Разработка психодиагностической батареи тестов в целях профотбора
Работа по формированию тестовой батареи профессиологического типа осуществляется путем отработки содержательной модели профпригодности персонала.
Для примера разберем профессиологическую задачу, сущность которой заключается в построении уравнения профпригодности. Для этого произведем содержательную валидизацию модели профпригодности специалиста управленческого профиля.
а) Содержательная валидность тестовой батареи.
Под профпригодностью управленческого персонала понимается совокупность функциональных и характерологических особенностей данного контингента специалистов, успешно выполняющих возложенные на них профессиональные обязанности.
Профпригодность — это комплексная характеристика человека. Она может включать в себя совокупность профессиональных качеств, определенный стиль деятельности, профессиональный опыт или умения и навыки по решению специальных задач и т. д. Профессионализм как некий уровень профпригодности человека может быть достигнут различными способами. Но в профессиологии для решений задач отбора персонала принята как необходимая и достаточная процедура профессиографии. Профессиография представляет собой определенную функционально-психологическую модель деятельности специалиста. Принято считать, что основная масса людей, успешно выполняющих свои профессиональные задачи, действует по определенному алгоритму и обладает определенной психологией. Этот алгоритм получил название профессиограммы, а личность успешного специалиста обычно представляется перечнем профессионально значимых (или важных) качеств. В результате профессиографической работы (психологический анализ деятельности) психолог получает профессиограмму и перечень профессионально значимых качеств (психограмму) специалистов.
Существует множество разнообразных и довольно обоснованных теоретических и практических подходов к анализу профессиональной деятельности. В учебных целях считаем, что в результате анализа профессиографического материала выявлено по крайней мере два основных блока-слагаемых деятельности (по А.Н. Леонтьеву, П.Я. Гальперину). Это мотивационный аспект и операциональная часть.
Для конструирования профпригодности мотивационный аспект представляется в форме направленности личности профессионала. Оценка направленности может быть представлена в описательной форме и в численном значении по данным соответствующих тестов. Так как нам придется создавать психодиагностическую модель, то есть формализовать процедуру разработки тестовой батареи, то мы обозначим мотивационную часть символом М. Операциональная часть может быть представлена в виде совокупности интеллектуальных (индивидуально-когнитивный стиль — ИКС), эмоционально-волевых (эмоционально-волевая устойчивость — ЭВУ), коммуникативных (коммуникативные качества — КК), характерологических и поведенческих составляющих (характерология представляется в описательной форме и оценивается исходя из требований профессии к специалистам).
В нашей ситуации профессиональная пригодность (ПП) рассчитывается по формуле:
Удельный вес каждого компонента рассчитывается при помощи коэффициентов частной (множественной) детерминации.
Для оценки профпригодности подбираются адаптированные методики. Количество методик (тестов) должно быть выбрано исходя из прагматического аспекта. То есть в результате корреляционного анализа необходимо добиться, чтобы каждый элемент профпригодности был оценен.
Каждый элемент формулы [1] сам по себе представляется в виде уравнения регрессии, составленного из показателей соответствующих тестов.
Так, ИКС предполагается оценить при помощи следующих методик:
· Прогрессивные матрицы Дж. К. Равена (RAV)*;
· Линеограммы (Лнг);
· Комбинаторные способности (КС);
· Количественные отношения (КО);
· Аналогии (Алг);
· Установление закономерностей (УЗ);
· Перепутанные линии (ПЛ);
· Отыскание чисел (ОЧ);
· ТПА-САД (САД).
* В скобках указаны условные сокращения для удобства формализации переменных.
Окончательный выбор методик осуществляется после корреляционного анализа эмпирических данных в результате расчета конструктной валидности.
ЭВУ предполагается оценить при помощи теста «Уровень субъективного контроля» (УСК). КК — при помощи методик «Межличностная диагностика стиля взаимодействия» (МДСВ) и теста «Рисуночных фрустраций» Розенцвейга (ROS). М — при помощи семантического дифференциала (СД) и САД.
б) Процедура тестирования.
Производится тестирование испытуемых при помощи батареи тестов, указанных выше (стимульный материал и «ключи» к тестам здесь не приводятся).
