций, которые полностью отсутствуют у животных. Эти функции он называет ВПФ,они составляют высший уровень психики чел, обобщенно называемый сознанием. Формируются в ходе социальных взаимодействий, т.е. имеют социальную природу. Они отражают интегративную Д мозга: произвольная память, произвольное внимание, логическое мышление и др. Они обусловлены Д головного мозга , развиваются под воздействием социальных условий и претерпевают возрастные трансформации.

. Труд - специфический , присущий только чел вид Д, заключающий ся в воздействии на природу с целью обеспечения условий своего существования и одна из форм взаимодействя человека с миром. Исследование сознания в зарубежной философии и психологии

(Ф.Ницше. Э.Гуссерль. М.Хайдегер. Ж-П.Сартр.) ФридрихНицшепредложл думать о сознании вне терминов сознания, что помогло становлению учения о бессознательном, интенциальности сознанияЭдмундт Гуссерльсчитал сознание бесконечным потоком. В этом потоке выделяются единицы целостные и единые с потоком - феномены.. Жан Поль Сартр- сознание это самый конкретный и индивидуальный способ существования. Мартин Хайдегерв центр своей философии ставит бытийствующее «Я», без к\р не существует никаких категорий, потому что все имеет адресата: Я мыслю, Я воспринимаю, следовательно это Я обладаю некоторыми характеристиками, и по определению являюсь субъектом. Чистое сознание - это специфическая форма бытия, благодаря к\р реальность может обнаружить себя вообще.

Неосознаваемые псих проц особенно активно начали изучать в нач ХХв . Все неосознаваемые психические процессы разделяют на три класса:

1- неосознаваемые механизмы сознательных действий - сюда входят неосознаваемые автоматизмы. к\р совершаются без участия сознания (сосание, мигание, схватывание предметов, ходьба и т.п.); автоматизированные и заменяют саму речь.

2 - неосознаваемые побудители созн действий — исследования процессов этого класса связаны с З.Фрейдом. Он внес большой вклад в изучение неосознаваемых причин нек\р действий чел и психических явлений. -В психике чел сущест три сферы: сознание, предсозн и бессозн. Созн- все что контролируется чел, предсоз - скрытые или латентные знания Бессозн обладает совершено др свойствами: содержание этой области неосознается, но оказывает чрезвыч существ влияние на наше поведение;информация из него с трудом переходит в сознание (вытеснение, сопротивление). По мнению Фр, психич жизнь чел определяется его влечениями, главное из к\р - сексуальное (либидо)Фрейд выделил три формы проявления бессозн: сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы

3- класс неосознаваемых процесов образуют надсознательные процессы, в повседневной жизни их называют интуицией

Эмоции и чувства.

под эмоциями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для ж/Д чел. Существенной характеристикой Эм явл-ся их субъективность. Кнаиболее значимым эмоциям принято относить Аффекты - это мощный вид Эм реакции. Это интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоцион вспышки. Собственно эмоции отличаются от аффектов длительностью и кроме 'того представляют собой реакцию не только на текущие события, но и на вероятные или вспоминаемые. С т. зр. влияния на Д чел эмоции делятся на стенические (стимулируют Д, увеличивают энергияю и напряжение сил чел «могу горы перевернуть»)и астенические (скованность, пассивность «подгибаются колени»). Чувство - это еще один вид эмоц состояний. В отличии от эмоций они всегда I предметны и конкретны. Эмоции в основном связаны с биологической сферой, а чувства - с социальной сферой. Эмоции в основном связаны с областью бессознательного, а чувства максимально представлены в нашем сознании и всегда имеют определенное внешнее проявление. Чувства - более длительное, чем эмоции, психическое состояние, имеют четко выраженный предметный характерНастроение — это самое длительное эмоц состояние, окрашивающее все поведение. Большинство физиологических изменений происходящих при эмоц возбуждении, явл-ся следствием активации симпатического отдела автономной нервной системы, когда она готовит организм к экстренным действиямТаким образом симпатический отдел приспосабливает организм к энергетическим затратам. Когда эмоция стихает, начинают преобладать энергосберегающие функции парасимпатического отдела.

Эмоции как ценность. Согласно Дадоновуэмоция выступает и в функции оценки и в функции ценности, когда чел стремится непосредственно к переживанию. В последнем случае сами эмоции явл-ся мотивом, притягивающим S-та к деятельности. Дадонов выделяет 10 типов эмоц направленности - альтруистические, коммуникативные, глорические - потребность в самоуважении, в славе; праксические -вызываются Д, пугнические - преодоление опасности; романтические; гностические -найти привычное, понятное в неизвестном; эстетические; гедонистические - душевный и телесный комфорт; акизитивные - интерес к коллекционированию.

