Пособы профилактики нервно-эмоционального и психического утомления.

(Владимиров М.С., Галкина Т.Н., Островский А.В.)

Здоровье человека напрямую связано с его работоспособностью и утомляемостью. От состояния здоровья во многом зависит успешность учебной и производственной деятельности студента. Обучение в высшей школе требует от студентов значительных интеллектуальных и нервно-эмоциональных напряжений, доходящих в период экзаменационных сессий до критических состояний.

Трудности обучения в вузе сказываются порой весьма существенно на психоэмоциональном состоянии студентов. К ним относятся целый ряд обстоятельств студенческой жизни, кажущихся малозначительными, когда они взяты в отдельности, но в совокупности дающие отрицательный эффект, который можно назвать неспособностью студентов к обучению в вузе. В числе причин такого явления следующие:

1) Резко отличающиеся от школьных, методы и организация обучения, требующие значительного повышения самостоятельности в овладении учебным материалом.

2) Отсутствие хорошо налаженных межличностных отношений, что характерно для всякого формирующегося коллектива.

3) Ломка старого, сложившегося за годы учебы в школе жизненного стереотипа и формирование нового «вузовского».

4) Сопутствующие поступлению в вуз новые заботы, которые чаще возникают у студентов, проживающих в общежитии.

Особенно в затруднительном положении оказываются студенты младших курсов. С одной стороны они должны сразу включаться в напряженную работу, требующую применения всех сил и способностей. С другой – само по себе преодоление новизны условий учебной работы требует значительной затраты сил организма. Включение студентов в новую систему жизнедеятельности может сопровождаться нервным напряжением излишней раздражительностью, вялостью, снижением волевой активности, беспокойством и т.д.

На психофизическом состоянии студентов отражаются также субъективные и объективные факторы. К объективным факторам относятся возраст, пол, состояние здоровья, величина учебной нагрузки, характер и продолжительность отдыха и др. Субъективные факторы включают в себя мотивацию учения, уровень знаний, способность адаптироваться к новым условиям обучения в вузе, психофизические возможности, нервно-психическую устойчивость, личностные качества (характер, темперамент, коммуникабельность), работоспособность, утомляемость и тому подобное.

Серьезным испытанием организма является информационная перегрузка студентов, возникающая при изучении многочисленных учебных дисциплин, научный уровень и информационный объем, которых все время возрастает.

Критическим и сложным фактором перенапряжения студентов является экзаменационный период. Отрицательное воздействие на организм усиливается при суммарном влиянии нескольких факторов риска, когда они воздействуют одновременно и принимают хронический характер.

Работоспособность определяется, как способность человека к выполнению конкретной умственной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, а также определенные психофизические особенности, например, память, внимание, мышление и т.д. Работоспособность зависит от физиологического – состояния сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной и других систем. От физических качеств – уровня развития выносливости, силы, быстроты движений и др.: совокупности специальных качеств, необходимых в конкретной деятельности. Работоспособность зависит от возможностей человека, адекватных уровню мотивации и поставленной цели.

Работоспособность в учебной деятельности в определенной степени зависит от свойств личности, типологической особенности нервной системы, темперамента. Наряду с этим, на нее влияют новизна выполняемой работы, интерес к ней, установка на выполнение определенного конкретного задания, информация и оценка результатов по ходу выполнения работы, усидчивость, аккуратность и т.п.

Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются в течение дня, недели, полугодия (семестра), учебного года.

Утомление - физиологическая защитная реакция организма, направленная на снижение уровня функционирования его систем с целью предотвращения негативных изменений. Возникающее в результате деятельности и проявляющееся временным снижением работоспособности. Нередко, как синоним утомления употребляется термин «усталость», хотя это не равнозначные понятия: усталость – субъективное переживание, чувство обычно отражающее утомление, хотя иногда чувство усталости может возникать и без предшествующей нагрузки, т.е. без реального утомления.

Утомление может появляться, как при умственной, так и при физической работе. Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, ослаблением внимания, скорости мышления, памяти и др. Физическое утомление проявляется нарушением функций мышц: снижением силы, скорости сокращений, точности, согласованности и ритмичности движений, ухудшением координации, возрастанием затрат энергии при выполнении одной и той же работы. Его глубина зависит от степени адаптации человека к определенному виду деятельности, физическому и психическому состоянию, уровню мотивации и нервно-эмоциональному напряжению. Утомление представляет собой обратимое физиологическое состояние. Утомление и сопутствующая ему усталость - естественное состояние людей, ведущих активный образ жизни.

