Список условных обозначений и сокращений

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ

КАЗАХСТАН

КАЗАХСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Г.Ж.Каримбаева

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Учебное электронное пособие

АСТАНА

ОГЛАВЛЕНИЕ

Тема 1 Предмет и метод экономической теории. Место и роль экономической теории в развитии общества  
Тема 2 Основы общественного производства  
Тема 3 Отношения собственности и их роль в экономике  
Тема 4 Формы общественного хозяйства  
Тема 5 Основы теории спроса и предложения  
Тема 6 Основы теории индивидуального воспроизводства  
Тема 7 Кругооборот и оборот капитала (фондов) предприятия  
Тема 8 Издержки и доход предприятия (фирмы)  
Тема 9 Рынки факторов производства и формирование факторных доходов  
Тема 10 Национальная экономика как система  
Тема 11 Макроэкономическое равновесие  
Тема 12 Цикличность экономического развития как закономерность макроэкономики  
Тема 13 Безработица и инфляция как проявления экономической нестабильности  
Тема 14 Основные направления экономической политики  
Тема 15 Экономический рост  
Список использованных источников  
   

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебное пособие предназначено для студентов бакалавриата экономических специальностей, соответствует ГОСО и типовой программе специальностей.

Рекомендуется для занятых студентов, пропустивших лекции по каким-либо причинам, или тех, кто изучает данный курс самостоятельно, т.к. лекции изложены кратко и доступно. Может использоваться также на практических занятиях и СРСП.

Учебное пособие разработано ст.преп. кафедры экономики и менеджмента, к.э.н. Г.Ж.Каримбаевой.

ВВЕДЕНИЕ

Курс «Экономическая теория» является базовой теоретической дисциплиной. Его основной задачей является формирование экономического мышления, а также формирование знания основных понятий и закономерностей экономики, умение рассчитывать отдельные показатели.

По структуре содержит дидактический материал по 15 темам, которые последовательно раскрывают предмет и метод курса; характеристику основных типов экономических систем, экономическое содержание собственности и этапов приватизации в Республике Казахстан; выявляет сущность рыночной системы и закономерности ее функционирования, основы микроэкономики, а также основные цели макроэкономики и методику подсчета ее основных показателей, таких как ВВП, ВНП, темп инфляции, уровень безработицы, мультипликатор расходов и т.д.

Для более полного усвоения материала рекомендуется самостоятельно ответить на контрольные вопросы, решить задачи и найти правильные ответы на представленные тесты. При этом необходимо внимательно прочитать материал лекций.

СПИСОК УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ И СОКРАЩЕНИЙ

ВВП - Валовый внутренний продукт

ВДС - Валовая добавленная стоимость

ВТО - Всемирная торговая организация

вуз - высшее учебное заведение

ГЦБ - государственные ценные бумаги

ГП ФИИР – Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития

ЗВР - золотовалютные резервы

ЕС - Европейский союз

ИКТ - информационно-коммуникационные технологии

МВФ - Международный валютный фонд

МБРР – Международный банк реконструкции и развития

МСБ - малый и средний бизнес

НБРК - Национальный банк Республики Казахстана

ндс - налог на добавленную стоимость

НИИ - научно-исследовательский институт

НИОКР - научные, исследовательские и опытно-конструкторские разработки

НИС - новые индустриальные страны

НТП - научно-технический прогресс

НТР - научно-техническая революция

НФ РК - Национальный фонд Республики Казахстан

СИИР - Стратегия индустриально-инновационного развития

СНГ - Содружество независимых государств

СПК - социально-предпринимательские корпорации

ТНК - транснациональные компании

ТУ - технологический уклад

ЦДС - цепочка добавленных стоимостей

KASE - Казахстанская фондовая биржа

ТЕМА 1 ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МЕСТО И РОЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА

Предмет курса

Для начала рассмотрим, что означает термин «экономика».

