Кабинеты психологической разгрузки как одно из основных средств профилактики нервно-психического здоровья

Напряженный ритм жизни школьных работников, интенси­фикация их труда на фоне низкой двигательной активности порож­дает известный диссонанс между требованиями, предъявляемыми к интеллекту, эмоциональной сфере, и сравнительно малой физи­ческой нагрузкой. Работа нервной системы в подобном режиме часто ведет к повышенному напряжению, неумению расслабляться, выхо­дить из напряженного состояния, обретать психическое равновесие. В большинстве случаев у людей, подверженных «болезням века» — неврозам, гипертонии и ишемической болезни сердца, — можно фиксировать повышенную напряженность мышечной мускулатуры, утрату навыка к произвольному расслаблению мышц. Кроме того, интенсивное обучение некоторым предметам предъявляет опреде­ленные требования к снятию психического напряжения. Все это ставит перед психологической службой школы настоятельную зада­чу создания кабинета психологической разгрузки. ,

Кабинет психологической разгрузки в школе работает в пяти режимах:

1. Психологическая разгрузка сотрудников и школьников пос­ле напряженной работы в конце рабочего (или учебного) дня или в специально отведенное для этого время.

2. Психологический настрой (мобилизация) тех сотрудников и школьников, которые с трудом включаются в напряженный ритм работы в начале рабочего дня, обучение навыкам мобилизации в стрессе (контрольная, экзамен и т. п. ).

3. Снятие психологической нагрузки преподавателей и школь­ников в соответствии с курсом, назначенным психотерапевтом.

4. Психопрофилактическая работа с практически здоровым контингентом учителей и школьников (обучение методам релакса-

ции, медитации, аутогенной тренировки, навыкам бесконфликтно­го общения, тренинг общения и т. д. ).

5. Обеспечение процесса интенсивного обучения, включая ме­тоды суггестопедии, релаксопедии, гипнопедии, а также использо­вание комнаты психологической разгрузки как базы для экспериментальной разработки новых методов обучения.

Вопрос о возможности и необходимости посещения сеансов психологической разгрузки решается сотрудниками психологической службы на основе данных психодиагностики, в зависимости от хара­ктера проводимого воздействия. Для индивидуальной работы отво­дится от 5 до 30 минут на одного человека, а на группу — 60 минут. При наличии в кабинете 12-15 мест его пропускная способность составляет 60-80 человек в смену, а курсовое лечение могут полу­чить одновременно до 200 человек, так как занятия проводятся 2-3 раза в неделю. При проведении занятий интенсивного обучения пропускная возможность кабинета снижается. Однако лица, прохо­дящие интенсивный курс, одновременно испытывают и психопро­филактическое воздействие.

В связи с этим кабинету психологической разгрузки предъяв­ляются определенные технические требования. Кабинет психологи­ческой разгрузки должен состоять из двух связанных между собой комнат. Первая комната одновременно является одним из рабочих кабинетов психологической службы. Сюда вынесена вся аппарату­ра, обслуживающая сеансы психотерапии и занятия интенсивного обучения. Кроме того, из операторской через специальное зеркаль­ное стекло с одной стороны можно проводить невключенное на­блюдение за поведением посетителей в психотерапевтическом зале. Психотерапевтический зал оборудуется 10-15 мягкими креслами (типа «Отдых») с высокими подголовниками и вмонтированными в них разъемами для подключения индивидуальных наушников. Площадь зала должна быть не менее 40 кв. м. , потолки должны быть достаточно высокими, чтобы посетители не чувствовали себя в тесноте и чтобы в затемненном зале у них возникало чувство уединения.

Интерьер кабинета психологической разгрузки должен вызы­вать у посетителей положительные эмоции, оказывать благоприятное воздействие на организм человека. Поэтому шумоизолированные стены должны быть голубого или светло-зеленого цвета. В качестве строительного материала используют перфоплиты или акустическую штукатурку, в качестве декоративной отделки может применяться

кожезаменитель, дермантин и другие материалы, с помощью кото­рых можно создать уют, положительно влияющий на настроение человека.

Психотерапевтический зал также должен быть оборудован автоматической системой затемнения окон, экраном, обрамленным цветомузыкальным устройством, акустическими колонками, аппа­ратами для ионизации, увлажнения и кондиционирования воздуха, большим аквариумом с подсветкой и техническими средствами управления состоянием человека (ТСУС), предложенными С. М. Зориным.

