ДИНАМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ГРУППЕ. ДАВЛЕНИЕ ГРУППЫ НА ИНДИВИДА – ФЕНОМЕН КОНФОРМИЗМА.

Исследование малых групп имеет в качестве своей предпосылки ха-рактеристику некоторой «статики» группы: определение ее границ, состава,композиции. Но естественно, что главной задачей социально- психоло-гического анализа является изучение тех процессов, которые происходят вжизни группы. Рассмотрение их важно с двух точек зрения: во- первых,необходимо выяснить, как общие закономерности общения и взаимодей-ствия реализуются именно в малой группе, потому что здесь создается кон-кретная ткань коммуникативных, интерактивных и перцептивных процес-сов; во-вторых, нужно показать, каков механизм, посредством которого ма-лая группа «доводит» до личности всю систему общественных влияний, вчастности, содержание тех ценностей, норм, установок, которое фор-мируется в больших группах. Вместе с тем важно выявить и обратное дви-жение, а именно: каким образом активность личности в группе реализуетусвоенные влияния и осуществляет определенную отдачу. Значит, важнодать как бы сечение, срез того, что происходит в малых группах. Но этотолько один аспект проблемы. Другая, не менее важная задача состоит в том,чтобы показать, как развивается группа, какие этапы она проходит в своемразвитии, как модифицируются на каждом из этапов различные групповыепроцессы. Поэтому репертуар тех явлений, которые могут быть отнесены кдинамическим процессам малой группы, намного шире, чем он определялся,например, в школе групповой динамики.Здесь уместно сказать о том, что сам термин «групповая динамика»может быть употреблен (и действительно употребляется) в трех различныхзначениях. Прежде всего данным термином обозначается определенноенаправление исследования малых групп в социальной психологии, т.е. школа

К. Левина. Естественно, что при этом имеется в виду не только набор изуча-емых в этой школе проблем, но и весь свойственный ей концептуальныйстрой, т.е. определенная форма решения этих проблем. Второе значение тер-мина связано с обозначением определенных методик, которыми можнопользоваться при изучении малых групп и которые преимущественно былиразработаны в школе Левина. Однако эти методики в дальнейшем часто ис-пользуются и в других теоретических схемах, поэтому второе значение тер-мина не обязательно привязано к школе Левина, а скорее к специфическимвидам лабораторного эксперимента, в ходе которого выявляются различныехарактеристики групп. «Групповая динамика» в данном случае — особыйвид лабораторного эксперимента, специально предназначенный для изуче-ния групповых процессов. Но. может быть и третье употребление понятия,

когда термином «групповая динамика» обозначается в отличие от статикигруппы совокупность тех динамических процессов, которые одновременнопроисходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют со-бой движение группы от стадии к стадии, т.е. ее развитие.Важнейшими из таких процессов являются следующие. Прежде всегопроцесс образования малых групп, причем сюда могут быть отнесены нетолько непосредственные способы формирования группы, но и такие психо-логические механизмы, которые делают группу группой, например феноменгруппового давления на индивида (который в традиционной социальной пси-хологии к «групповой динамике» не относится). Далее, это традиционно

рассматриваемые в «групповой динамике» процессы групповой сплоченнос-ти, лидерства и принятия групповых решений с той поправкой, что вся со-вокупность процессов управления группой и руководства ею не исчерпыва-ется лишь феноменом лидерства и принятием группового решения, а вклю-чает в себя еще многие механизмы. Другой аспект динамических процессовпредставлен явлениями групповой жизни, возникающими при развитиисовместной деятельности (феномены, сопутствующие ему, требуют отдель-ного рассмотрения). В качестве своеобразного итога развития группы можетбыть рассмотрено становление такой специфической ее стадии, как коллек-тив. Процессы образования коллектива — в социально-психологическомразрезе — могут быть поэтому отнесены также к динамическим процессам,происходящим в группе.

1. При характеристики процессов, связанных с образованием малых групп, будем иметь ввиду лишь процесс образования реальных естественны малых групп. Способы образования малых групп различны. Чаще всего они определяются внешними по отношению к группе факторами. В более широком смысле можно сказать, что малая группа задается определенной потребностью общественного разделения труда и вообще функционирования общества. Вне группы создаются некоторая система предписаний относительно структуры группы, распределения ролей и статусов, цели групповой деятельности. Все эти факторы – предпосылки возникновения группы.

Далее идет процесс превращения объективно возникших групп в подлинно психологическую общность. На этом пути возникают две возможности для исследования.

a) Первая, когда исследуется вопрос о принятии уже существующих норм групповой жизни каждым вновь вступающим в нее индивидом. В этом случае анализ можно свести к исследованию феномена давления группы на индивида, подчинение его группой.

b) Вторая, когда изучается процесс становления групповых норм и ценностей при условии одновременного вступления в группу многих индивидов и последующее все более полное принятие этих норм, разделение всеми членами группы групповых целей. В этом случае анализ можно свести к изучению формирования групповой сплоченности.

Феномен группового давления получил в социальной Y наименование феномена конформизма. Само слово конформизм означает в русском языке «приспособленчество».Так как в обыденной жизни понятие конформизм приобрело негативный оттенок, в социальной психологии чаще говорят не о конформизме, а о конформности, имя ввиду чисто психологическую характеристику позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им определенного стандарта, мнения, свойственного группе, меру подчинения индивида групповому давлению.Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта и преодоление этого конфликта в пользу группы.

Конформность – подчинение суждения или действия индивида групповому давлению, возникающее из конфликта между его собственным мнением и мнением группы. Различают внешнюю конформность, когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться, и внутреннюю конформность, когда индивид действии-тельно усваивает мнение большинства.В исследованиях конформности обнаружилась еще одна возможная позиция, которую зафиксировали на экспериментальном уровне. Это позиция негативизма. Когда группа оказывает давление на индивида, а он во всем сопротивляется этому давлению, демонстрируя, на первый взгляд независимую позицию, во что бы то ни стало отрицая все стандарты группы, то это и есть случай негативизма. Но лишь на первый взгляд негативизм выглядит как крайняя форма отрицания конформности. Но, как было показано во многих экспериментах, негативизм не есть подлинная независимость. Это есть специфический случай конформности – конформность наизнанку: если индивид ставит своей целью любой ценой противостоять мнению группы, то он фактически вновь зависит от группы, ибо ему приходится активно продуцировать антигрупповое поведение, антигрупповую позицию или норму, т.е. быть привязанными к групповому мнению.

В действительности существуют не два, а три типа поведе-ния (Петровский, 1973): 1) внутригрупповая внушаемость, т.е. бескон-

фликтное принятие мнения группы; 2) конформность — осознанное внеш-нее согласие при внутреннем расхождении; 3) кол-лективизм, или коллекти-вистическое самоопределение, — относительное единообразие поведения врезультате сознательной солидарности личности с оценками и задачами кол-лектива.Дальнейшие исследования феномена конформности привели к выво-

ду о том, что давление на индивида может оказывать не только большинствогруппы, но меньшинство. Соответственно М. Дойчем и Г. Джерардом были.выделены два вида группового, влияния: нормативное (когда давление ока-зывает большинство, и его мнение воспринимается членом группы как нор-ма) и информационное (когда давление оказывает меньшинство, и членгруппы рассматривает его мнение лишь как информацию, на основе которойон должен сам осуществить свой выбор)

Наши рекомендации