Отчёт по педагогической практике

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

ОТЧЁТ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

МОУ СОШ № 22

(название места прохождения практики)

г.Химки., мкр. Сходня, ул. Первомайская, д. 33.руководитель практики от МГППУ к.пс.н., доцент О. Р. Шилова; руководитель базы практики, педагог-психолог Бабурина Е.В.

(адрес учреждения практики, ФИО руководителя)

Сроки практики с 25.02. 2013 г. по 30.04.2013 г.

Ф.И.О. студента: Филиппова Елена Александровна

3 курс заочно - дистанционная форма обучения

Москва

Дневник практики

Дата Тема, содержание Время (час)
23 февраля Ознакомление с программой практики 1 час
3 марта Поиск в интернете информации о выбранной базе, изучение особенностей. 2 часа
5 марта Поиск и знакомство с литературой о работе психолога с дошкольниками. 4 часа
12 марта Знакомство с педагогом-психологом МОУ СОШ № 22, администрацией школы. Обсуждение индивидуального плана. 3 часа очно
13 марта Посещение кабинета психолога, ознакомление с его документацией. 3 часа очно
15 марта Участие в диагностике младших школьников (2 класс) по выявлению причин школьной неуспеваемости. Индивидуальная диагностика. 5 часов очно
16 марта Изучение литературы о работе психолога в ДОУ. 6 часов
17 марта Подготовка к проведению психодиагностики дошкольников на предмет выявления уровня самооценки, изучение материала. Подбор методик. 7 часов
19 марта Проведение психодиагностики дошкольников по методике "Лесенка" с 1-ой группой детей. В индивидуальном порядке. 4 часа очно
22 марта Проведение психодиагностики дошкольников по методике "Лесенка со 2-ой группой детей. В индивидуальном порядке. 4 часа очно
24 марта Обработка результатов по методике "Лесенка". 5 часов
26 марта Подготовка к проведению методики "Дембо-Рубинштейн ( Модификация Прихожан)",изучение методики. 5 часов
27 марта Посещение собрания классных руководителей, обсуждение причин неуспеваемости школьников. 4 часа очно
1 апреля Проведение психодиагностики дошкольников по методике "Дембо-Рубинштейн". В индивидуальном порядке с 1-ой группой детей. 4 часа. очно
2 апреля Проведение психодиагностики дошкольников по методике "Дембо-Рубинштейн". В индивидуальном порядке со 2-ой группой детей. 4 часа очно
3 апреля Обработка результатов методики "Дембо-Рубинштейн" 6 часов
4 апреля Подготовка к проведению методики АСВ для выявления типа взаимоотношений в семье. Подготовка протоколов, изучение методики. 8 часов
5 апреля Проведение методики АСВ с родителями дошкольников 1-ая группа 4 часа очно
7 апреля Обработка результатов методики АСВ 8 часов
8 апреля Проведение методики АСВ с родителями дошкольников 2-ая группа 4 часа очно
8 апреля Обработка результатов методики АСВ 8 часов
9 апреля Изучение материалов по коррекционно-развивающей работе. 7 часов
10 апреля Участие в проведении коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста, обсуждение результатов с психологом. 4 часа очно
11 апреля Поиск и изучение материалов по психологическому просвещению родителей. Подготовка к проведению анкетирования. 9 часов
12 апреля Участие в психологическом просвещении родителей + анкетирование родителей 4 часа очно
12 апреля Обработка родительских анкет. 6 часов
13 апреля Подведение итогов практики, обсуждение с педагогом-психологом полученных результатов. 3 часа очно
14 апреля Повторение материала для написания отчёта 6 часов
15 апреля Заполнение дневника по педагогической практике 3 часа
25 апреля Написание отчета по педагогической практике 7 часов
29 апреля Корректировка отчета по педагогической практике 2 часа
Итого : 50 часов очно в школе 100 часов самостоятельной работы


Введение

Целью данной практики является приобретение опыта самостоятельной работы в качестве педагога-психолога.

В задачи педагогической практики входят такие пункты как :

1. Знакомство со способами решения различных практических задач.