ТСУС, являясь главной частью управляемой цветозвуковой среды, представляет собой полифункциональную систему для реа­лизации специфических аудиовизуальных воздействий с целью управления вниманием, релаксацией, активизацией, а также для снижения уровня антисуггестивных барьеров. ТСУС имеет следую­щие функциональные блоки:

1. Установка управляемого цветового климата. Она имеет вид рамы из алюминиевого сплава П-образного профиля, расположен­ной по периметру комнаты у потолка. Пять групп ламп накалива­ния, смонтированные в этой раме, позволяют осуществлять управление яркостью и спектральным составом освещаемой аудито­рии. Все светильники направлены в потолок, чтобы обеспечивать мягкий, рассеянный свет в зале; освещение психотерапевтического зала может изменяться как вручную оператором, так и автоматичес­ки, по заранее разработанной для каждого вида воздействия программе.

2. Светодинамическая система. В отличие от установки управ­ляемого цветового климата, изменяющего лишь яркость и цвет­ность освещения помещения, она позволяет осуществить на экране синтез управляемых параметров светодинамических символов. Эти символы, изменяя по желанию оператора или по заданной программе свои очертания, цвет, яркость, насыщенность, скорость и направленность движения, могут соединяться в сложные, разви­вающиеся во времени динамические композиции, имеющие много­плановое применение.

Все управление психотерапевтическим сеансом осуществляется из операторской комнаты, где на стеллажах расположены стереомагнитйфоны с микшерским пультом, диа- и кинопроекторы, обеспечивающие с помощью специально подобранных слайдов, кинозарисовок и музыки эмоционально-эстетическое воздействие на человека:

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА

Наиболее эффективным методом обретения навыка расслабле­ния несомненно является аутогенная тренировка (сокращенно — AT). Основные моменты методики AT можно обозначить так: умение глубоко и быстро вызвать полное расслабление мышц тела, а также ощущение тепла в конечностях с помощью произвольного влияния на тонус периферических сосудов; произвольная регуляция ритма сердечной деятельности; воздействие на глубину и ритм дыхания;

умение вызывать чувство тепла в области живота, прохлады в обла­сти лба. Обучение учителей умению регулировать свое психическое состояние с помощью AT — важная задача психолога. С этой целью можно использовать следующую информацию-беседу.

В основе AT лежит самовнушение. Как показывает практика, наиболее яркие представления можно вызвать в состоянии расслаб­ления. В связи с этим наиболее благоприятным временем для само­внушения, естественным аутогипнозом является момент после ночного сна и перед засыпанием. Если немного поразмыслить, то становится понятным выражение «встал не с той ноги». Попробуй­те для начала в момент пробуждения представить себе что-нибудь очень хорошее — увидите, ваше настроение будет весь день на более высоком уровне, чем обычно. Кроме утренних и вечерних часов, AT можно проводить до двух-трех раз в день, в зависимости от ритма и распорядка вашей жизни. Помните: чтобы достичь макси­мального эффекта, нужно заниматься ежедневно, независимо от самочувствия.

Обучаться психической релаксации следует, естественно, в рас­слабленной позе. Наиболее удобно заниматься лежа на спине, руки при этом слегка согнуты в локтях, лежат ладонями вниз вдоль туло­вища, а ступни раздвинуты на 20-30 сантиметров. Второе положе­ние — сидя в мягком кресле с подголовником и подлокотниками, на которые занимающийся кладет расслабленные руки. Однако та­кие условия не всегда бывают в вашем распоряжении, и наиболее доступной для занятий в любой ситуации может считаться так на­зываемая «поза кучера». Чтобы принять ее, нужно сесть на стул прямо, распрямить спину, а затем расслабить все скелетные мыш­цы. Голова опущена на грудь, глаза закрыты, ноги слегка расстав­лены и согнуты под тупым углом, руки лежат на коленях, не касаясь друг друга, локти немного округлены — словом, характерная поза для извозчика, дремлющего в ожидании седока.

Овладению AT может препятствовать погружение в пассивное, неконтролируемое состояние дремоты и сна. Чтобы отогнать излиш-

нюю сонливость, следует сделать три-четыре глубоких вдоха и вы­доха и три-четыре раза сильно зажмурить глаза, не поднимая век. При этом необходимо убеждать себя, что сонливость проходит, наступает чувство покоя, расслабления, и продолжать тренировку.