Психология воли.

Определение воли. - это сознательное регулирование чел своего поведения и Д. выраженое в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленых действий и поступков.

,. Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны чел определеных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной цели. Эти усилия часто называют волевой регуляцией или волей. Главная функция воли - это сознательная регуляция активности в затрудненных условиях жизнедеятельности

Произвольные или волевые действия развиваются на основе непроизвольных движений и действий, (простейшими непроизвольн действиями явл-ся рефлекторные: мигание, глотание, чихание и т.д.) Функцией волевой регуляции является повышение эффективности соответствующей Д, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие, в котором чел планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом. Главной психологической функцией воли является усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действийВолевое действие возникает тогда, когда на пути, осуществления мотивированной Д появилось препятствие. Волевой акт связан с его

преодолением. Предварительно, однако, необходимо осознать, осмыслить суть возникшей проблемы, воля тесным образом связана с осознанием действия, хода Д и ситуации.

Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над к\р размышляет чел, поддерживать сконцентрированное на нем внимание.

Волевые действия различаются не только по степени их сложности, но и по степени осознанности. Чаще это происходит при сильном эмоциональном возбуждении. Это импульсивные действия. Степень осознания их сильно сниженаСледовательно ВОЛЯ связана с мыслительной Д и чувствами. Воля подразумевает наличие целеустремленности.. Проявление мышления выражается в сознательном выборе цели, в подборе средств для ее достижения. \ Без участия мышления действия были бы лишены сознательности, т.е. перестали бы быть волевыми.

\. Существует два взгляда на природу этого психического явления: философско-этический и естественнонаучный.

Первая естественнонаучная трактовка принадлежит И.П.Павлову. Он рассматривал волю как «инстинкт свободы», к\р выступал не меньшим стимулом поведения, чем инстинкты голода и опасности. Н.А.Бернштейном и П.К. Анохиным сформировали новую концепцию воли - как сознательное регулирование чео-ом своего поведения. Оно выражалось в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия. В рамках психоаналитической концепции источником поступков людей явл-ся некая превращенная в психическую форму биологическая энергия живого организма. Фрейд полагал, что это психосексуальная энергия полового влечения. Адлер, Юнг, Хорни,Фром - связывали проявление воли с социальными факторами. Для Юнга - это универсальные архетипы поведения и мышления, заложенные в каждой культуре, для Адлера - стремление к власти и соц господству, для Хорни и Фрома - стремление Л к самореализации в культуре.

Волевые качества. Воля чел хар-ся определенными качествами. 1.Сила воли, как обощенная способность преодолевать затруднения, возникающие на пути к поставленной цели. не

умеет управлять своими желаниями). 2. Инициативность - реализовывать возникшие идеи. 3. Самостоятельность - эта харак-ка воли связана с инициативностью, такой чел критически относится к советам др., действует на основе своих взглядов и убеждений (отличать от негативизма - склонности делать все вопреки, наперекор другим, это слабость воли, неумение подчинить свои действия доводам разума). 4. Решительность заключается в отсутствии излишних колебаний, сомнений при принятии решения. 5. Последовательность действий связана с тем, что все поступки чел подчинены единому руководящему принципу, к\р подчинено все второстепенное и побочное. 6.

Психология мотивации.

Потребность - это исходная форма активности живых организмов, периодически возникающее состояние напряжения в организме живых существ Кроме физических и органических чел еще обладает духовными и социальными. В процессе развития каждой потребности выделяют два этапа. На первом - до встречи с предметом -чел испытывает чувство напряжения, но не отдает себе отчета в том, чем вызвано это состояние, на втором этапе происходит процесс «узнавания» потребностью своего предмета - опредмечивание потребности Мотив и определяется как предмет потребности. После опредмечивания потребности и появления мотива поведение чел резко меняется. Становится направленым, потому что мота» — это торади чего совершается действиеЛюбая Д может быть вызвана целым комплексов мотивов Тем неменее один из мотивов всегда явл-ся ведущим., а другие второстепенными, это мотивы-стимулы, они стимулируют даную Д. Мотивы порождают Д путем формирования цели, к\р всегда осознается чел. Сами мотивы можно разделить на два больших класса: осознаваемые и неосознаваемы мотивы Д. К классу осознаваемых мотивов относятся жизненные цели. Это мотивы-цели, существование таких мотивов характерно для большинства взрослых. До определеного возраста любые мотивы явл-ся неосознаваемыми. Они представлены в сознании в виде двух форм - эмоции и личностные смыслы. В теории Д эмоции определяются как отражение отношения результата Д к ее мотиву. Если с т.зр. мотива Д проходит успешно, возникают полож эмоции, если не успешно - отриц. Т.Е. эмоции выступают в качестве первичных регуляторов Д чел. Личностный смысл - это др форма проявления мотивов в сознании. Под Личностным смыслом понимается переживание повышенной 8-ной значимости предмета, действия или события, оказавшегося в поле Д ведущего мотива. Именно ведущий мотив обладает смыслообразующей функцией.

