Список принятых сокращений и условных обозначений

напр. — например

сотр. — сотрудники

т. з. — точка зрения

т. н. — так называемый

тыс. — тысяча

As — коэффициент асимметрии

D — сумма квадратов отклонений от среднего арифметического (девиа­та), индекс дискриминации

— среднее абсолютное (линейное) отклонение

— доверительный интервал коэффи­циента надежности

Ех — показатель эксцесса

F — критерий Фишера

i — порядковый номер переменной, ве­личина классового интервала

df, n' — число степеней свободы

Me — медиана

М о — мода

N — объем генеральной совокупности

п — объем выборочной совокупности, ширина интервала группирования признаков

Р — вероятность событий, уровень до­верительной вероятности

Pi — процентиль

р — абсолютная или относительная ча­стота отдельных переменных в со­вокупности

р' — теоретически ожидаемые частоты

Рху — частоты вариант в корреляцион­ной таблице

Q — коэффициент четырехклеточной ассоциации (по Юлу)

q — доля 1 - р переменных в выборке

r' — коэффициент надежности части теста

rt — коэффициент надежности теста

rху — коэффициент корреляции между признаками

rрb — точечный бисериальный коэффи­циент корреляции

rs — коэффициент ранговой корреля­ции (по Спирмену)

rphi, φ — четырехпольный коэффициент корреляции

rbis — бисериальный коэффициент кор­реляции

Sx — среднее квадратическое отклоне­ние (для выборки)

— средний квадрат отклонений, вы­борочная дисперсия

t — критерий Стьюдента

U — ордината нормальной кривой

Uт — индекс трудности тестовых зада­ний

V — коэффициент вариации

ω — число вариантов ответов на тес­товое задание

X, Y, Z — переменные величины, признаки

x,y,z — числовые значения варьирующих признаков

— средняя арифметическая суммы переменных выборки

z — нормированное отклонение

α — уровень значимости

Δ — уровень точности измерения в до­лях от -х выборки

η — корреляционное отношение

Θ — среднее кубическое

Σ — знак суммирования

σ — стандартное отклонение

σm, m — стандартная ошибка измерений

τ — коэффициент корреляции ранго­вой (по Кендаллу)

χ2 — критерий согласия Пирсона

Словарь

-А-

АВТОБИОГРАФИИ ПСИХОЛОГИ­ЧЕСКИЕ— совокупность приемов полу­чения данных психологического анамне­за — сведений о важнейших событиях, этапах жизненного пути индивида, отно­шении к прожитому и особенностях анти­ципации. Сбор данных психологического анамнеза, включающих наиболее общие сведения об испытуемом и особенностях формирования его личности, является обязательным элементом психодиагнос­тического обследования. Для получе­ния таких общих сведений (пол, возраст, профессия, социальное и семейное поло­жение, образование, продвижение по службе, состояние здоровья, близкие родственники и т. п.) используются бесе­да, анкета, специальные методики (напр., опросники биографические). Наряду с перечисленными средствами, А. п. подразумевает получение дополнительного и более широкого с т. з. временной перспек­тивы субъективного описания жизненных событий, отношения к себе и окружа­ющим, оценок прошлых лет и возможных будущих событий.

Автобиография относится к наиболее ранним методам исследования личности. Составление А. п. испытуемых обычно носило характер устного или письменного повествования с отражением наиболее важных в представлении субъекта жиз­ненных событий и совмещением с ними описаний психического состояния или ди­намики течения болезни (в случае обсле­дования лиц, страдающих теми или ины­ми заболеваниями).

Получение сведений о жизни испы­туемого, особенностях самооценки жиз­ненной ретроспективы можно существен­но облегчить специальными приемами. Один из них — прием «автопортрета», описанный П. Ржичаном (1983). Испы­туемому предлагают начертить горизон­тальный отрезок прямой, где крайние точ­ки обозначают рождение и завершение жизни. После этого испытуемый выби­рает промежуточную точку, обознача­ющую настоящий момент времени, таким образом, чтобы отношение полученных отрезков отвечало ожидаемому отноше­нию между продолжительностью предшествовавшей моменту обследования и последующей жизни. На отрезках, пред­ставляющих прожитую и оставшуюся жизнь, могут быть отмечены наиболее важные события, свершившиеся или ожидаемые с надеждой или опасением. Испытуемый может также наметить ус­ловные «кривые удовлетворенностью жизнью» (рис. 1). Такая комбинация схематической автобиографии с т. н. «автобиопортретом» дает картину жиз­ненного пути и антиципацию, которая мо­жет быть использована в качестве от­правной точки для дальнейшей беседы с испытуемым.