Автором термина является некий мудрый грек по имени Ксенофонт, который жил в 4 веке до нашей эры. В научный оборот термин введен Аристотелем. А означает этот термин «искусство ведения хозяйства». И это определение актуально по сей день. Приведем такой пример: пусть двум хозяйкам на ведение домашнего хозяйства выдана одинаковая сумма денег (60 тысяч тенге). Первая хозяйка истратила их в течение нескольких дней, а второй хозяйке этих денег хватает на месяц, и еще остается «заначка» на косметику. Кто из вышеуказанных двух хозяек может быть названа более экономной? Конечно, вторая.

Значение экономики как области знаний определяется следующим. Американский философ Маслоу в своей пирамиде потребностей на первую ступень поставил утилитарные потребности, такие как потребности в пище и жилище. Их можно отнести к группе материальных потребностей. Образно говоря, человек «должен есть, чтобы жить». Поэтому экономика, изучающая материальную сферу, является важнейшей областью знаний.

Раймон Барр, автор учебника «Политэкономия» и бывший министр Франции, сказал примерно так: «Экономическая деятельность бывает тогда, когда имеют место следующие моменты:

1) Редкость чего-либо. Образно говоря, когда чего-то мало, мы становимся в очередь и готовы заплатить деньги. А деньги – всеобщий эквивалент в экономике. Поэтому экономические блага редки, а неэкономические блага находятся в изобилии. Например: вода в водоемах – неэкономическое благо, т.к. находится в изобилии, однако вода питьевая, которую мы покупаем в магазине, является экономическим благом, т.к. это редкое благо.

2) Выбор использования редкого. Проблема выбора стоит всегда перед человеком, ведь природой ему отпущено мало времени для жизни. Такие проблемы как «жениться – не жениться», «учиться – не учиться» и т.д. возникают постоянно перед человеком. В экономике - это выбор использования ограниченного количества денег потребителем, либо выбор использования средств фирмы в той или иной сфере бизнеса, либо выбор использования ресурсов для производства тех или иных товаров обществом.

3) Цена выбора (упущенные возможности) или альтернатива. Это то, что человек потерял, выбрав данный путь, а не другой. К примеру, в экономике, это максимальная зарплата, которую теряет студент-очник, изучая науки. Предприниматель имеет упущенные возможности в других секторах, вложив средства в данную сферу бизнеса.

Отсюда главная проблема в экономике - проблема эффективности, т.е. получение максимальной отдачи от вложенных средств. Поэтому «homo ekonomikus» - человек рациональный, он рассуждает с точки зрения «издержки - выгоды». Эта та сфера жизни, где он думает, образно говоря, не сердцем, а головой. Причем, необходимо напомнить, что любая теория – это идеал, т.е. экономическая теория изучает поведение идеального «экономического человека».

Для такого субъекта экономики как потребитель проблема эффективности означает максимальное удовлетворение его потребностей с помощью ограниченного содержимого кошелька, для фирмы - достижение максимальной прибыли, для общества в целом – максимальное удовлетворение безграничных потребностей общества при наличии ограниченных ресурсов.

Российский экономист А.М.Никитин предложил понятие «гиперэкономика». Он считает, что рациональные действия человека в настоящее время соизмеряемы с условиями природной среды для обеспечения максимального времени его пребывания на земле. Это особенно актуально сейчас, когда происходит резкое обострение экологических проблем.

Если рассмотреть исторический аспект, надо учесть, что когда-то, в средние века, предметом изучения теоретической экономики являлось домашнее хозяйство, а наука называлась «Экономия».

По мере развития товарных отношений и становления капиталистической экономической системы появилась наука «Политическая экономия». Автором этого термина является Антуан де Монкретьен. Политическая экономия изучала производственные отношения, возникающие между людьми в процессе общественного воспроизводства. В эпоху зарождения капитализма сфера производства являлась главным источником богатства, поэтому понятия «производственные отношения» и «экономические отношения» являлись тождественными понятиями. Эти отношения имели троякий характер:

1) Социально-экономические отношения (отношения собственности, распределения дохода). Социально-экономические отношения считались определяющими, т.к. политэкономия, что видно даже по названию, рассматривала отношения социальных классов.