Соотношение мотивов , потребностей и целей. Интересы, задачи, желания, намерения как мотивационые образования. В качестве ведущей хар-ки личности явл-ся ее направленность - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих Д личности. Направленность Личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. Направленность - это установки ставшие свойством Л и проявляющиеся в таких формах как влечение, желание, стремление, интерес, склонность , идеал, убеждение, мировоззрение. Причем в основе всех форм направленности лежат мотивы Д. В порядке иерархии влечение - наиболее примитивная биологическая форма направлености. Следующая форма направлености стремление - тут в структуру желания включается волевой компонент. Это уже вполне определенное побуждение к Д. наиболее ярко характеризует направленность Л ее интересы, это специфическая форма проявления познавательной потребности. когда в интерес включается волевой компонент, он превращается в склонность - направленность индивида на определенную Д. следующая форма направленности Л - идеал это предметная цель склонности индивида, т.е. то, к чему он стремится, на что ориентируется. Убеждение -это высшая форма направленности - это система мотивов личности, побуждающая ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Понятие о мотивации как сознательном и бесознательном процессе. Термин «мотивация» - более широкое понятие чем «мотив», имеет два смысла - это система факторов детерминирующих поведение(потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и мн.др.) и хар-ка процесса, к\р стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определеном уровнеОсновной научной разработкой отечественных психологов в области проблем мотивации явл-ся теория деятельностного происхождения мотивационной сферы чел, созданная А.Н.Леонтьевым.

Мотивация самоактуализации: иерархия потребностей. (Абрахам Маслоу)- каждый чел обладает врожденным стремлением к самоактуализации (наиболее полное раскрытие способностей и реализация потенциала чел), это наивысшая человеческая потребность. Но чтобы эта потребность проявилась человеку нужно удовлетворить всю иерархию нижележащих потребностей: витальные, безопасности, любви, уважении, познавательные, эстетические.

Темперамент и характер.

Темп, наз-ся характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т.е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их -с другой». Т.о. темп имеет два компонента - активность и эмоциональностьТ.о, темперамент характеризует динамические особенности протекания психических процессов и состояний, то есть темп, ритм, быстроту, силу. Теорий, объясняющих механизмы темперамента, очень много, но условно все их можно разделить на 3 группы: гуморально-эндокринные, конституциональные, нейродинамические. Гуморально-эндокринная теория берет свое начало от Гиппократа,. В зависимости от преобладания какого-либо начала складываются и особенности человека. Конституциональные теории темпераментов разрабатывали Э.Кречмер и У.Шелдон. Э.Кречмер в 1921г.опубликовал свою знаменитую работу «Строение тела и характер». психические особенности.и выделил четыре конституциональных типа: лептосоматик, атлетик, пикник и диспластик. С этими типами Кречмер соотносит и три типа темперамента: шизотимик, иксотимик и циклотимик.

Основоположником нейродинамической теории темпер был И.П.Павлов.

Современные концепции темперамента пытаются объединить 3 указанные выше группы теорий темперамента: темперамент - устойчивую, врожденную, базовую характеристику, которая определяет разнообразие поведенческих проявлений. Темперам Сагнвиник - обладает , уравновешенной реактивностью и активностью. Холерик - в отличии от сангвиника у него реактивность преобладает над активностью. Он необуздан, нездержан, нетерпелив, вспыльчив. Флегматик обладает высокой активностью,преобладающей над реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Меланхолик - повышенная чувствительность и большая инертность легко вызывают слезы, обидчив, болезненно чувствителен. Характер- это система устойчивых отношений личности к миру, другим людям и самому себе, формирующаяся под влиянием условий жизни и воспитания и проявляющаяся в особенностях социального поведения.