Рис. 1. Схематическая автобиография

1 — рождение; 2 — переезд в город, в котором живет по сей день; 3 — развод родителей; 4 — знакомство с будущим мужем; 5 — смерть отца; 6 — смерть матери; 7 — болезнь мужа; 8 — усыновление ребенка; 9 — рож­дение внука; 10 — предполагаемое время смерти

Задача ретроспективной оценки жиз­ненного пути может быть субъективно облегчена с помощью приема «управляе­мой фантазии» (К. Лейнер, 1970; П. Ржичан, 1983). Прием может состоять, напри­мер, во «вживании» в свой воображаемый образ в старости с подведением итогов «прожитой жизни». Другой из возможных вариантов — «ускорение времени» (испы­туемый представляет себе, что он старше на 5 лет, потом на 10лет и т.д.) Экспе­риментатор регистрирует его представ­ления и стимулирует процесс фантази­рования вопросами: «Вам 55 лет. Какое положение Вы занимаете в обществе? О чем Вы говорите с навещающими Вас детьми?» и т. п.

АДАПТАЦИЯ ТЕСТА(лат. adaptatio -приспособление)— комплекс мероприя­тий, обеспечивающих адекватность тес­та в новых условиях его применения.

В отечественной психодиагностике осо­бую актуальность приобретает адаптация зарубежных тестов.

Можно выделить следующие основ­ные этапы А. т.:

— анализ исходных теоретических поло­жений автора теста;

— перевод теста и инструкций к нему на язык пользователя, завершаемый экс­пертной оценкой соответствия ориги­налу;

— проверка валидности и надежности теста, осуществляемая в соответст­вии с психометрическими требовани­ями;

— стандартизация теста на соответст­вующих выборках.

Особые проблемы возникают в связи с адаптацией разных видов опросников, а также вербальных субтестов, входящих в состав тестов интеллекта. Основные препятствия для исследователя связа­ны с языковыми и социокультурными различиями между народами разных стран.

Лингвистический аспект А. т. озна­чает приспособление его лексики и грам­матики к возрастной и образовательной структуре контингентов населения, пла­нируемых для обследования, учет коннотативного значения языковых единиц и категорий. Не меньшие сложности свя­заны с социокультурными различиями. Отражающимся в языке особенностям культуры того общества, в котором созда­вался тест, трудно, а порой и невозможно найти эквиваленты в другой культуре. Полная эмпирическая А. т. во многих случаях не уступает по сложности разра­ботке оригинальной методики.

В 60-70-х гг. А. т. в нашей стране по­нималась упрощенно, ее нередко сводили к переводу той или иной зарубежной ме­тодики, в лучшем случае ограничиваясь построением нормативного распределе­ния тестовых показателей. Теоретические концепции авторов тестов не анализиро­вали, данные об их надежности и валид­ности принимали за истинные. Затем, в 80-е гг., вопросы адаптации различных зарубежных тестов все чаще становятся предметом обсуждения советских пси­хологов, а позднее — психологов СНГ. Разрабатываются соответствующие реко­мендации (Ю. Л. Ханин, 1985; А. Г. Шме­лев и В. И. Похилько, 1985; Ю. М. Забро­дин с соавт., 1987, Л. Ф. Бурлачук, 1993 и др.). Требования, предъявляемые к А. т., предполагают высокую профессиональ­ную культуру психолога, широкое исполь­зование специальных технических прие­мов, в том числе на основе современной вычислительной техники.

АЙЗЕНКА ЛИЧНОСТНЫЕ ОПРОС­НИКИ— серия опросников личност­ных. Предназначены для диагностики нейротизма, экстраверсии—интроверсии и психотизма. Разработаны Г. Айзенком с сотр. А. л. о. являются реализацией типо­логического подхода к изучению лич­ности.

Г. Айзенк в своих работах неоднократ­но указывал на то, что его исследования вызваны к жизни несовершенством пси­хиатрических диагнозов. По его мнению, традиционная классификация психических заболеваний должна быть заменена системой измерений, в которой пред­ставлены важнейшие характеристики личности. При этом психические рас­стройства являются как бы продолжени­ем индивидуальных различий, наблюдае­мых у нормальных людей. Изучение работ К. Юнга, Р. Вудвортса, И. П. Павлова, Э. Кречмера и других известных психоло­гов, психиатров и физиологов позволило предположить существование трех ба­зисных измерений личности: нейротизма, экстра- и интроверсии и психотизма. Кратко остановимся на описании этих личностных измерений (в том виде, как они представлены в последних публика­циях Г. Айзенка).