1) Прогрессивные матрицы Дж. К. Равена* предназначены для оценки способности к систематизированной, планомерной, методичной интеллектуальной деятельности испытуемого. Тест состоит из невербальных заданий (матриц), что имеет большое значение, так как он уменьшает влияние приобретенных знаний, полученных в процессе образования и жизненного опыта испытуемого.
* Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте. — М.: Просвещение, 1984. — 190 с.
Методика состоит из 60 таблиц-заданий (5 серий). В каждой серии таблицы составлены в порядке возрастания трудности и усложнения от серии к серии. Серия А построена на принципе установления связи в структуре матриц, использования операции дополнения целостной структуры недостающим фрагментом. Серия В построена на принципе аналогии между парами фигур, использования умственной операции поиска аналогичных признаков в рисунках, а также определения оси симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце. Серия С построена по принципу прогрессивных изменений в структуре матриц, используется операция поиска принципа развития рисунка матриц. Серия D построена по принципу перегруппировки фигур и поиска этой перегруппировки в горизонтальном и вертикальном направлениях. Серия Е основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы, используются умственные операции анализа и синтеза.
Правильность решения заданий-матриц проверяется при помощи «ключа» и оценивается в соответствии с таблицей перевода в баллы. Время выполнения теста нормировано и составляет 20 минут.
Таблица перевода в стандартные баллы (Z-оценки)
«Сырые» баллы | 1-19 | 20-39 | 40-59 | 60-80 | 81-101 |
Соответствующие Z-оценки |
2) Тест «Линеограммы»* предназначен для оценки особенностей внимания, образного мышления, координации движений, понимания, быстроты переработки информации, переключения внимания, скорости моторной реакции и ее точности, способности к сложнокоординированным действиям. Он состоит из трех субтестов. Работа испытуемых заключается в том, чтобы в регистрационном бланке по направлению стрелки на расстояние в 1 клетку провести линию, построив тем самым фигуру. Во втором субтесте до черного «круга» действовать так же, а после «круга» — наоборот. Потом после до черного «треугольника» — опять как в начале, до черного «круга» и т. д. Третий субтест выполняется аналогично второму. Время выполнения каждого теста 30 секунд. Обработка результатов заключается в подсчете правильно проведенных линий в каждом задании.
* Кулагин Б.В. Профессиональный психологический отбор и распределение молодого пополнения для обучения военным специальностям в ОУЦ подготовки младших специалистов и учебных мотострелковых и танковых частях Сухопутных войск. — М.: Изд-во МО, 1988.- С. 177.
Таблица перевода в стандартные баллы (стэны)
Стэны | 2 3 4 | 7 8 | ||||||
«Сырые» баллы | I | ≤2 | 3-7 8-12 13-14 | 15-17 | 18-20 | 21-24 25-29 | 30-31 | ≥32 |
II | - | - - - | - | - | - - | - | - | |
III | ≤1 | 2-3 4-5 6-9 | 10-12 | 13-14 | 15-16 17-19 | 20-21 | ≥22 |
3) Тест «Комбинаторные способности»* предназначен для оценки продуктивности мыслительных операций, элементов логического мышления и внимания.
* См.: Личность воина. Методики психологического и психофизиологического обследования. — М.: ВПА, 1990. — С. 33-35.
Необходимо по шифру в соответствии с цифровой комбинацией в столбце выписать пары букв. Затем, выбрав по одной букве из этих пар, составить слово из четырех букв и записать его в горизонтально расположенной клетке под числом. Время работы испытуемых 7 минут.
Подсчет «сырых» оценок осуществляется по количеству правильных ответов, которые затем переводятся в стандартные баллы.
Таблица перевода в стандартные баллы
Стандартные баллы | ||||
Количество правильных ответов | 1-3 | 4-7 | 8-11 | ≥12 |
4) Тест «Количественные отношения»* предназначен для оценки сформированности логических умственных операций, элементов внимания, памяти, представления.
* См.: Основы профессионального психофизиологического отбора военных специалистов / Под ред. В.А. Пухова.— М., 1981. С. 309-312; Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте. — М.: Просвещение, 1984. С. 122-123.
