Кафедра общей и дошкольной педагогики и психологии
Кафедра общей и дошкольной педагогики и психологии
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
___Б1.Б.11.1 ПСИХОЛОГИЯ__________________
(индекс дисциплины по учебному плану, название дисциплины )
студента_____________________________________________________________
ФИО
Группа ___________________________________
Задания для самостоятельной работы
Раздел I. Введение в общую и экспериментальную психологию
Содержание стандарта (раздел I)
Предмет и задачи общей психологии. Основные категории общей психологии, классификация психических явлений. Человек как объект психологического изучения. Понятия «индивид», «субъект», «личность», «индивидуальность». Этапы развития психологии как науки. Структура психологической науки. Общая характеристика основных методов психологического исследования. Истоки возникновения экспериментальной психологии как отрасли психологии. Классификация исследовательских методов. Общая характеристика экспериментального метода.
Деятельностный подход А.Н. Леонтьева. Характеристика основных видов деятельности: внешняя и внутренняя деятельность. Структура деятельности. Общая характеристика действий и операций. Эволюционное развитие психики. Стадии развития психики у животных. Условия возникновения сознания, его основные характеристики.
Тема 1. Общая характеристика психологии как науки
Задание 1.1. Считается, что психология – наука молодая, но одна из самых сложных. По этому поводу Л.С. Выготский писал: «Предмет науки – самый трудный из всего, что есть в мире, наименее поддающийся изучению; способ её познания должен быть полон особых ухищрений и предосторожностей, чтобы дать то, что от него ждут». Как вы можете прокомментировать это высказывание? Согласны ли вы с ним? С чем связаны трудности изучения психологических явлений? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 1.2. Каждая наука, как и каждое новое поколение, формулирует ответ на вопрос: что есть человек и в чём он проявляется? С момента возникновения психологии главная её установка - целостное описание человека. С этой целью Борис Герасимович Ананьев (1907-1972) выделил образы человеческой субъективности.
В лепестки рисунка 1.2 впишите понятия в соответствии с логикой их появления. Стрелками соедините понятие и его определение.
Рис. 1.2. Образы человеческой субъективности по Б.Г.Ананьеву
Задание 1.3. Каждый человек, даже если он никогда не изучал научную психологию, имеет представления о психологии человека, построенные на основе своего житейского опыта. Используя критерии таблицы 1.3, покажите различия между житейской и научной психологией.
Таблица 1.3. Характеристика житейской и научной психологии
Критерии | Житейская психология | Научная психология |
1. Время возникновения | ||
2. Объект познания | ||
3. Уровень обобщённости | ||
4. Методы и пути получения материала | ||
5. Способы, пути передачи материала | ||
6. Сроки овладения материалом. |
Пользуясь психологическими словарями, дайте определение следующих понятий:
Психика - ______________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Психология - _____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Психологические свойства – класс психологических явлений_____________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Психологические состояния - ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Психологические процессы -____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Матрица социометрических выборов в 6«б» классе
Кто выбирает | Кого выбирает | |||||||||||||||||||||||||
код | пол | ∑+ | ∑- | ∑ | ||||||||||||||||||||||
М | = | + | - | - | - | + | ||||||||||||||||||||
= | - | - | - | |||||||||||||||||||||||
= | + | - | - | + | + | - | ||||||||||||||||||||
= | ||||||||||||||||||||||||||
= | - | - | + | + | - | + | ||||||||||||||||||||
= | + | - | - | + | - | + | ||||||||||||||||||||
+ | = | - | - | + | - | + | ||||||||||||||||||||
М | - | + | = | + | - | - | + | |||||||||||||||||||
М | - | + | = | - | + | - | + | |||||||||||||||||||
- | - | + | = | + | + | - | ||||||||||||||||||||
+ | + | - | - | = | - | + | ||||||||||||||||||||
- | - | = | + | - | + | + | ||||||||||||||||||||
М | - | + | + | = | - | + | ||||||||||||||||||||
М | - | - | = | + | + | - | + | |||||||||||||||||||
М | - | + | - | + | = | - | + | |||||||||||||||||||
М | - | + | - | + | + | = | ||||||||||||||||||||
М Владислав | - | - | + | - | + | = | + | |||||||||||||||||||
+ | + | - | - | + | = | - | ||||||||||||||||||||
М | + | + | - | - | - | + | = | |||||||||||||||||||
+ | - | - | - | + | + | = | ||||||||||||||||||||
- | + | + | - | + | - | = | ||||||||||||||||||||
+ | + | - | - | + | - | = | ||||||||||||||||||||
∑+ | ||||||||||||||||||||||||||
∑- | ||||||||||||||||||||||||||
Всего выборов | - | + | ||||||||||||||||||||||||
Si | ||||||||||||||||||||||||||
Коэффициент взаимности в группе составляет – _______%, что соответствует _________________ уровню. В классе выделяются устойчивые взаимоотношения между учениками.