2. Ознакомление с особенностями организации, содержанием и методами работы психолога, сформировать умение отбирать и использовать наиболее эффективные формы и методы работы с различными возрастными группами.

3. Закрепить теоретические знания, которые были получены в процессе обучения и получить навыки их применения на практике.

4. Получить информацию и применить на практике различные виды деятельности психолога ( диагностической, консультативной, коррекционной, просветительской и др.)

5. Знакомство с психологической документацией.

6. Знакомство с основными психодиагностическими методами.

С 12 марта по 15 апреля я проходила педагогическую практику в МОУ СОШ № 22 г. Химки., мкр. Сходня.

Самоанализ психодиагностики

Психодиагностика для меня оказалась самой интересной и познавательной частью практики.

Цель диагностики : определение уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

Для этого мной были выбраны следующие методики : "Лесенка" и "Дембо- Рубинштейн ( модификация Прихожан)".

Очень понравилось работать с детьми. Все были настроены доброжелательно, легко шли на контакт. Поэтому, как таковых проблем у меня не возникло. Внимательно слушали инструкции к методикам, далее следовало множество вопросов. Например : " Зачем это Вам нужно?", " Что Вы с этим будете делать?" и прочее.

Данная диагностика была проведена по моей инициативе, в качестве сбора информации для курсовой работы по теме "Влияние родительского отношения на развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста".

Проводила я её в два этапа в присутствии педагога-психолога, работающего в этой школе. Дети были разбиты на 2 группы, т.к. диагностика проводилась в индивидуальном порядке и за один день оказалось проблематично пообщаться со всеми детьми.

Далее, необходимо было провести диагностику семейных взаимоотношений между детьми и их родителями. Для этого был выбран опросник "Анализ семейных взаимоотношений (АСВ)" Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса.

С родителями общаться было несколько сложнее, чем с их детьми. Происходило это в силу того, что я студентка и с их стороны было некое недоверие. Но, к счастью, через некоторое время напряжение исчезало и можно было спокойно продолжать работать.

Также, я изъявила желание присутствовать при работе с детьми, у которых наблюдаются проблемы с успеваемостью.

В качестве диагностики психологом были использованы следующие методики : " Запомни и расставь точки", с помощью которой оценивался объём внимания ребёнка, проверка кратковременной памяти, проективная методика "Рисунок человека" для выявления уровня умственного развития.

Самоанализ психологического просвещения.

К сожалению, лично психологическое просвещение мне проводить не позволили. Но разрешили присутствовать на родительском собрании, которое проводила Елена Владимировна ( педагог-психолог), которая по совместительству является классным руководителем 3 класса.

Перед родителями была поднята, на мой взгляд, весьма актуальная тема. "Школьные трудности. Как их преодолеть?".

В процессе обсуждения между родителями и психологом завязалась дискуссия, т.к. многие мамы были не согласны с услышанным. Особенно с тем, что продолжительность выполнения домашней работы не должна превышать 20-30 минут, далее должен следовать перерыв. Ведь, по их мнению, ребенок за такое короткое время не успеет сделать задания даже по 1 предмету и выполнение домашней работы растянется на несколько часов.

В дискуссии, я принимала активное участие, помогая донести до родителей всю проблематику данной темы.

Многих родителей волновали определенные вопросы, касающиеся проблем в обучении непосредственно их детей. В итоге, все противоречия, были урегулированы по окончании лекции.

Самоанализ коррекционно-развивающей работы

Коррекционно-развивающая работа была проведена по моей просьбе, т.к. в календарном плане психолога на ближайшие сроки она не была предусмотрена.

После долгого обсуждения, было решено, что работа будет направлена на снятие общей агрессии, которая, к сожалению, ярко проявляется у младших школьников.

В целом, дети восприняли эту затею с большим энтузиазмом и практически сразу раскрепостились. Из класса буквально 2-3 человека очень сильно стеснялись что-либо говорить или делать и тут к нам на помощь пришли их одноклассники, которые помогли своим друзьям раскрепоститься.