Занимаясь AT, вы не вносите в себя ничего постороннего, а просто развиваете все лучшее и необходимое из того, что есть в вас самих.

AT можно использовать не только как самостоятельную психо­терапевтическую методику, но и сочетать с другими методами, с санаторно-курортным или медикаментозным лечением. Можно заниматься как индивидуально, так и в группе. Диапазон использо­вания AT очень широк. AT применяется для восстановления трудо­способности после утомления, для регуляции эмоционального состояния и упражнения воли, для борьбы с бессонницей. Этим методом с успехом пользуются спортсмены, люди других профес­сий, где требуется постоянное нервно-психическое напряжение.

Итак, если вы решили приступить к занятиям, помните, что гарантией вашего успеха является уверенность в своих силах и ко­нечном результате, позволяющая преодолеть сомнения и колебания, внутренняя готовность и искреннее стремление выполнить полнос­тью и как можно лучше все наши инструкции.

Напомним, что на овладение каждым упражнением отводится две недели, тренироваться необходимо не менее трех раз в сутки по 5-10 минут. Если на первых порах у вас что-то не получается, сле­дует заниматься до 15 минут и более.

Используемые формулы самовнушения должны сочетаться с конкретными эмоциональными образами, вызывающими у вас необходимые для данного упражнения ощущения. Формулы надо произносить «про себя», соотнося их при этом с вашим дыханием. Как правило, формулы, произносимые на выдохе, дают больший расслабляющий эффект. Если же формула слишком длинная и вы не успеваете «проговорить» ее в течение одного выдоха, то можете растянуть ее на два.

Теперь вы можете непосредственно приступить к занятиям. Прежде всего займите удобное положение и постарайтесь отрешить­ся от посторонних мыслей и ощущений, не относящихся к трени­ровке. Для этого вы можете использовать следующие формулы:

— я приготовился к отдыху;

— я успокаиваюсь;

— отвлекаюсь от всего;

— посторонние звуки не мешают мне;

— уходят все заботы, волнения, тревоги;

— мысли текут плавно, замедленно;

—я отдыхаю;

— я совершенно спокоен.

Как вы помните, более глубокому отдыху способствует рас­слабление всех мышц конечностей и тела, которое субъективно оце­нивается нами как чувство тяжести. Вы наверняка испытывали это чувство тяжести в мышцах, когда отдыхали после того, как совер­шили определенную физическую работу или длительную пешую прогулку. Но тогда это ощущение было непроизвольно, сейчас же требуется вернуться к нему сознательно.

Прежде всего, вы должны научиться расслаблять правую руку (левши левую, так как эта рука наиболее управляема при занятии AT). Для этого можно использовать формулу:

— моя правая рука тяжелая.

Эту формулу нужно представить себе со всей наглядностью. Вот расслабляются мышцы руки — пальцы, кисть, вся рука стала тяжелой, как свинец. Она расслаблена и бессильно лежит, как плеть. Нет сил, не хочется двигать ею.

Предложенную формулу медленно повторяйте шесть-восемь раз, стараясь отчетливее запомнить вызванные вами ощущения. Желательно, чтобы вызванное ощущение расслабленности не было неприятным. Если же это случится, попробуйте заменить в форму­ле слово тяжесть» словом «расслабленность».

После того, как вы научитесь расслаблять правую руку рефлекторно — с первой попытки, попытайтесь расслабить и остальные мышцы. Как правило, это проходит гораздо легче:

— в правой руке появляется приятное ощущение тяжести;

— руки тяжелеют;

— руки тяжелеют все больше и больше;

— руки приятно отяжелели;

— руки расслаблены и тяжелы;

— я совершенно спокойна (ен);

— покой дает отдых организму;

— тяжелеют ноги;

— тяжелеет правая нога;

— тяжелеет левая нога;

— ноги наливаются тяжестью;

— ноги приятно отяжелели;

— руки, ноги расслаблены и тяжелы;

— тяжелеет туловище;

— все мышцы расслаблены и отдыхают;

— все тело приятно отяжелело;

— после занятий ощущение тяжести пройдет;

— я совершенно спокойна (ен).