Снижающаяся при этом работоспособность не только восстанавливается во время отдыха, но, достигнув исходного уровня, повышается еще некоторое время.
Работоспособность может быть снижена не только в результате проделанной работы, но и вследствие болезни или необычных условий труда (интенсивный шум и др.).
Сроки возникновения усталости зависят от особенностей труда: значительно скорее оно наступает при выполнении работы, сопровождающейся однообразной позой, напряжением ограниченных мышц; менее утомительны ритмичные движения. Важную роль в появлении усталости играет также отношение человека к выполняемому делу. Хорошо известно, что у многих людей в период эмоционального подъема длительное время не возникает признаков утомления и чувства усталости.
Недостаточный по времени отдых или же чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени нередко приводят к переутомлению. При переутомлении отмечаются головная боль, рассеянность, снижение памяти, внимания, нарушается сон.

Переутомление- это патологическое состояние, развивающееся у человека вследствие хронического физического или психологического перенапряжения, клиническую картину которого определяют функциональные нарушения в центральной нервной системе. В основе заболевания лежит перенапряжение возбудительного или тормозного процессов, нарушение их соотношения в коре больших полушарий головного мозга. Это позволяет считать патогенез переутомления аналогичным патогенезу неврозов. Профилактика переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовки. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов.

Различают начинающееся, легкое, выраженное и тяжелое переутомление, сопровождающееся вялостью, ухудшением аппетита, бессонницей. Для снятия начинающегося переутомления достаточно регламентировать режим труда и отдыха. При легкой степени следует эффективно использовать отпуск или каникулы. При выраженном переутомлении необходим срочный организованный отдых. Тяжелая степень переутомления требует лечения, так как при этом происходит изменение деятельности сердечнососудистой системы.

Меры профилактики утомления и переутомления:
1. Своевременное назначение отдыха - активного или пассивного.
2. Увеличение микро пауз - промежутков между отдельными операциями.
3. Регламентация физической и умственной нагрузки.
4. Использование функциональной музыки.
5. Применение факторов, повышающих поток афферентных импульсов в ЦНС, например, выполнение производственной гимнастики, раздражение кожных покровов при выполнении самомассажа и массажа головы, лица, шеи, туловища.
6. Аутогенная тренировка, дыхательная гимнастика.
7. Использование фармакологических препаратов, снижающих утомление, например, глюкозы, витамина. С, настойки элеутерококка, женьшеня и т.д.

Целесообразно использование не более одного вида процедуры каждого типа в течение дня и не более двух процедур в одном сеансе. При длительном применении определенных средств наступает адаптация, привыкание к ним организма, что обусловливает постепенное снижение их восстанавливающего действия, то есть организм постепенно перестает реагировать на монотонные, однообразные раздражители. Поэтому необходимо варьировать, периодически менять не только средства, но и их сочетание, дозировку, методы применения.

Учебный день студенты, как правило, не начинают сразу с высокой продуктивности учебного труда. После звонка они не могут сразу сосредоточиться и активно включиться в занятия. Проходит 10-20, а иногда и более 30 минут, прежде чем работоспособность достигает оптимального уровня. Этот период врабатыванияхарактеризуется постепенным повышением работоспособности с определенными колебаниями.

Период оптимальной (устойчивой) работоспособности имеет продолжительность 1,5 – 3 часа, в процессе чего функциональное состояние студентов характеризуется изменениями функций организма, адекватных той учебной деятельности, которая выполняется.

Третий период – период полной компенсации, характеризуется появлением начальных признаков утомления, которые компенсируются волевым усилием и положительной мотивацией.

В четвертом периоде наступает неустойчивая компенсация, нарастает утомление, наблюдаются колебания волевого усилия, а также колебания продуктивности учебной деятельности.

В пятом периоде начинается прогрессивное снижение работоспособности, которая перед окончанием работы может смениться кратковременным ее повышением за счет мобилизации резервов организма.

