Разработка психодиагностической батареи тестов в целях профотбора

Работа по формированию тестовой батареи профессиологического типа осуществляется путем отработки содержатель­ной модели профпригодности персонала.

Для примера разберем профессиологическую задачу, сущ­ность которой заключается в построении уравнения профпри­годности. Для этого произведем содержательную валидизацию модели профпригодности специалиста управленческого про­филя.

а) Содержательная валидность тестовой батареи.

Под профпригодностью управленческого персонала пони­мается совокупность функциональных и характерологических особенностей данного контингента специалистов, успешно выполняющих возложенные на них профессиональные обязан­ности.

Профпригодность — это комплексная характеристика че­ловека. Она может включать в себя совокупность профессио­нальных качеств, определенный стиль деятельности, профес­сиональный опыт или умения и навыки по решению специ­альных задач и т. д. Профессионализм как некий уровень проф­пригодности человека может быть достигнут различными способами. Но в профессиологии для решений задач отбора персонала принята как необходимая и достаточная процедура профессиографии. Профессиография представляет собой оп­ределенную функционально-психологическую модель дея­тельности специалиста. Принято считать, что основная масса людей, успешно выполняющих свои профессиональные за­дачи, действует по определенному алгоритму и обладает опре­деленной психологией. Этот алгоритм получил название профессиограммы, а личность успешного специалиста обычно представляется перечнем профессионально значимых (или важных) качеств. В результате профессиографической работы (психологический анализ деятельности) психолог получает профессиограмму и перечень профессионально значимых ка­честв (психограмму) специалистов.

Существует множество разнообразных и довольно обосно­ванных теоретических и практических подходов к анализу про­фессиональной деятельности. В учебных целях считаем, что в результате анализа профессиографического материала выявле­но по крайней мере два основных блока-слагаемых деятельности (по А.Н. Леонтьеву, П.Я. Гальперину). Это мотивационный аспект и операциональная часть.

Для конструирования профпригодности мотивационный аспект представляется в форме направленности личности про­фессионала. Оценка направленности может быть представлена в описательной форме и в численном значении по данным со­ответствующих тестов. Так как нам придется создавать психо­диагностическую модель, то есть формализовать процедуру раз­работки тестовой батареи, то мы обозначим мотивационную часть символом М. Операциональная часть может быть пред­ставлена в виде совокупности интеллектуальных (индивидуаль­но-когнитивный стиль — ИКС), эмоционально-волевых (эмо­ционально-волевая устойчивость — ЭВУ), коммуникативных (коммуникативные качества — КК), характерологических и поведенческих составляющих (характерология представляется в описательной форме и оценивается исходя из требований профессии к специалистам).

В нашей ситуации профессиональная пригодность (ПП) рассчитывается по формуле:

Удельный вес каждого компонента рассчитывается при по­мощи коэффициентов частной (множественной) детермина­ции.

Для оценки профпригодности подбираются адаптированные методики. Количество методик (тестов) должно быть выбрано исходя из прагматического аспекта. То есть в результате корре­ляционного анализа необходимо добиться, чтобы каждый эле­мент профпригодности был оценен.

Каждый элемент формулы [1] сам по себе представляется в виде уравнения регрессии, составленного из показателей соот­ветствующих тестов.

Так, ИКС предполагается оценить при помощи следующих методик:

· Прогрессивные матрицы Дж. К. Равена (RAV)*;

· Линеограммы (Лнг);

· Комбинаторные способности (КС);

· Количественные отношения (КО);

· Аналогии (Алг);

· Установление закономерностей (УЗ);

· Перепутанные линии (ПЛ);

· Отыскание чисел (ОЧ);

· ТПА-САД (САД).

* В скобках указаны условные сокращения для удобства формализации переменных.

Окончательный выбор методик осуществляется после кор­реляционного анализа эмпирических данных в результате рас­чета конструктной валидности.

ЭВУ предполагается оценить при помощи теста «Уровень субъективного контроля» (УСК). КК — при помощи методик «Межличностная диагностика стиля взаимодействия» (МДСВ) и теста «Рисуночных фрустраций» Розенцвейга (ROS). М — при помощи семантического дифференциала (СД) и САД.