2) Организационно-экономические отношения (отношения в сфере менеджмента, маркетинга).

3) Технико-экономические отношения (отношения, связанные с технологией производства).

На рубеже ХIХ-ХХ вв. появилась наука «Экономикс». Автором этого термина является профессор Кембриджского Университета А.Маршалл. Предметом изучения «Экономикс» является проблема максимального удовлетворения безграничных потребностей людей с помощью товаров, произведенных из ограниченных ресурсов.

Безграничность потребностей – это то, что присуще всем людям (за исключением аскетов или бомжей). Человек потому, наверное, ходит вертикально, что стремится к лучшему, в т.ч. в материальной сфере.

Потребность – это желание, нужда в чем-либо. Формула потребности - «хочу». Р.Барр дал такое определение этому понятию: «Это желание продлить приятное и прекратить неприятное», что тоже верно. Потребности бывают физиологические (в пище), эстетические (желание жить в окружении красивого), в безопасности, социальные (например, желание иметь определенный статус в обществе), психологические (желание быть в гармонии с кем-то конкретно или людьми вообще), материальные (в конкретных материальных благах) и т.д.

Чтобы удовлетворить материальные потребности людей, надо произвести товары из определенных ресурсов. Ресурсы - это то, с помощью чего можно произвести материальные блага. К ним можно отнести:

ü труд;

ü предпринимательский талант;

ü природные ресурсы;

ü капитал;

ü деньги;

ü время;

ü информацию.

В отличие от ресурсов, факторы производства – это то, с помощью чего производятся товары. Например, лес – это ресурс. Но если лесные угодья используются в производственных целях, для получения дохода, они становятся еще и факторами производства. Предлагаемый курс «Экономическая теория», составлен на основе типовой программы для экономических специальностей и условно включает 3 раздела:

· основы экономики, где вы рассмотрите такие понятия, как собственность, экономические системы, элементы рыночной системы и т. д.

· основы микроэкономики, которая изучает поведение отдельных индивидов, таких как фирма и потребитель, а также рынки отдельных товаров и ресурсов. Например, как формируются спрос и предложение на рынках товаров и ресурсов.

· основы макроэкономики, которая изучает проблемы экономической системы в целом, такие как инфляция, безработица, экономический рост.

Предмет отвечает на вопрос «Что». Предметом данного курса является изучение экономических отношений, возникающих между людьми в процессе удовлетворения безграничных потребностей при использовании ограниченных ресурсов.

При изучении курса выполняются следующие функции:

1. Практическая функция. Экономика - материальная сфера и этим реализуется эта функция.

2. Познавательная функция.При изучении любого курса Вы расширяете кругозор и при этом выполняется данная функция.

3. Идеологическая функция.Как в свое время политическая экономия являлась идеологией плановой экономической системы, так и сейчас экономическая теория является идеологией рыночной системы, где живет рациональный человек.

4. Методологическая функция. Наряду с микроэкономикой и макроэкономикой, экономическая теория является базовой теоретической дисциплиной. Главная задача всех базовых дисциплин – формирование определенного образа мыслей. Изучаемые на этих предметах теории, законы, принципы используются в дальнейшем при изучении всех прикладных дисциплин.

Методы познания

Слово «метод» в переводе с греческого означает «путь познания». В

экономической теории используются общепринятые методы познания, которые изучаются в курсе философии. Это, прежде всего:

1. Метод научной абстракции. Абстракция – это обобщение, когда из ряда похожих явлений выделяют главное. Абстракцией являются понятия, формулы, теоретические законы. Например, закон перехода количества в качество или закон спроса, понятия «человек» или «стол», формула, по которой определяется окружность и т.д. Что дает человеку умение абстрактно мыслить? С нашей точки зрения, умение задавать и находить ответ на вопрос «почему», так как любые законы выявляют причинно – следственные связи, а зубрежка теоретических законов приучает человека задавать этот вопрос; развивает логику, так как, зная причину, можно спрогнозировать следствие; учит быстро принимать решения, благодаря умению выявлять главное.