При дальнейшем продолжении работы в шестом периоде, происходит резкое уменьшение ее продуктивности. В результате снижения работоспособности и угасания рабочей доминанты.

Учебный день студента кроме аудиторных занятий включает самоподготовку. Наличие второго подъема работоспособности объясняется не только суточным ритмом, а главным образом психологической установкой на выполнение учебных заданий.

Вариантность изменения отдельных сторон работоспособности обусловлены и тем, что учебная деятельность студентов характеризуется постоянным переключением различных видов умственной деятельности (лекции, семинары, лабораторные занятия и другие).

Учебная неделя. Динамика умственной работоспособности в учебном недельном цикле характеризуется наличием периода врабатывания в начале (понедельник, вторник), устойчивой работоспособности в середине (среда, четверг) и снижением в последние дни недели. В некоторых случаях отмечается ее подъем, что связывают с явлением «конечного порыва».

Типичная кривая работоспособности может изменяться при наличии фактора нервно-эмоционального напряжения, сопровождающего работу в различные дни недели. Такими факторами могут быть выполнение контрольной работы, участие в коллоквиуме, подготовка и сдача зачета.

Учебный семестр и учебный год.В начале учебного года в течение 3-3,5 недель наблюдается период врабатывания, сопровождаемый постепенным повышением уровня работоспособности. Затем на протяжении 2-2,5 месяцев наступает период устойчивой работоспособности. В конце семестра, когда студенты готовятся и сдают зачеты, работоспособность начинает снижаться. В период экзаменов снижение кривой работоспособности усиливается. В период зимних каникул работоспособность восстанавливается к исходному уровню, а если отдых сопровождается активным использованием сред физической культуры и спорта наблюдается повышение работоспособности.

Начало второго полугодия также сопровождается периодом врабатывания, продолжительность которого сокращается по сравнению с первым полугодием до 1,5-2 недель. Дальнейшие изменение работоспособности со второй половины февраля до начала апреля характеризуется устойчивым уровнем. Причем, этот уровень может быть выше, чем в первом полугодии. В апреле наблюдаются признаки снижения работоспособности, обусловленные возникающим утомлением. В зачетную сессию и в период экзаменов снижение работоспособности выражено резче, чем в первом полугодии. Процесс восстановления отличается более медленным развитием, вследствие значительной глубины утомления.

Два месяца в году у студентов связаны с экзаменам – зимняя и весенняя экзаменационные сессии. Экзамены являются своеобразным критическим моментом в учебной деятельности, в подведении итогов учебного труда за семестр. Они служат определенным стимулом к увеличению объема, продолжительности интенсивности учебной деятельности, мобилизации всех сил организма. В период экзаменов под влиянием напряженной умственной деятельности, в условиях существенных изменений процессов жизнедеятельности, отсутствие в них физических упражнений, как средство эмоциональной разрядки, рекреации, наблюдается последовательное снижение показателей умственной и физической работоспособности на всем периоде экзаменационной сессии. Сам процесс экзаменов характеризуется также значительными психоэмоциональными и энергетическими затратами. В то же время более высокий уровень физической подготовленности помогает организму студентов более экономично справиться с требованиями экзаменационной сессии.

К началу экзаменационной сессии возрастает время нахождения студентов в состоянии гиподинамии, нарушение режима труда и отдыха, питания. Возрастает негативное влияние увеличения интоксикации никотином, временной тонизации при повышенном потреблении крепкого чая и кофе, что в совокупности приводит к снижению общей физической тренированности, общему физическому утомлению.

Кроме того, эти напряжения, налагаясь на социальные, бытовые, экологические и другие нагрузочные факторы, могут привести к различным функциональным и психическим срывам.

Умственно-эмоциональное (нервное) перенапряжение все большего числа лиц, занимающихся умственной деятельностью, представляет собой серьезную актуальную проблему, поскольку новые методы, средства, формы и принципы обучения оказывают существенное влияние на интеллектуальную деятельность и эмоциональную сферу студентов.

Особое внимание следует обратить на то, что обучение очень часто сводится лишь к умственной деятельности, оно почти всегда связано с эмоциональным напряжением, достижением поставленной цели и преодолением затруднительных ситуаций, которые способствуют развитию нервного перенапряжения. При этом очень важно знать, что возникновение кратковременных эмоций (стрессов) в большинстве случаев не является вредным и не бывает помехой в деятельности человека; только хроническое воздействие на организм эмоционального стресса имеет существенное значение для возникновения нервного перенапряжения.