Важным показателем характера является его цельность и воля, которая проявляется в непротиворечивости черт характера, в единстве отношений личности и способа их осуществления.

Акцентуация хар-ра по Личко - это чрезмерное усиление отдельных черт хар-ра, при к\р наблюдается не выходящее за пределы нормы отклонения в поведении чел, граничащие с патологией: гипертимный, циклоидный, лабильный, астеноневротический, сензитивный, , неустойчивый, конформный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный. Классификация Эриха Фрома (психиатр)построена на основе отношений чел к жизни, обществу. Нравственным ценностям. Он назвал ее социальной типологией характеров: «мазохист - садист», «разрушитель», «конформист-автомат».

Способности.

Индивидуальные способности - это условия успешного выполнения к\л одной или нескольких Д. Психологи классифицируют уровни развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность. Основанием для развития способностей явл-ся задатки -это анатомо-физиологические особенности. Задатки интеллектуальных способностей проявляются в функциональной Д мозга - его большей или меньшей возбудимости, подвижности нервных процессов, быстроте образования временных связей и т.д. Однако наличие у чел тех или иных задатков еще не означает, что у него будут развиваться те или иный способности. Развитие задатков - это социально обусловленый процесс, он связан с условиями воспитания и особенностями развития общества. Задатки трансформируются в способности Таким образом мы видим, что способности социальны и формируются в процессе конкретной Д чел. В зависимости от того, существуют или нет условия для способностей, они могут быть потенциальными и актуальными. Характер социальных условий препятствует или способствует развитию потенциальных способностей, обеспечивает или не обеспечивает превращение их в актуальные. Одареность. Это сочетание своеобразных способностей, к\р обеспечивают чел возможность успешного выполнения к\л Д.., Талант - это высокий уровень развития способностей и тоже проявляется и развивается в Д. Талантливая Д всегда отличается принципиальной новизной и оригинальностью подхода. Гениальность - это высший уровень развития способностей. О гениальности говорят, когда творческие достижения чел сотавляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Различают природные или естественные способности (биологически обусловленные) и специфически человеческие, имеющие общественно-историческое происхождение. Под природными способностями понимают те, к\р явл-ся общими для чел и животных

- восприятие, память, элементарная коммуникация. Эти способности связаны с врожденными задатками, на базе к\р у чел формируются способности. Это происходит при наличии жизненного опыта, через механизмы научения.

В прочессе развития чел биологические способности формируют специфически человеческие способности. Их принято разделять на общие (точность и тонкость ручных движений, память, речь и.т.д.) и специальные высшие интеллектуальные способности (музыкальные, математические, лингвистические, спортивные, художественно-творческие), к\р в свою очередь делятся на теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные и т.д

Проявление способностей всегда строго индивидуально и неповторимо. Поэтому свести одаренность людей, даже занимающихся одной и той же Д, к набору конкретных показателей представляется невозможным.

Содержание процесса социализации.

В процессе социализации как в процессе становления Л, который начинается с первых минут жизни чел, выделяют три сферы, в которых осуществляется становление Л: 1 -это Д - в процессе социализации индивид постоянно 2 - общение - это умножение контактов с другими, умение ориентироваться на партнера; 3 - самосознание - «образ Я»

Диагностика интеллекта.

История понятия «интеллект». Первые тесты интеллекта. Понятие 10. Современные методы диагностики. Подходы к определению понятия интеллект.

. Френсис Гальтон первым обратил внимание на интеллект чел. используя генетический и близнецовый метод выяснял отличия интеллекта у моно и дизиготных близнецов).Он разработал тесты умственных способностей..

Эмиль Крепелин (нем псих) в к. 19в. использовал метод свободных ассоциаций (идея Гальтона, затем применил Юнг). Крепелин предложил обратить внимание на псих особенности, на словарный запас. В 1900 г появляется тест на интеллект - он изучал способности чел к умозаключениям, пониманию слов, умению ими оперировать. Штерн вводит аббревиатуру (1О_) - коэффициент умств развития. Это %ное отношение психического возраста к хронологическому.

На сегодняшний день существует 4 основных подхода к понятию «интеллект»: 1-Это обобщеная способность к изучению; 2-Это способность к абстрактному мышлению; 3-Это то, что обеспечивает эффективную адаптацию; 4-Это то, что измеряется тестами на «интеллект».