В самом начале проведения данного мероприятия я чувствовала себя очень волнительно, возможно, даже скованно. Но посмотрев на доброжелательность детей все страхи и неуверенность мигом испарились и я осталась довольна, проведенным занятием.

Общий самоанализ практики

Проходить практику на выбранной мной базе было очень интересно и познавательно. Администрация встретила доброжелательно, также как и педагоги. Психолог во всем мне помогала, поддерживала, объясняла все непонятные для меня моменты, позволяла присутствовать не только на диагностике детей, но и на внеурочных занятиях.

Школа состоит из 2 корпусов : средняя и начальная. Для прохождения я выбрала начальную, т.к. моя курсовая работа связана с дошкольниками.

Всеми силами мы старались придерживаться индивидуального плана, но психологическое просвещение мне провести не удалось, т.к. администрация школы дала "добро" лишь на проведение психодиагностики и основные силы были направлены именно на неё.

Затруднения в проведении диагностики, безусловно, были. Далеко не все родители были согласны пройти тестирование сами и не разрешали беседовать со своими детьми. Как потом выяснилось отказались , в основном, родители "проблемных" детей. Но в целом, все прошло удачно.

В течении всей практики я проводила тестирования, применяла различные психодиагностические методики, присутствовала на школьных собраниях педагогов. Пробелы в знаниях ,к сожалению, обнаружились сразу. Не была знакома со многими психодиагностическими методиками, но в течении практики я все наверстала и изучила много литературы на данную тему.

К каждому ребенку необходимо было найти индивидуальный подход. Некоторые дети сразу же шли на сотрудничество и спокойно выполняли задания, которые мы им выдавали. Но были и такие(примерно 50 %), которые заходя в кабинет, садились в угол на стул и не желали общаться, стеснялись. И тут приходилось прибегать к различным "хитростям". Разговаривать они не хотели, но на предложение нарисовать "Несуществующее животное" или что-либо другое все дети отвечали положительно.

Многие дети не желали выполнять задания по методике "Лесенка", аргументируя это тем, что "если я поставлю своего знакомого мальчика/девочку на последнюю ступеньку, то он будет меня обижать"(на последних ступеньках "плохие дети") . Но после того как им объясняли, что его друзьям, учителям, родителям мы ничего не расскажем, напряжение сразу же спадало.

В процессе практики, помимо теоретических знаний, я получила хороший практический и даже жизненный опыт и теперь "не понаслышке" знаю , каково работается психологам в детских учреждениях. За день им приходится сталкиваться с немалым количеством проблем из-за нежелания родителей идти на сотрудничество. Из класса в 20 человек лишь родители 10-ых дали своё согласие на работу с их детьми, объясняя это тем, что у их ребенка "всё хорошо и в психологе он не нуждается".

В ходе учебно-ознакомительной практики нам рассказывали, чем занимается психолог в ДОУ, но как выяснилось за этот месяц, очень поверхностно. Я очень рада, что благодаря педагогической практике мне удалось почувствовать себя в роли педагога- психолога, а не просто "слушателя".

Список литературы :

Андрущенко Т.Ю. , Карабекова Н.В. . Коррекционные и развивающие игры для детей 6-10 лет . - М. Академия. 2004- 96 с.

2. Буркова С.А. Особенности самооценки детей 6-8 лет с различным восприятием эмоциональных ситуаций // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 98. С. 252-255.

3. Гайсина Г.И. Работа с родителями как важнейшее направление педагогической деятельности // Учитель Башкортостана - 2010. - №6. - С. 110-113.

4. Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. Рабочая книга школьного психолога - Москва: Просвещение, 1991 - с.303

5. Прихожан А.М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога / Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик: Сб. научн. тр. / Редкол.: И.В. Дубровина (отв.ред.) и др. — М.: изд. АПН СССР, 1988. — C. 110 – 128.

6.Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Под ред.Е.Г.Силяевой. – М.Академия.2002

7.Самоукина Н. - Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. изд. ИНТОР, 1997.-192 с.
8. Смирнова Е.О. Психология ребенка. М., 1997.- 384 с.