2. Метод индукции или эмпирический метод (слово «эмпирио» означает опыт) – это метод познания от частного к общему. Например, от фактов - к теории.

3. Метод дедукции или гипотетический – метод познания от общего к частному, например, от гипотезы - к фактам. Так, упавшее на голову Ньютона с дерева яблоко привело к созданию его второго закона.

4. Метод сравнения - выявление различий и схожести нескольких явлений.

5. Аналогия - перенос свойств с известного явления на неизвестное явление.

6. Анализ - разделение целого на части.

7. Синтез-соединение частей в целое.

8. Моделирование. Экономическая модель – это формализованное описание какого-либо явления.

При изучении экономической теории используются и другие методы. Так, есть два способа анализа экономических явлений: позитивный и нормативный. Позитивный анализ – это анализ «как есть». Например, предложение «Дефицит бюджета составил 5% ВВП» является позитивным. Нормативный анализ осуществляется с точки зрения «как следует, как должно быть».Предложение «Дефицит бюджета должен составлять не более 2-3 % ВВП» является уже нормативным.

При изучении курса реализуются следующие принципы:

· Связь с практикой.Любая теория ничто без практики, просто грезы.

· Единство микро- и макроанализа.На этот счет один экономист сказал так: «Если на некий пейзаж смотреть глазами червяка – это микроэкономика, если на тот же пейзаж смотреть с высоты птичьего полета – это макроэкономика». Такой макроэкономический показатель как ВВП (валовый внутренний продукт) есть совокупность конечных товаров, произведенных в течение года субъектами микроэкономики – фирмами, находящимися на территории данной страны.

· Реальный историзм.Означает, что необходимо учитывать реальные исторические условия. Пример тому: разные пути развития стран СНГ, которые в начале перестройки находились примерно в одинаковых условиях.

Вопросы для контроля

1) Что означает термин «экономика»?

2) Кто является автором термина «экономика»?

3) Чем отличается экономическое благо от неэкономического блага?

4) Верно ли, что потребности безграничны? Сможете ли Вы доказать обратное?

5) Что такое эффективность?

6) Какие из ресурсов являются наиболее важными в ХХI веке?

7) Позитивны или нормативны следующие суждения:

-«Холодно»;

-«Темп инфляции за 9 месяцев текущего года составил 9%»;

-«Для снижения уровня инфляции необходимо проводить жесткую кредитно-денежную политику»;

-«Необходимо сократить уровень бедности в стране».

8) Насколько важно будущему экономисту уметь абстрактно мыслить?

9) Что показывает кривая производственных возможностей?

Вопросы для контроля

1) Что такое производство?

2) Чем отличается простое воспроизводство от расширенного воспроизводства?

3) Чем отличается методика подсчета СОП и ВНП?

4) Некоторые авторы усматривают общие черты в экономической системе СССР и в азиатском способе производства. Выскажите свою точку зрения. (см.

Информация из Интернета)

5) В стране A товары и услуги производятся одним и тем же способом с незапамятных времен. Профессия определяется при рождении. Какая экономическая система характерна для этой страны?

6) Проанализируйте следующие высказывания:

а) «В стране, которой хорошо правят, стыдятся бедности. В стране, которой правят плохо, стыдятся богатства» (Конфуций, 5 век до н.э.);

б) «Собственность разъединяет людей. Богачи, середняки и бедняки – это реалии рыночной экономики. Вся проблема в том, сколько первых, вторых и третьих» (А.Казаков, экономист);

в) «Если рыночная экономика – это блаженство для немногих, то плановая система – убожество для всех» (У.Черчилль).

Информация из интернета*

Азиатский и античный способы производства.Древний Восток не случайно явился той частью земного шара, где впервые был осуществлён переход к классовому обществу, появилась государственность. В древневосточном регионе раньше других областей северного полушария возникли условия для развития человеческой цивилизации. В то время как почти весь европейский континент ещё покрывали густые леса и лишь кое-где были разбросаны стоянки первобытных охотников, на Древнем Востоке уже начинала расцветать довольно высокая по тому времени материальная культура.