Устойчивые взаимные симпатии обнаружены между девочками: ________________________________________________________________________; и мальчиками: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________. Разнополые микрогрупповые симпатии выделяются между: ___________________________________.
Взаимные «конфликтные» отношения (взаимные отрицательные выборы) выделились у:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________
Макет социограммы
Психики и сознания
Пользуясь психологическими словарями, дайте определение следующих понятий:
Метод - ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методология –_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методика –__________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Психотерапия - _______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Парадигма - __________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задания для самопроверки по разделу I
Выберите один правильный ответ из числа предложенных вариантов
1. Нелинейную классификационную схему наук, в которой психология расположена в самом центре треугольника, предложил
1) Ананьев Б.Г. 2) Кедров Б.М.
3) Павлов И.П. 4) Леонтьев А.Н.
2. Условной датой создания психологии как самостоятельной науки принято считать
1) 1873 год 2) 1879 год
3) 1885 год 4) 1896 год
3. При классификации психических явлений типичными для человека способами проявления особенностей психики, в которых отражается его индивидуальный стиль поведения, называют
1) психологические состояния 2) психологические свойства
3) психологические процессы 4) психологическая деятельность
4. Преобразование психологических знаний в самостоятельную науку связывают с…
1) выходом в свет первой программы построения науки
2) появлением новых «психологических» категорий
3) открытием первой психофизиологической лаборатории
4) распространением термина «психология» в научных кругах
5. Малая обобщённость знаний, их метафоричность и ситуативность характерна для психологии
1) научной 2) житейской
3) общей 4) социальной
6. В переводе с латинского языка «эксперимент» означает
1) «факт» 2) «принцип»
3) «проба» 4) «артефакт»
5. Отрасль психологической науки, изучающая закономерности усвоения человеком знаний, умений и других форм социального опыта в учебно-воспитательной деятельности
1) психология труда 2) педагогическая психология
3) социальная психология 4) экспериментальная психология
5) возрастная психология
8. К группе объективных методов относится
1) интроспекция 2) включённое наблюдение
3) психоанализ 4) эксперимент
9. Переход внутренней деятельности во внешний план называется процессом
1) социализации 2) самоактуализации
3) интериоризации 4) экстериоризации.
10. Согласно гипотезе А.Н. Леонтьева, в процессе эволюционного развития отсутствует стадия
1) перцептивной психики 2) интеллектуальной психики
3) креативной психики 4) сенсорной психики
11. Первой формой поведения в процессе эволюционного развития А.Н. Леонтьев называет
1) навыки 2) таксисы
3) операции 4) восприятие
12. Принцип научного познания, который подразумевает наличие обстоятельств, предшествующих во времени следствию, основной принцип бихевиорального, психоаналитического и др. направлений психологии
1) принцип целостности 2) принцип единства сознания и деятельности
3) принцип развития 4) принцип детерминизма
13. Основополагающий принцип гештальтпсихологии
1) принцип целостности 2) принцип реактивности
3) принцип развития 4) принцип детерминизма
Вставьте пропущенное слово
19. _______________ - это способ познания какой-либо реальности, совокупность приёмов, которые должен совершить исследователь при изучении объекта.
20. Способность отражать отдельные свойства внешних воздействий характерна для___________________________________ стадии развития психики в филогенезе (по А.Н. Леонтьеву).
21. Развитие в процессе индивидуальной жизни (развитие начинается с момента рождения и завершается концом жизни) - _______________________ .
22. Биологический возраст (паспортный, хронологический) характеризуется эндогенностью, ___________________________, последовательностью.
23. За образ желаемого результата в структуре деятельности отвечает _______________________________.