Нейротизм (или эмоциональная не­устойчивость) представляет собой кон­тинуум от «нормальной аффективной стабильности до ее выраженной лабиль­ности». Нейротизм не тождественен не­врозу, однако у лиц с высокими пока­зателями по данной шкале в ситуациях неблагоприятных, напр, стрессовых, мо­жет развиться невроз. «Нейротическая личность» характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вы­зывающим их стимулам.

Заимствуя у К. Юнга понятие экстра­версии и интроверсии, Г. Айзенк напол­няет их иным содержанием. У К. Юнга это типы, различающиеся направленностью либидо, для Г. Айзенка — комплексы кор­релирующих между собой черт (см. также о понятиях экстратенсии и интроверсии у Г. Роршаха — Роршаха тест). Характе­ризуя типичного экстраверта, Г. Айзенк отмечает его общительность, широкий круг знакомств, импульсивность, оптимистичность, слабый контроль над эмоция­ми и чувствами. Напротив, типичный ин­троверт — это спокойный, застенчивый, интроспективный человек, который отда­лен от всех, кроме близких людей. Он пла­нирует свои действия заблаговременно, любит порядок во всем и держит свои чув­ства под строгим контролем.

По Г. Айзенку, высокие показатели по экстраверсии и нейротизму соответству­ют психиатрическому диагнозу истерии, а высокие показатели по интроверсии и нейротизму — состоянию тревоги или реактивной депрессии. Измерения экстра— интроверсии и нейротизма, которыми опе­рирует Г. Айзенк, в работах Р. Кэттелла рассматриваются в качестве факторов второго порядка (см. «Шестнадцать личностных факторов» опросник).

Психотизм, как и нейротизм, конти­нуален (норма—психотизм). В случае высоких показателей по этой шкале можно говорить о предрасположенности к психи­ческим отклонениям. «Психотическая личность» (не патологическая) характе­ризуется Г. Айзенком как эгоцентричес­кая, эгоистическая, бесстрастная, некон­тактная.

Большое внимание Г. Айзенк в своих исследованиях уделяет сбору экспери­ментальных данных, подтверждающих универсальность предложенных им изме­рений личности. Для этого он привлекает факторный анализ результатов много­численных и разнородных тестов (мето­дик), с помощью которых обследуются критериальные группы. Первоначально на основе комплекса признаков, дифференцирующих здоровых людей и больных неврозом, был выделен фактор нейротизма, позднее — фактор экстра—интроверсии, под который Г. Айзенк в течение дли­тельного времени стремился подвести физиологическую основу, используя ряд положений теории И. П. Павлова. В пос­ледние годы аналогичным путем обосно­вывается фактор психотизма. Напр., од­ним из «доказывающих» экспериментов является обследование групп психотичес­ких больных, больных неврозами и здо­ровых лиц с помощью тестов на остроту зрения, способность опознания «зашумленных» объектов, кожно-гальванической реакции и т. п. Показано, что эти группы дифференцируются по двум факторам — нейротизму и психотизму. Остается не­ясным, чем руководствовались исследо­ватели, составляя такие наборы тестов. Использованные показатели лишены тео­ретического обоснования, а примени­тельно к нейротизму и психотизму не мо­гут быть поняты в качестве внутренних условий, вызывающих невротические и психотические симптомы. И в то же вре­мя нейротизм и психотизм в случае их выраженности понимаются в качестве «предрасположенности» к соответствующим заболеваниям. Личностные из­мерения, предложенные Г. Айзенком, следует рассматривать как некоторые поведенческие характеристики, значение которых определяется их отношением к достаточно широкому кругу жизненных ситуаций.

Первый из опросников Г. Айзенка — «Моудслейский медицинский опросник» (Maudsley Medical Questionnaire, или MMQ, от названия клиники, в которой был создан) — был предложен в 1947 г. Он предназначен для диагностики нейротизма и состоит из 40 утверждений, с которыми обследуемому предлагается согласиться («да») или не согласиться («нет»). Напр.:

— Время от времени у меня случаются головокружения.

— Беспокоюсь о своем здоровье.