9. Соколова М.В. Структура и динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка. Вопросы психологии. 2007 № 2. с.57-68.

10.Эйдемиллер Э.Г. Юстицкий В.В. Методы семейной диагностики и психотерапии. М & СПб. 1996.- 45 с.

11.Эйдемиллер Э.Г. Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л., 1990.- 192 с.

Приложение А

Методика "Лесенка".

Инструкция (индивидуальный вариант)
При индивидуальной работе с ребенком очень важно создать атмосферу доверия, открытости, доброжелательности. У ребенка должен быть бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш. «Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему». В случае затруднений с ответом повторите инструкцию еще раз.

отчёт по педагогической практике - student2.ru

Приложение Б

Проведение исследования

Инструкция. “Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:

1. здоровье;

2. ум, способности;

3. характер;

4. авторитет у сверстников;

5. умение многое делать своими руками, умелые руки;

6. внешность;

7. уверенность в себе.

На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя”.

Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой.

отчёт по педагогической практике - student2.ru

здоровье ум, характер авторитет умелые руки внешность уверенность в себе

способности у сверстников

Приложение В

ОПРОСНИК АСВ
для родителей детей в возрасте 3 – 10 лет

Уважаемый родитель! Предлагаемый Вам опросник содержит утверждения о воспитании детей. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в "Бланке для ответов".

Читайте по очереди утверждения опросника. Если Вы в общем согласны с ними, то на "Бланке для ответов" обведите кружком номер утверждения. Если Вы в общем не согласны – зачеркните этот же номер в бланке. Если очень трудно выбрать, то поставьте на номере вопросительный знак. Старайтесь, чтобы таких ответов было не больше 5.

В опроснике нет "неправильных" или "правильных" утверждений. Отвечайте так, как Вы сами думаете. Этим Вы поможете психологу в работе с Вами.

На утверждения, номера которых выделены в опроснике курсивом, отцы могут не отвечать.

1. Все, что я делаю, я делаю ради моего сына (дочери).

2. У меня часто не хватает времени позаниматься с сыном (дочерью) – пообщаться, поиграть.

3. Мне приходится разрешать моему ребенку такие вещи, которые не разрешают многие другие родители.

4. Не люблю, когда сын (дочь) приходит ко мне с вопросами. Лучше, чтобы догадался сам (сама).

5. Наш ребенок имеет больше обязанностей – в уходе за собой, поддержании порядка, чем большинство детей его возраста.

6. Моего ребенка очень трудно заставить что-нибудь сделать, чего он не любит.

7. Всегда лучше, если дети не думают о том, правильно ли поступают их родители.

8. Мой сын (дочь) легко нарушает запреты.

9. Если хочешь, чтобы твой(я) сын (дочь) стал(а) человеком, не оставляй безнаказанным ни одного его (ее) плохого поступка.

10. Если только возможно, стараюсь не наказывать сына (дочь).

11. Когда я в хорошем настроении, нередко прощаю своему сыну (дочери) то, за что в другое время наказал бы.

12. Я люблю своего сына (дочь) больше, чем люблю (любила) супруга.

13. Младшие дети мне нравятся больше, чем старшие.

14. Если мой сын (дочь) подолгу упрямится или злится, у меня бывает чувство, то я поступил(а) по отношению к нему (ней) неправильно.

15. У нас долго не было ребенка, хотя мы его очень ждали.

16. Общение с детьми, в общем-то, утомительное дело.

17. У моего сына (дочери) есть некоторые качества, которые выводят меня из себя.

18. Воспитание моего сына (дочери) шло бы гораздо лучше, если бы мой(я) муж (жена) не мешал бы мне.

19. Большинство мужчин легкомысленнее, чем женщины.

20. Большинство женщин легкомысленнее, чем мужчины.

21. Мой сын (дочь) для меня самое главное в жизни.

22. Часто бывает, что я не знаю, что делает в данный момент мой ребенок.

23. Если игрушка ребенку нравится, я куплю ее, сколько бы она не стоила.

