Историческая роль профилактики в охране психического здоровья

Хронология важных событий, представленная в мо­дуле 14.1, демонстрирует, что профилактика и жела­ние лучше понять роли факторов окружающей сре­ды в развитии психологических проблем давно были частью психолого-психиатрических вмешательств и исследований.

Историческая роль профилактики в охране психического здоровья - student2.ru Историческая роль профилактики в охране психического здоровья - student2.ru Такого рода попытки поддерживались нашим правительством на самом высоком уровне на протя­жении более 40 лет. Так, в 1963 г. президент Джон Ф. Кеннеди, обращаясь к Конгрессу США, сделал следующее заявление:

Профилактика потребует как отборных специальных программ, особо направленных на известные причины, так и общего укрепления нашего общественного фун­дамента, социального обеспечения и образовательных программ, что может многое сделать для устранения или исправления жестких условий окружающей среды, с которыми часто связаны умственная отсталость и пси­хические болезни (Kennedy, 1963).

Через 36 лет, в 1999 г., первая Конференция в Бе­лом Доме, посвященная психическому здоровью, эхом повторила те же идеи, а также озвучила совре­менные стратегии для удовлетворения важных це­лей, подобных тем, что были выдвинуты в 1963 г. президентом Кеннеди.

Профилактика продолжает входить в задачи боль­шинства учреждений по оказанию услуг в сфере пси­хического здоровья а также правительственных агентств, чья деятельность направлена на вопросы общественного здравоохранения. Однако лишь не­большой процент бюджетов здравоохранения реаль­но расходуется на разработку и характеристику профилактических программ (Spence, 1998). Даже когда разработка и характеристика превентивных программ финансируются, манера, в которой прово­дятся эти мероприятия, зачастую оказывается беспо­лезной в реальном мире (Norquist, Lebowitz & Hyman,

Историческая роль профилактики в охране психического здоровья - student2.ru МОДУЛЬ 14.1. ВАЖНЕЙШИЕ ВЕХИ В РАЗВИТИИ ПРОФИЛАКТИКИ В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ

1909Основание Ассоциации психического здоро­вья, ныне известной как Национальная ассо­циация психического здоровья (NMHA), про­пагандистской организации для профилак­тики и укрепления здоровья.

1910Общественное собрание «Профилактика
безумия», проведенное в Нью-Йорке.

1920 Основание Национального комитета пси­хической гигиены, который стимулировал руководство детьми и движение за психи­ческую гигиену, приверженное профилак­тике и местным полномочиям.

1930Конференция в Белом Доме по здоровью и защите детей — вопросы социальных и средовых факторов.

1946 Принятие «Национального акта о психиче­ском здоровье»; создание Национального института психического здоровья (NIMH).

1948 Создана Всемирная федерация психиче­ского здоровья; в ее мандат включена про­филактика.

1954 В Гарвардском институте общественного здравоохранения, в лаборатории коммунитарной психиатрии, сформирована первая консультационная программа в рамках ох­раны психического здоровья, ориентиро­ванная на профилактику.

1961 Объединенной комиссией по психическим заболеваниям и здоровью опубликована «Акция по сохранению психического здо­ровья».

1963 Президент Джон Ф. Кеннеди обращается к Конгрессу с речью в защиту профилактики.

1963 «Акт Центра коммунитарного психического здоровья» дает распоряжение о создании профилактических служб в федерально фи­нансируемых учреждениях — первый случай, когда какой-либо федеральный закон забо­тился о профилактических службах.

1965Конференция в Свампскотте учреждает коммунитарную психологию как специальность.

1969 Объединенная Комиссия по психическому здоровью детей выявляет миллионы нужда­ющихся детей или детей, входящих в группу риска.

1975Первая Вермонтская конференция по пер­вичной профилактике психопатологии.

1976NIMH выпускает Primary Prevention: An Idea Whose Time Has Come («Первичная про­филактика: идея, время которой пришло»).

1978Президентская комиссия по психическому здоровью находит профилактические дей­ствия нескоординированными, неструкту­рированными, несфокусированными, недо­оцениваемыми и недостаточно финансируемым

1979Первая конференция по проблемам алко­голизма, наркомании и обеспечению пси­хического здоровья, посвященная профи­лактике (ADAMHA).