Утверждения были отобраны из уже известных к тому времени опросников, при этом автор опирался на клинические описания невротических расстройств. MMQ стандартизировался на материале обследования двух групп: «невротиков» (1000 человек) и «нормальных» (1000 че­ловек). Среднее количество ответов, сов­падающих с «ключом», у здоровых лиц со­ставляло 9,98, а у невротиков — 20,01. Детальный анализ ответов, полученных по каждому утверждению MMQ (при уче­те различий в психиатрических диагно­зах), показал, что с помощью опросника могут быть дифференцированы два типа невротических расстройств: истеричес­кие и дистимические. Исходя из этих ре­зультатов, Г. Айзенк предположил, что от­веты на утверждения MMQ позволяют сделать заключение и о позиции обследуемого на шкале другого измерения лично­сти, постулируемого этим исследовате­лем, экстраверсии—интроверсии. Этим была начата работа по конструированию нового личностного опросника. MMQ в психодиагностических исследованиях применения не нашел. Вслед за MMQ был предложен «Моудслейский личностный опросник» (Maudsley Personality Inven­tory, или MPI), опубликованный в 1956 г. Он предназначен для диагностики нейротизма и экстраверсии—интроверсии. MPI состоит из 48 вопросов (по 24 на каждое измерение), на которые обследуемый должен ответить «да» или «нет». Предусмот­рен случай, когда обследуемый затрудня­ется ответить («?»). За ответ, совпадаю­щий с «ключом», дается 2 балла, а за «?» — 1 балл. MPI разрабатывался в со­ответствии с теоретическими представ­лениями Г. Айзенка об экстраверсии— интроверсии и нейротизме и с учетом дан­ных, полученных с помощью первого оп­росника.

Приведем примеры вопросов по шкале экстраверсии—интроверсии:

— Склонны ли Вы действовать быстро, решительно?

— Считают ли Вас человеком живым, об­щительным?

Основанием для разработки МРI по­служили данные о том, что шкалы ратимии (беззаботности) и циклоидной эмоциональности опросника Гилфор­да—Мартина (один из опросников, раз­работанных Дж. Гилфордом с сотр.) диф­ференцируют невротиков в соответствии с теоретическими предположениями Г. Айзенка. Больные истерией по шкале ратимии получали большее количество баллов, нежели лица, страдающие реак­тивной депрессией и навязчивыми со­стояниями. В изученных клинических группах количество баллов по шкале ци­клоидной эмоциональности также было больше, чем у здоровых. На этой основе Г. Айзенк приступил к созданию MPI.

Предварительные исследования были проведены с использованием перечня из 261 вопроса, заимствованного из разных опросников. По результатам, полученным по шкале ратимии и циклоидной эмоциональности, были выделены (отдельно сре­ди мужчин и женщин) две группы. Затем провели разделение на группы с высоки­ми и низкими показателями. Используя критерий X2, осуществили анализ отве­тов на каждый вопрос. В итоге получили две группы вопросов, ответы на которые наиболее различались. На их основе пост­роили две шкалы — экстра—интровер­сии и нейротизма — по 24 вопроса в каж­дой. С помощью установленных ранее «ключей» сравнили результаты исходных групп. Для отдельных вопросов были рас­считаны коэффициенты интеркорреля­ции, подвергнутые затем факторному ана­лизу. Два выделенных фактора соот­ветствовали первоначально предпо­ложенным — экстра—интроверсии и нейротизму.

Коэффициент надежности MPI, опре­деленный путем расщепления, для шкалы нейротизма составлял 0,85-0,90, для шкалы экстра—интроверсии — 0,75-0,85, коэффициенты надежности ретестовой — 0,83 и 0,81 соответственно. Валидность обеих шкал MPI устанавливали способами, которые признаны многими исследователями методически несостоя­тельными, поэтому она не доказана. Об­наружена корреляция между шкалами экстра—интроверсии и нейротизма с ко­эффициентом 0,15-0,40, что противоре­чит исходному положению Г. Айзенка о независимости данных измерений личности. Разработан сокращенный вариант МРI из 12 вопросов. Коэффициенты кор­реляции с полным опросником составля­ют по шкале нейротизма 0,86, по шкале экстра—интроверсии — 0,87.

Практическое использование MPI по­казало значительные расхождения между получаемыми данными и теоретическими предсказаниями автора (особенно в кли­нических группах). Г. Айзенк не смог убе­дительно опровергнуть высказанные во многих зарубежных работах замечания, однако, несмотря на критику, MPI долгое время применяли в зарубежных психоди­агностических исследованиях.

Сведений об использовании в СНГ нет.

На основе дальнейших исследований Г. Айзенка и сотр., направленных на ана­лиз составляющих экстра—интроверсии и нейротизма как базисных личностных измерений, был предложен новый опросник, получивший название «Айзенка личностный опросник» (Eysenck Perso­nality Inventory, или EPI). Опубликован в 1963г., состоит из 48 вопросов, пред­назначенных для диагностики экстра— интроверсии и нейротизма, а также 9 во­просов, составляющих «шкалу лжи», по которой определяется наличие у обсле­дуемого тенденции представить себя в лучшем свете (см. Шкалы контроль­ные). Ответы, совпадающие с «ключом», оцениваются в 1 балл (ответы только «да» или «нет»). Разработаны две эквивалент­ные формы опросника — А и В.