Первые государства сложились в странах с жарким климатом, в долинах рек Нил - за 3000 лет до нашей эры, Тигра, Евфрата, Ганга и в долинах китайских рек. В благоприятных климатических условиях и на плодородных почвах можно было получать значительный прибавочный продукт даже при низком уровне техники земледелия. С появлением железных орудий производительность труда повысилась. За счёт этого прибавочного продукта теперь могли жить люди, которые сами пищу не добывали. Они могли заниматься наукой, искусством, изготовлять ремесленные изделия. С появлением такого слоя людей прогресс человеческого общества увеличился. Но для того, чтобы эти люди могли существовать, этот прибавочный продукт надо было отобрать у тех, кто его производил. А это было возможно только при разделении общества на классы и рождении государства.

Страны Древнего Востока существенно отличались от античных рабовладельческих государств. На Востоке рабы не были главной производительной силой общества. Сельским хозяйством и ремеслом занимались люди, которые формально считались свободными. Земля на Востоке находилась в государственной или государственно-общинной собственности. Государственный строй на Востоке имел особую форму восточной деспотии, то есть полного бесправия жителей государства перед лицом власти.

Причины таких особенностей кроются в сохранении общинной системы. Подавляющее число жителей государств Древнего Востока было занято в сельском хозяйстве. Но земля без воды не представляла никакой ценности, а оросительные системы были собственностью государства. Работы по созданию таких систем требовали больших людских ресурсов. Общинная трудовая повинность вскоре превратилась в государственную. Таким образом, государство подчинило себе общинников-земледельцев, и они практически перестали быть свободными. Их использовали при создании сложных оросительных систем, при строительстве храмов и других циклопических сооружений. В отличие от рабов, это была даровая рабочая сила, которую не надо было кормить и одевать. Их труд можно было использовать очень расточительно.

В Азии государство имело особую форму управления – управление общественными работами. Такая система требовала наличия большого бюрократического аппарата. Сложилась централизованная государственная система хозяйствования.

В странах Древнего Востока не было частных феодальных владений. Территория государства была общим поместьем всего правящего класса. Государство стремилось присвоить себе как можно больше прибавочного продукта. Такая форма государственного устройства была названа К. Марксом “поголовным рабством”. В научной среде политический строй получил название “Восточной деспотии”.

Но экономическое развитие этих стран почти остановилось, и европейские народы за короткий срок смогли перегнать страны Древнего Востока в экономическом развитии. Это принято называть восточной стагнацией. Главной причиной стагнации являлось то, что интересы личности подчинялись общественным. Интересам общины, касты, государства. Подавлялась любая предпринимательская инициатива, которая невозможна без свободного распоряжения собственностью. Община предполагает наличие огромного числа традиций, когда каждое действие предопределено обычаями.

Античное рабовладение.Своего полного, наивысшего развития рабовладельческий способ производства достиг в так называемом античном мире – в Древней Греции и Древнем Риме - существовавших позже, чем древневосточные государства. В античных государствах рабство приняло наиболее законченные, классические формы.

Первый период истории Древней Греции с XII по VIII вв. до нашей эры, называется Гомеровским. Но в этот период времени ещё нет государства. Это был переходный период от первобытнообщинного к классовому обществу, который принято называть периодом строя военной демократии. Верховным органом племени было народное собрание, которое выбирало вождя. Строй военной демократии на переходе к государству был у всех народов.