24. Мой сын (дочь) непонятлив(а). Легче самому два раза сделать, чем один раз объяснить ему (ей).

25. Моему сыну (дочери) нередко приходится (или приходилось раньше) присматривать за младшим братом (сестрой).

26. Нередко бывает так: напоминаю, напоминаю сыну (дочери) сделать что-нибудь, а потом плюну и сделаю сам(а).

27. Родители ни в коем случае не должны допускать, чтобы дети подмечали их слабости и недостатки.

28. Мой сын (дочь) сам(а) решает, с кем ему (ей) играть.

29. Дети должны не только любить своих родителей, но и бояться их.

30. Я очень редко ругаю сына (дочь).

31. В нашей строгости к сыну (дочери) бывают большие колебания. Иногда мы очень строги, а иногда все разрешаем.

32. Мы с ребенком понимаем друг друга лучше, чем мы с супругом.

33. Меня огорчает, что мой сын (дочь) слишком быстро становится взрослым.

34. Если ребенок упрямится, потому что плохо себя чувствует, лучше всего сделать так, как он хочет.

35. Мой ребенок растет слабым и болезненным.

36. Если бы у меня не было детей, я бы добился (добилась) в жизни гораздо большего.

37. У моего сына (дочери) есть недостатки, которые не исправляются, хотя я упорно с ними борюсь.

38. Нередко бывает, что когда я наказываю моего сына (дочь), мой муж (жена) тут же начинает упрекать меня в излишней строгости и утешать его (ее).

39. Мужчины более склонны к супружеской измене, чем женщины.

40. Женщины более склонны к супружеской измене, чем мужчины.

41. Заботы о сыне (дочери) занимают большую часть моего времени.

42. Мне много раз пришлось пропустить родительское собрание.

43. Стремлюсь к тому, чтобы мой ребенок был обеспечен лучше, чем другие дети.

44. Если побыть в обществе моего сына (дочери), можно сильно устать.

45. Мне часто приходилось давать моему сыну (дочери) трудные для его (ее) возраста поручения.

46. Мой ребенок никогда не убирает за собой игрушки.

47. Главное, чему родители могут научить своих детей – это слушаться.

48. Мой ребенок сам решает, сколько, чего и когда ему есть.

49. Чем строже родители к ребенку, тем лучше для него.

50. По характеру я – мягкий человек.

51. Если моему сыну (дочери) что-то от меня нужно, он(а) старается выбрать момент, когда я в хорошем настроении.

52. Когда я думаю о том, что когда-нибудь мой сын (дочь) вырастет и я буду ему (ей) не нужна, у меня портится настроение.

53. Чем старше дети, тем труднее иметь с ними дело.

54. Чаще всего упрямство ребенка бывает вызвано тем, что родители не умеют к нему подойти.

55. Я постоянно переживаю за здоровье сына (дочери).

56. Если бы у меня не было детей, мое здоровье было бы гораздо лучше.

57. Некоторые очень важные недостатки моего сына (дочери) упорно не исчезают, несмотря на все меры.

58. Мой сын (дочь) недолюбливает моего мужа.

59. Мужчина хуже умеет понимать чувства другого человека, чем женщина.

60. Женщина хуже умеет понять чувства другого человека, чем мужчина.

61. Ради моего сына (дочери) мне от многого в жизни пришлось и приходится отказываться.

62. Родители, которые слишком много суетятся вокруг своих детей, вызывают у меня раздражение.

63. Я трачу на моего сына (дочь) значительно больше денег, чем на себя.

64. Не люблю, когда сын (дочь) что-то просит. Сам(а) лучше знаю, чего ему (ей) больше надо.

65. У моего сына (дочери) более трудное детство, чем у большинства его (ее) товарищей.

66. Дома мой сын (дочь) делает только то, что ему (ей), хочется, а не то, что надо.

67. Дети должны уважать родителей больше, чем всех других людей.

68. Если мой ребенок не спит, когда ему положено, я не настаиваю.

69. Я строже отношусь к своему сыну (дочери), чем другие родители к своим детям.

70. От наказаний мало проку.

