Учебная мотивация: понятие, способы формирования позитивной мотивации. Возрастные и индивидуальные особенности мотивации учения школьников.

Учебная мотивация — частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность (И.А. Зимняя).

Учебная мотивация системна, характеризуется направленностью, устойчивостью, динамичностью.

Определяется рядом специфических факторов:

• образовательная система;

• образовательное учреждение;

• организация образовательного процесса;

• субъектные особенности обучающегося (возраст, пол, интеллект, способности и т.д.);

• субъектные особенности педагога, прежде всего система отношений к ученику, к делу;

• специфика учебного предмета.

С возрастом происходит развитие потребностей и мотивов , доминирующими могут быть либо внутренние, связанные с содержанием и выполнением деятельности, либо широкие социальные мотивы. В мотивационную сферу входят: потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес.

Мотив учения — направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. связанная с внутренним отношением ученика к ней (т. е., то ради чего учится школьник, что побуждает его к учению).

Что же может побудить ученика учиться - авторитет родителей, учителя, оценки, интерес к предмету, желание получить высшее образование, стремление расширить кругозор.

Мотивационную сферу можно разделить на : познавательные и социальные мотивы.

Познавательные:

1. широкие познавательные, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями.

2. учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации на усвоение способов добывания знаний.

3. самообразования, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

Социальные:

1. широкие, стремление получать знания, чтобы быть полезным Родине), обществу, желание выполнить свой долг, чувство ответственности, желание хорошо подготовиться к будущей профессии;

2. узкие — позиционные — стремление занять определенную позицию, получить одобрение окружающих, заслужить авторитет.

3. мотивы социального сотрудничества — ученик хочет не только общаться, но и стремиться осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами, совершенствовать их. Важная основа самовоспитания.

Формированию положительной мотивации учения, развитию интереса к предмету способствует общая атмосфера в классе, отношения учителя и учащихся, занимательность изложения учебного материала, эмоциональность речи учителя, организация познавательных игр, конкурсов, анализ жизненных ситуаций.

Одним из стимулов мотивации является оценка, особенно в начальной школе. Оценка мотивирует:

• Когда ученик уверен в её объективности; воспринимает её как полезную для себя;

• Знает что нужно сделать для того, чтобы достигнуть более высоких показателей;

• Уверен, что ему окажут в этом достижении помощь;

• Уверен в том, что для достижения высоких результатов есть условия - места, где это можно реализовать.

Урок обладает большими мотивационными возможностями, которые реализуются через его компоненты: содержание учебного компонента, методы и средства обучения, организационные формы и стиль взаимодействия учителя и учащегося.

- Постоянно стимулировать и мотивировать положительного отношения к учению через обеспечение психического и физического здоровья на уроке, соблюдение гигиены труда;

- Создавать ситуации успеха;

- Стимулировать мотивацию через удовлетворение потребности учащихся в общении и сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

- Способствовать развитию как “сильных”, так и “слабых” учащихся, сохранять их веру в свои силы, давать толчок к самообразованию;

-Стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности.

Большую роль в создании мотивации играют цели урока

• Цель должна указывать на её достижение;

• Необходимо проектировать перспективные цели,

• Необходимо обеспечивать понимание и принятие цели учащимися как собственную, значимую для себя,

• Цель должна соизмеряться с возможностями учащихся;

Для поддержания мотивации учения необходимы положительные эмоции :

• связанные со школой в целом, пребыванием в ней;

• обусловленные отношениями с учителями, другими учащимися;

• связанные с осознанием учеником своих больших возможностей и способностей;

• положительные эмоции от получения новых знаний (любознательность, любопытство);

• от самостоятельного добывания знаний, от овладения новых способов добывания знаний.

Возрастные и индивидуальные особенности мотивации учения школьников

Мотивация связана с возрастными особенностями ребенка, но не возраст как стадия созревания определяет мотивы, а именно характер деятельности ребенка и система его взаимодействий с окружающими людьми в этом возрасте

Чтобы понять специфику мотивов в каждом школьном возрасте, надо их соотнести с особенностями этого возраста в целом, каждый возраст имеет резервы развития мотивации, связаные с общим балансом физического и психического статуса ребенка

Ведущей деятельностью младшего школьного возраста является собственно учебная деятельность, что требует от ребенка овладения всеми ее компонентами. Ведущей деятельностью среднего школьного возраста является взаимодействие и общение школьника в ходе учения с другим человеком (взрослым, сверстником), что сближает учение в этом возрасте с разными видами общественно полезной деятельности. В старшем школьном возрасте ведущей деятельностью является так называемая учебно-профессиональная деятельность, учение как подготовка к будущей профессии, к трудовой деятельности.

К концу дошкольного детства у ребенка складывается достаточно сильная мотивация к обучению в школе. Она состоит в потребности ребенка посещать школу (носить школьную форму, ранец), включиться в новую для него деятельность учения, занять новое положение среди окружающих. В качестве благоприятных черт мотивации отмечается общее положительное отношение ребенка к школе, широта его интересов, любознательность. Любознательность является формой проявления широкой умственной активности младших школьников. Непосредственность, открытость, доверчивость младших школьников, их вера в непререкаемый авторитет учителя и готовность выполнять любые его задания являются благоприятными условиями для упрочения в этом возрасте широких социальных мотивов долга, ответственности, понимания необходимости учиться.

Главное содержание мотивации в этом возрасте — «научиться учиться». Младший школьный возраст — это начало становления мотивации учения, от которого во многом зависит ее судьба в течение всего школьного возраста.

К окончанию начальной школы необходимо сформировать хотя бы в первом приближении учебно-познавательный мотив – интерес не только к новым знаниям, но к способам добывания новых знаний.

Учебная мотивация школьников среднего школьного возраста направлена не только на получение новых сведений, знаний, но и на поиск общих закономерностей, а главное на освоение способов самостоятельного добывания

знаний, стремление осознать себя как личность, потребность в самовыражении, во взрослости, стремление к самостоятельности, самоутверждению.

Ребёнок часто оказывается в ситуации выбора между позицией “хорошего ученика” и позицией “хорошего товарища”. В начальной школе самооценка учителем формировалась на основе результатов учёбы, в среднем и старшем звене учитываются качества, проявляющиеся в общении.

В этом возрасте велика потребность в положительной активности со стороны взрослых.(педагог, способный увидеть проблемы общения со сверстниками глазами подростка и помочь.)

Резервами становления мотивации в среднем школьном возрасте является интерес к совместным коллективным формам работы, интерес к использованию результатов работы в социально-значимых видах деятельности (труд).

Для мотивации учебной деятельности в старшем возрасте необходимо обратить внимание на предстоящий выбор профессиональной деятельности учащихся, подготовку к ней, достижение компетентности, выбор социальной роли учащегося, позицию будущего гражданина. Главная мотивация старшего возраста – овладеть приемами учения и самообразования.

Наши рекомендации