· С VIII по III вв. до нашей эры, - период государств-полисов. Это и есть классический рабовладельческий период Древней Греции. Она не была единым государством, а состояла из множества маленьких государств-полисов. Полис – город-государство с прилегающими землями. Демократия обеспечивалась экономическими гарантиями: свободные бедняки обеспечивались прожиточным минимумом за счёт города, а город получал эти средства с богачей в виде налогов. По закону свободный грек не мог стать рабом в своём государстве-городе. Образование рабовладельческих городов-государств совпало с колонизацией греками ряда иноземных территорий и регионов. Эту колонизацию называют великой греческой. В отличие от Древнего Египта, в Греции торговали при помощи денег. Но свои денежные знаки чеканил каждый полис. Это обстоятельство породило ростовщичество, поскольку соотношение ценности монет было разным во всех городах. В колониях развивалась торговля. Греки меняли продукты ремесленного производства на продовольственные товары. Колонии становились посредниками в торговле греков с другими народами.

· Заключительный период в экономической истории Древней Греции – это VI–IV вв. до н.э. – время расцвета Афинского рабовладельческого государства. Наиболее сильным греческим городом-государством в VI веке до нашей эры становятся Афины. Афинам удалось укрепить своё могущество в результате побед в ряде войн. Афины становятся центром, осью политической и экономической жизни Древней Греции. В V в. до н.э. экономическая жизнь Афин достигла наивысшего расцвета, в основе которого лежала широкая эксплуатация рабского труда. Рабы стали использоваться во всех отраслях народного хозяйства: в сельском хозяйстве, в строительстве, в ремесленных мастерских, в качестве гребцов и т.д.

Но расцвет Афин был непродолжительным. В 431 году до н.э. в результате противоречий вспыхнула война между Афинами и Спартой. В результате этой войны оба государства были сильно ослаблены и вскоре были захвачены Александром Македонским. Территории этих городов-государств были включены в империю Александра Македонского, но и она вскоре распалась после его смерти.

Экономическое развитие Древнего Римаявляется одним из важнейших этапов всемирной истории. На её примере можно проследить зарождение, расцвет и гибель рабовладельческого общества и государства в их наиболее зрелых и классических формах.

· Первый период истории Древнего Рима, с VIII по VI вв. принято называть “царским”. Но это было совсем не монархическое государство во главе с царём. Римские «цари», как и греческие басилевсы, были военными вождями, а общественный строй Рима – строем военной демократии.

· В VI в. до н.э. возникает государство и начинается второй период римской истории – период республики. В это время в ходе завоевательных войн Рим подчинил другие племена, жившие на территории современной Италии, но где ещё не сложилось единое государство. В период республики основу сельского хозяйства составляли мелкие крестьянские хозяйства. Главной продукцией земледелия было зерно, которое экспортировалось. Но при переходе к периоду империи в сельском хозяйстве наступил переворот. В результате побед в ряде пунических войн из захваченных земель в Рим хлынуло дешёвое зерно в качестве контрибуции или налогов. Рим грабил провинции. Вскоре в Риме сложилась ситуация, при которой в сельском хозяйстве был необходим переход от зерноводства к интенсивным отраслям сельского хозяйства. Такой переход оказался возможным только для крупных рабовладельческих хозяйств, закончился к I в. до н.э. и стал одной из экономических предпосылок перехода к империи. Организация ремесла в Риме отличалась от греческой. Труд рабов в массовых масштабах применялся только в строительстве и горном деле. В это время Рим превратился в наиболее развитое рабовладельческое государство древности. Главным источником рабов в Риме были войны. Часть жителей завоеванной страны римляне убивали, а часть обращали в рабство.

Высокому уровню развития торговли в пределах всей Римской империи способствовали два обстоятельства:

· введение единой денежной системы по всей империи. Благодаря этому не было необходимости обменивать деньги одного полиса на деньги другого, как это было в Греции.

· строительство дорог, мощёных камнем, пересекавших всю Европу, способствовало развитию торговли. В Риме практиковалось страхование перевозимых грузов.

Кризису рабовладельческой системы способствовало следующее.Эксплуатировать чужой труд можно было, главным образом, захватывая военнопленных и превращая их в рабов. Но такой способ эксплуатации имел важные последствия. Необходимым условием развития рабовладельческого хозяйства были постоянные войны.