Причины нервного перенапряжения.Психическое перенапряжение возникает на фоне любого состояния, которое ослабляет нервную систему человека. К ним относят:

· Соматические заболевания и их осложнения, особенно сильным воздействием обладают хронические патологии, сопровождающиеся общей интоксикацией (почечная недостаточность, инфекции);

· Физическое переутомление;

· Неправильный образ жизни, включающий недостаток отдыха;

· Быстрый темп жизни в больших городах;

· Постоянный стресс (дома и на работе).

В настоящее время физиология труда располагает множеством рекомендаций, направленных на оптимизацию режимов труда и отдыха, повышение работоспособности в различных учебно-производственных условиях. Высокий уровень физической подготовленности определяет большую степень устойчивости организма к воздействию учебных нагрузок. Наблюдаются и меньшие энергозатраты при выполнении физических работ. Повышение профессионального мастерства способствуют не только повышению работоспособности специалиста, но и уменьшение эмоциональной напряженности. Поддержание ритмичности учебной нагрузки. Правильное психогигиеническое, эстетическое и этическое воспитание, позволит в значительной степени предупредить вероятность возникновения конфликтных, стрессовых ситуаций. Создание условий для возникновения положительных эмоций. Большое значение имеет характер отдыха, способ проведения отпусков, каникул и их современность. Хронические интоксикации (наркотики, алкоголь) оказывают повреждающее действие на нервную систему и приводят к ее быстрому истощению.

Сон и психическое здоровье.В вопросе изучения сна за последние годы достигнуты успехи. В феномен сна (поведенческие, электрофизиологические реакции) вовлекаются многие функциональные системы головного мозга и всего организма. В период сна происходит чередование парадоксального и ортодоксального снов.

Изучение феномена сна в физиологии труда принимает исключительно важное значение в связи с тем, что сон имеет адаптивное значение для учебно- трудовой деятельности человека, расстройство сна может вызвать понижение работоспособности. Если расстройство сна принимает хронический характер, то это может привести к развитию неврологического синдрома.

Установлено, что тотальное или частичное лишение сна приводит прежде всего к нарушению высших психических функций: снижается память, внимание, а вследствие этого – работоспособность, повышается утомляемость и сонливость.

Рекомендации по предупреждению нарушения сна в основном следующие:

- Активная деятельность днем, особенно физическая. Важно, чтобы сон и бодрствование совпали с биологическими ритмами организма.

- Ежедневная мышечная активность, причем напряженную умственную деятельность необходимо чередовать с физическим трудом или занятиям спортом.

- Определенный комфорт спального места.

Сон восстанавливает и корректирует множество тонких процессов перенапряжения. Хороший сон очень важен, особенно после экстремальных ситуаций и длительной, напряженной умственной деятельности.

Гипокинезия и гиподинамия.Деятельность всех систем организма направлена на хорошее обеспечение работоспособности мышц. При отсутствии достаточной дозы ежедневных мышечных движений происходят нежелательные и существенные изменения функционального состояния мозга и сенсорных систем. Наряду с изменением в деятельности высших отделов головного мозга снижается уровень функционирования и подкорковых образований, отвечающих за работу органов чувств (слух, равновесие, вкус и другие) или ведающих жизненно важными функциями (дыханием, кровообращением, пищеварением). Вследствие этого наблюдается снижение общих защитных сил организма, увеличение риска возникновения различных заболеваний. Малоподвижный образ жизни современного человека приводит к тому, что нарушается функциональное состояние всех систем организма. Для данного состояния характерна повышенная утомляемость, крайняя неустойчивость настроения, ослабление самообладания, нетерпеливость, утрата способности к длительному умственному и физическому напряжению. Все эти симптомы могут проявляться в различной степени. Наиболее действенной альтернативой гипокинезии и гиподинамии в современных условиях могут выступать средства физической культуры, увеличение объема и интенсивности мышечной деятельности.

Симптомы нервно-психического перенапряжения.Основным симптомом нервного перенапряжения является чувство постоянной усталости и разбитости. Кроме того, при этом может отмечаться раздражительность, когда любая мелочь способна вывести из состояния душевного равновесия. Эти признаки называют внешними.