Испытуемым предлагается по отношению двух объектов к третьему выявить, каково отношение между ними. На выполнение теста отводится 5 минут. Обработка результатов осуществляется путем подсчета количества правильно выполненных заданий. Используются следующие показатели: 1) количество правильно выполненных заданий (Nn)t; 2) время выполнения задания Овып); 3) производительность выполнения заданий (П = Nn /tвып ); 4) количество ошибок (n) и др.
Таблица перевода в стандартные баллы
Стандартные баллы | 4 | 5 | |||
Количество верно решенных заданий | 6-7 | 8-9 | 10-11 | 12-13 | |
Производительность | ≤0.002 | 0.003-0.006 | 0.007-0.01 | 0.011-0.014 | 0.015-0.022 |
Стандартные баллы | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Количество верно решенных заданий | 14-15 | - | |||
Производительность | 0.023-0.032 | 0.033-0.046 | 0.47-0.054 | 0.055-0.058 | ≥0.059 |
5) Тест «Аналогии»* предназначен для оценки особенностей вербального мышления, внимания, оперативной памяти, логических отношений между понятиями. Испытуемые по специальному образцу осуществляют поиск нужных слов в предлагаемом перечне, которые состоят в аналогичном смысловом соотношении с контрольными понятиями. На практике применяется несколько вариантов данной методики. Показатели теста (вариант 1): количество верно выполненных заданий (Nn); время выполнения теста (tвып); продуктивность работы (П = Nn/ tвып); время безошибочного выполнения задания (Т6 = Т*С, где Т – время выполнения задания (сек); С — коэффициент по соответствующей таблице (см. в пособии, указанном в сноске)).
* Основы профессионального психофизиологического отбора военных специалистов/Под ред. В.А. Пухова. — М., 1981. С. 331-338; Психологическая оценка и прогнозирование профпригодности военных специалистов. — М.: Воениздат, 1988.
Таблица перевода в стандартные оценки (варианты — 19 и 30 заданий)
Стандартный балл (стэны) | 3 | |||||||||
19 заданий теста — Nn | 11-12 | 13-14 | - | |||||||
30 заданий теста — Nn | 2 | 3-4 | 5-10 | 11-16 | 17-20 | 21-24 | 25-26 | 27-28 | ≥29 |
6) Методика «Установление закономерностей»* предназначена для оценки сформированности комбинаторно-логических умственных операций, особенностей внимания, оперативной памяти, репродуктивного мышления.
* Методы социальной психологии // Под ред. Е.С. Кузьмина.— Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. - 175 с.
Работа испытуемого заключается в подборе согласно символическому коду (первая графа) в строчке справа слов, порядок букв в которых идентичен знакам в коде. В инструкции к тесту говорится, что справа после номера задания написан код слова, значками обозначены буквы. Количество значков соответствует количеству букв в слове. Если значок в коде повторяется, это означает, что и буква в слове тоже повторяется и т. д. В регистрационном бланке напротив номера задания нужно подчеркнуть то слово, которое соответствует коду. Время выполнения теста — 10 минут. Обработка данных осуществляется путем подсчета количества верно решенных заданий (Nn), а также учитывается время выполнения теста (tвып). Производным от первого (количество верно решенных заданий) и второго (времени решения) показателей может служить расчет производительности выполнения теста (Пр = Nn / tвып).
Таблица перевода в стандартные оценки по количеству правильных ответов испытуемого
Стандартные баллы (стэны) | 2 | |||||||||
Nn | ≤2 | 3-5 | 6-7 | 8-12 | 13-16 | 17-19 | 21-22 | 23-24 | ≥25 |
Таблица перевода в стандартные баллы (стэны) результатов расчета производительности испытуемого при выполнении теста*
* Марищук В.Л. и др. Методики психодиагностики в спорте. — М.: Просвещение, 1984. С. 112-114.