После занятия, в тех случаях, когда вам необходимо непосред­ственно приступить к активной деятельности, требуется использо­вать специальный прием выхода из аутогенного погружения. Для этого применяются формулы, обратные формуле погружения. Например:

— мои руки легкие, энергичные;

— чувствую приятное напряжение в руках;

— дышу глубоко, ритмично;

— чувствую легкость, бодрость, комфорт;

— сгибаю и разгибаю руки в локтях.

После этого вы открываете глаза, встаете и делаете несколько энергичных физических упражнений.

Естественно, что если AT предшествует сну, то делать этого не следует.

Старайтесь после каждого занятия проанализировать достиг­нутое ощущение и записать его в дневник, который необходимо иметь каждому занимающемуся. В дневник, кроме того, заносятся используемые вами формулы, среди которых вы отбираете самые действенные и влиятельные для вас, а также оценка проведенного занятия. Например, для расслабления:

«I» — неспособность расслабиться;

«2» — незначительное расслабление;

«З» — среднее расслабление;

«4» — сильное расслабление;

«5» — полное расслабление.

Помните, что если в процессе занятия возникло необычное неприятное ощущение, занятие надо прервать и проконсультиро­ваться с психологом.

Примерно через две недели после того, как вы овладели начальным упражнением аутогенной тренировки, о котором шла речь в первом нашем выпуске, необходимо включить и формулы второго занятия.

Цель второго упражнения — научиться преднамеренно вызы­вать то, что раньше возникало само собой. Основная формула вто-

рого упражнения такова: «Моя правая рука теплеет все больше и больше».

Упражнение выполняется после аутогенного погружения и окончания первого упражнения. Формула второго упражнения повторяется шесть-восемь раз в сочетании с медленными выдоха­ми. Выполнение упражнения должно сопровождаться зрительными эмоциональными образами, которые связываются у вас с ощуще­нием тепла.

Необходимо помнить, что особую важность при овладении этим упражнением имеет навык пассивно, без напряжения воли концен­трировать свое внимание.

В дальнейшем, после того, как вы научитесь свободно и быст­ро вызывать тепло в правой руке, необходимо научиться произволь­ной регуляции напряжения стенок кровеносных сосудов в левой руке, ногах, любом участке тела. Тепло не только обеспечивает луч­ший отдых и успокаивает нервную систему. Умение вызывать мест­ное тепло облегчает боль, улучшает питание и работу беспокоящего органа. При этом можно воспользоваться следующими формулами:

— в правой руке появляется приятное ощущение тепла,

— начинает теплеть левая рука,

— руки согреваются,

— руки теплеют все больше и больше,

— кровеносные сосуды рук расширяются,

— теплая кровь струится по сосудам рук,

— приятное тепло разливается по рукам,

— тепло в руках нарастает,

— руки приятно согрелись,

— я совершенно спокоен,

— теплеют ноги,

— теплеет правая нога,

— теплеет левая нога,

— сосуды ног расширяются,

— поток теплой крови устремился к ногам,

— ноги теплеют все больше и больше,

— мои ноги приятно согрелись,

— руки и ноги тяжелые и теплые,

— тело расслаблено и полностью отдыхает,

— тепло растекается по всему телу,

— нормализовалось артериальное давление,

— меня ничто не отвлекает,

— я предаюсь отдыху и покою,

— я совершенно спокоен.

Иногда после окончания упражнения занимающиеся ощущают зуд или жжение в руках и ногах. Чаще всего это связано с непра­вильным выходом из состояния аутогенного погружения и исчеза­ет, когда формулы выхода используются в надлежащем порядке.

После того, как Вы будете свободно вызывать чувство тепла в любой точке своего тела, можно начать осваивать третье упражне­ние AT. По классической схеме овладения методикой аутогенной тренировки третье упражнение направлено на нормализацию дея­тельности сердца. Его целью является умение произвольно влиять на частоту сердечных сокращений — пульс.

На первых этапах занятия лучше проводить лежа. Левая рука должна покоиться на груди. После выполнения первых двух упраж­нений внимание концентрируется на ощущении тепла в левой руке (например, «моя левая рука погружена в теплую воду»). Затем ваше воображение распространяет это ощущение тепла в левой руке на область груди, что рефлекторно приводит к расширению коронар­ных сосудов сердца, получающих дополнительный приток крови, а с ней и кислорода. При этом можно использовать следующие основные формулы самовнушения:

— моя грудь теплая,

— сердце бьется спокойно и сильно,

— сердце бьется ритмично,

— чувствую себя легко и непринужденно.

