Направления, формы и методы коррекционно-развивающей работы со школьниками из «группы риска»
Развивающая работа - одно из наиболее важных и востребованных направлений работы психолога образования с детьми и подростками. В модели психологической коррекции школьников деятельность педагога и психолога, ориентированная на решение задач ребенка, рассматривается как приоритетная.
Поскольку проблема ребенка, требующая разрешения, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты, работа специалистов включает следующие основные составляющие направления работы: непосредственная (индивидуальная) работа с ребенком из «группы риска», которая предполагает его психолого-педагогическую поддержку. В условиях общеобразовательной школы взаимодействие психолога с детьми носит чаще всего индивидуальный характер, каждая встреча содержит элементы диагностики и консультирования. Работа с семьей, направленная на повышение психологической компетентности родителей, развитие мотивационного и воспитательного ресурса, оптимизацию детско-родительских отношений. Работа со взрослыми строится с использованием приемов семейного консультирования и представляет собой обучение родителей элементам психологической культуры в общении с детьми, тем самым происходит опосредованное влияние на процесс социализации детей.
Работа с педагогическим коллективом (индивидуальное консультирование, проведение обучающих семинаров, тренингов). Основная задача в работе с педагогами - формирование толерантности в отношении ребенка, повышение психологической компетентности во взаимодействии с детьми и родителями[6].
Основные направления можно привести в таблице:
Профилактико о просветительская работа:вэтом направлении педагог-психолог формирует потребность у родителей, учащихся, учителей в психологических знаниях, желание использовать их в интересах собственного развития и в работе с ребенком.
Специально- психологическое | Разработка и реализация психопрофилактических программ, направленных па повышение самооценки школьников, профилактику социального неблагополучия, снижение школьной тревожности и неуспешности, повышение социально-психологической адаптации к меняющимся условиям жизни |
Социально- педагогическое | Пропаганда здорового образа жизни в образовательном учреждении (Дни здоровья, турпоходы, летние лагеря, Зарницы) Разработка и реализация социально-педагогических целевых комплексных программ, направленных на профилактику аддиктивных форм поведения, правонарушений, беспризорности и безнадзорности |
Медико-социальное | Разъяснение родителям гигиенических правил и рационального режима для поддержания здоровья детей. Плановые беседы, лекции, семинары, видеопрезентации, классные часы по ведению здорового образа жизни, профилактики заболеваний, организации личной гигиены и охраны здоровья. Плановые совещания с педагогическим персоналом по организации мероприятий на тему медицинского просвещения, социально-правового обеспечения детства. Оценка эффективности проводимой профилактической, коррекционной, лечебной и реабилитационной работы на основании динамики показателей состояния здоровья детей (с учетом факторов риска) |
Учебно- методическое | Формирование интереса школьников к учебе через систему научных обществ учащихся, факультативных занятий, научно-практических конференций, интеллектуальных марафонов Создание ситуации успеха на уроках Организация совместной продуктивной творческой деятельности на уроках и во внеклассной работе, обеспечение субъект-субъектного подхода к обучению и воспитанию |
Организационно- воспитательное | Привлечение детей разных групп риска к активному участию в школьном самоуправлении и школьной жизни. Создание условий для самореализации в соответствии с потребностями и желаниями ребенка. Формирование коммуникативной среды для творческого взаимодействия всех участников образовательной ситуации: детей, родителей и педагогов |
Психодиагностическая работа.
Проведение психодиагностических исследований позволяет проникнуть во внутренний мир ребенка, изучить эмоционально- волевую, личностную, познавательную сферы личности учащегося, определить учебную направленность, интересы, способности и возможности ребенка, его индивидуально-типологические особенности.
Специально- психологическое | Количественная и качественная психологическая диагностика проблем школьного детства (в форме тестов, бесед, опросов, наблюдения) Подбор и расстановка педагогов, работающих с детьми, имеющими различные типы проблем. Углубленная психолого-педагогическая диагностика степени риска ребенка. Составление и ведение банка данных детей группы конкретного риска |
Социально- педагогическое | Формирование социального паспорта школы, класса. Социально-правовой патронаж па дому Анкетирование родителей с целью изучения морально-психологического фона семьи как фактора, воздействующего на личность ребенка |
Медико- социальное | Первичная медицинская диагностика (в форме медицинских осмотров, изучения медицинских карт, наблюдения за здоровьем ребенка) Формирование групп обучающихся, имеющих повышенный медико-социальный риск, для последующей коррекции и реабилитации Медицинский контроль за питанием, трудовым, физическим воспитанием, условиями организации учебного времени с целью поддержания здоровья |
Учебно- методическое | Анализ школьной документации учащихся (включая личные дела и «портфели достижений» школьников) Определение обученности и обучаемости каждого школьника Анализ результатов внутришкольного контроля с целью определения уровня учебной успешности по усвоению школьных дисциплин и выявления пробелов в знаниях |
Организационно- воспитательное | Определение интересов школьников Организация детей по клубам, кружкам, секциям по интересам. Определение уровня воспитанности, смыслоценностных установок ребенка Определение уровня основных личностных доминант и возможностей личностного роста детей. Определение роста общекультурных навыков у детей (стремление к здоровому образу жизни, опрятности, красоте, уважению к окружающим, компетентному общению и пр.) |
Коррекционная работа.