Число обследованных в ходе разработ­ки EPI превышает 30 000 человек. Испы­туемые были разделены на группы в зави­симости от проявлений диагносцируемых характеристик. Изучались ответы лиц, от­несенных компетентными экспертами в группы экстравертов или интровертов, нейротиков или эмоционально уравнове­шенных. На основе полученных данных определялась дискриминативная возмож­ность каждого вопроса (см. Дискриминативность заданий теста}. В ходе разработки ЕР1 было установлено, что эк­страверсия является фактором высшего порядка, и, следовательно, в вопросах должны быть в более или менее равной доле представлены факторы низшего по­рядка. Прежде всего речь идет о таких выделенных Г. Айзенком компонентах эк­страверсии, как «импульсивность» и «общительность».

Коэффициенты надежности ретестовой EPI для фактора экстра—интроверсии составляют 0,82-0,85, для фактора нейротизма — 0,81-0,84, коэффициент надежности методом расщепления — 0,74-0,91. В зарубежных исследовани­ях сообщается о достаточной валидности EPI, иногда эти данные оспариваются. В данном опроснике существенно изме­нилось значение коэффициента интер­корреляции между шкалами (от +0,12 до -0,16), что соответствовало теорети­ческим предположениям Г. Айзенка. Предложен сокращенный вариант EPI, состоящий из 12 вопросов. Показатели корреляции с полным вариантом по шка­ле экстра—интроверсии — 0,81, нейро­тизма — 0,79. Созданы варианты EPI для обследования детей и подростков. EPI широко используется в отечественных ис­следованиях, однако его адаптация полно­стью не завершена (И. Н. Гильяшева, 1983; А. Г. Шмелев и В. И. Похилько, 1985).

В 1969 г. Г. Айзенк и С. Айзенк пуб­ликуют новый опросник под названием «Айзенка личностный опросник» (Ey­senck Personality Questionnaire, или EPQ), который предназначен для диагно­стики нейротизма, экстра—интроверсии и психотизма. Так же как и в EPI, в него включена «шкала лжи». Опросник состо­ит из 90 вопросов (по шкале нейротиз­ма — 23, по шкале экстра—интро­версии — 21, по шкале психотизма — 25, по «шкале лжи» — 21). Однако обычно используют вариант, состоящий из 101 вопроса (из них 11 вопросов — «буфер­ные», ответы на которые не учитывают­ся). Примеры вопросов по шкале психо­тизма:

— Будете ли Вы употреблять наркотиче­ские препараты, способные оказать не­предвиденное или опасное воздей­ствие?

— Испытываете ли Вы чувство жалости, сострадания к животному, попавшему в ловушку?

Изучение валидности личностного измерения «психотизм» осуществлялось обычным для исследований Г. Айзенка пу­тем — поиском экспериментальных кор­релятов психотизма, сравнением резуль­татов, полученных в группах здоровых и больных. Полученные данные спорны. Ко­эффициенты надежности ретестовой (ме­сячный интервал) опросника в различных группах по шкале психотизма составляют 0,51-0,86, по шкале экстра—интровер­сии 0,80-0,92, по шкале нейротизма — 0,74-0,92, по «шкале лжи» 0,61-0,90. Разработан вариант опросника для об­следования детей и подростков (от 7 до 15 лет).

Во многих зарубежных исследованиях аргументированно доказывается, что вве­дение такого личностного измерения, как психотизм, не имеет научного обоснова­ния, экспериментальные данные противо­речивы, а использование шкалы психотиз­ма на практике может способствовать появлению ложных диагностических ори­ентиров.

Сведений об использовании EPQ в СНГ не имеется.

АЙЗЕНКА ОПРОСНИК УСТАНОВОК К СЕКСУ(Eysenk Inventory of Attitudes to Sex, EIAS) — опросник личностный, опубликован Г. Айзенком в 1989 г.

Методика разработана на основе кон­цепции личности Г. Айзенка (см. Айзенка личностные опросники). Наряду с иссле­дованием отношения к сексу, А. о. у. с. ориентирован на прогноз удовлетворен­ности браком (Г. Айзенк, Г. Вейкфилд, 1981), выявление отклонений в сексу­альном поведении (Г. Айзенк, 1977), диа­гностику феминности—маскулинности (Г. Айзенк, 1971).