Формулы необходимо повторять по пять-шесть раз, стараясь сочетать их со спокойным, равномерным дыханием.

Степень овладения этим упражнением можно определить с по­мощью контроля пульса до и после занятий. Умение привести пульс в норму за короткое время после эмоционального возбуждения сви­детельствует о достаточно высоко развитом навыке.

Здесь еще раз необходимо напомнить о том, что неприятные ощущения в области сердца, возникающие в эмоциональной ситуа­ции, еще не означают его заболевания, а часто носят невралгичес­кий характер. Обычно достаточно вызвать тепло в области груди, чтобы снять эти боли в сердце, отрегулировать ритм и силу его пульсации. Если же вы считаете такое воздействие недостаточным, то для усиления можно использовать следующий комплекс формул:

— мое внимание сосредоточено на левой руке,

— тепло в руке усиливается,

— ощущаю прилив тепла в груди,

— расширяются кровеносные сосуды грудной клетки,

— немного расширились сосуды сердца,

— улучшилось питание мышцы сердца,

— грудь наполнилась приятным теплом,

— сняты все болевые и неприятные ощущения в сердце,

— теплая кровь струится по сосудам к сердцу,

— сердце отдыхает в ласковом тепле,

— мое сердце успокоилось,

— в груди легко и свободно,

— дышится ритмично и легко,

— сердце работает ритмично, спокойно, хорошо,

— сердце работает без моего контроля,

— я спокоен за работу моего сердца,

— мое сердце бьется четко, ровно,

— я совершенно спокоен.

Регулярно занимаясь аутогенной тренировкой, Вы, наверное, обратили внимание на то, что по мере того, как наступает расслаб­ление тела, успокаивается и нормализуется Ваше дыхание. Этот про­цесс очень важен для нашего организма, так как равномерное дыхание облегчает работу сердца, снимает состояние раздражения и гнева, приводит к общему успокоению, отвлекает от беспокоящих мыслей и чувств, нормализует сон.

Поэтому при занятии аутогенной тренировкой дыханию отводится особое место. Мы говорим о том, что каждая формула аутогенной тренировки должна произноситься на выдохе. При этом выдох должен быть несколько длиннее вдоха, превышая его по продолжительности примерно в два раза. Таким образом, регу­ляция дыхания присутствует во всех направлениях аутогенной тренировки.

Для овладения четвертым упражнением аутогенной трени­ровки — регуляцией дыхания необходимо выполнить все предыду­щие задания: полностью успокоиться, расслабиться, почувствовать тепло рук и ног, представить ровную и спокойную работу сердца. Как и ранее, формулу дыхательного упражнения следует произно­сить, сконцентрировавшись на работе этого органа. Затем несколь­ко раз повторяете основную формулу этого упражнения:

— мне дышится легко и свободно,

— дыхание спокойное и равномерное.

В некоторых случаях, когда вы испытываете неприятные ощу­щения в области груди, и ваше дыхание никак . не нормализуется, попробуйте использовать расширенный вариант этого упражнения, который состоит из следующих самовнушений:

— мое тело приятно расслаблено,

— расслабились мышцы груди, живота,

— приятное успокаивающее тепло в груди,

— тепло усиливается, нарастая с каждым выдохом,

— тепло вытесняет все неприятные ощущения,

— мое дыхание успокаивается,

— дышится все легче и свободнее,

— живот плавно участвует в дыхании,

— все больше успокаивается нервная система,

— грудная клетка теплая,

— легко и свободно дышит грудь,

— воздух свободно струится по дыхательным путям,

— прохладный и освежающий воздух легко и свободно струится по расширенным бронхам,

— чувствую себя хорошо,

— легкий ветерок освежает лицо,

— свежий воздух приятно холодит виски,

— чувствую приятную прохладу в области лба и переносицы,

— в груди легко и свободно,

— свежий воздух наполняет мою грудь,

— свободно вдыхается и выдыхается,

— дышится совершенно произвольно,

— наслаждаюсь легкостью дыхания,

— мое дыхание легкое и свободное постоянно,

— дышится легко в любой обстановке,

— я совершенно спокойна(ен),

— я погружаюсь в глубокий отдых.