Коррекция познавательной сферы, коррекция тревожности, страхов и депрессивных состояний, коррекция агрессивного поведения, тренинги общения, тренинги личностного роста, релаксационные тренинги
Специально- психологическое | Реализация индивидуальных психолого-педагогических программ работы с ребенком конкретной группы риска. Тренинги для детей определенных групп риска. Тренинги для родителей, направленные на коррекцию детско-родительских взаимоотношений. Тренинги профессионального и личностного роста для педагогов. Тренинги взаимодействия родителей с детьми. Реализация специализированных коррекционно-развивающих программ с детьми, имеющими признаки социально-психологической дезадаптации, трудности в обучении и воспитании, высокий уровень школьной тревожности, неадекватную самооценку |
Социально- педагогическое | Организация системы питания детей группы риска в школе и дома. Реализация специальной программы работы с семьей группы конкретного риска. Индивидуальное сопровождение несовершеннолетних, стоящих на внутришкольном учете, на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних, транслирующих девиантные, аддиктивные формы поведения |
Медико- социальное | Разработка и реализация коррекционных и реабилитационных программ школы, исходя из особенностей состояния здоровья детей, физического и психофизиологического развития, индивидуальных возможностей, региональных и этнонациональных условий. Коррекция йододефицитного и витаминодефицитного состояния детей Крайнего Севера Индивидуальные (групповые) лечебно-оздоровительные мероприятия для детей и школьников с отклонениями в состоянии здоровья, осуществляемые в условиях медицинского кабинета (лечебная физкультура, корригирующая гимнастика и т. п.). Сопутствующий контроль за результатом |
Учебно-методическое | Системная работа по предупреждению неуспеваемости (дополнительные занятия, индивидуальная работа, разноуровневые задания) Организация факультативных занятий с учетом индивидуальных особенностей, способностей и возможносте детей. Программное и научно-методическое обеспечение деятельности учителя, работающего с детьми разных категорий риска. Коррекция календарно-методического планирования с учетом ликвидации пробелов в знаниях. Подготовка разноуровневых учебных заданий, корректирующих выявленные пробелы Отслеживание результатов коррекционной работы |
Организационно- воспитательное | Содействие в реализации школьниками своих потенциальных возможностей в системе дополнительного образования. Организация и проведение с детьми разных групп риска плановых школьных тематических мероприятий, направленных на здоровый образ жизни, культуру человеческих взаимодействий, индивидуальную самореализацию и формирование социальной ответственности, в том числе привлечение школьников к организации и проведению декад, марафонов, конкурсов, смотров, концертов и других мероприятий |
Консультативная работа: | ||||||||||
Влияние неблагоприятных условий семейного воспитания на формирование личности, стиль семейного воспитания, микроклимат класса и его влияние на формирование личности, стратегия поведения в конфликтной ситуации, помощь ребенку в снятии внутреннего напряжения, функциональные состояния личности (страхи, тревожность, агрессия, депрессия), одаренный ребенок в семье
|
Для решения задач коррекции используются методы: стимулирование позитивной мотивации - желание менять себя, свое поведение, строится на приеме оценки негативных последствий девиантного поведения (ребенка просят как можно подробнее рассказать, с конкретными примерами, как он реально пострадал от своего поведения, какой вред нанес своим близким и окружающим людям). Эффективным методом стимулирования позитивных изменений выступает групповая работа в значимой группе для школьника. Также используется методика проектирования будущего, которая предполагает подробное описание своего будущего при сохранении девиантного поведения и без него. Методы коррекции эмоционального состояния - арттерапия, игровая терапия. Отреагирование эмоций в социально-примлемой форме. Когнитивное переконструирование - изменение эмоционального восприятия и поведенческих реакций через изменение содержания установок, а также коррекция восприятия, интерпретации: идентификация и коррекция дисфункциональных мыслей «я плохой», «меня нельзя любить». Методы прекращения нежелательного поведения (санкции) -договоренность сторон и действиях в случае нарушения свода правил, то есть стимулирование личной ответсвенности за свое поведение. Тайм-аут - физическое удаление школьника из среды, где негативное поведение может получить подкрепление. Ребенок заранее должен быть информирован о правилах и последствиях плохого поведения. Перед наказанием следует однократное предупреждение. Методы формирования позитивного поведения включает наиболее распространенный метод - это подкрепление: положительно-подкрепляющие и отрицательно-подкрепляющие, например, жетонный метод. Подкрепление должно быть индивидуально значимым, применяться сразу после желательного или нежелательного поведения, связь между поведением и подкреплением должна быть четкой. Методы саморегуляции - это обучение методам нервно-мышечной релаксации и стратегии самоконтроля: самонаблюдении за поведением и самоподкрепление. Рекомендации родителям - режим труда и отдыха, занятия спортом детьми, избегание физического наказания, использование похвалы и поощрения, оценка поведения, а не личности[7].