б) Процедура тестирования.

Производится тестирование испытуемых при помощи ба­тареи тестов, указанных выше (стимульный материал и «клю­чи» к тестам здесь не приводятся).

1) Прогрессивные матрицы Дж. К. Равена* предназначены для оценки способности к систематизированной, планомерной, методичной интеллектуальной деятельности испытуемого. Тест состоит из невербальных заданий (матриц), что имеет большое значение, так как он уменьшает влияние приобретенных зна­ний, полученных в процессе образования и жизненного опыта испытуемого.

* Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психоди­агностики в спорте. — М.: Просвещение, 1984. — 190 с.

Методика состоит из 60 таблиц-заданий (5 серий). В каж­дой серии таблицы составлены в порядке возрастания трудно­сти и усложнения от серии к серии. Серия А построена на прин­ципе установления связи в структуре матриц, использования операции дополнения целостной структуры недостающим фрагментом. Серия В построена на принципе аналогии между парами фигур, использования умственной операции поиска аналогичных признаков в рисунках, а также определения оси симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце. Серия С построена по принципу прогрес­сивных изменений в структуре матриц, используется операция поиска принципа развития рисунка матриц. Серия D построе­на по принципу перегруппировки фигур и поиска этой перегруппировки в горизонтальном и вертикальном направлениях. Серия Е основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы, используются умственные операции анализа и синтеза.

Правильность решения заданий-матриц проверяется при помощи «ключа» и оценивается в соответствии с таблицей пе­ревода в баллы. Время выполнения теста нормировано и со­ставляет 20 минут.

Таблица перевода в стандартные баллы (Z-оценки)

«Сырые» баллы 1-19 20-39 40-59 60-80 81-101
Соответствующие Z-оценки

2) Тест «Линеограммы»* предназначен для оценки особен­ностей внимания, образного мышления, координации движе­ний, понимания, быстроты переработки информации, пере­ключения внимания, скорости моторной реакции и ее точно­сти, способности к сложнокоординированным действиям. Он состоит из трех субтестов. Работа испытуемых заключается в том, чтобы в регистрационном бланке по направлению стрел­ки на расстояние в 1 клетку провести линию, построив тем самым фигуру. Во втором субтесте до черного «круга» действо­вать так же, а после «круга» — наоборот. Потом после до чер­ного «треугольника» — опять как в начале, до черного «круга» и т. д. Третий субтест выполняется аналогично второму. Вре­мя выполнения каждого теста 30 секунд. Обработка результа­тов заключается в подсчете правильно проведенных линий в каждом задании.

* Кулагин Б.В. Профессиональный психологический отбор и распределение мо­лодого пополнения для обучения военным специальностям в ОУЦ подготовки младших специалистов и учебных мотострелковых и танковых частях Сухопутных войск. — М.: Изд-во МО, 1988.- С. 177.

Таблица перевода в стандартные баллы (стэны)

Стэны   2 3 4 7 8
«Сырые» баллы I ≤2 3-7 8-12 13-14 15-17 18-20 21-24 25-29 30-31 ≥32
II - - - - - - - - - -
III ≤1 2-3 4-5 6-9 10-12 13-14 15-16 17-19 20-21 ≥22

3) Тест «Комбинаторные способности»* предназначен для оценки продуктивности мыслительных операций, элементов логического мышления и внимания.

* См.: Личность воина. Методики психологического и психофизиологического обследования. — М.: ВПА, 1990. — С. 33-35.

Необходимо по шифру в соответствии с цифровой комби­нацией в столбце выписать пары букв. Затем, выбрав по одной букве из этих пар, составить слово из четырех букв и записать его в горизонтально расположенной клетке под числом. Время работы испытуемых 7 минут.

Подсчет «сырых» оценок осуществляется по количеству правильных ответов, которые затем переводятся в стандартные баллы.

Таблица перевода в стандартные баллы

Стандартные баллы
Количество правильных ответов 1-3 4-7 8-11 ≥12

4) Тест «Количественные отношения»* предназначен для оценки сформированности логических умственных операций, элементов внимания, памяти, представления.

* См.: Основы профессионального психофизиологического отбора военных спе­циалистов / Под ред. В.А. Пухова.— М., 1981. С. 309-312; Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте. — М.: Просвеще­ние, 1984. С. 122-123.