Опросник имеет полную и сокращен­ную формы. В полную версию входит 158 вопросов, в сокращенную — 96. Фор­мулировки вопросов одинаковы для мужчин и женщин. Большинство вопросов требуют ответа типа «да»/«нет», однако имеются и формулировки с ответами «верно»/«неверно», «согласен»/«не со­гласен». Предусмотрена возможность не­определенного ответа для каждого из пун­ктов опросника. Образцы вопросов приво­дятся ниже.

1. Представитель противоположного пола будет уважать Вас, если Ваше отношение к нему не будет развяз­ным. Да/нет.

2. Секс без любви не приносит удовле­творения. Согласен/не согласен.

16. Сексуальные контакты не являются для меня проблемой. Верно/невер­но.

Вопросы со 151 по 156 имеют различ­ные «меню» ответов, например:

153. Если у Вас будет возможность при­нять участие в оргии, то Вы: а) при­мете участие; б) откажетесь.

154. Вы бы предпочли совершать поло­вые акты: а) никогда; б) раз в месяц; в) раз в неделю; г) дважды в неделю; д) 3-5 раз в неделю; е) каждый день; ж) более чем один раз в день.

Вопрос 156 предусматривает «откры­тый» ответ: В каком возрасте Вы соверши­ли первый половой акт? Вопросы 157 и 158 имеют 10-балльную рейтинговую шкалу оценивания:

158. Оцените силу влияния комплекса факторов, угнетающих Вашу сексу­альность (моральных, эстетических, религиозных и т. д.) от 10 баллов до 100 (очень сильное, запрещающее воздействие).

Опросник допускает индивидуальное и групповое обследование. Продолжи­тельность обследования 20-60 мин.

Оценка результатов А. о. у. с. осно­вана на подсчете «ключевых» ответов. Г. Айзенком (1976) установлены процентиальные значения ответов на от­дельные вопросы для мужчин и женщин (см. Оценки шкальные). Нормы тестовые опираются на данные обследования 427 мужчин и 436 женщин ввозрасте от 18 до 60 лет (средний возраст около 30 лет). Сокращенная форма опросника стандартизирована на выборке из 423 юношей и 379 девушек (возраст 18-22 года, студен­ты университетов).

В ходе факторного анализа резуль­татов были выделены 12 обобщенных факторов, влияющих на результаты А. о. у. с.:

1. «Раскрепощенность» (Permissive­ness);

2. «Удовлетворенность» (Satisfaction);

3. «Невротическая сексуальность» (Neu­rotic sex);

4. «Безличная сексуальность» (Ampersonal sex);

5. «Отношение к порнографии» (Porno­graphy);

6. «Сексуальная робость» (Sexual shy­ness);

7. «Сексуальная раскованность» (Prudishness);

8. «Доминирование—подчиненность» (Dominance—Submission);

9. «Отвращение к сексу» (Sexual dis­gust);

10. «Сексуальное возбуждение» (Sexual excitement);

11. «Физиологический секс» (Physical sex);

12. «Агрессивный секс» (Agressive sex).

Влияние первых шести факторов ока­залось примерно равным у мужчин и жен­щин. В результате анализа интеркор­реляции факторов были выделены два фактора более высокого порядка: «сексу­альное влечение» (sexual libido) и «сексу­альная удовлетворенность» (sexual satis­faction), проявление которых отмечалось у обоих полов.

Г. Айзенком установлены коэффици­енты надежности и стандартные отклоне­ния для групп вопросов, которые в наибольшей степени нагружены перечис­ленными выше факторами г = 0,47-0,84 (в среднем г = 0,7). Сведения о валидности А. о. у. с. получены в ходе сопостав­ления результатов в различных выборках (разные возрастные контингенты, пред­ставители рабочих и среднего класса, жи­вущие в браке и одинокие) с параметрами психотизма, экстраверсии и нейротизма. Данные опросника сопоставлялись с пока­зателями других шкал сексуальных отно­шений, в частности Шкалой раскрепо­щенности Рейса (Reiss Permissiveness Scale, 1967). Имеются сведения о валидности критериальной, полученные на клинических выборках и в ходе близне­цовых исследований.

За рубежом А. о. у. с. используется в основном как исследовательская мето­дика и пока не находит широкого рас­пространения в индивидуальных психоди­агностических исследованиях и консультировании.

Данных об использовании в СНГ не имеется.

АМТХАУЭРА ИНТЕЛЛЕКТА СТРУК­ТУРЫ ТЕСТ(Amthauer Intelligenz-Struktur-Test, I-S-T) — тест интел­лекта. Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года. Предложен Р. Амтхауэром в 1953 г. (последняя ре­дакция осуществлена в 1973 г.).

