Виды деятельности педагога-психолога в детском доме

Социально-психологическая диагностика и консультирование Профилактическая работа Коррекционно-развивающая работа
Цель – отслеживание динамики социогенеза личности, определение причин его нарушений; вооружение знаниями о сущности социально-психологических проблем и способах их решения. Изучение особенностей социальной адаптации воспитанников Выявление воспитанников группы социального риска Изучение интересов, способностей и склонностей детей Составление индивидуальных карт социального развития Диагностика социальных сетей и индивидуальной социальной ситуации развития детей Диагностика общения детей со взрослыми и сверстниками Диагностика отклонений в социальном поведении и их причин Диагностика причин неуспешности в овладении социальными умениями и навыками Цель – предупреждение возможных нарушений в социальном развитии детей, создание условий для полноценного личностного развития. Разработка и реализация программ профилактики психического напряжения и нервных срывов у детей Создание благоприятного социально-психологического микроклимата Оптимизация общения воспитанников с членами своей семьи, педагогами и сверстниками Работа по адаптации воспитанников к широкому социальному окружению Психолого-педагогические консилиумы по анализу социальной ситуации развития воспитанников и выработке мер комплексной помощи детям со стороны специалистов Профилактика алкоголизма, наркомании, токсикомании, проституции, паразитического образа жизни, сексуальных перверсий Профилактика межличностных конфликтов Цель – активное воздействие на процесс социализации личности, позитивные изменения в ней через программы социального воспитания и социально-педагогической и психологической реабилитации. Развитие житейских умений и навыков Профориентация Психосексуальное воспитание и подготовка к семейной жизни Развитие коммуникативных навыков и культуры общения Коррекция различных отклонений в поведении (агрессии, аутоагрессии, аддиктивного поведения, застенчивости, аутизма) Психотерапия акцентуаций характера Коррекция образа «Я» Психологическая гимнастика Кризисная интервенция в критических ситуациях

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА НА УЧЕБНЫЙ ГОД

Задачи:

анализ источников и причин социальной дезадаптации воспитанников;

обеспечение психолого-педагогической поддержки дезадаптированных детей и подростков;

включение всех воспитанников в социально-полезную деятельность в соответствии с их потребностями, интересами и возможностями;

координация усилий педколлектива для восстановления социального статуса воспитанников, преодоления комплекса неполноценности;

защита и охрана прав детей во взаимодействии с представителями различных социальных институтов.