Испытуемым предлагается по отношению двух объектов к третьему выявить, каково отношение между ними. На выпол­нение теста отводится 5 минут. Обработка результатов осуще­ствляется путем подсчета количества правильно выполненных заданий. Используются следующие показатели: 1) количество правильно выполненных заданий (Nn)t; 2) время выполнения задания Овып); 3) производительность выполнения заданий (П = Nn /tвып ); 4) количество ошибок (n) и др.

Таблица перевода в стандартные баллы

Стандартные баллы 4 5
Количество верно решенных заданий 6-7 8-9 10-11 12-13
Производительность ≤0.002 0.003-0.006 0.007-0.01 0.011-0.014 0.015-0.022
Стандартные баллы 6 7 8 9 10
Количество верно решенных заданий 14-15 -
Производительность 0.023-0.032 0.033-0.046 0.47-0.054 0.055-0.058 ≥0.059

5) Тест «Аналогии»* предназначен для оценки особенностей вербального мышления, внимания, оперативной памяти, логи­ческих отношений между понятиями. Испытуемые по специаль­ному образцу осуществляют поиск нужных слов в предлагаемом перечне, которые состоят в аналогичном смысловом соотноше­нии с контрольными понятиями. На практике применяется не­сколько вариантов данной методики. Показатели теста (вариант 1): количество верно выполненных заданий (Nn); время выпол­нения теста (tвып); продуктивность работы (П = Nn/ tвып); время безошибочного выполнения задания (Т6 = Т*С, где Т – время выполнения задания (сек); С — коэффициент по соответствую­щей таблице (см. в пособии, указанном в сноске)).

* Основы профессионального психофизиологического отбора военных специали­стов/Под ред. В.А. Пухова. — М., 1981. С. 331-338; Психологическая оценка и прогно­зирование профпригодности военных специалистов. — М.: Воениздат, 1988.

Таблица перевода в стандартные оценки (варианты — 19 и 30 заданий)

Стандартный балл (стэны) 3
19 заданий теста — Nn 11-12 13-14 -
30 заданий теста — Nn 2 3-4 5-10 11-16 17-20 21-24 25-26 27-28 ≥29

6) Методика «Установление закономерностей»* предназна­чена для оценки сформированности комбинаторно-логических умственных операций, особенностей внимания, оперативной памяти, репродуктивного мышления.

* Методы социальной психологии // Под ред. Е.С. Кузьмина.— Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. - 175 с.

Работа испытуемого заключается в подборе согласно сим­волическому коду (первая графа) в строчке справа слов, порядок букв в которых идентичен знакам в коде. В инструкции к тесту говорится, что справа после номера задания написан код слова, значками обозначены буквы. Количество значков соот­ветствует количеству букв в слове. Если значок в коде повторя­ется, это означает, что и буква в слове тоже повторяется и т. д. В регистрационном бланке напротив номера задания нужно подчеркнуть то слово, которое соответствует коду. Время вы­полнения теста — 10 минут. Обработка данных осуществляется путем подсчета количества верно решенных заданий (Nn), а так­же учитывается время выполнения теста (tвып). Производным от первого (количество верно решенных заданий) и второго (времени решения) показателей может служить расчет произ­водительности выполнения теста (Пр = Nn / tвып).

Таблица перевода в стандартные оценки по количеству правильных ответов испытуемого

Стандартные баллы (стэны) 2
Nn ≤2 3-5 6-7 8-12 13-16 17-19 21-22 23-24 ≥25

Таблица перевода в стандартные баллы (стэны) результатов расчета производительности испытуемого при выполнении теста*

* Марищук В.Л. и др. Методики психодиагностики в спорте. — М.: Просвещение, 1984. С. 112-114.