71. Члены нашей семьи неодинаково строги с сыном (дочерью). Одни балуют, другие, наоборот, – очень строги.

72. Мне бы хотелось, чтобы мой сын (дочь) не любил никого, кроме меня.

73. Мне нравятся маленькие дети, поэтому не хотел(а) бы, чтобы он(а) слишком быстро взрослел(а).

74. Часто я не знаю, как правильно поступить с моим сыном (дочерью).

75. В связи с плохим здоровьем сына (дочери) нам приходится ему (ей) многое позволять.

76. Воспитание детей – тяжелый и неблагодарный труд. Им отдаешь все, а взамен не получаешь ничего.

77. С моим сыном (дочерью) мало помогает доброе слово. Единственное, что на него действует – это постоянные строгие наказания.

78. Мой муж (жена) старается настроить сына (дочь) против меня.

79. Мужчины чаще, чем женщины, действуют безрассудно, не обдумав последствий.

80. Женщины чаще, чем мужчины, действуют безрассудно, не обдумав последствий.

81. Я все время думаю о моем сыне (дочери), о его делах, здоровье и т.д.

82. Так повелось, что о ребенке я вспоминаю, если он что-нибудь натворил или с ним что-нибудь случилось.

83. Мой сын (дочь) умеет добиться от меня того, чего он хочет.

84. Мне больше нравятся тихие и спокойные дети.

85. Стараюсь как можно раньше приучить ребенка помогать по дому.

86. У моего сына (дочери) мало обязанностей по дому.

87. Даже если дети уверены, что родители неправы, они должны делать так, как говорят родители.

88. В нашей семье так принято, что ребенок делает, что хочет.

89. Бывают случаи, когда лучшее наказание – ремень.

90. Многие недостатки в поведении моего ребенка пройдут сами собой с возрастом.

91. Когда наш сын (дочь) что-то натворит, мы боремся за него (ее). Если все тихо, мы опять оставляем его (ее) в покое.

92. Если бы мой сын не был бы моим сыном, а я была бы помоложе, то наверняка в него влюбилась бы.

93. Мне интереснее говорить с маленькими детьми, чем с большими.

94. В недостатках моего сына (дочери) виноват(а) я сам(а), потому что не умел(а) его (ее) воспитывать.

95. Только благодаря нашим огромным усилиям сын (дочь) остался жить.

96. Нередко завидую тем, кто живет без детей.

97. Если предоставить моему сыну (дочери) свободу, он(а) немедленно использует это во вред себе или окружающим.

98. Нередко бывает, что если я говорю сыну (дочери) одно, то муж (жена) специально говорит наоборот.

99. Мужчины чаще, чем женщины, думают только о себе.

100. Женщины чаще, чем мужчины, думают только о себе.

101. Я трачу на сына (дочь) больше сил и времени, чем на себя.

102. Я довольно мало знаю о делах сына (дочери).

103. Желание моего сына (дочери) – для меня закон.

104. Мой сын очень любит спать со мной.

105. У моего сына (дочери) плохой желудок.

106. Родители нужны ребенку лишь пока он не вырос. Потом он все реже вспоминает о них.

107. Ради сына (дочери) я пошел бы на любую жертву.

108. Моему сыну (дочери) нужно уделять значительно больше времени, чем я могу.

109. Мой сын (дочь) умеет быть таким милым, что я ему все прощаю.

110. Мне бы хотелось, чтобы сын женился попозже, после 30 лет.

111. Руки и ноги моего сына (дочери) часто бывают очень холодными.

112. Большинство детей – маленькие эгоисты. Они совсем не думают о здоровье и чувствах своих родителей.

113. Если не отдавать моему сыну (дочери) все время и силы, то все может плохо кончиться.

114. Когда все благополучно, я меньше всего интересуюсь делами сына (дочери).

115. Мне очень трудно сказать своему ребенку "Нет".

116. Меня огорчает, что мой сын все менее нуждается во мне.

117. Здоровье моего сына (дочери) хуже, чем у большинства других детей.

118. Многие дети испытывают слишком мало благодарности по отношению к родителям.