1980«Акт о службе общественного здравоохра­нения» скорректирован — в нем подчеркну­та профилактика психических расстройств.

1980В Национальном институте по проблемами наркомании (NIDA) организован отдел профилактических исследований.

1981Сводный закон о выверке бюджета приво­дит к выделению блоковых грантов и сокра­щению финансирования.

1982Создание Центра профилактических иссле­дований при NIMH.

1983Первый Центр по изучению профилакти­ческих вмешательств, спонсируемый NIMH (PIRC).

1984Создано Ведомство профилактики зло­употребления психоактивными веществами (OSAP).

1986NMHA издает отчет Комиссии по профи­лактике умственной и эмоциональной недееспособности: The Prevention of Mental- Emotional Disabilities.

1987NIMH публикует Preventing Mental Disorders: A Research Perspective «Профилактика пси­хических расстройств: перспективы иссле­дований».

1988Американская ассоциация психологов пуб­ликует Fourteen Ounces of Prevention: A Ca­sebook for Practitioners («Четырнадцать ун­ций профилактики: сборник прецедентов для практических работников») (Price et al.).

1990 И Американская психиатрическая ассоци­ация, и Американская академия детской и подростковой психиатрии публикуют обзо­ры, посвященные профилактике психиат­рических расстройств.

1992Реорганизация NIMH, NIAA и NIDA с пре­образованием их в NIH.

1993NIMH издает The Prevention of Mental Dis­orders: A National Research Agenda («Профи­лактика психических расстройств: государ­ственный план исследовательских меропри­ятий»).

1994ЮМ выпускает Reducing Risks for Mental Disorders: Frontiers for Prevention Inter­vention Research («Снижение риска психи­ческих расстройств: границы для исследо­вания профилактических вмешательств»).

1995NIMH выпускает The Prevention of Mental Disorders: A National Research Agenda
(«Профилактика психических расстройств: национальный план исследовательских мероприятий»).

 
  Историческая роль профилактики в охране психического здоровья - student2.ru

1997 Историческая роль профилактики в охране психического здоровья - student2.ru NIMH занимается реорганизацией сво­его финансирования — подчеркивает модель общественного здоровья в ис­следованиях, посвященных услугам пообеспечению психического здоровья.

1998NIMH выпускает Priorities for Prevention Research at NIMH («Профилактиче­ские приоритеты NIMH»).

1999Первая за всю историю Конференция в Белом Доме, посвященная психическому здоровью.

1999NIMH спонсирует Гарвардский университет для изучения 5-летней распространенности
нарушений психического здоровья.

2000Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) выступает с инициативой о всемирном
психическом оздоровлении.

Источник: Частично основано на ЮМ (1994) и NIMH (1998].

 
  Историческая роль профилактики в охране психического здоровья - student2.ru

1999). Например, в отчете после обзора профилак­тических исследовательских проектов, профинанси­рованных Национальным Институтом психическо­го здоровья (NIMH) США, обнаружено, что:

В области изучения служб психического здоровья (ха­рактеризуемых как организационные и финансируемые исследования, изучение клинических служб с анализом проблем эффективности и расширение исследований) практически не было найдено ни одного исследования профилактических служб какого бы то ни было типа, которые бы спонсировались NIMH» (National Advisory Mental Health Council Workgroup on Mental Disorders Prevention Research, 1998).

Иначе говоря, основная масса профилактических исследований, финансируемых NIMH, проводится в научных учреждениях при малом внимании к мане­ре, в которой агентства по оказанию услуг и общи­ны способны воспользоваться профилактическими технологиями. Важность выведения исследований за пределы ученой среды и перевод их в среду оказа­ния услуг является лейтмотивом как этой главы, так и всей книги.