Стандартные баллы (стэны)
Правильное и полное выполнение заданий (не менее чем в 4-х строках из 5) с количеством знаков        
Правильное и полное выполнение заданий (не менее чем в 3-х строках из 5) с количеством знаков            
Правильное и полное выполнение заданий (не менее чем в 2-х строках из 5) с количеством знаков         б    
Правильное выполнение одного задания в строке с количеством знаков            
Невыполнение задания                

7) Тест «Перепутанные линии»* предназначен для оценки устойчивости и концентрации внимания. Испытуемые без по­мощи постороннего предмета (только взглядом) в течение (5) 10 минут прослеживают путь каждой линии слева-направо по порядку. К показателям теста зачастую относят: количество правильно прослеженных линий (Nпр); время выполнения тес­та (Т); показатель безошибочности работы испытуемого (Тб = Т*25/Nпр) и др.

** Основы профессионального психофизиологического отбора военных специа­листов / Под ред. В.А. Пухова.- М., 1981. С. 296-298.

Таблица перевода в стандартные баллы (стэны)

Станд. баллы 6 7
Nпр 8-11 12-13 14-16 17-19 20-21 22
Станд. баллы
Тб ≥1510 1155-1509 939 - 790-938 683-789
Станд. баллы
Тб 624-682 565-623 531 —564 467-530 ≤466

8) Тест «Отыскание чисел» предназначен для оценки вни­мания при оперировании с цифровым материалом. Содержа­ние задания сводится к отысканию пропущенных чисел. На бланке помещены числа от 1 до 70. Всего в таблице 49 чисел. Не хватает 21-го. Необходимо отыскать пропущенные числа и записать их по порядку в регистрационный бланк. Время вы­полнения теста — 4 минуты.

9) Методика «Уровень субъективного контроля» (УСК)* на­ряду с другими вариантами опросников является модификаци­ей «Шкалы локуса контроля» (Locus of Control Scale) Дж. Роттера (1950). Она предназначена для оценки способности субъек­та к самопониманию, оценки своих поступков, осуществлению самоконтроля эмоций, умению разбираться и контролировать свое поведение в семье, в межличностных отношениях, произ­водственной сфере и оценивать свое самочувствие.

* Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования уровня субъек­тивного контроля // Психологический журнал. — Т. 5. — 1984. — № 3. — С. 152-162.

Опросник состоит из 44 утверждений. Испытуемые опреде­ляют свое отношение к каждому утверждению. Тест УСК под­разделяет испытуемых на три группы: а) «фаталисты»— низкий субъективный контроль: жизнь для них определяется только внешними обстоятельствами; б) «экстерналы»— средний уро­вень: переносят ответственность на других людей; в) «интерна­лы»— высокий самоконтроль: приписывают ответственность за происходящие события себе.

На 50% утверждений интерналы отвечают положительно. Замечено, что высокая интернальность в межличностных или семейных отношениях сигнализирует о проблемах в этих обла­стях жизнедеятельности человека.

Оценочные шкалы: Iо - общий уровень субъективного кон­троля (общая интернальность); Iд - характеристика УСК эмо­циональная; Iн — характеристика УСК в ситуациях; Iс — характе­ристика УСК в семейной жизни; Iм -— характеристика УСК в меж­личностных отношениях; Iз — характеристика УСК в сфере здо­ровья; In — характеристика УСК в производственной сфере.

Обработка данных опросника осуществляется при помощи «ключа». Существует по крайней мере два основных варианта вычисления эмпирических показателей. В первом (МГУ) не­согласие с утверждением по тексту опросника принимается за отрицательное число, а согласие — за положительное.

Во втором варианте любое совпадение с «ключом» прини­мается как положительный балл. Понятно, что в обоих случаях суммарные значения будут различаться. Поэтому стандартиза­ция осуществляется по разным таблицам.

Таблица перевода в стандартные баллы (стэны) по положительным и отрицательным значениям

Таблица перевода в стандартные баллы (стэны) по положительным оценкам (Объем экспериментальной выборки 8 тыс. человек)

10) Методика К. Томаса* «Межличностная диагностика сти­ля взаимодействия» (МДСВ) разработана в 1973 году американ­ским психологом К. Томасом и предназначена для оценки сти­ля взаимоотношений и изучения типичных способов реагиро­вания человека в конфликтных ситуациях. Состоит из 30 пар утверждений. Испытуемые выбирают те, которые наиболее со­ответствует их поведению. В основе методики лежит двухмер­ная модель регулирования конфликтов, в которой главными измерениями являются кооперация (внимание человека к ин­тересам других людей, вовлеченных в ситуацию) и напористость (акцент на собственных интересах). В результате опроса выяв­ляются пять типов поведения в конфликтных ситуациях: со­перничество — СП (стремление добиться своих интересов в ущерб другому); приспособление - П (игнорирование соб­ственных интересов ради другого); компромисс — К (достиже­ние согласия путем взаимных уступок); избегание — И (отсут­ствие стремления как к кооперации, так и к достижению соб­ственных целей); сотрудничество — СТ (решение, полностью удовлетворяющее интересы обеих сторон).

* Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. — Петроза­водск: Петроком, 1992. - С. 172-177.

Обработка производится при помощи «ключа». Подсчиты­вается количество ответов, соответствующих каждому типу по­ведения. Осуществляется перевод «сырых» баллов в стандарт­ные оценки (см. таблицы ниже).

Таблица перевода «сырых» баллов в Z-оценки

Стандартные баллы 1 2
Соперничество 0-1 2-4 5-7 8-9 9-12
Сотрудничество 0-3 4-5 6-7 9-12
Компромисс 0-3 4-5 6-7 8-10 11-12
Избегание 0-2 3-4 5-6 7-8 9-12
Приспособление 0-2 3-4 5-6 7-9 10-12

11) Методика рисуночной фрустрации С. Розенцвейга* раз­работана в 1942 году. Состоит из 24 рисунков-ситуаций, из ко­торых 16 — ситуации-препятствия и 8 — ситуации-обвинения.

* Проективная психология / Пер. с англ. — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСИМО-Пресс, 2000.- С. 197-202.

Идеология методики: ситуация может вызвать фрустрацию, которая имеет два направления: а) агрессия; б) отступление, которое сопровождается физической или психологической компенсацией. Некоторым людям присуща в той или иной сте­пени фрустрационная толерантность (то есть умение сохранять адекватное поведение, несмотря на ситуацию).

Возможны два вида реакции человека на фрустрацию: а) продолжение потребности (удовлетворение потребности любым способом); б) защита «Я»: экстрапунитивная (внешнеобвиняющая), интрапунитивная (самообвинение) и импунитивная (примиряющая — уклонение от упреков других и себя).

На этой основе выявлены следующие типы реагирования: а) препятственно-доминантный тип (OD), заключающийся в подчеркивании наличия какого-то препятствия в ситуации, которое интерпретируется как благо и минусы его не замеча­ются или сводятся к полному отрицанию; б) самозащитный тип (ED) отличается проявлением враждебности, и порицание на­правлено на какой-то объект, на другого человека или на себя, а ответственность кого-либо за эту ситуацию сведена до мини­мума; в) упорствующий тип (NP) требует и ожидает, что кто-то разрешит эту ситуацию.

Выявлены также три направления реагирования в фрустрационной ситуации, к которым относятся: экстрапунитивное (внешнеобвиняющее) — «все виноваты» (Е), интропунитивное (самообвинение) — «Я виноват» (I) и импунитивное (прими­ряющая — уклонение от упреков других и себя) — «никто не виноват» (М).

Содержание действий испытуемых сводится к работе с ин­терпретацией рисунков. На рисунке изображено два или более человек, один из которых, являясь источником фрустрации, произносит фразу. На нее испытуемому требуется немедленно ответить первой пришедшей в голову фразой, которая вписы­вается в регистрационный бланк.

Обработка результатов осуществляется путем обсуждения вариантов ответов психологами-экспертами, путем обобщения независимой экспертизы, в результате работы одного психоло­га-эксперта. Оценка типа и направления реакции респондента осуществляется при помощи схемы описания смыслового зна­чения факторов (табл. 24).

Вычисление GCR (коэффициента социальной адаптации): коэффициент GCR получают, сравнивая очки субъекта со стан­дартными статистическими величинами. Ситуаций сравнения 14. Каждому полному соответствию дается балл. Если в ключе 1 оценка, а в протоколе 2, то за совпадение одной — 0.5 балла. После сравнения ситуации и суммирования баллов находят среднюю и умножают на 100% (в N = 64). Чем выше показатель социальной адаптации, тем выше конформность субъекта.

Таблица 24

Наши рекомендации