119. Мой сын (дочь) не может обходиться без моей постоянной помощи.

120. Большую часть своего времени сын (дочь) проводит вне дома – в яслях, детском саду, у родственников.

121. У моего сына (дочери) вполне хватает времени на игры и развлечения.

122. Кроме моего сына мне больше никто на свете не нужен.

123. У моего сына (дочери) прерывистый и беспокойный сон.

124. Нередко думаю, что я слишком рано женился (вышла замуж).

125. Все, чему научился мой ребенок к настоящему времени, произошло только благодаря моей постоянной помощи.

126. Делами сына (дочери) в основном занимается мой муж (жена).

127. Я не могу вспомнить, когда в последний раз отказал(а) своему ребенку в покупке какой-нибудь вещи (мороженое, конфеты, "пепси" и т.д.).

128. Мой сын говорил мне – вырасту, женюсь на тебе, мама.

129. Мой сын (дочь) часто болеет.

130. Семья не помогает, а осложняет мою жизнь.

Приложение Г

Методика диагностики структуры родительского отношения.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Каким бы Вы хотели видеть своего ребенка прежде всего:

_____________________________________________________

2. Что Вы будете делать в ситуации, когда Ваш ребенок требует

вещь, игрушку, которая Вам "не по карману"

_____________________________________________________

3. Когда у Вас есть время побыть с ребенком, Вы предпочитаете

___________________________________________________

4. Что Вы делаете, когда Ваш ребенок капризничает

без особого повода?

_____________________________________________________

5. Больше всего Вас огорчает, когда Ваш ребенок:

_____________________________________________________

6. Что Вы будете делать, если ребенок отказывается выполнить

то, что Вы его просите сделать?

_____________________________________________________

7.Свою родительскую задачу Вы видите в том, чтобы:

_____________________________________________________

8. Как Вы поступите, если узнаете, что ребенок обманул Вас?

_____________________________________________________

9. Вы больше всего радуетесь, когда Ваш ребенок

_____________________________________________________

10. Как Вы поступите, если заметите, что ребенок

чем-то встревожен, обеспокоен?

________________________________________________________

11. Как Вы поступите, если ребенок испортил (разбил) ценную вещь?

_____________________________________________________

12. Вы гордитесь своим ребенком, когда он(она):

_____________________________________________________

13. Что Вы предпримете, если Ваш ребенок отказывается вовремя

идти спать?

_____________________________________________________

14. Вам хотелось бы, чтобы Ваш ребенок стал более

_____________________________________________________

15. Что Вы сделаете в ситуации, когда ребенок навязчиво пристает

к вам и мешает?

_____________________________________________________

16. Вам не нравится, когда Ваш ребенок:

_____________________________________________________

17. Что Вы намерены предпринять, если обнаружите, что Ваш

ребенок использует нецензурную лексику?

_____________________________________________________

18. Что вас больше всего беспокоит в ребенке?

_____________________________________________________

19. Как Вы поступите, если ребенок неприлично ведет себя на людях?

_____________________________________________________

20. Какие качества, на Ваш взгляд, надо развивать в первую очередь

у ребенка в этом возрасте?

_____________________________________________________

21. Что Вы предпримите, если узнаете, что Ваш ребенок взял чужую вещь

(игрушку) без спроса?

_____________________________________________________

22. В Вашем ребенке Вы больше всего цените:

______________________________________________________

Удивление.

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл, кошки там не было.… Из чемодана выпрыгнула собака.

Мимика: рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты.

2. “Остров плакс”

Путешественник попал на волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но все дети- плаксы отталкивают его и продолжают реветь.

Мимика: брови приподняты и сдвинуты, рот полуоткрыт.

3. “Два сердитых мальчика”

Мальчики поссорились. Они очень сердиты. Сдвинуты брови, размахивают руками, наступают друг на друга, вот – вот подерутся.

4. “Страх”

Утенок боится быть один. Он неподвижно сидит на стуле и со страхом смотрит на дверь. Вдруг в комнате кто-то притаился, что тогда?

