Технология работы социального педагога в детском доме
Цель:социализация воспитанников детского дома.
Этапы работы социального педагога:
1 этап - диагностический.Деятельность социального педагога в детском доме начинается с определения социального статуса ребенка. Путем изучения документов, бесед, тестирования социальный педагог узнает ребенка, выделяет проблемы, которые предстоит ему решить. Социальный педагог собирает сведения о состоянии физического и психического здоровья, условиях жизни ребенка до поступления его в интернатное учреждение, родителях ребенка, наблюдает за его успеваемостью, оказывает помощь в воспитании ребенка и т.д. Чем точнее определяется "диагноз социального заболевания" ребенка, тем легче определить виды помощи, которые может оказать социальный педагог воспитаннику. Поскольку воспитание ребенка в детском доме происходит в коллективе, то социальный педагог изучает и детский коллектив в целом.
Методы и формы организации деятельности социального педагога: беседа, анкетирование, тестирование, интервью, анализ документов ребенка.
2 этап - прогностический.Задача социального педагога на этом этапе заключается в составлении индивидуальной программы развития воспитанника, т.е. фактически представить, каким должен быть выпускник детского дома, учитывая, какой он сейчас. С этой целью социальный педагог вместе с воспитателем анализирует все документы, имеющиеся на ребенка, анализирует его проблемы, ищет пути выхода из создавшейся ситуации.
Методы и формы организации деятельности социального педагога: анализ собранных данных о ребенке, определение медицинской, психологической, педагогической, социальной реабилитации ребенка.
3 этап - коррекционно-реабилитационный.Проблемы адаптации ребенка, попавшего в детский дом, реабилитации детей с девиантным поведением, интеграции воспитанников в общество являются важными в деятельности социального педагога. Реабилитация ребенка происходит с помощью медиков, психологов и других специалистов детского дома. Медицинская реабилитация полагает проведение комплекса оздоровительных и лечебных мероприятий. Психологическая реабилитация связана с проведением занятий по снятию тревоги, беспокойства, напряжения ребенка в детском доме. Педагогическая реабилитация полагает проведение дополнительных занятий по программе общеобразовательной школы, а также коррекционных занятий. Социальная адаптация полагает успешное освоение воспитанниками социальных ролей в системе общественных отношений. Социальная адаптация происходит через формирование и развитие навыков самообслуживания, трудовых умений и навыков.
Вместе с психологами социальный педагог занимается проблемами профессионального самоопределения выпускников (беседы о профессиях, экскурсии на предприятия, беседы о системе получения профессионального образования и др.); освоения ими различных социальных ролей человека в обществе (член общества, потребитель, профессионал и т.д.), ознакомления со структурой и функциями семьи; формирования адаптивных механизмов, позволяющих приспособиться выпускнику к жизни после выхода из стен детского дома (например, проведение бесед на тему: "Как пользоваться разными видами транспорта?", "Как заполнить документы на коммунальные платежи" и т.п.).
Методы и формы организации деятельности социального педагога: наблюдение, беседа, игра, упражнения, тренинги, поощрение, наказание, ведение личных дел воспитанников, взаимодействие с социальными службами и учреждениями.
4 этап - патронирующий.Еще одна важная задача, которую выполняет социальный педагог в детском доме, - представление интересов ребенка в правозащитных и административных органах. Реализуя эту посредническую функцию, социальный педагог охраняет и защищает права воспитанников, обозначенные как в международных актах, так и в отечественных федеральных и региональных законодательных актах. Так, социальный педагог занимается жилищными проблемами ребенка, его трудоустройством и продолжением его дальнейшего обучения.
Эта общая технология деятельности социального педагога в учреждениях интернатного типа конкретизируется в зависимости от типа детского дома, возрастной категории детей, их медико - социально - психолого-педагогических проблем.
Приложение 13
ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УЧРЕЖДЕНИЯМ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА
Цель:создание социально-педагогических условий для развития личности ребенка в условиях интернатного учреждения.
Объект деятельности:воспитанники группы риска в учебно-воспитательном процессе.
Предмет деятельности:социально-педагогические условия развития личности воспитанника группы риска.
Задачи:
· Выявление дезадаптированных воспитанников группы риска;
· Выявление источников и причин социальной дезадаптации детей;
· Разработка и обеспечение индивидуальных программ социально-педагогической реабилитации по преодолению школьных и семейных репрессий, разрешению конфликтных ситуаций, коррекции общения и поведения, восстановлению детей в статусе субъекта учебной деятельности;
· Подготовка рекомендаций и осуществление взаимодействия с участниками воспитательного процесса для обеспечения непрерывности реабилитационных мероприятий;
· Оказание системно-консультационной или иной помощи по ликвидации кризисной ситуации в микросреде ребенка;
· Совместное взаимодействие с заинтересованными представителями в решении дальнейшей судьбы и оптимальных форм устройства на дальнейшее воспитание при защите и охране прав ребенка.
Ожидаемые результаты:социальная адаптация воспитанников как результат успешной социализации личности.
Этапы работы
1. Подготовительный- знакомство с детьми при поступлении их в учреждение, факторами среды жизни ребенка, установление контактов, социальная диагностика, педагогические возможности личности; создается картотека детей, ведется учет потребностей и возможностей, дается краткий анализ состояния работы.
Методы исследования:
Психологическое тестирование:
а) анкета "Адаптация к школьному обучению";
б) диагностика психических состояний (психолог, соц. педагог);
в) наблюдения, интервью, рисунки с целью выявления влияния режима учреждения на адаптацию ребенка в среде (педиатр, воспитатель, социальный педагог);
Анкетирование:
а) сочинение-тест по определению творческой направленности ребенка, досуговых мероприятий;
б) опросник предпочтений;
в) анкета по режимным моментам;
г) опросник по самооценке;
д) анкетирование профессиональной направленности.
2. Организационный- анализ, дифференциация, классификация проблем, "вживание в среду". Социальный педагог определяет приоритеты в своей работе, формы социального творчества, обеспечивает координацию в работе социальных институтов (семья, школа, молодежные объединения, оздоровительные учреждения, социальные службы и пр.).
Социальный педагог формирует актив социальных помощников, изучает возможности кружков, организаций, занимающихся проблемами образования, здоровья, досугом; систематизирует результаты социально-педагогических исследований.
3. Непосредственно социальной работы- наблюдение, забота, консультирование, помощь в защите и охране прав ребенка, изучение и анализ сложных ситуаций, осуществление различного рода "вмешательств", координирование педагогически обоснованных выборов средств, форм и методов работы с наблюдаемыми детьми.
Формы работы:
1. Разработка методических рекомендаций для наблюдаемого воспитанника.
2. Отслеживание динамики социализации ребенка через карту наблюдения.
Критерииуспешной социальной адаптации воспитанников детских домов:
А. Социальная адаптация в условиях детского дома:
- осознанное принятие и выполнение норм коллективной жизни;
- баланс личностного (индивидуального) и группового (социального);
- самоконтроль поведения, противодействие негативным влияниям;
- адекватное отношение к педагогическим воздействиям;
- гармонизация взаимоотношений взрослых и сверстников;
- активное участие в жизни детского коллектива;
- удовлетворенность своим социальным статусом и отношениями.
Б. Социальная адаптация выпускников детских домов:
- психологическая готовность выпускников к самостоятельной жизнедеятельности;
- наличие позитивно-ориентированных жизненных планов;
- профессиональное самоопределение;
- социальная активность;
- благоприятный социальный статус в учебных заведениях и по месту работы;
- удовлетворенность своим статусом, отношениями.