План работы педагога-психолога

  Содержание деятельности педагога-психолога Сроки Ответственные  
   
  1 . Выявление воспитанников группы риска Изучение личных дел воспитанников Комплектация по классам Составление социальной карты класса Корректировка списков детей по социальному статусу Определение детей группы риска Сентябрь   Психолог Социальный педагог Зам. директора по учебно-воспитательной работе Классные руководители Воспитатели  
  2. Изучение психолого-медико-педагогических особенностей детей Наблюдения в урочной и внеурочной деятельности через посещение уроков, кружковых занятий Беседы с воспитанниками и воспитателями Тесты личностных особенностей Диагностическое обследование детей с ослабленным здоровьем Октябрь Психолог Социальный педагог Руководители кружков Воспитатели  
  3. Анализ полученных результатов, отслеживание динамики развития ребенка Анкетирование «Адаптация в школе» ДДО А.Е. Климова «Профессиональное предпочтение» – помощь в Ноябрь-март Психолог Социальный педагог Руководители кружков Воспитатели Учителя  
выборе кружковой деятельности Проведение педконсилиумов по классам, требующим особого внимания Еженедельный совет по дезадаптированным детям совместно с инспектором по ИДН Информация о текущей работе на совещаниях воспитателей и педагогов   Инспектор ИДН  
4. Разработка индивидуально-коррекционных программ с целью решения проблем, связанных с социализацией личности Каждую неделю с сентября Психолог Социальный педагог  
5. Обеспечение реализации программ Контрольное диагностирование: а) цветопись настроения; б) графические (рисуночные) методы тестирования; в) опрос старшеклассников по актуальным темам («Про это...»); г) карты и дневники наблюдений специалистов Постоянно Специалисты  
Работа с девиантными детьми и подростками: а) постоянное наблюдение и своевременная помощь; б) еженедельная работа совета с детьми, состоящими на учете в ИДН; в) участие в районных ИДН; г) оформление документов для дальнейшего обучения в училище (школе); д) проведение профилактической работы через беседы с представителями ИДН Постоянно Психолог Специалисты Социальный педагог  
Работа с детьми-инвалидами: а) своевременное оформление инвалидности и пенсионного пособия; б) санаторное пролечивание или системное обследование; в) участие в работе программы «Дети-инвалиды» Постоянно Психолог Социальный педагог  
  Профилактическая работа с подростками: а) направление для психологического консультирования в специализированные центры; б) посещение консультаций; в) направление в тренинговые группы (коррекционные); г) посещение консультаций; д) направление для обследования или пролечивания в отделение неврозов, соматические отделения; е) циклы бесед по охране здоровья (нарколог, гинеколог, психотерапевт, педиатр); ж) посещение городских семинаров Центра планирования семьи В течение года Психолог Инспектор ИДН Социальный педагог Педиатр Специалисты отдела социальной защиты населения Руководители кружков  
  6. Оказание консультационной помощи ребенку в семье Обследование жизненных условий с составлением актов семей опекунов, многодетных, малообеспеченных, с асоциальным поведением Индивидуально-консультационная помощь родителям Проведение классных родительских собраний В течение года Социальный педагог Психотерапевт Психолог Гинеколог Нарколог  
  7. Способствование формированию благоприятного микроклимата Информация о работе с социально и педагогически запущенными детьми на совещаниях учителей и воспитателей Анализ работы с детьми группы риска на методических объединениях Индивидуальная помощь классным руководителям и воспитателям Консультативные совещания при директоре совместно с работниками специализированных центров В течение года Психолог Социальный педагог Зам. директора по воспитательной работе Воспитатели Психотерапевт Логопед Дефектолог  
  Роль защитника интересов в разрешении конфликтов Пропаганда знаний о правах ребенка      
  8. Координация различных видов социально-ценностной деятельности воспитанников, направленных на развитие социальных инициатив Участие в городском конкурсе творчества юных Участие в конкурсной программе «Дети - инвалиды» Участие в праздниках детско-юношеских библиотек Участие в работе учреждений дошкольного образования Изучение индивидуально-психологических особенностей воспитанников в связи с выбором профессии Проведение профконсультирования Устройство воспитанников на учебу Контроль за предоставлением льгот воспитанникам детского дома во время учебы В течение года Социальный педагог Администрация Педколлектив Психолог Работники библиотеки Организатор досуга Учитель литературы  
  9. Защита и охрана прав детей Выявление статуса ребенка по запросам в различные социальные институты Восстановление жизненно важных документов ребенка Оформление пенсий по утере кормильца Работа со Сбербанком, оформление и проверка поступлений денежных средств на лицевые счета воспитанников Оформление пенсий по инвалидности Ведение наследственных дел с оформлением документов Определение статуса воспитанника на основании решения суда о лишении родительских прав, оформление документов В течение года Социальный педагог ЗАГСы Отделы социальной защиты Отделения Сбербанка Специалисты по охране прав детей департамента образования Работники прокуратуры, суда МПК  
  Участие в судебном процессе в роли защитника прав ребенка Решение вопроса о жилье в пользу несовершеннолетнего Оформление пакета документов в банк данных на детей-сирот Отслеживание адаптированности в приемной семье воспитанников, защита их интересов Устройство выпускников на учебу или работу Контроль за предоставлением льгот воспитанникам детского дома Оказание помощи в решении бытовых проблем Оформление исковых заявлений на розыск родителей и удержание алиментов на счет учреждения Постоянно  
  10. Повышение профессиональной компетентности 1 раз в 5 лет Постоянно Семинары, курсы повышения квалификации Самообразование
                                     


Наши рекомендации