Летняя педагогическая практика
В отличие от школьной жизни, приезжая в пионерский лагерь, ребенок входит в новую для себя социальную общность (пионерский отряд) и эффективность его развития будет во многом зависеть от того, насколько данная общность заинтересована принимать проявления его индивидуальности и насколько успешно он интегрируется в ней. Поэтому специфика работы с детьми в летний период обусловлена особенностями временных коллективов детей.
Прохождение летней педагогической практики предполагает ознакомление студентами-практикантами с двумя направлениями профессиональной деятельности: психологической и социально-педагогической.
В период школьных каникул студент-практикант призван систематически и целенаправленно изучать личностные особенности детей, развивать их, создавать благоприятный психологический климат, оказывать полноценную психологическую помощь, выявлять социально-педагогические проблемы и помогать их разрешать, организовывать досуговую деятельность детей и подростков, работать с коллективом отряда.
В период практики студенты учатся организовывать летний отдых детей, исследуют проблемы психолого-педагогического управления организации детского досуга и процессом формирования культурно-досуговых запросов личности ребёнка, осваивают элементарные умения диагностировать поведенческие проявления детей, обучают их социальным умениям и навыкам.
Цель: изучить и освоить методы и приемы работы педагога-психолога и социального педагога в детском лагере.
Задачи студента-практиканта:
ü формирование мотивационно-ценностной установки на общение и взаимодействие с детьми;
ü углубление и закрепление теоретических знаний и применение их в решении конкретных социально-педагогических и психологических задач;
ü формирование аналитического мышления, умения анализировать, прогнозировать и моделировать профессиональную деятельность.
В ходе прохождения практики студенты-практиканты развивают и совершенствуют умения, вырабатывают умения организации психологической, социально-педагогической деятельности:
ü умения психологического обоснования общих мероприятий;
ü умения разработки программы психологической поддержки педагогического персонала;
ü навыки проведения психодиагностического исследования отдельного субъекта и группы в целом;
ü умения организовывать интенсивное знакомство детей,
ü умения контроля и коррекция психологического климата в отрядах;
ü навыки овладения технологией проведения психологического просвещения детей (подростков), педагогического коллектива, администрации;
ü умения организовывать индивидуальную работу с детьми (подростками), педагогами и родителями;
ü умения и навыки повышения дисциплинированности детей;
ü умения разрабатывать программы самовоспитания детей;
ü умения и навыки самостоятельной работы с временным детским и юношеским коллективом в условиях летнего отдыха;
ü умения организовывать различные формы и методы индивидуальной и групповой социально-педагогической деятельности в условиях летнего отдыха на основе анализа психолого-педагогических характеристик каждого ребёнка;
ü навыки овладения технологией проведения творческого досуга детей;
ü умения создавать творческую атмосферу деятельности детского коллектива и доброжелательных межличностных отношений в нем;
ü навыки индивидуальной воспитательной работы с детьми, имеющими проблемы межличностного общения, проблемы в поведенческой сфере;
ü другие профессиональные умения и навыки.
Организация практики
Летняя педагогическая практика организуется на II курсе в 4 семестре в течение 4 недель в июне-июле или июле-августе.
Летняя педагогическая практика проводится в детских оздоровительных лагерях (в том числе детских лагерях дневного пребывания).
Во время практики студент работает под руководством методистов (психолога и социального педагога или старшего вожатого) учреждения.
Содержание практики
Задания | Виды деятельности | Форма отчетности |
Подготовительный этап | ||
Ознакомиться с программой практики, с распределением по объектам | Участие в работе установочной конференции | Оформить в дневнике практики: цель и задачи практики, содержание заданий. |
Рабочий этап | ||
1. Разработать примерный индивидуальный план работы. | Выработать общую стратегию деятельности в период прохождения практики, определить время реализации заданий. | Оформить в дневнике в виде таблицы. |
2. Выполнить организационную работу. | Ознакомиться с названием, адресом учреждения; дать характеристику основным и дополнительным услугам, оказываемых учреждением; определить количество групп (классов), укомплектованность детьми (учащимися). Познакомиться с методистами. Ознакомиться с режимом работы психолога и социального педагога (если есть данные специалисты). Дать характеристику условиям организации деятельности психолога и социального педагога, оценку оснащения профессиональной психологической и социально-педагогической деятельности. Провести анализ документации и программ, реализуемых психологом и социальным педагогом. Пронаблюдать за организацией профессиональной психологической и социально-педагогической деятельности. | Оформить в дневнике. Анализ документации психолога и социального педагога. |
Рабочий этап психологической деятельности | ||
3. Разработать программу психологической поддержки всего педагогического персонала, провести психологическое обоснование воспитательных мероприятий. | Организовать психологическое просвещение сотрудников: администрации, вожатых, воспитателей с целью повышения психологической культуры. Ознакомить персонал с задачами деятельности психолога в детском лагере, с психологическими знаниями по основам возрастной психологии и психологии детского коллектива, включающей лекции и практические занятия (построенные на игровых принципах или по типу разбора сложных ситуаций, возможных в лагерной жизни); усвоение основ психической саморегуляции, приемов управления своим внутренним состоянием и состояниями детей. Участие в оценке предполагаемых мероприятий с целью последующей выдачи рекомендаций об их распределении в смене в соответствии с эмоциональной насыщенностью. | Отчет по выполнению психолого-просветительских занятий с педагогами. Психологический анализ обоснований воспитательных мероприятий и разработка психологических рекомендаций по их усовершенствованию. |