Коммунитарная психология

Большая часть клинически релевантных усилий по профилактике и вмешательствам, предпринятых в последнюю половину XX в., обязаны своими дизай­ном, успехом и принятием коммунитарной психоло­гии. Коммунитарная психология занимается психоло­гическими аспектами социальных систем. Профилак­тика давно находилась в средоточии коммунитарной психологии. Профилактика ставит целью устранение необходимости в клинических услугах (хотя эта цель весьма отдаленная), а не обычное лечение не­дугов, когда они уже разовьются. Три дополнитель­ных общих принципа сходятся в определении влия­ния коммунитарной психологии на психологию кли­ническую (Nietzel, Speltz, McCauly & Bernstein, 1998). Во-первых, коммунитарная психология иниции­ровала отход от взгляда на поведение как на нечто обусловленное сугубо биологическими или врож­денными факторами. Взамен коммунитарная психо­логия берет на вооружение экологический подход к познанию развития и профилактике психологиче­ских проблем. Как объяснялось в главе 2, этот под­ход выискивает интеракции между отдельными ха­рактеристиками и экономическими, культурными, социальными и физическими аспектами окружаю­щей среды, когда пытается осмыслить сравнитель­ные роли факторов риска и защиты. Этот подход позволяет проанализировать согласие между челове­ком и средой и расширить дизайн программ про­филактики и вмешательств с включением в них пе­ременных, отличных от психологических.

Вторым отличительным общим принципом ком­мунитарной психологии является идея о том, что мероприятия по вмешательствам и профилактике должны осуществляться в среде, где живут, работа­ют и ходят в школу реальные люди, т. е. в общине. Поэтому обычно считается, что профилактические и терапевтические мероприятия лучше всего прово­дить на дому, в школах, на рабочих местах или даже через средства массовой информации. Этот аспект коммунитарной психологии лег в основу многих ис­ходных профилактических действий. Однако со вре­менем данным аспектом пренебрегли при разработ­ке новых профилактических технологий — ошибка, которую теперь исправляют выделением грантов и в той же мере деятельностью правительственных учреждений. (В последних разделах настоящей гла­вы эта тема будет освещена чуть подробнее.)

Наконец, сопряженным определяющим принци­пом коммунитарной психологии является то утвер­ждение, что в сфере психического здоровья вмеша­тельства* профилактические мероприятия не долж­ны быть направлены на изменение, ориентированное лишь на одного человека. Вместо этого подобные действия должны иметь одной из своих главных це­лей изменение в социальной системе. Такой подход к изменению и облегчению людских страданий ни игнорирует надобности в индивиде, ни избегает ока­зания услуг индивидам. Скорее этот подход к ока­занию помощи считает системное изменение наибо­лее эффективным и длительно действующим мето­дом облегчения людских проблем и повышения вероятности успеха.

В то время как многие профессионалы в клини­ческой и профилактической деятельности не счита­ют себя коммунитарными психологами, главные принципы данной субдисциплины возглавили ос­новную массу исследований, которые идентифици­ровали большинство процессов, имеющих отноше­ние к профилактике. Хотя клинические и коммунитарные психологи разделяют базовые ценности в смысле желания психического здоровья и улучшения общества, имеются некоторые возможные тре­ния. Например, клиницистов, зависящих от выплат в режиме частной практики, может не интересовать трата времени и сил на бесплатную профилактиче­скую работу. Таким же образом коммунитарные пси­хологи с их акцентом на крупных системах и програм­мах могут не оценить напряжения и потребностей частных клиницистов. И все-таки коммунитарные программы нуждаются в поддержке других психоло­гов в своей округе. Если предполагается продвигать профилактику, то существует необходимость во вза­имообмене и понимании, как и для многих тем в дан­ной области. Коммунитарная психология сохранит свое влияние на разработку, реализацию и характе­ристику сочетанных клинико-профилактических вмешательств по мере нашей эволюции в XXI в. Коммунитарная психология будет рассмотрена далее в следующей главе.

ПОДХОДЫ К ПРОФИЛАКТИКЕ И СВЯЗАННЫЕ С НИМИ ВОПРОСЫ

Возрождение желания развивать и осуществлять про­граммы вмешательств на коммунитарной основе су­лит много доброго клиническим дисциплинам. С уче­том все большего и большего развития технологий услуг жизненно важным становится понимание кате­горий профилактических программ. Оставшуюся часть данного раздела мы посвятим краткому описа­нию способов классификации профилактических программ, одновременно обсуждая некоторые ключе­вые понятия, необходимые для разработки и приме­нения эффективных профилактических программ.

Наши рекомендации