На следующем этапе развиваются внутренние симптомы нервного перенапряжения, которые в зависимости от реактивности и особенностей организма могут проявляться двумя противоположными комплексами:

1. Заторможенность, при которой преобладает вялость, равнодушие и тревожность (депрессия).

2. Возбуждение, характеризующееся повышенной активностью, навязчивостью (мания).

Если не предпринять мер на этом этапе, то начнется поражение других систем организма:

· Сердечнососудистые проявления включают аритмию и гипертонию, приводящую к инфаркту и инсульту;

· Иммунная система начинает работать значительно хуже и может дать сбой, в связи с чем, человек чаще болеет инфекционными заболеваниями, а в тяжелых случаях может развиться аутоиммунный процесс;

· Дисфункция пищеварительной системы проявляется запорами, поносами, язвами желудка и 12-перстной кишки.

Если не принять меры вовремя, то нервно-психическое перенапряжение перерастет в серьезную патологию, а тогда уже не обойтись без серьезного лечения психотропными препаратами.

Что поможет при нервно-психическом перенапряжении.При первых симптомах психического перенапряжения необходимо:

· Дать нервной системе расслабиться;

· Рационально чередовать периоды отдыха и работы;

· Стараться поддерживать доброжелательные отношения с сокурсниками и в семье;

· Начать заниматься спортом;

· В тяжелых случаях обратиться к врачу.

Естественно, что полностью исключить провоцирующие факторы из жизни вряд ли удастся, но можно уменьшить негативное воздействие, давая нервной системе необходимый отдых. Кроме того, очень важно с самого детства укреплять и закаливать ее, так как именно в раннем возрасте закладываются дисфункции ЦНС, которые проявят себя гораздо позже. Специалисты психологи уверены, что умственное перенапряжение в процессе учебы, а также завышенные требования родителей, делают психическое состояние детей более уязвимым и восприимчивым к внешним воздействиям.

Большое значение имеет гигиена сна. В среднем взрослый человек спит 7-8 часов, но с годами этот показатель уменьшается. При нарушении сна рекомендуется нормализовать режим труда и отдыха, особенно в вечерние часы, отказаться от приема кофе, алкоголя, курения. Облегчают засыпание и вечерние прогулки, прием теплых ванн, непрерывное проветривание помещения. Очень важно ложиться и вставать в одно и то же время.

Очень хорошим способом разрядки нервной системы являются спортивные занятия. Ведь во время физической нагрузки в организме вырабатываются эндорфины (гормоны радости). Сконцентрировавшись на движении, можно забыть обо всех неприятностях и огорчениях, то есть это своего рода медитация. Кроме того, хорошая физическая форма повышает уверенность в себе, а легкая усталость после занятий улучшает сон. Спортивные занятия — хороший способ разрядки нервной системы.

Средства физической культуры для оптимизации работоспособности, профилактики нервно-эмоционального и психофизического утомления студентов, повышения эффективности учебного процесса.Среди мероприятий, направленных на повышение умственной работоспособности студентов, на преодоление и профилактику психоэмоционального и функционального перенапряжения можно рекомендовать следующее:

- Систематическое изучение учебных предметов студентами в семестре, без «штурма» в период зачетов и экзаменов.

- Ритмичную и системную организацию умственного труда.

- Постоянное поддержание эмоции и интереса.

- Совершенствование межличностных отношений студентов между собой и преподавателями вуза, воспитание чувств.

- Организация рационального режима труда, питания, сна и отдыха.

- Отказ от вредных привычек: употребления алкоголя и наркотиков, курения и токсикомании.

- Физическую тренировку, постоянное поддержание организма в состоянии оптимальной физической тренированности.

- Обучение студентов методам самоконтроля за состоянием организма с целью выявления отклонений от нормы и своевременной корректировки и устранения этих отклонений средствами профилактики.

Устранение и профилактика умственного и физического утомления.Устранять и отдалять утомление возможно за счет повышения общей и специализированной физической тренированности организма, оптимизации его умственной и эмоциональной активности. Мобилизация других сторон психической активности и двигательной деятельности, не связанных с теми, которые привели к утомлению, способствует отдалению умственного утомления и его профилактике.