А. и. с. т. состоит из девяти субтестов, каждый из которых направлен на измере­ние различных функций интеллекта (во всех группах заданий, за исключением IV-VI субтестов, используются задачи закрытого типа).

I.Логический отбор(LS) — иссле­дование индуктивного мышления, чутья языка. Задача испытуемого — закончить предложение одним из приведенных слов. Количество заданий — 20. Время выпол­нения — 6 мин.

II. Определение общих черт

(GE) — исследование способности к абстрагированию, оперированию вербаль­ными понятиями. В каждом задании ис­пытуемому предлагают пять слов, из ко­торых четыре объединены смысловой связью, а одно — лишнее. Это слово и следует выделить в ответе. Количество за­даний — 20, время их выполнения — 6 мин.

III. Аналогии(AN) — анализ комби­наторных способностей. В каждом зада­нии испытуемому предлагаются три сло­ва, между первым и вторым существует определенная связь. После третьего сло­ва — прочерк. Из пяти прилагаемых к заданию вариантов ответа необходимо вы­брать такое слово, которое было бы свя­зано с третьим таким же образом, как и первые два. Количество заданий — 20, время выполнения — 7 мин.

IV. Классификация(KL) — оценка способности выносить суждение. Испыту­емый должен обозначить два слова общим понятием. Количество заданий — 16, вре­мя выполнения — 8 мин. Оценка варьиру­ет от 0 до 2 баллов в зависимости от уров­ня обобщения.

V. Задания на счет(RA) — оценка уровня развития практического матема­тического мышления. Субтест состоит из 20 арифметических задач. Время реше­ния — 10 мин.

VI. Ряды чисел(ZR) — анализ ин­дуктивного мышления, способности опе­рировать числами. В 20 заданиях не­обходимо установить закономерность числового ряда и продолжить его. Время выполнения — 10 мин.

VII. Выбор фигур(FS) — исследо­вание пространственного воображения, комбинаторных способностей. Испытуе­мому предъявляют карточки, где изобра­жены разделенные на части геометричес­кие фигуры (рис. 2). При выборе ответа следует найти карточку с фигурой, которая соответствует разделенной на части. Количество заданий — 20. Время выпол­нения — 7 мин.

VIII. Задание с кубиками(WU) — исследуются показатели, близкие по ха­рактеру измеряемым VII-м субтестом. В каждом из 20 заданий предъявляется куб в определенном, измененном по отно­шению к ряду кубов, обозначенных буква­ми, положении. Необходимо идентифици­ровать данный куб с одним из обозначенных буквами (рис. 3). Время решения — 9 мин.

Рис. 2. Образец заданий из субтеста VII «выбор фигур» Амтхауэра интеллекта структуры теста

Рис. 3. Образец заданий из субтеста VIII «зада­ние с кубиками» Амтхауэра интеллекта структу­ры теста

IX. Задания на способность сосре­доточить внимание и сохранить в па­мяти усвоенное(ME). Испытуемый должен запомнить ряд слов и найти их среди других, предлагаемых в задании. Слова для запоминания объединены в таб­лице по определенным категориям, напр. цветы: тюльпан, жасмин, гладиолус, гвоз­дика, ирис; или животные: зебра, уж, бык, хорек, тигр.

Всего предлагается запомнить 25 слов (время заучивания таблицы — 3 мин.). Кроме того, испытуемых предупреждают о том, что в ряду из пяти слов, где нужно найти заученное, это слово должно зани­мать то же порядковое место, что и в таб­лице. Напр., ряд, где требуется найти заученное слово: а) зебра, б) гладиолус, в) гравюра, г) ласточка, д) нож. Пра­вильным решением будет выбор слова «зебра». Время выполнения 20 заданий — б мин.

Всего в А. и. с. т. обследуемому пред­лагается 176 заданий. Общее время об­следования (без подготовительных проце­дур и инструктажа испытуемых) — 90 мин. При подсчете «сырых» оценок (кроме IV субтеста) каждое правильное решение оценивается в 1 балл. Оценки первичные по каждому субтесту перево­дятся в оценки шкальные, таким образом структуру интеллекта можно охарактери­зовать по профилю успешности выполне­ния отдельных групп заданий (рис. 4). Сумма первичных баллов по всем субтес­там переводится в общую оценку уровня интеллекта.

Рис. 4. Бланк обследования и «профили интел­лекта» Амтхауэра интеллекта структуры теста

А. и. с. т. имеет три параллельные формы теста (А, В, С), модификация IST70 — четыре формы (А1, В2, С3, D4).

А. и. с. т. разрабатывался в первую очередь как тест диагностики уровня об­щих способностей в связи с проблемами психодиагностики профессиональной, ре­комендаций по выбору профессии, анали­за профессиональной пригодности.

