Динамические процессы в малой группе

Форма проведения занятия – « Дискуссия»

Вопросы для обсуждения

1. Структурные характеристики малых групп.

2. Нормативное поведение в группе.

3. Подходы к исследованию групповой сплочённости.

4. Процесс принятия группового решения.

5. Соотношение групповых и индивидуальных действий.

6. Феномен группового давления.

7. Информационное влияние и конформизм.

8. Нормативное влияние и конформизм.

9. Внешние факторы конформизма.

10. Внутренние факторы конформизма.

11. Манипулятивные приёмы влияния.

12. «Прививки» от социального влияния.

13. Психология авторитета.

14. Психология подчинения.

15. Психология власти.

Литература:

1.. Андреева Г.М. Социальная психология.- М: Аспект пресс, 2009. - Раздел 3.-Глава 12 « Динамические процессы в малой группе.»

2. Майерс Д. Социальная психология.- СПб.: Питер Ком,2004.- С 271-309

3. Семечкин Н.И. Социальная психология.- СПБ.-2005 .- С 198 – 214, С 208-209, С 216 -220.

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 6 .

1 Используя учебник Д. Майерса «Социальная психология» , опишите классические эксперименты конформизма:

- эксперимент Шерифа: формирование норм,

- эксперимент Аша : исследование давления группы,

- эксперимент Милграма : подчинение.

Письменно ответьте на вопрос : «Чем вызвано подчинение?».

2. Укажите условия возникновения конформизма.

3. Выявите причины возникновения конформизма.

4. Приведите примеры проявления феноменов группового давления и конформизма.

5. Назовите способы сопротивления социальному давлению.

6. Опишите основные феномены, возникающие в процессе решения групповой задачи.

7. Письменно ответьте на вопрос:: « Можно ли быть абсолютно невосприимчивым к

социальному влиянию?».

8. Опишите основные виды социального влияния.

9. Назовите стратегии межличностного влияния. Какой психологический механизм лежит в их основе?

10. Почему люди проявляют конформизм? Чем различается конформизм внешний от внутреннего?

11. Проанализируйте ситуацию просьбы и объясните причину повсеместного распространения уступчивости.

12. Письменно ответьте на вопрос: « Каковы представления А. Адлера о мотивации власти?».

13. Почему теорию А. Адлера называют «компенсаторной теорией власти»?

Семинарское занятие №7.

Вождь – масса: проблема власти и социального лидерства

Форма проведения занятия – « Дискуссия»

Вопросы для обсуждения

  1. Природа власти и подчинения.
  2. Лидерство и руководство в малой группе.
  3. Основные теории происхождения лидерства:

- Теория черт лидера.

- Ситуационная теория лидерства.

- Системная теория лидерства.

4. Стиль лидерства..

5. Психологический портрет вождя.

6. Ореол авторитета.

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология.- М: Аспект пресс, 2009. - Глава 12 «Динамические процессы в малой группе».

2 Андриенко Е. В. Социальная психология. Под ред. В.А. Сластёнина.- М.- «Академия».-2009.- (Глава.9 .- «Лидерство и руководство)

.3 Семечкин Н.И. Социальная психология.- СПБ.-2009.- Глава 2 «Вождь – масса: проблема власти и социального лидерства»

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме:

Письменно ответьте на следующие вопросы:

  1. В чём заключается социально-психологический смысл власти на различных уровнях существования общества – от малых групп до больших социальных общностей?
  2. Каковы основные различия между лидерством и руководством?
  3. Почему стили руководства и лидерства идентичны?
  4. Опишите лидерство и руководство как объективный и субъективный феномены.
  5. Каким образом можно использовать теории лидерства для анализа конкретной управленческой деятельности?
  6. От чего зависит изменение стиля лидерства?
  7. Как исследования личности связаны с разработкой проблематики лидерства и руководства? Какие личностные тесты могут быть использованы при изучении лидерства и руководства?
  8. Кого из выдающихся деятелей прошлого и настоящего вы могли бы назвать харизматическими личностями и почему?
  9. Составьте социально-психологический портрет знакомого предпринимателя.
  10. Проанализируйте социально-психологические особенности предпринимательства в Кузбасском регионе.
  11. Сформулируйте предложения по оказанию социально - психологических услуг вашему потенциальному клиенту – предпринимателю.

Семинарское занятие №8.

Наши рекомендации