. Чарльз Спирменпересмотрев все методики обнаружил м/у ними связь по одному фактору и назвал его О(джи) факор - умственная энергия.О фактор содержит способность постигать связи и отношения м/у предметами и явлениями действительности. Это способность воспроизводить связи и отношения в соответствии с определенными закономерностями (реб постигает мир по функциональным связям, в связи с функциональным значением явлений).

Вершина пирамиды это О фактор; ниже - умение оперировать словом; ниже -способность к обучению и адаптации, и в основании пирамиды - творческие способности. Дж. Гилфордпредложил свою модель интеллекта. При этом он исходил из расчленненности интеллекта на отдельные способности. Согласно его концепции - интеллект это многомерное явление. И каждый его фактор образуется сочетанием одного из типов интеллектуальных операций; области, в которой она производится и полученного результата. Всего модель Гилфорда включает 120 различных интеллектуальных процессов и все они сводятся к 15 факторам).

Ганс Айзенк(англ псих) предложил внефакторную теорию интеллекта. Он сам указывал на ее сходство с моделью Гилфорда. Качество (у Гилфорда это результат) -скорость интел процессе, сила ( настойчивость в выполнении задания и склонность к проверке ошибок).

Среди современных моделей структуры интеллекта, наиболее разработана концепция КэттеллаПрироднообусловленные способствуют тому, что процесс приобретения опыта и навыков у одних людей более затруднен чем у других, эти различия - текучий интеллект (§/). Его использование при решении проблем ведет к возникновению кристализованного интеллекта ($с) - конденсат опыта. И меняется он в зависимости от культуры, активности, интересов личности и измеряется тестами на интеллект.

.Методом Векслераможно исследовать интеллект у лиц старше 16 лет.В своей книге "Наследственный гений" Френсис Гальтон высказал мысль о том, что у выдающихся отцов - выдающиеся сыновья. Он изучал моно и дизиготных близнецов Генетики установили, что интеллект передается X хромосомой у мальчиков, т.е. от мамы. Есть сведения, что на интеллект реб влияют стрессовые условия во время беременности жен. Выделены два социальных фактора, влияющие на интеллект (исследование проводили на 5 тыс людей): социально-экономический индекс семьи (г = 0,43); образование матери (г = 0,39).

Взаимосвязь личностных и интеллектуальных факторов подчеркивалась многими исследователями. А.Бине считал, что исследования интеллекта совпадает с исследованием личности и интеллект проявляется во всех формах чел поведения. Общая понятливость может быть обусловлена не пониманием ситуации, а отношением к ней. Векслер считал, что все интел тесты измеряют как черты личности так и темперамент - энергетический уровень, импульсивность. Айзенк пытался расщепить коэффициент интелл. Он исследовал способ решений заданий теста. И получил три независимые составляющие 1(2 - скорость, настойчивость, склонность к проверке ошибок. Невозможно учесть все взаимовлияния м/у интелл и Л Все методики говорили об умении обучаться, но не прогнозировали поведение чел . Значит !(} не = интелл. Интеллект остается за рамками исследования. Все тесты на интелл культурно зависимы от степени социализации и выделить что-то универсальное сложно.

Современное определение интелл - это специфическая форма огранизации

индивидуального когнитивного опыта представленного в трех когнитивных

образованиях: когнитивные структуры; субъективные пространственные отражения и

типы репрезентаций..

Психодиагностика в образовании самая обширная область применения. Образование одних из основных заказчиков на методики. Основная цель психодиагностики в образовании - это обеспечение полноценного психического и личностного развития ребенка. детей;

. Тесты достижений используются для измерения качества учебных или профессиональных знаний, умений и навыков. Конструируются с учетом содержания учебных и профессиональных задач для определения условий и целей тестирования (отбор, экзамен, аттестация).

Основы нейропсихологии

Системной динамической локализации психических функций.

Эта концепция основана на понимании психических явлений как системных качеств физиологических функций. Любая сложная психическая деятельность обеспечивается работой сложных констелляций мозговых зон, составляющих звенья единой системы. Проблема локализации высших психических функций.

Узкий локализационизм представляет психическую функцию как неразложимую на компоненты единую психическую «способность» (говорить, писать,читать, считать и т.д.), А.Р.Лурия считал, что ВПФ как сложные функциональные системы не могут бытьлокачизованы в узких зонах мозговой коры или в изолированных клеточных группах,а должны опираться на сложные системы совместно работающих зон, распологаюшиеся в различных участках мозга, каждая из к\р вносит свой вклад в осуществление психических процессов. Представление о психической функции в нейропсихологии.

