Предмет, задачи и методы психологии.

Предметом психологии является закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждений к действиям, а также в самих действиях, переживаниях своих отношений к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы (А.В. Петровский).

В настоящее время психика рассматривается, как свойство мозга особым образом отражать окружающую действительность.

Современная психология - это наука о фактах, закономерностях и механизмах психики. К психическому миру человека обычно относят свойства, образования, процессы и состояния психики.

· Психические свойства - это направленность, темперамент, характер, способности.

· Психические процессы - это:

а) познавательные: ощущение, восприятие, мышление, память, представление, воображение, внимание, речь.

б) эмоциональные: эмоции, чувства.

в) волевые.

· Психические образования - это: знания, умения, навыки, привычки, взгляды, убеждения и т. д.

· Психические состояния - это: активность, бодрость, усталость, угнетенность и т. д.

Для изучения особенностей проявления психики используются следующие методы:

1. Субъективный метод заключается в описании явлений сознания в процессе самонаблюдения. Он получил название «интроспекция». Метод изучающий события прошлого называется «ретроспекция».

2. Объективный метод – наблюдение со стороны (наблюдение, эксперимента, моделирования и т.п.)

3. Специфические: - требуют специального оснащения или раздаточного материала при условии подготовки экспериментатора (беседы, анкеты, опросы, тесты и т. д.)

Значение психологии состоит в том, что её знание:

- позволяет человеку лучше познать самого себя;

- облегчает взаимопонимание людей;

- способствует эффективному общению;

- повышает качество обучения и воспитания;

- облегчает правильный выбор профессии;

- укрепляет семью;

- интенсифицирует труд и учебу;

- помогает руководить другими людьми и т.д.

Использование психологических знаний для решения этих проблем является задачей психологии как науки.

Общая психология раскрывает наиболее общие, основополагающие аспекты психики человека. Изучением психологических особенностей разных видов деятельности человека занимаются: педагогическая, инженерная, авиационная, космическая, военная и другие отрасли психологии.

Тема лекции: Ощущение. Восприятие.

Контингент учащихся: 1 и 2 курс ЛФ., МПФ, ФВСО

Цель лекции: Изучение психологических характеристик процессов ощущения и восприятия на чувственном уровне познания и их изменений в процессе заболевания.

Структура лекции:

1. Понятие ощущения.

2. Классификация ощущений.

З. Свойства ощущений.

4. Понятие о чувствительности анализаторных систем.

5. Нарушение ощущений при соматических и нервно-психических заболеваниях.

6. понятие восприятия.

7. Основные свойства восприятия.

8. Изменения восприятия времени в эмоционально-насыщенных ситуациях

9. Использование сенсорных стимулов в психодиагностике (на примере теста Люшера).

Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды человеческий организм получает в виде ощущений с помощью органов чувств.

Ощущения - это простейший психический процесс, состоящий в отражении органами чувств отдельного чувственного качества. Отдельные свойства предметов и явлений материального мира, а также внутренние состояния организма отражаются в ощущениях при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы. Органы чувств получают, отбирают, накапливают информацию, передают ее в мозг, в результате чего возникает адекватное отражение окружающего мира и состояния самого организма.

Классификация ощущений

По характеру отражения и месту расположения рецепторов принято делить ощущения на три группы:

1. Экстероцептивные, отражающие свойства предметов и явлений внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела; они формируют образ внешнего мира.

2. Интероцептивные, имеющие рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях тела и отражающие состояние внутренних органов; они формируют самочувствие.

3. Проприоцептивные, рецепторы которых расположены в мышцах и
связках; они дают информацию о движениях и положении тела. Проприорецепция, представляющая собой чувствительность к движению,
называется также кинестезией, a соответствующие рецепторы - кине
стетическими.

Экстероцептивные ощущения, в свою очередь, подразделяются на две группы: контактные и дистантные. Контактные ощущения передают раздражение при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами: например, это осязательные и вкусовые ощущения. Дистантные ощущения отражают воздействия, исходящие от удаленного объекта: зрительные, слуховые, обонятельные.

Наряду со зрительными, слуховыми, обонятельными, осязательными и вкусовыми ощущениями, выделяют также температурные и вибрационные (они занимают промежуточное положение между тактильными н слуховыми), а также ощущения равновесия и ускорения, болевые ощущения. Всего в литературе описывается 11 видов ощущений.

Свойства ощущений.

К свойствам ощущений относятся качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация.

Качество (модальность) - основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений. Так, слуховые ощущения отличаются по высоте, тембру, громкости; зрительные - понасыщенности, цветовому тону и т. п.

Интенсивность ощущения - является его количественной характеристикой и определяется силой действия раздражителя, а также функциональным состоянием рецептора.

Длительность ощущения - его временная характеристика. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом, временем воздействия раздражителя и его интенсивностью. Ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя (время запаздывания - латентный период ощущения), оно и не исчезает одновременно с прекращением действия раздражителя (инерция ощущений проявляется в последействии).

Наконец, для ощущений характерна пространственная локализация раздражителя. Пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве. Контактные ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель. При этом локализация болевых ощущений бывает более разлитой и менее точной, чем тактильных.

Чувствительность.

Различные органы чувств, дающие нам сведения о состоянии окружающего насмира, могут быть более или менее чувствительны к отражаемым ими явлениям, то есть, могут отражать эти явления с большей или меньшей точностью.

Чувствительность органа чувств определяется минимальным раздражителем, который в данных условиях оказывается способным вызвать ощущение. Минимальная сила раздражителя, вызывающее едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. Раздражители меньшей силы, так называемые подпороговые, не вызывают возникновения ощущений.

Верхним абсолютным порогом чувствительности называется максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение. Дальнейшее увеличение силы раздражителей, действующих на наши рецепторы, вызывает в них лишь болевые ощущения.

Адаптация – изменение чувствительности органов чувств под влиянием действий раздражителя. Виды адаптации:

1. Полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя

2. Притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя.

3. Повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя.

4. Сенсибилизация - повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнений.

Человеку все время необходимо получать сведения об окружающем мире. Приспособление организма к окружающей среде, понимаемое в самом широком смысле этого слова, предполагает постоянно существующий информационный баланс между средой и организмом.Информационному балансу противостоят информационная перегрузка и информационная недогрузка (сенсорная изоляция), которые могут приводить к серьезным функциональным нарушениям в организме.

Изменения и расстройства ощущений чрезвычайно многообразны. Все ощущения, в зависимости от индивидуальных особенностей физиологических систем, могут сопровождаться низкой чувствительностью (гипестезии), обостренной чувствительностью (гиперестезии), выпадением чувствительности втой или иной сфере чувств (анестезии) или ее извращением (парастезии). Явления гиперестезии часто встречаются при астенических состояниях.

Соматические и нервно-психические заболевания могут изменять характеристики процессов ощущения и восприятия. Знание закономерности этих изменений может оказать существенную помощь в квалификации состояния больного при постановке диагноза.

Наши рекомендации