При создании теста Р. Амтхауэр ис­ходил из концепции, рассматривающей интеллект как специализированную под­структуру в целостной структуре личнос­ти. Этот конструкт понимается им как структурированная целостность психи­ческих способностей, проявляющихся в различных формах деятельности. В ин­теллекте обнаруживается наличие опре­деленных «центров тяжести» — речевого, счетно-математического интеллекта, про­странственных представлений, функций памяти и др.

Р. Амтхауэр (1953) отмечал тесную связь интеллекта с другими компонен­тами личности, ее волевой и эмоциональ­ной сферами, потребностями и интереса­ми. При отборе тестовых заданий автор руководствовался двумя основными прин­ципами: обеспечением максимально высо­кой корреляции каждого субтеста с об­щим результатом и достижением возмож­но низкой корреляции между отдельными группами заданий. Среднее значение ко­эффициента корреляции между группами заданий и общим результатом — 0,65 (0,80-0,45), средний показатель интер­корреляции субтестов — 0,36 (0,62-0,20).

Коэффициент надежности ретестовой А. и. с. т. (интервал повторного исследования — 1 год) — 0,83-0,91. Ко­эффициенты надежности параллельных форм — 0,95, надежности частей тес­та (метод расщепления) — 0,97.

Валидность критериальная по кор­реляции с успеваемостью — 0,46; с экс­пертными оценками уровня интеллек­туального развития — 0,62 (выборка валидизации — 350 испытуемых). Тест имеет высокие показатели валидности текущей и валидности прогностичес­кой, определенной по методу контраст­ных групп.

Адаптированный вариант А. и. с. т. под названием «тест-Су» нашел широкое применение в Эстонии для изучения уровня интеллектуального развития уча­щихся средней школы (X. И. Лийметс с соавт., 1974). Опубликованы материалы об использовании неполного варианта те­ста (исключен один из субтестов) при об­следовании учащихся 7-10 классов го­родских и сельских школ (М. К. Акимова с соавт., 1984). Получены данные о доста­точно высокой надежности и валидности неполного варианта А. и. с. т. В этом ис­следовании авторы вводят понятие «соци­ально-психологической нормы», которая определяется как система требований об­щества к психическому развитию инди­вида (К. М. Гуревич с соавт., 1986). В этом случае оценка результатов тести­рования должна исходить из степени бли­зости к социально-психологическим нор­мам, которые дифференцируются в обра­зовательно-возрастных границах и долж­ны прийти на смену традиционным стати­стическим нормам.

АССОЦИАЦИИ СЛОВЕСНОЙ ТЕСТ(Word Association Test) — предтеча про­ективных методик исследования лич­ности. Изучение ассоциаций началось задолго до возникновения научной психо­логии и восходит к Аристотелю и Т. Гоббсу. А. с. т. впервые описан и система­тизирован Ф. Гальтоном (1879) в связи с задачей изучения «ассоциации идей». В дальнейшем он получил развитие в ис­следованиях Э. Крепелина (1892), К. Юн­га (1906), Г. Кента и А. Розанова (1910), В. Вундта (1911), А. Р. Лурии (1932), Д. Рапапорта с сотр. (1946).

Стимульный материал А. с. т. состоит из списка не связанных между собой слов (слова-стимулы), при прочтении каждого из них обследуемый должен как можно быстрее произнести первое пришедшее на ум слово (слова-ассоциации). Фиксирует­ся время реакции и любые другие особен­ности поведения обследуемого. Для про­ведения А. с. т. необходимо располагать полученными на репрезентативной выборке данными об обычных, наиболее ча­сто встречающихся словах-ассоциациях, а также средних величинах времени реак­ции. Наиболее широко распространенный в зарубежных исследованиях стандарти­зированный вариант А. с. т. разработан Г. Кентом и А. Розановым и состоит из 100 словстимулов.

Интерпретация полученных результа­тов зависит от теоретических взглядов исследователей, использовавших А. с. т. Так, согласно К. Юнгу, по характеру ассо­циаций, времени реакции, общему поведе­нию обследуемого можно судить о его скрытых аффективных комплексах. В цен­тре внимания Д. Рапапорта находятся психосексуальные проблемы. Большин­ство же исследователей сегодня склонны рассматривать А. с. т. в качестве индирективного приема изучения интересов и установок личности. В некоторых иссле­дованиях объективизация получаемых с помощью А. с. т. данных достигается параллельным замером психофизиологиче­ских показателей (А. Р. Лурия, 1932). А.с.т. стимулировал появление таких проективных

Наши рекомендации