. Под ВПФ понимаются сложные формы сознательной псих Д, осуществляемые на основе соответствующих мотивов, регулируемых соответствующими целями и программами и подчиняющиеся всем закономерностям псих Д. Благодаря такому подходу функцию стали рассматривать, как психологическую систему обладающую сложным психологическим строением и включающую много психологических компонентов.

. Блок регуляции тонуса и бодрствования.

А.Р.Лурия, Весь мозг условно можно разделить на три основных структурно-функциональных блока. Первый блок - Энергетический или блок регуляции уровня активности мозга. Он включает в себя неспецифические структуры разных уровней:

*ретикулярную формацию ствола мозга;

* неспецифические структуры ствола среднего мозга, его диэнцефальных отделов; "лимбическую систему;

*медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга. Этим блоком регулируются два типа процессов активации:

. Они обеспечиваются расположенными выше уровнями неспецифической системы (диэнцефальный, лимбический и особенно корковый). Неспецифические структуры первого блока по принципу своего действия делятся на восходящие (проводящие возбуждение от периферии к центру) и нисходящие (проводящие возбуждение от центра к периферии) типы. Включают в себя активационные и тормозные пути.

Функциональное значение первого блока в обеспечении псих функций состоит в регуляции процессов активации, в обеспечении общего активационного фона, на к\р осуществляются все псих функции. В поддержании общего тонуса ЦНС, необходимого для любой психи Д Этот блок воспринимает и перерабатывает интероцептивную информацию о состояниях внутренней среды организма и регулирует эти состояния с помощью нейрогуморальных, биохимических механизмов, учавствует в осуществлении любой псих Д, особенно в процессах внимания, памяти, регуляции эмоциональных состояний и сознания в целом.

Второй блок - Блок приема , переработки и хранения экстероцептивной информации. (исходящей из внешней среды) -включает основные анализаторские системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые зоны которых расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга. Работа этого блока обеспечивает модально-специфические процессы, а также сложные интегративные формы переработки экстероцептивной информации, необходимой для осуществления ВПФ.

Модатьно-специфические пути проведения возбуждения имеют иную, чем неспецифические пути, нейронную организацию, им присуща избирательность, проявляющаяся в реагировании только на определеный тип раздражителей. Все анализаторные системы (это аппараты подготавливающие ответы организма на внешние раздражители) организованы по общему принципу: они состоят из периферического (рецепторного) и центрального отделов.

Центральные отделы анализируют и синтезируют стимулы еще и по сигнальному значению. На каждом уровне анализаторной системы происходит усложнение процессов переработки информации. Максимальной сложности этот процесс достигает в коре больших полушарий.

В коре задних отделов больших полушарий выделяют первичные, вторичные и третичные поля. Первичные поля коры характеризуются топическим принципом организации (точка в точку) т.е. каждому участку рецепторной поверхности соответствует определенный участок в первичной коре, что дало основание называть ее проекционной. Вторичные корковые поля получают более сложную переработанную информацию с периферии, чем первичные. Вторичные корковые поля функционально объединяют разные анализаторные зоны. Осуществляя синтез раздражений и принимая непосредственное участие в обеспечении различных гностических видов психической деятельности. Третичные поля коры задних отделов больших полушарий. Третичные поля коры многофункциональны, с их участием осуществляются такие виды психической деятельности как символическая, речевая, интеллектуальная.3акон убывающей модальной специфичности предполагает, что по мере перехода от первичных к третичным зонам снижается проявление их модальной специфичности.

. Третий -Блок программирования, регуляции и контроля, за протеканием псих Д. Он отвечает за организацию целенаправленной, сознательной психи активности, к\р включает в свою структуру цель, мотив, программу действий по достижению цели, выбор средств, контроль за выполнением действий, коррекцию полученного результата. По своей структуре и функциональной организации моторная кора относится к первичным, премоторная - к вторичным, а префронтальная - к третичным зонам коры больших полушарий. И соответственно выполняют функции характерные для этих зон. .

Теория функциональной асимметрии мозга.

1-Межполушарная асимметрия головного мозга , понимается как различное по

характеру и неравное по значимости участие левого или правого полушарий в

осуществлении псих функций, имеет не глобальный , а парциальный характер

1-Анализируя соотношение только трех видов асимметрий (рука, глаз, ухо), выделили 8 вариантов межполушарной асимметрии мозга. А если учесть все виды асимметрий, то таких вариантов будет больше.

2-Каждая конкретная форма межполушарной асимметрии характеризуется о

Наши рекомендации