Упражнение можно считать освоенным, если вырабатывается способность регулировать дыхание после легких физических упраж­нений,

Овладение упражнением, регулирующим дыхание, подводит нас непосредственно к следующему, пятому упражнению, направленно­му на регуляцию тонуса кровеносных сосудов брюшной полости. Использование дыхания брюшного типа ведет к тому, что из-за массирующего воздействия диафрагмы легких на внутренние орга­ны, прилив крови к ним увеличивается, и сосуды расширяются. Мы ощущаем этот процесс как тепло в области живота.

Приступать к пятому упражнению можно только после выпол­нения всех предыдущих упражнений, и, прежде всего, необходимо расслабить мышцы живота. Расслабление этих мышц постепенно . приводит в состояние расслабления и внутренние органы. Дышать животом нужно плавно и равномерно. Высокая концентрация вни­мания на задании достигается путем мысленного прослеживания пути глотка горячего чая через пищевод, желудок. Можно также представить, что на этом месте лежит грелка, тепло которой прони­кает глубоко внутрь тела и достигает позвоночника. Тепло распрос­траняется на солнечное сплетение и от него переходит на все внутренние органы. В качестве основных формул самовнушения используются следующие:

— мой живот мягкий и теплый;

— солнечное сплетение излучает тепло.

Формулы, как обычно, сочетая с дыханием, повторяем пять-шесть раз. . .

В некоторых случаях большой эффект достигается, если вы поместите ладонь правой руки на область желудка и как бы «пере­несете» тепло руки на живот, используя формулы:

— живот плавно участвует в дыхании;

— стенки живота вялые и расслабленные;

— правая рука лежит на животе;

— правая рука теплая;

— тепло в руке нарастает;

— тепло прогревает стенки живота;

. — проникает вглубь и вытесняет все неприятные ощущения;

— в животе легко и хорошо;

— прогревается солнечное сплетение;

— солнечное сплетение прогрелось;

— мое солнечное сплетение излучает тепло;

— тепло волнами растекается по всему животу;

— живот прогрет приятным глубинным теплом;

— я совершенно спокойна(ен)„.

Упражнения для солнечного сплетения способствуют снятию неприятных ощущений и болей в животе, обеспечивают гармонич­ное функционирование внутренних органов брюшной полости, нормализуют и регулируют кровообращение гладкой мускулатуры

желудочно-кишечного тракта.

После того, как вы с легкостью сможете изменять тонус мышц живота, вызывать тепло в этой области, можно переходить к следу­ющему, шестому упражнению. Оно является последним,, завершаю­щим в курсе аутогенной тренировки для начинающих. Его целью является научить занимающихся произвольному влиянию на тонус

сосудов головы.

Шестое упражнение направлено на ощущение прохлады лба.

Для овладения им необходимо, проделав все, что уже усвоено на прошлых занятиях, и закончив пятым упражнением, продолжать медленное брюшное дыхание, постепенно переводя концентрацию внимания с брюшной полости на естественное ощущение движения воздуха по носовым ходам. Движение воздуха вовнутрь во время выдоха ощущается как тепло, во время вдоха — как прохлада. Эту смену теплого и холодного воздуха надо прочувствовать и

осознать.

Если сразу у вас не получается, то можно форсировать обуче­ние, сделав три энергичных вдоха через рот. Струя вдыхаемого воз­духа охлаждает слизистую оболочку рта, что отчетливее всего заметно на языке. Далее следует обычное носовое дыхание, но вы будете продолжать ощущать смену прохлады и тепла в области рта. К концу дыхательного упражнения в верхней части лица ощущается легкий, прохладный ветерок. Надо научиться удерживать это ощущение при­ятной прохлады с помощью формулы:

— мой лоб слегка прохладен.

Повторяя формулу несколько раз, сопровождайте упражнение зрительными образами. Можно представить, что вы находитесь на морском берегу: лежите на теплом песке, и прохладный бриз с моря обдувает ваше лицо. Можно представить себя в теплой ванне и то, как небольшой сквозняк охлаждает ваше лицо.

