Инструментарий для коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками

Корректируемые параметры Методика
Моторика Восприятие Внимание, память, мышление Мозайка для развития мелкой моторики; Легоконструктор (комплект); Пластилин; Пирамидки (набор); Кукольный театр (мягкие игрушки, надевающиеся на руку) – набор; Ящик с материалами для индивидуальной коррекционной работы и развития мелкой моторики; Мяч на резиновом шнурке для игры в помещениях; Набор карточек для развития восприятия и внимания; Набор фигур для изучения фигур, форм, симметриии, равновесия; Набор для развития зрительной памяти «Домики и звери»; Набор для развития внимания, памяти и алгоритма действия «Следуй за мной»; Набор для развития внимания, памяти и мышления «Крестики-нолики»; Набор для развития внимания, памяти и координации «Гонщик»; Набор для развития внимания, памяти, логики «Четыре подряд»; Набор для развития умения управлять своим дыханием «Подуй на шарик»; Набор для развития координации движения «Ралли»; Набор для развития координации движений «Книга-лабиринт»; Набор для развития координации движений «Доска на четырех роликах»; Комплект для развития координации движений «Черепаха»; Комплект для развития координации движения «Шарик в лабиринте»; Комплект для развития координации движений «Шарик в лабиринте – мини»; Комплект для развития координации движений и профилактики плоскостопия «Кочки на болоте»; Комплект для развития координации движений «Неустойчивая тарелка»; Кубики Никитина «Сложи узор» (напольные); Кубики Никитина «Кубики для всех» (мягкие напольные); Набор для конструирования «Мягкие кирпичи»; Фломастеры, карандаши (наборы);

Предлагаемый перечень диагностических методик а также коррекционно-развивающие методы решения выявленных проблем можно найти в специальной литературе, список которой представлен ниже:

Литература

  • Акимова М.К., Борисова Е.М., Гуревич К.М. и др. Руководство к применению группового интеллектуального теста (ГИТ) для младших подростков. Обнинск,1993.
  • Андрущенко Т.Ю. Графические приемы фиксации субъективных трудностей общения в предподростковом возрасте // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1991. №1.
  • Андрущенко Т.Ю. Диагностика возрастного статуса первоклассника // Психолог в школе. Волгоград, 1998.
  • Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности человека / Под ред. И.А. Полищука, А.Е. Видренко. Киев, 1980.
  • Баркан А.Л. Особенности изобразительной деятельности первоклассников в период адаптации к школе // Вопросы психологии. 1987. №4.
  • Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1987.
  • Бугрименко Е.А., Венгер A.Л., Поливанова K.И., Сушкова Е.Ю. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: Метод, разраб. для школьного психолога. М., 1989.
  • Варга A.Л., Сталин B. Тест-опросник родительских отношений // Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. М., 1988.
  • Венгер А.Л. Диагностика ориентировки на систему требований в младшем школьном возрасте // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1981.
  • Венгер Л.Л., Венгер AJI. Домашняя школа мышления. М., 1985.
  • Венгер A.Л. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста: Для психологов-консультантов. М., 1989.
  • Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. М., 1993 (а).
  • Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1993 (б).
  • Детский тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье»: Метод. руководство. Обнинск, 1993.
  • Евсикова Н.И. Метод пиктограммы // Основы возрастно-психологического консультирования / Под ред. А.Г. Лидерса. М., 1991.
  • Елфимова H. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. М., 1991.
  • Захарова A.3., Андрущенко Т.Ю. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности // Вопросы психологии. 1980. № 4.
  • Карпова А.Ф. Некоторые особенности воображения первоклассников // Учение и развитие школьников. Волгоград, 1980.
  • Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск, 1969.
  • Максимов Л.К. Зависимость развития математического мышления школьников от характера обучения // Вопросы психологии. 1979. №2.
  • Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
  • Маркова А.К., Лидере А.Г., Яковлева E.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 1992.
  • Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984.
  • Методика исследования межличностных отношений ребенка: Метод, пособие (Сер. «Психодиагностика детей и подростков») / Под ред. Л.И. Вассермана. М., 1994.
  • Методика исследования обучаемости А.Я. Ивановой. Руководство к использованию. СПб., 1995.
  • Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС). Вып. 7./ (Сер. «Психодиагностика и психокоррекция») / Под ред. В.Г. Колесникова. М., 1994.
  • Носатое В.Т. Психологическая характеристика анализа как основа теоретического обобщения // Вопросы психологии. 1978. №4.
  • Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1987.
  • Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М., 1988.
  • Психологический анализ урока. Волгоград, 1995.
  • Психическое развитие младших школьников. Экспериментальное психологическое исследование / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1990.
  • Практикум по психологии / Под ред. А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер. М., 1972.
  • Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1991.
  • Репкина Г.Л., Заика E.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. (Библиотека развивающего обучения.) Томск, 1993.
  • Романова E., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1991.
  • Тест школьной зрелости. Руководство к применению. Обнинск, 1992.
  • Шванцара И. и коллектив. Диагностика психического развития. Прага, 1978.
  • Эйдемиллер Э.Т. Методы семейной диагностики и психотерапии. М.; СПб., 1996.
  • Юферева Т.Л. Методы обследования третьеклассников с целью определения их готовности к переходу в среднюю школу // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1988.

Наши рекомендации