Выразительные движения: голова откинута назад втянута, в плечи.

Мимика: брови идут вверх, глаза расширены рот раскрыт, как для восклицания.

Ритуал прощания

Дети благодарят друг друга за совместную игру (Спасибо, Катя, мне очень приятно было с тобой познакомиться и вместе играть), кратко обсуждают вопрос кому какая игра понравилась .

Приложение Ж

При обработке методики "Анализ семейных взаимоотношений" (ACB) Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса были получены следующие результаты.

№ испытуемого Имя ребенка Выраженность черт воспитательного процесса
Н.Д. Т- ; С -
В.И. Г+ ; Т- ; С-
А.Б. Т- ; З-
М.К. -
И.М. С-
Ю.М. Г+ ; Т- ; З - ; С-
Н.А. Г+
А.М. Г+
С.Б. С-
Е.А. Г- ; З-

1. Уровень протекции в процессе воспитания (шкалы Г+ и Г-)

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

ОТЧЁТ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

МОУ СОШ № 22

(название места прохождения практики)

г.Химки., мкр. Сходня, ул. Первомайская, д. 33.руководитель практики от МГППУ к.пс.н., доцент О. Р. Шилова; руководитель базы практики, педагог-психолог Бабурина Е.В.

(адрес учреждения практики, ФИО руководителя)

Сроки практики с 25.02. 2013 г. по 30.04.2013 г.

Ф.И.О. студента: Филиппова Елена Александровна

3 курс заочно - дистанционная форма обучения

Москва

Дневник практики

Дата Тема, содержание Время (час)
23 февраля Ознакомление с программой практики 1 час
3 марта Поиск в интернете информации о выбранной базе, изучение особенностей. 2 часа
5 марта Поиск и знакомство с литературой о работе психолога с дошкольниками. 4 часа
12 марта Знакомство с педагогом-психологом МОУ СОШ № 22, администрацией школы. Обсуждение индивидуального плана. 3 часа очно
13 марта Посещение кабинета психолога, ознакомление с его документацией. 3 часа очно
15 марта Участие в диагностике младших школьников (2 класс) по выявлению причин школьной неуспеваемости. Индивидуальная диагностика. 5 часов очно
16 марта Изучение литературы о работе психолога в ДОУ. 6 часов
17 марта Подготовка к проведению психодиагностики дошкольников на предмет выявления уровня самооценки, изучение материала. Подбор методик. 7 часов
19 марта Проведение психодиагностики дошкольников по методике "Лесенка" с 1-ой группой детей. В индивидуальном порядке. 4 часа очно
22 марта Проведение психодиагностики дошкольников по методике "Лесенка со 2-ой группой детей. В индивидуальном порядке. 4 часа очно
24 марта Обработка результатов по методике "Лесенка". 5 часов
26 марта Подготовка к проведению методики "Дембо-Рубинштейн ( Модификация Прихожан)",изучение методики. 5 часов
27 марта Посещение собрания классных руководителей, обсуждение причин неуспеваемости школьников. 4 часа очно
1 апреля Проведение психодиагностики дошкольников по методике "Дембо-Рубинштейн". В индивидуальном порядке с 1-ой группой детей. 4 часа. очно
2 апреля Проведение психодиагностики дошкольников по методике "Дембо-Рубинштейн". В индивидуальном порядке со 2-ой группой детей. 4 часа очно
3 апреля Обработка результатов методики "Дембо-Рубинштейн" 6 часов
4 апреля Подготовка к проведению методики АСВ для выявления типа взаимоотношений в семье. Подготовка протоколов, изучение методики. 8 часов
5 апреля Проведение методики АСВ с родителями дошкольников 1-ая группа 4 часа очно
7 апреля Обработка результатов методики АСВ 8 часов
8 апреля Проведение методики АСВ с родителями дошкольников 2-ая группа 4 часа очно
8 апреля Обработка результатов методики АСВ 8 часов
9 апреля Изучение материалов по коррекционно-развивающей работе. 7 часов
10 апреля Участие в проведении коррекционно-р

Наши рекомендации