Для отдаления утомления необходим активный отдых, а также переключение на другие виды деятельности. И.М.Сеченов, открывший феномен активного отдыха, показал, что восстановление работоспособности одной конечности происходит быстрее, если в период ее отдыха выполняется работа другой конечностью. Активный отдых наиболее эффективен при работе средней тяжести.

Переключения в двигательной деятельности с одних координаций на другие отдаляет наступление утомления. Положительные эмоции могут также способствовать отдалению явлений утомления и восстановлению работоспособности.

Отдаление утомления происходит за счет совершенных двигательных координаций (мышечной, внутримышечной, динамики сокращения и расслабления и др.), устойчивости взаимосвязи силы, скорости, выносливости и двигательного навыка. Длительное сохранение пауз между последовательными мышечными сокращениями, а также их ритма вместе с высокой амплитудой их сокращения является признаком устойчивости организма к утомлению. Об этом же говорят адекватные и устойчивые сдвиги в вегетативных функциях под влиянием длительных физических нагрузок.

Острое утомление целесообразно устранять, снимать физиологическими средствами, чтобы оно не перешло в хроническое. Это прежде всего своевременный отдых и правильная организация умственного и физического труда.

Благоприятное влияние для профилактики умственного утомления оказывает специальный режим питания. Например, для профилактики переутомления с успехом используется алиментарный режим путем добавления в обычный рацион малых доз дополнительных факторов питания в виде аминокислот, витаминов, солей и др. для активизации процесса синтеза в головном мозге и совершенствования реакций общего метаболизма. Это приводит к улучшению психофизиологической активности при напряженной умственной работе и физической деятельности. Алиментарный режим не только препятствует развитию процессов хронического умственного и физического утомления, но и снижает эффект кумуляции острого умственного утомления, усиливает адаптацию к интенсивной интеллектуальной и физической деятельности.

Действительное средство для борьбы с утомлением – оптимальное сочетание труда умственного и физического. Однако это правило не абсолютно и для достижения успеха требует учета характера труда, как умственного, так и физического. Это связано с тем, что физические упражнения и умственное напряжение в разной степени захватывают и активизируют различные вегетативные и соматические системы в организме человека и вызывают различные по сложности и интенсивности сдвиги в центральной нервной системе. Вместе с тем имеются исследования, в которых показано, что решение легких арифметических задач повышает физическую работоспособность, трудные же задачи – понижают ее. Работа с легкими грузами стимулирует умственную деятельность, а с тяжелыми грузами и сложными по координации упражнениями – затрудняет ее. Так, например, игра в настольный теннис не может служить отдыхом после напряженного умственного труда, поскольку она требует напряженного внимания и концентрированной психической активности. Напротив, прогулка пешком на лыжах, бег в лесу и другие подобные упражнения, вызывая явления переключения в ЦНС и ритмическую активность различных функций, служат прекрасным средством восстановления после напряженного трудового дня.

С другой стороны, высокий уровень общей физической тренированности во многом обеспечивает улучшение умственной работоспособности. Это было показано в экспериментах на школьниках и студентах и лицах разного возраста и специальности. Вместе с тем сложные и интенсивные упражнения, которые приводят к утомлению, не способствуют непосредственному увеличению умственной работоспособности.

Использование физических упражнений как средство активного отдыха.Различают отдых пассивный и активный, связанный с двигательной деятельностью. Физиологическое обследование активного отдыха связано с именем И.М Сеченова, впервые показавшего, что смена работы одних мышц работой других лучше способствует восстановлению сил, чем полное бездействие.

Этот принцип стал основой организации отдыха и в сфере умственной деятельности, где подобранные соответствующим образом физические нагрузки до начала умственного труда, в процессе и по его окончании оказывают высокий эффект в сохранении и повышении умственной работоспособности. Не менее эффективны ежедневные самостоятельные занятия физическими упражнениями в общем режиме жизни. В процессе их выполнения в коре больших полушарий мозга возникает «доминанта движения», которая оказывает благоприятное влияние на состояние мышечной, дыхательной и сердечно- сосудистой систем, активизирует сенсомоторную зону коры, поднимает тонус всего организма, Во время активного отдыха эта доминанта способствует активному протеканию восстановительных процессов.

