Динамические процессы в группе. Давление группы на индивида, феномен конформизма.

Динамические процессы в группах — совокупность психологических изменений, происходящих в группе за время ее существования. К важнейшим динамическим процессам относятся: образование малых групп, их развитие (включающее этапы образования группы, функционирования, развития, стагнации, регресса, распада), процессы групповой сплоченности (выработка групповых мнений, правил, ценностей, норм), процессы лидерства и руководства, процессы принятия групповых решений, процессы группового давления и влияния людей друг на друга в группе. образование малых групп: 1 стадия - осуществляется процесс знакомства ее членов, изучение друг друга, в результате чего формируются начальные представления людей друг о друге, осуществляется первичная адаптация людей друг к другу, проходит ознакомление с целями и задачами совместной деятельности, перспективами совместного сотрудничества. 2 стадия - характеризуется взаимным сближением членов группы, образованием основы системы межличностных отношений, формированием групповых норм, возникновением группового самосознания. 3 стадия - формируется актив группы, общение между членами становится более открытым и конструктивным, начинает проявляться групповая солидарность и сплоченность, оформляется групповое мнение, появляются общие настроения и совместные переживания людей. 4 стадия - группа становится общностью с ярко выраженным чувством «мы», определяются поддерживаемые всеми единые групповые цели и интересы. высшем этапе - малая группа превращается в коллектив, которому присущи строгая организация и регламентация жизни и деятельности, наличие пользующегося уважением руководителя, отсутствие конфликтов, высокий моральный и нравственный климат, добропорядочные отношения и сплоченность между его членами.

Конформизм заключается в изменении лицом своих взглядов или поведения под реальным или представляемым давлением группы. Феномен возникает тогда, когда есть конфликт между мнением группы и индивида и этот конфликт решается в пользу группы. Конформизм порождает конформность, внешнюю или внутреннюю. При внешней конформности индивид лишь внешне принимает мнение группы: внешние действия соответствуют давлению группы, однако внутренне человек не согласен. Такое поведение еще называют покладистым. При внутренней конформности индивид действительно под давлением других усваивает мнение большинства.

Первый эксперимент провел американский психолог С. Аш (1951). группа 7 чел: дали две карточк: в правую и левую руку. В левой руке на карточке был изображен один отрезок; в правой — три, из которых один по длине равен отрезку в левой карточке. задачи решались верно. Во второй части опыта образовали так называемую «подставное группу». Экспериментатор заранее договорился со всеми участниками, кроме одного («наивный субъект»), что они будут отвечать неверно. Опрос начинался именно с этой «подставной группы». Результаты ответов таких «наивных субъектов» были разные, однако более трети (37%) принимали навязанный большинством взгляд, демонстрируя нежелание отстаивать собственный взгляд в условиях, когда это не совпадало с мнением других участников эксперимента. Все испытуемые утверждали, что мнение большинства давит весьма сильно, и даже «независимые» признавались, что противостоять мнению группы очень тяжело, так как всякий раз кажется, что ошибаешься именно ты. Так было доказано существование конформизма. Было установлено, что на степень конформности влияют менее развитый интеллект, более низкий уровень развития самосознания, а так же характер ситуации эксперимента и состав, структура группы. Петровский предположил, что в действительности существуют не два, а три типа поведения: 1) внутригрупповая внушаемость, т. е. бесконфликтное принятие мнения группы; 2) конформность – осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении; 3) коллективизм, или коллективистическое самоопределение, – относительное единообразие поведения в результате сознательной солидарности личности с оценками и задачами коллектива.

54. Основн требов к организ профессион деятел пелагога-психолога в условиях реализаии ФГОС в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования): профессиональные компетентности и личностные качества

Нормативно-правовые основания деятельности педагога-психолога закреплены в следующих документах:• Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»(ст. 42);• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 06.10.2009 №373 (п.28); • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17.12.2010 №1897 (п.25); • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования от 17.05.2012 № 413 (п.25)

Принципиальным отличием образовательного стандарта стала ориентация на новый результат. Стандарт направлен на обеспечение, в числе прочего:

- духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

- преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, среднего образования;

- условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения;

- одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Но именно ФГОС впервые устанавливает требования к результатам обучения, одним из которых является, в том числе, личностное развитие учащихся. Достижение этого результата становится обязательным для учителя.

Все это предполагает значительное увеличение объема работы психолога в образовательном учреждении, и об этом говорит один из разработчиков федерального государственного образовательного стандарта О.А. Карабанова: «Действительно его психологическая составляющая несоизмерима с той, что была в предшествующем варианте. И это очень серьезно, потому что перед образовательными учреждениями поставлена задача обеспечения психолого-педагогического сопровождения образовательного и воспитательного процесса». В условиях внедрения ФГОС на них возложена миссия - психологическое сопровождение развития младших школьников. В связи с этим, основными направлениями деятельности педагога-психолога являются:

- психолого-педагогическое сопровождение образовательного и воспитательного процесса в школе; - профилактика возникновения социальной дезадаптация;

- оказание психологической, коррекционной помощи обучающимся и другим участникам образовательного процесса;

Рассмотрев основные направления деятельности педагога-психолога ОУ и сопоставив их с ключевыми положениями Стандарта, можно выделить следующие важные задачи психологического сопровождения младших школьников:

- обеспечение преемственности в психологическом сопровождении формирования универсальных учебных действий (УУД) у детей дошкольного и младшего школьного возраста;

- осуществление комплексного мониторинга развития индивидуально-личностных характеристик, в том числе духовно-нравственного развития и воспитания, детей дошкольного возраста и учащихся начальной ступени образования;

- организация психологического сопровождения внеурочной деятельности обучающихся;

- выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии, и осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи таким детям.

Задачи психологического сопровождения младших школьников, продиктованные ФГОС, позволили выявить некоторые проблемы, с которыми могут столкнуться психологи образования:

- недостаточная просвещенность психологов образовательных учреждений в вопросах обновления содержания и организации психологического сопровождения развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в соответствии с новыми требованиями;

- отсутствие системы в отслеживании динамики психического и личностного развития обучающихся начальной школы;

- отсутствие единого банка (комплекта) психодиагностического инструментария для определения уровня сформированных универсальных учебных действий у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также результатов духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников. следует выделить важные профессиональные качества, которыми должен обладать психолог образования:

- знание основных закономерностей психического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека;

- использование методов диагностики развития, общения, деятельности учащихся;

- использование возрастных и индивидуальных особенностей, способностей и интересов детей в психолого-педагогической деятельности;

- использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской области;

- соблюдать принципы профессиональной этики в своей профессиональной деятельности;

- применять математические методы для анализа и обработки информации;

- принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач;

- использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности.

- способен организовывать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития;

- применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи;

- осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики;

- эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития учащихся в игровой и учебной деятельности.

Взаимная позиций специалистов администрации и педагогов, их тесное сотрудничество на всех стадиях, необходимое условие плодотворной работы по введению ФГОС.

Всем - СПАСИБО !

Я Вас Люблю!

Наши рекомендации