Установите соответствие
24. Соотнесите имя основоположника с созданным им направлением психологии
ОСНОВОПОЛОЖНИК | НАПРАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ |
1) Уотсон Джон | а) Гуманистическое направление |
2) Фрейд Зигмунд | б) Структурное направление |
3) Титченер Эдуард | в) Гештальтпсихология |
4) Вертгеймер Макс | г) Психоаналитическое направление |
5) Абрахам Маслоу | д) Когнитивная психология |
е) Бихевиоральное направление |
25. Соответствие между выделенными Б. Г. Ананьевым образами человеческой субъективности и их определениями следующее:
ОБРАЗЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СУБЪЕКТИВНОСТИ | ОПРЕДЕЛЕНИЯ | |
а) индивид | 1 Человек как носитель практической деятельности и сознания. | |
б) субъект | 2. Человек, рассматриваемый с позиции уникальности и неповторимости, представляет совокупность физических, социальных, психологических образований. | |
в) личность | 3. Человек на высшей ступени развития, осознающий своё бытие и место в мире. | |
г) индивидуальность | 4. Человек как совокупность биологических, генотипических образований, выражающих неделимость и целостность человека как представителя рода Homo sapiens. | |
5. Человек как субъект социальных отношений, ответственно и свободно определяющий свою позицию в нём |
Раздел II. Психологическая организация человека
Содержание стандарта (раздел II)
Понятие о мотивах и потребностях, их особенностях и роли в регуляции деятельности. Этапы опредмечивания потребностей. Классификация видов мотивов и потребностей в психологии. Эмоциональные состояния, их характеристика. Понятие о воле, структура волевого акта. Понятие о познавательной деятельности, этапы познания. Общее понятие об ощущении и восприятии, их классификации, свойства. Понятие о памяти: основные процессы, характеристика видов и типов памяти, методы их исследования. Характеристика мышления как познавательного процесса. Основные формы мышления. Задача и проблемная ситуация, мышление и решение мыслительных задач. Общая характеристика воображения, процессы создания образов воображения. Понятие о внимании, свойства и виды внимания. Индивидуальные свойства человека. Задатки и способности. Способности и одаренность. Характер и его структура. Акцентуации характера и психопатии. Подход А.Е. Личко, К. Леонгарда. Понятие о темпераменте. Характеристика типов с позиции конституционального и неврологического подходов.
Вставьте пропущенное слово
11. ______________________ - это предмет, удовлетворяющий потребность, снимающий напряжение.
12. Процесс удовлетворения потребностей - _________________________________.
13. В рамках психоаналитической концепции _____________________________ рассматриваются основной бессознательной побудительной силой.
Установите соответствие
22. Соотнесите тип акцентуации характера, по А.Е. Личко, и его содержательную характеристику
ТИП АКЦЕНТУАЦИИ | ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПА |
1) истероидный тип | а) чрезмерно общительный и самостоятельный подросток с почти всегда повышенным настроением |
2) конформный тип | б) подросток с крайней изменчивостью настроения, от которого зависит всё в этот момент. |
3) гипертимный тип | в) повышенно чувствительный, застенчивый и робкий с незнакомыми людьми подросток. |
4) лабильный тип | г) беспредельно эгоцентричный, с ненасытной жаждой внимания к своей особе, нуждающийся в восхищении и сочувствии подросток. |
5) сензитивный тип | д) люди данного типа живут по правилу: думать и поступать "как все", от одежды до суждений. |
6) шизоидный тип | е) замкнутый, отгороженный от всего мира, безразличный к окружающему миру, но склонный к фантазированию подросток. |
Вставьте пропущенное слово
23. В объективном смысле «отражать» - значит ________________________.
24. ____________________- это форма мышления, в процессе которой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности.