Следует специально подчеркнуть, что необходимо вызывать у себя чувство приятной прохлады, так как слишком сильное само­внушение холода в этой области ведет к излишнему сужению сосу­дов мозга, ухудшению кислородного обмена его клеток и, как следствие, может вызвать головную боль. В то же время правильное использование шестого упражнения является хорошим средством против головной боли сосудистого происхождения и может слу-

жить для улучшения внимания и повышения работоспособности. Особенно это касается расширенного варианта упражнения:

— все тело свободно и расслаблено;

— прохладный ветерок овевает лицо;

— ветерок холодит виски;

— мой лоб овевает приятная прохлада,

— дышится легко и свободно;

— прохлада освежает голову;

— сосуды мозга немного расширились;

— улучшилось питание нервных клеток головного мозга;

— исчезли все болевые и неприятные ощущения в голове;

— нормализовалось артериальное давление;

— голова свободна от тяжелых мыслей;

— я могу сосредоточиться на любой мысли;

— мои мысли ясны и четки;

— голова свежая, светлая;

— я совершенно спокоен (на);

— ощущение покоя приятно мне;

— моя нервная система успокаивается и перестраивается;

— я спокойнее с каждым днем;

— спокойствие становится основной чертой моего характера;

— моя нервная система спокойно реагирует на все неприятно­сти и трудности;

—в любой обстановке сохраняю спокойствие, сдержанность и уверенность в себе;

— ничто не выведет меня из состояния равновесия и уверен­ности;

— мое самочувствие и настроение улучшается с каждым днем;

— аутогенная тренировка укрепляет мою нервную систему;

— я совершенно спокоен (на).

Надо отметить, что, используя это упражнение, вы легко спра­витесь с дремотой, которая может охватывать вас во время занятий аутогенной тренировкой. Однако не следует использовать это упра­жнение, если вы занимаетесь аутогенной тренировкой непосред­ственно перед сном, так как это может несколько отсрочить момент наступления сна.

В дальнейшем, когда ваше тело станет послушно вашим мыс­лям, количество формул и время занятий может быть сокращено.

Можно также использовать свои формулы-внушения, за каждой из которых будет разворачиваться некая жизненная философия. Приведем примеры формул таких самовнушений, направленных на регуляцию своего психического состояния.

Я МОГУ ИЗМЕНИТЬ СВОЙ ВЗГЛЯД НА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, ДЛЯ ЭТОГО Я ДОЛЖЕН ПОНЯТЬ: НИКТО МНЕ НЕ УГРОЖАЕТ,

И МНЕ НЕ ОТ КОГО ЗАЩИЩАТЬСЯ.

Сегодня я осознаю, что мое негативное отношение к окружаю­щим оборачивается против меня самого. Если я считаю, что пре­тензии к окружающим позволяют мне добиваться желаемого, мне стоит вспомнить, что, таким образом, я, прежде всего, предъявляю претензии к самому себе. Я больше не хочу причинять себе боль.

На протяжении дня, когда у вас возникнут мысли, причиняю­щие боль вам самим, решительно скажите: "В данный момент я хочу испытывать внутреннее равновесие. Я с радостью отбрасываю все негативные мысли и выбираю умиротворение».

Я - НЕ ЖЕРТВА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Все перипетии, происходящие во внешнем мире, принимают ту или иную окраску в зависимости от моего внутреннего состоя­ния. Я всегда проектирую во внешний мир те мысли, ощущения и чувства, которые свойственны мне самому. Сегодня я хочу уви­деть мир по-иному, изменив свое отношение к тому, что вижу.

Повторяйте в течение дня в те моменты, когда вам кажется, что вы становитесь жертвой обстоятельств: «Все, что реально в этом мире, — мое состояние и моя любовь к окружающему. Именно с этой точки зрения я буду относиться к данной ситуации (конкре­тизируйте для себя) или к данному человеку (конкретизируйте)».

СТРАХ НЕ ОПРАВДАН НИ В КАКОЙ ФОРМЕ.

Мои мысли могут занимать страхи о прошлом или мечты о будущем, но жить я могу только в настоящем. Любой момент настоящего уникален, ибо он отличен от всех других. И для меня никогда не будет лучшего места, чем здесь.

Начиная с сегодняшнего дня, если меня посетят печальные мысли о прошлом или будущем, я напомню себе: «Я живу здесь и сейчас, и мне нечего бояться».

Я ВЫБИРАЮ УМИРОТВОРЕНИЕ.

Повторяйте себе всякий раз, когда вам кажется, что вашему спокойствию кто-нибудь или что-нибудь угрожает: «Я делаю выбор — вместо растерянности и страха я выбираю любовь и покой».

Наши рекомендации