Во II в. наступил кризис рабовладельческой системы. Военные победы Рима всё чаще стали сменяться поражениями. Главный источник пополнения дешёвых рабов стал иссякать. Всё сильнее стали проявляться отрицательные стороны малопроизводительного рабского труда, который был эффективен лишь в условиях массового применения. С сокращением притока рабов цены на них возросли, а дорогого раба нельзя эксплуатировать методами простого принуждения. Дорогого раба приходилось беречь и добиваться увеличения производительности труда путем материальной заинтересованности.

Однако даже нововведения в области рабовладения не были в состоянии спасти Римскую империю. Для победы феодальных отношений нужны были крестьяне. Римские крестьяне были разорены, и разорение началось ещё при переходе к крупным рабовладельческим хозяйствам на селе. С крестьянством исчезла и победоносная римская армия. Рим постепенно приходил в запустение и вскоре пал под натиском варваров. Рабовладельческий строй погиб вместе с Римской империей.

Вопросы для контроля

1) Проанализируйте высказывание: «Собственность – прежде всего социальное, а не природное явление».

2) Каковы различия между пониманием собственности в экономическом и юридическом смысле?

3) Почему эволюционные и революционные преобразования экономической системы всегда начинаются с отношений собственности?

4) Назовите пути приобретения или прекращения права собственности. Приходилось ли вам пользоваться каким – либо из них?

5) Что относится к интеллектуальной собственности?

6) Всегда ли переход от одной собственности к другой происходит революционным путем? Каким путем осуществлялась приватизация в Республике Казахстан, какую цель преследовала?

7) Несет ли собственник (индивидуальный или коллективный) ответственность за принадлежащее ему имущество?

8) В мировой практике известны 2 формы проведения приватизации: бесплатная передача или продажа государственного имущества. Кому выгодна каждая из этих форм?

Сущность рынка

Рынок – это форма взаимодействия независимых продавцов и покупателей. Сущность рынка наиболее полно проявляется в его элементах.

К ним можно отнести производителей и потребителей. Одни производят товар, другие – потребляют его. Далее, они формируют спрос и предложение. Спрос выступает на рынке в виде потребности, обеспеченной деньгами. Предложение – это результат применения наиболее экономных методов производства и эффективного использования ресурсов при производстве товаров. Спрос и предложение обеспечивают постоянную связь между производителями и потребителями материальных благ.

Следующим элементом рыночной экономики выступают цены. Равновесная цена образуется в результате взаимодействия спроса и предложения. Важнейший элемент – конкуренция. Это соперничество с точки зрения фирм и расщепление экономической власти с точки зрения общества. Адам Смит назвал конкуренцию «невидимой рукой» рынка, благодаря которой эгоистические побуждения отдельных индивидов в виде собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества. Существуют следующие виды конкуренции:

1) Честная и недобросовестная конкуренция. В соответствии с Законом Республики Казахстан «О недобросовестной конкуренции» к недобросовестной конкуренции относят любые действия физического, юридического лица или государственного органа, препятствующие конкуренции. Это такие действия, как горизонтальные слияния, сговоры, разглашение коммерческой тайны, копирование чужого товарного знака, распространение недостоверных сведений о продавце и его товарах и т.д.

2) Ценовая и неценовая конкуренция. При ценовой конкуренции соперники поэтапно снижают цену, чтобы расширить рынки сбыта. Иначе это называют ценовой войной. При неценовой конкуренции конкурируют качеством, дополнительным обслуживанием, товарным и фирменным знаком.

3) Совершенная (чистая) и несовершенная конкуренция. Для совершенной конкуренции характерны такие признаки, как наличие множества мелких независимых продавцов; однородный (стандартный) товар, т.е. товар, не имеющий разновидности; фирмы мелкие, принимают рыночную цену, а не диктуют ее; нет барьеров для вступления в отрасль новых фирм; совершенная информация. Принято относить к таким рынкам сельское хозяйство, фондовые и валютные рынки.

К несовершенной конкуренции относятся следующие рыночные структуры.