«Малые формы» физической культуры в режиме учебного труда студентов. К «малым формам» физической культуры в режиме учебного труда студентов относятся утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза, микропаузы в учебном труде студентов с использованием физических упражнений.

Утренняя гигиеническая гимнастика являемся наименее сложной, но достаточно эффективной формой для ускоренного включения студентов в учебно-трудовой день. Она ускоряет приведение организма в работоспособное состояние, усиливает ток крови и лимфы во всех частях тела и учащает дыхание, что активизирует обмен веществ и быстро удаляет продукты распада, накопившиеся за ночь. Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную системы, улучшает деятельность пищеварительных органов, способствует более продуктивной деятельности коры головного мозга.

Ежедневная УГТ, дополненная водными процедурами, - эффективное средство повышения физической тренированности, воспитания воли и закаливания организма.

Физкультурная пауза является действенной и доступной формой. Она призвана решать задачу обеспечения активного отдыха студентов и повышения их работоспособности.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что после второй пары учебных часов умственная работоспособность студентов начинает снижаться. Спустя 2-3 часа после завершения учебных занятий работоспособность восстанавливается до уровня, близкого к исходному в начале учебного дня, а при самоподготовке вновь отмечается ее снижение.

В крайних случаях прибегают к приему успокоительных препаратов, которые должен назначить врач в случае неэффективности других методов.

Вопросы:

1. Назовите объективные факторы, влияющие на психофизическое состояние студентов.

2. Назовите субъективные факторы, влияющие на психофизическое состояние студентов.

3. Назовите определение работоспособности.

4. Назовите определение утомления и переутомления.

5. Назовите периоды работоспособности студентов в течении дня.

6. Когда наступает период устойчивой работоспособности в течении учебного года?

7. Каковы причины нервного перенапряжения?

8. К чему приводит тотальное или частичное лишение сна?

9. Какие вы знаете симптомы нервно-психического перенапряжения?

10.Что может помочь при нервно-психическом перенапряжении?

11.Для чего нужны «малые формы» физической культуры?

12.Назовите объективные факторы, влияющие на психофизическое состояние студентов.

13.Назовите субъективные факторы, влияющие на психофизическое состояние студентов.

Список использованной литературы:

1. Гужаловский А.А. Сегодня и каждый день. М.: Физкультура и спорт, 1999.

2. Домашняя медицинская энциклопедия. Гл. ред. В.И. Покровский. М.: «Медицина», 1998.

3. Косилина Н.И. Физическая культура в режиме рабочего дня. М.: Пофиздат, 2000.

4. Косилина Н.И., Сидоров С.П. Гимнастика в режиме рабочего дня. М.: Знание, 1988.

5. Рейзин В.М. Физическая культура людей умственного труда. Минск: Высшая школа, 2000.

6. Бодров В.А., Розенблат В.В. Физиологические проблемы утомления // VII Съезд Всесоюзного физиологического общества им. И.П.Павлова: Тез. докл. – Л., 1987. Т.1.

7. Зимкин Н.В., Сологуб Е.Б., Давиденко Д.Н. Проблема утомления и функциональные резервы организма. // VII Съезд Всесоюзного физиологического общества им. И.П.Павлова: Тез. докл. – Л., 1987. Т.1.

8. Кристьюхан Ю.А. Некоторые новые методы диагностики утомления // VII Съезд Всесоюзного физиологического общества им. И.П.Павлова: Тез. докл. – Л., 1987. Т.1.

9. Добромыслова О.П. Мышечное утомление с позиции теории функциональных систем // Физиологические проблемы утомления и восстановления: Тез. докл. Всесоюзн. конф. – Киев – Черкассы, 1985. Ч.1.

10. Власкина Л.А., Владимирский Б.М. Диагностика состояния нервного утомления // Физиологические проблемы утомления и восстановления: Тез. докл. Всесоюзн. конф. – Киев – Черкассы, 1985. Ч.1.

11. Физиология человека: Учебник / Под ред. В.М.Смирнова. М., 2001

12. Общий курс физиологии человека и животных. В 2 кн. Кн.1 Физиология нервн., мышечн. и сенсорн. систем: Учебник для биол. и мед. спец. ВУЗов / Под ред. А.Д.Ноздрачева – М., 1991.

г.

Наши рекомендации