Установите соответствие
23.Соотнесите форму эмоционального состояния и его содержательную характеристику
ФОРМА | ХАРАКТЕРИСТИКА |
1) чувственный тон | а) особая форма эмоционального состояния, возникающая в экстремальных жизненных ситуациях или под влиянием сильных воздействий (угрозы, обиды), которые требуют от человека мобилизации нервно-психологических сил |
2) чувства | б) оттенок, лёгкая эмоциональная окраска |
3) настроение | в) форма эмоционального состояния, имеющая ситуативный характер и выражающая оценочное отношение к ситуации (радость, горе, печаль). |
4) эмоции | г) сильное, бурное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, быстро возникающее под влиянием сильного или особо значимого для человека стимула. |
5) аффект | д) устойчивое, сравнительно продолжительное, но слабо выраженное эмоциональное состояние, проявляющееся в качестве положительного или отрицательного эмоционального фона психической жизни индивида. |
6) стресс | е) отражение в сознании человека отношения к действительности, заданное в его непосредственном переживании. |
По содержанию второго раздела самостоятельно составьте 2-4 задания в любой из тестовых форм
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Раздел Ш. Проблемы личности
Содержание стандарта (раздел III)
Подход к понятию “личность” в основных психологических школах. Самосознание личности, его структура. Самооценка и уровень притязаний, их общая характеристика. Механизмы психологической защиты.
Установите соответствие
9. Соотнесите личностную подструктуру и её содержание, по теории К.К. Платонова
ПОДСТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ |
а) направленность | 1. темперамент |
б) опыт | 2. ощущения |
в) психические процессы | 3. умения |
г) биопсихические свойства | 4. желания |
5. характер |
10.Соотнесите механизм психологической защиты и его характеристику
МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
а) вытеснение | 1. Отделение вызывающей тревожность ситуации от остальной части души. |
б) изоляция | 2. Избавление от внутреннего конфликта по средствам удаления его из сознания. |
в) отрицание | 3. Возвращение к более раннему способу реагирования на ситуацию. |
г) регрессия | 4. Попытка игнорировать события действительности, которые беспокоят «Эго». |
5. Обеднение собственной жизни посредством отказа относиться к чему-нибудь с глубокой серьёзностью и вовлечённостью. |
Вставьте пропущенное слово
16.____________________________ –этопсихическая активность, специфические приёмы переработки информации, которые предотвращают внутриличностный конфликт.
17. Направленность– это совокупность устойчивых______________________, ориентирующих поведение и деятельность личности относительно независимо от конкретных условий.
Список литературы
1. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст]: учебное пособие для вузов / А. Г. Маклаков. - Москва; Санкт-Петербург: Питер, 2011. - 582 с.
1. Столяренко, Л. Д. Психология [Текст]: учебник для вузов: / Л. Д. Столяренко. - Москва; Санкт-Петербург: Питер, 2012. - 591 с.
2. Марцинковская, Т. Д. История психологии [Текст] : учебник для студентов психологических вузов / Т. Д. Марцинковская. - 6-е изд., стер. - Москва : Академия, 2007. - 538,
3. Слободчиков, В. И. Психология человека [Текст] : введение в психологию субъективности : учебное пособие / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2014. - 359 с
б) дополнительная учебная литература:
4. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: учебник для вузов. - Изд.5-е; испр. и доп. - Москва: Аспект Пресс, 2006. - 363 с. - Библиогр.: с. 355-360. - ISBN 5756702741
5. Караванова, Л.Ж. Психология. Учебное пособие для бакалавров / Л.Ж. Караванова. - М. : Дашков и Ко, 2014. - 264 с. - (Учебные издания для бакалавров). - ISBN 978-5-394-02247-0; То же [Электронныйресурс].URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=221288
6. Лаптева Ю.А., Фёдорова Н.И. Психология человека: краткий словарь основных терминов и понятий [Текст]. – Новокузнецк, 2007. - 98 с.
7. Мандель, Б. Р. Психология развития. Полный курс [Электронный ресурс] : иллюстрированное учебное пособие / Б.Р. Мандель. - Электронные текстовые данные. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 743 с. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=279644
8. Марцинковская Т. Д. Общая и экспериментальная психология [Текст] : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Психолого-педагогическое образование» / Т. Д. Марцинковская, Г. В. Шукова. - Москва: Академия, 2013. – 362.
9. Психология и психоанализ характера [Текст] : Хрестоматия / [Ред.-сост. Д. Я. Райгородский]. - Самара : Бахрах, 2002. - 639 с.
Кафедра общей и дошкольной педагогики и психологии
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
___Б1.Б.11.1 ПСИХОЛОГИЯ__________________
(индекс дисциплины по учебному плану, название дисциплины )
студента_____________________________________________________________
ФИО
Группа ___________________________________
Задания для самостоятельной работы