Чистая монополия – ситуация, когда имеют место один продавец, диктующий цену товара, товар уникальный (не имеющий заменителей), есть барьеры для вступления в отрасль новых фирм. Чистые монополии сейчас существуют, в основном в виде естественных монополий. В соответствии с Законом Республики Казахстан «О естественных монополиях» - это сферы отдельных видов коммунальных услуг (электро-, водо- и теплоснабжение), услуги городской телефонной связи (компания АО «Казахтелеком»), услуги почты (АО «Казпочта»), портов и аэропортов, железной дороги (АО «ҚазақстанТеміржолы»), магистральные газо- и нефтепроводы.

Олигополия - это рынок, где несколько крупных, взаимозависимых продавцов, используя различные способы ценообразования, продают однородный или неоднородный (дифференцированный, т.е. имеющий разновидности) товар, есть барьеры. Это, как правило, рынки тяжелых отраслей, а также табачных изделий, бытовой техники.

Монополистическая конкуренция. Для этой рыночной структуры характерны наличие множества мелких независимых продавцов; разнородный товар; нет барьеров для вступления в отрасль новых фирм. В этой отрасли используют неценовую конкуренцию. Принято относить к таким рынкам отрасли потребительских товаров и услуг.

Кроме этого, элементом рыночной экономики является рыночная инфраструктура. Рыночная инфраструктура - это институты, способствующие эффективному функционированию рынка, снижению трансакционных издержек. Рынок требует создания и функционирования товарных бирж, структур оптовой и розничной торговли, банковской системы, страховых организаций.

В зависимости от различных критериев рынки можно разделить:

§ по экономическому назначению объектов рыночных отношений рынки товаров и услуг, рынки ресурсов;

§ по товарным группам: рынки продовольственных и непродовольственных товаров, рынки услуг;

§ по территориальному признаку: местные (локальные), территориальные (областные), национальные (республиканские) и мировые (международные) рынки;

§ по степени ограничения конкуренции: монопольный, олигопольный, рынки монополистической и чистой конкуренции;

§ по характеру продаж: рынки оптовой и розничной торговли, рынки государственных закупок;

§ по соблюдению законности: легальные и нелегальные рынки.

Рыночная система имеет преимущества и недостатки.К преимуществам можно отнести:

1) Рынок способствует более эффективному использованию ресурсов. Желание максимизировать прибыль заставляет использовать те ресурсы, которых много, так как они дешевы, и экономить редкие ресурсы, так как они дороги.

2) Способствует развитию техники, созданию новых технологий, методов организации и управления производством, так это повышает прибыль.

3) Обеспечивает свободу выбора потребителей и производителей. Последнее можно рассматривать как составляющую свободы вообще и одну из важнейших целей в жизни человека.

Недостатками рыночной экономики являются:

1) Внешние эффекты. Это ситуация, когда третья незаинтересованная в сделке сторона получает выгоды (положительный внешний эффект) или издержки (отрицательный внешний эффект). Примерами могут быть выгоды от образования, получаемые обществом и экологические проблемы как издержки.

2) Не стимулирует производство общественных товаров. Это товары, которые обладают свойствами неделимости и неисключаемости, то есть ими пользуются все и бесплатно. Например, это услуги обороны страны, освещения улиц.

3) Неравенство в доходах. На этот счет английский экономист У.Петти сказал следующее: «Не бывает богатых там, где все одинаково богаты, как не бывает бедных там, где все одинаково бедны». В рыночной системе преуспевает тот, кто обладает ресурсами. Однако есть категории людей – аутсайдеров. Это инвалиды, старики, дети. Без помощи государства эти люди обречены на бедность.

4) Макроэкономическая нестабильность (не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен). Для рыночной системы характерно циклическое развитие или чередование подъема и спада деловой активности.

5) Ассиметричная информация, когда одна сторона при сделке не обладает всей информацией о товаре.

Особенностями современного рынка являются:

- Усиление роли государства. Это связано с политическими факторами, такими как войны, угроза те<

Наши рекомендации