Стандартные баллы (стэны) | |||||||||
Правильное и полное выполнение заданий (не менее чем в 4-х строках из 5) с количеством знаков | |||||||||
Правильное и полное выполнение заданий (не менее чем в 3-х строках из 5) с количеством знаков | |||||||||
Правильное и полное выполнение заданий (не менее чем в 2-х строках из 5) с количеством знаков | б | ||||||||
Правильное выполнение одного задания в строке с количеством знаков | |||||||||
Невыполнение задания |
7) Тест «Перепутанные линии»* предназначен для оценки устойчивости и концентрации внимания. Испытуемые без помощи постороннего предмета (только взглядом) в течение (5) 10 минут прослеживают путь каждой линии слева-направо по порядку. К показателям теста зачастую относят: количество правильно прослеженных линий (Nпр); время выполнения теста (Т); показатель безошибочности работы испытуемого (Тб = Т*25/Nпр) и др.
** Основы профессионального психофизиологического отбора военных специалистов / Под ред. В.А. Пухова.- М., 1981. С. 296-298.
Таблица перевода в стандартные баллы (стэны)
Станд. баллы | 6 7 | ||||||||
Nпр | 8-11 | 12-13 | 14-16 | 17-19 | 20-21 22 | ||||
Станд. баллы | |||||||||
Тб | ≥1510 | 1155-1509 | 939 - | 790-938 | 683-789 | ||||
Станд. баллы | |||||||||
Тб | 624-682 | 565-623 | 531 —564 | 467-530 | ≤466 |
8) Тест «Отыскание чисел» предназначен для оценки внимания при оперировании с цифровым материалом. Содержание задания сводится к отысканию пропущенных чисел. На бланке помещены числа от 1 до 70. Всего в таблице 49 чисел. Не хватает 21-го. Необходимо отыскать пропущенные числа и записать их по порядку в регистрационный бланк. Время выполнения теста — 4 минуты.
9) Методика «Уровень субъективного контроля» (УСК)* наряду с другими вариантами опросников является модификацией «Шкалы локуса контроля» (Locus of Control Scale) Дж. Роттера (1950). Она предназначена для оценки способности субъекта к самопониманию, оценки своих поступков, осуществлению самоконтроля эмоций, умению разбираться и контролировать свое поведение в семье, в межличностных отношениях, производственной сфере и оценивать свое самочувствие.
* Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. — Т. 5. — 1984. — № 3. — С. 152-162.
Опросник состоит из 44 утверждений. Испытуемые определяют свое отношение к каждому утверждению. Тест УСК подразделяет испытуемых на три группы: а) «фаталисты»— низкий субъективный контроль: жизнь для них определяется только внешними обстоятельствами; б) «экстерналы»— средний уровень: переносят ответственность на других людей; в) «интерналы»— высокий самоконтроль: приписывают ответственность за происходящие события себе.
На 50% утверждений интерналы отвечают положительно. Замечено, что высокая интернальность в межличностных или семейных отношениях сигнализирует о проблемах в этих областях жизнедеятельности человека.
Оценочные шкалы: Iо - общий уровень субъективного контроля (общая интернальность); Iд - характеристика УСК эмоциональная; Iн — характеристика УСК в ситуациях; Iс — характеристика УСК в семейной жизни; Iм -— характеристика УСК в межличностных отношениях; Iз — характеристика УСК в сфере здоровья; In — характеристика УСК в производственной сфере.
Обработка данных опросника осуществляется при помощи «ключа». Существует по крайней мере два основных варианта вычисления эмпирических показателей. В первом (МГУ) несогласие с утверждением по тексту опросника принимается за отрицательное число, а согласие — за положительное.
Во втором варианте любое совпадение с «ключом» принимается как положительный балл. Понятно, что в обоих случаях суммарные значения будут различаться. Поэтому стандартизация осуществляется по разным таблицам.
Таблица перевода в стандартные баллы (стэны) по положительным и отрицательным значениям
Таблица перевода в стандартные баллы (стэны) по положительным оценкам (Объем экспериментальной выборки 8 тыс. человек)
10) Методика К. Томаса* «Межличностная диагностика стиля взаимодействия» (МДСВ) разработана в 1973 году американским психологом К. Томасом и предназначена для оценки стиля взаимоотношений и изучения типичных способов реагирования человека в конфликтных ситуациях. Состоит из 30 пар утверждений. Испытуемые выбирают те, которые наиболее соответствует их поведению. В основе методики лежит двухмерная модель регулирования конфликтов, в которой главными измерениями являются кооперация (внимание человека к интересам других людей, вовлеченных в ситуацию) и напористость (акцент на собственных интересах). В результате опроса выявляются пять типов поведения в конфликтных ситуациях: соперничество — СП (стремление добиться своих интересов в ущерб другому); приспособление - П (игнорирование собственных интересов ради другого); компромисс — К (достижение согласия путем взаимных уступок); избегание — И (отсутствие стремления как к кооперации, так и к достижению собственных целей); сотрудничество — СТ (решение, полностью удовлетворяющее интересы обеих сторон).
* Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. — Петрозаводск: Петроком, 1992. - С. 172-177.
Обработка производится при помощи «ключа». Подсчитывается количество ответов, соответствующих каждому типу поведения. Осуществляется перевод «сырых» баллов в стандартные оценки (см. таблицы ниже).
Таблица перевода «сырых» баллов в Z-оценки
Стандартные баллы | 1 2 | |||
Соперничество | 0-1 2-4 | 5-7 | 8-9 | 9-12 |
Сотрудничество | 0-3 4-5 | 6-7 | 9-12 | |
Компромисс | 0-3 4-5 | 6-7 | 8-10 | 11-12 |
Избегание | 0-2 3-4 | 5-6 | 7-8 | 9-12 |
Приспособление | 0-2 3-4 | 5-6 | 7-9 | 10-12 |
11) Методика рисуночной фрустрации С. Розенцвейга* разработана в 1942 году. Состоит из 24 рисунков-ситуаций, из которых 16 — ситуации-препятствия и 8 — ситуации-обвинения.
* Проективная психология / Пер. с англ. — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСИМО-Пресс, 2000.- С. 197-202.
Идеология методики: ситуация может вызвать фрустрацию, которая имеет два направления: а) агрессия; б) отступление, которое сопровождается физической или психологической компенсацией. Некоторым людям присуща в той или иной степени фрустрационная толерантность (то есть умение сохранять адекватное поведение, несмотря на ситуацию).
Возможны два вида реакции человека на фрустрацию: а) продолжение потребности (удовлетворение потребности любым способом); б) защита «Я»: экстрапунитивная (внешнеобвиняющая), интрапунитивная (самообвинение) и импунитивная (примиряющая — уклонение от упреков других и себя).
На этой основе выявлены следующие типы реагирования: а) препятственно-доминантный тип (OD), заключающийся в подчеркивании наличия какого-то препятствия в ситуации, которое интерпретируется как благо и минусы его не замечаются или сводятся к полному отрицанию; б) самозащитный тип (ED) отличается проявлением враждебности, и порицание направлено на какой-то объект, на другого человека или на себя, а ответственность кого-либо за эту ситуацию сведена до минимума; в) упорствующий тип (NP) требует и ожидает, что кто-то разрешит эту ситуацию.
Выявлены также три направления реагирования в фрустрационной ситуации, к которым относятся: экстрапунитивное (внешнеобвиняющее) — «все виноваты» (Е), интропунитивное (самообвинение) — «Я виноват» (I) и импунитивное (примиряющая — уклонение от упреков других и себя) — «никто не виноват» (М).
Содержание действий испытуемых сводится к работе с интерпретацией рисунков. На рисунке изображено два или более человек, один из которых, являясь источником фрустрации, произносит фразу. На нее испытуемому требуется немедленно ответить первой пришедшей в голову фразой, которая вписывается в регистрационный бланк.
Обработка результатов осуществляется путем обсуждения вариантов ответов психологами-экспертами, путем обобщения независимой экспертизы, в результате работы одного психолога-эксперта. Оценка типа и направления реакции респондента осуществляется при помощи схемы описания смыслового значения факторов (табл. 24).
Вычисление GCR (коэффициента социальной адаптации): коэффициент GCR получают, сравнивая очки субъекта со стандартными статистическими величинами. Ситуаций сравнения 14. Каждому полному соответствию дается балл. Если в ключе 1 оценка, а в протоколе 2, то за совпадение одной — 0.5 балла. После сравнения ситуации и суммирования баллов находят среднюю и умножают на 100% (в N = 64). Чем выше показатель социальной адаптации, тем выше конформность субъекта.
Таблица 24