4. Провести социально-психологическое обследование группы, выявить личностных особенностей детей. | Проведение психодиагностического исследования с целью выявления психологического климата в детском отряде, подлинного лидера с помощью экспресс-методик, беседы, наблюдения, социометрии и т. д. Выявить личностные особенности детей: повышенная тревожность, неадекватная самооценка, трудности в общении, агрессивность и вспыльчивость, психологическая дезадаптация и т.д. Составить рекомендации воспитателям и вожатым по управлению отрядом на основе анализа полученных данных. | Протоколы психодиагностических обследований каждого ребенка (подростка) и отряда в целом. Психолого-педагогическая характеристика конкретного ребенка, класса (группы). |
5. Организовать интенсивное знакомство, осуществить контроль и коррекцию психологического климата в отрядах. Психологическое просвещение детей. | Ежедневно проводить контроль за уровнем психологического климата в отрядах (опыт А.Н. Лутошкина ежедневного описания своего эмоционального состояния с помощью цветописи). Сформировать тренинговую группу, провести социально-психологического тренинга. Используя психодиагностические данные, составить и реализовать программу социально-психологического тренинга. Составить и провести мероприятие для детей с целью ликвидации психологической безграмотности. | Отчет по выполнению программы социально-психологического тренинга, психологического просвещения. |
6. Провести индивидуальная работа с детьми (подростками), педагогами и родителями. | Организовать индивидуальное психологическое консультирование детей, педагогов и родителей по мере поступления запроса от непосредственных и опосредованных клиентов. | Отчет по выполнению психологической консультации с ребенком (подростком), педагогом или родителем. |
7. Оказать психологическую поддержку творчески одаренных детей. | Выявить творчески одаренных детей. Разработать и реализовать программу поддержки творчески одаренных детей. Провести анализ работы с творчески одаренными детьми. | Оформить записи в дневнике. Результаты диагностической деятельности, содержание, анализ программы поддержки творчески одаренных детей. |
8. Провести мероприятия по повышению дисциплинированности, анализ происшедших перемен, разработка программы дальнейшей деятельности персонала и самовоспитания детей (подростков). | Провести мероприятия, снимающие психологическое состояние временности пребывания, которое вызывается скорым отъездом и порождает излишнее возбуждение. Разработать индивидуальные программы дальнейшего самовоспитания детей. | Конспект и анализ мероприятия и его психологический анализ. |
Рабочий этап социально-педагогической деятельности | ||
9. Организовать трудовую деятельность детей. | Научить детей различным формам трудовой деятельности: дежурство по учреждению (лагерю), шефская помощь младшим, обучение навыкам самообслуживания и гигиены. Составить типологию игр, описать содержание проведённых игр и ответную реакцию детей, их поведение во время игры. | Конспект и анализ мероприятия и его анализ. |
10. Организовать игровую деятельность детей. | Составить типологию игр. Подготовить и провести с детьми различные игры: познавательные, развивающие, музыкальные, деловые, игры-упражнения, забавы и др. И описать содержание проведенных игр и ответную реакцию детей, их поведение во время игры. | Конспект и анализ мероприятия и его анализ. |
11. Организовать художественно-творческую деятельность детей | Подготовить и провести с детьми концерты, смотры, конкурсы, дни творчества, дискотеки. Помочь ребёнку выбрать кружок или секцию в соответствии с его возможностями и интересом. Привести перечень проведенных мероприятий. Определить эффективность такого рода форм работы, оценить результаты для детей. | Конспект и анализ мероприятия и его анализ. |
12. Организовать оздоровительно-спортивную деятельность детей. | Разработать и провести спортивные игры и эстафеты. В зависимости от проблем ребёнка подобрать и провести психокорректирующие игры и упражнения. Научить детей элементарным способам восстановительно-оздоровительной деятельности, приемам выживания в экстремальной ситуации. Проанализировать сформированность у детей навыков и умений по оказанию помощи своему организму, снятию напряжений, стрессовых ситуаций. Проанализировать информированность детей о навыках самоанализа. Проанализировать сформированность у детей знаний об алкоголе, наркомании, курении и их вреде на здоровье человека. | Конспект и анализ мероприятия и его анализ. |
13. Провести индивидуальную воспитательную работу с детьми, имеющими личностные или поведенческие проблемы. | Определить степень необходимой социально-педагогической помощи ребёнку с проблемами на основе анализа: - индивидуальных психолого- педагогических особенностей ребёнка; - отношения к ребёнку в коллективе детей; - отклонений от нормы поведения в различных видах деятельности. Составить программу индивидуальной социально-психологической помощи ребёнку с проблемами в личностной или поведенческой сфере. Проанализировать результаты работы с детьми группы социального риска. | Конспект и анализ мероприятия и его анализ. |
Итоговый этап | ||
Обобщить полученные результаты на практике. | Написать отчет по практике, оформить всю необходимую документацию, в том числе дневник практики. Сдать характеристику на студента-практиканта (оформляет методист учреждения). Подготовить доклад об итогах практики к итоговой конференции. Обязательное участие в итоговой конференции. Получить зачет или оценку по психолого-педагогической практике. | Соответствующая документация. Зачет или оценка. |
Отчетная документация студента-практиканта
Ø дневник, отражающий поэтапное выполнение заданий по психологии и педагогике летней педагогической практики, заверенный методистом;
Ø отчет прохождения практики;
Ø записи в контрольно-учетной книжке: записи о выполнении работ, характеристика студента-практиканта, оценки методистов;
Ø доклад;
по психологии:
Ø результаты психодиагностических обследований;
Ø отчет по выполнению программа социально-психологического тренинга;
по педагогике:
Ø конспекты проведения мероприятий,
Ø конспекты программ индивидуальной социально-педагогической помощи детям.