Кафедра дошкольной педагогики

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГАОУ ВПО «Южный Федеральный университет»

Педагогический институт

Факультет педагогики и практической психологии

Кафедра дошкольной педагогики

УТВЕРЖДАЮ

"_____"__________________200__ г.

Рабочая программа дисциплины (модуля)

«Современные проблемы науки и образования»

Направлениеподготовки

050100Педагогическое образование

Магистерская программа «Педагогика дошкольного детства»

Квалификация (степень)

Магистр педагогического образования

Форма обучения

Очная

Тематический план изучения дисциплины

«Современные проблемы науки и образования».

Тема занятий: Всего Лекции Сем.Прак СРС
Модуль 1. Педагогический анализ теоретических подходов к развитию образования.        
1.1 Человек культуры как смысл современного образования.    
1.2 Теория и практика организации обучения на интегративной основе.    
1.3 Интеграция высшей школы и семьи на основе культурных традиций воспитания детей в контексте глобального образования.    
1.4. Культуросообразный контекст воспитания личности.    
1.5. Концепции и модели воспитания личности.    
1.6. Особенности воспитания личности в поликультурном образовательном пространстве Южного региона.  
1.7. Анализ современных теоретических подходов к проблеме регионализации образования.    
1.8. Взаимодействие федеральных и региональных программ развития образования на современном этапе.    
  Модуль 2 Ценностно-смысловые аспекты современного образования.        
2.1 Культура и история народа как хранители ценностей жизни смыслов личности.    
2.2 Ценности и смыслы как ключевые понятия образования двадцать первого века.      
2.3 Культурная идентификация-механизм ценностно-смыслового развития личности.      
2.4 Современное дошкольное образование: проблемы и перспективы развития.    
2.5 Развитие дошкольного образования как ключевой ступени в становлении личности.    
  Модуль 3 Психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями развития - как научная проблема.        
3.1 Исторический анализ проблемы психолого-педагогической помощи детям с нарушениями развития в России.      
3.2 Современное состояние отечественной системы психолого- педагогической помощи детям c нарушениями развития.    
3.3 Развитие проблемы психолого-педагогической помощи детям с нарушениями развития за рубежом.      
  Модуль 4. Теоретико-методологические основы управления развитием корпоративной культуры специалистов образовательных учреждений.        
4.1 Культура как методологическая основа управления развитием корпоративной культуры.    
4.2 Корпоративная культура как показатель развития учреждения.      
4.3 Управления образовательным учреждением как условие развитие корпоративной культуры специалистов.    
4.4 Развитие конкурентноспособности ДОУ в современных социально-экономических условиях.    
Всего:

Вопросы к экзамену по курсу

«Современные проблемы науки и образования».

  1. Народные традиции как фактор воспитания личности и культурной идентификации.
  2. Роль глобального образования в развитии человечества.
  3. Интегральное пространство как особая образовательная система.
  4. Сущностные признаки интегративного процесса в образовании.
  5. Педагогический анализ теоретических подходов к развитию образования в ХХI веке.
  6. Региональный компонент образования как путь его гуманизации и культурации.
  7. Специфика воспитания подрастающего поколения в региональной культуре в системе современного образования.
  8. Модель психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с нарушениями развития в условиях ДОУ.
  9. Управления образовательным учреждением как условие развитие корпоративной культуры специалистов.
  10. Организационно-педагогические условия психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с нарушениями развития
  11. Цель и задачи поликультурного образования в формировании личности.
  12. Современное состояние отечественной системы психолого- педагогической помощи детям c нарушениями развития.
  13. Содержание педагогического образования, выстроенное в контексте поликультурности.
  14. Инвариантные показатели личностно – профессиональной культуры педагога.
  15. Корпоративная культура как показатель развития учреждения и управления.
  16. Роль поликультурного образования в становлении личности
  17. Интеграция ценности культуры, мировых цивилизаций в содержание педагогического образования.
  18. Понятия «регион», «регионализация» с позиции качественной характеристики системы образования
  19. Развитие конкурентноспособности ДОУ в современных социально-экономических условиях.
  20. Гуманистическая личностно-ориентированная модель воспитания и образования, актуализирующая творческий, ценностный и личностный потенциал человека.
  21. Теоретико-методологические основания поликультурного образования.
  22. Развитие проблемы психолого-педагогической помощи детям с нарушениями развития за рубежом.
  23. Концепция педагогической поддержки ребёнка в процессе его развития
  24. Направления содержания и уровни глобального образования:
  25. Теоретико-методологические основы управления развитием корпоративной культуры специалистов образовательных учреждений.
  26. Характеристики интегративного процесса в педагогике.
  27. Анализ современных теоретических подходов к проблеме регионализации образования.
  28. Социокультурная модель воспитания как компонент педагогического процесса.
  29. Культуросообразный контекст воспитания личности.
  30. Личность педагога в глобальном образовании.
  31. Воспитание личности в аспекте национальных традиций.
  32. Роль глобального образования в реформировании образования в России.
  33. Теория и практика организации обучения на интегративной основе.
  34. Культура и история народа как хранители ценностей жизни смыслов личности
  35. Особенности воспитания личности в поликультурном образовательном пространстве Южного региона.
  36. Культура как методологическая основа управления развитием корпоративной культуры.
  37. Концептуальные основы поликультурного образования.
  38. Развитие дошкольного образования как ключевой ступени в становлении личности.
  39. Концепции и модели воспитания личности.
  40. Культура как фактор развития внутреннего мира ребенка
  41. Интеграция высшей школы и семьи на основе культурных традиций воспитания детей в контексте глобального образования.
  42. Современное дошкольное образование: проблемы и перспективы развития.
  43. Проектирование и организация региональных систем образования.
  44. Ценности и смыслы как ключевые понятия образования двадцать первого века.
  45. Взаимодействие федеральных и региональных программ развития образования на современном этапе.
  46. Культурная идентификация-механизм ценностно-смыслового развития личности.
  47. Ценностно-смысловые аспекты современного образования.
  48. Исторический анализ проблемы психолого-педагогической помощи детям с нарушениями развития в России.
  49. Психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями развития - как научная проблема.
  50. Человек культуры как смысл современного образования.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)«Современные проблемы науки и образования»

Основная литература к курсу:

1. Авсентьев А.В., Авсентьева В.А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. Ставрополь: СГПИ, 1993.

2. Адаменко С.В., Розова Т.Н. Воспитание культуры межнационального общения посредством поликультурного образования //Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности. М-лы второй Всероссийской научно-практической конференции 14-15 ноября 2001. – М., 2003. – С.11-13.

3. Алиева А.М. Возрождение национальной культуры и ее роль в процессе воспитания молодежи // Воспитание молодежи на основе возрождения национальной культуры. Мат-лы межвуз. науч.-практ. конф. 25-26 сентября 1996 года. – 324с. – С.72-73.

4. Базиева Г.Д. Культура как формирующий фактор личности // Воспитание молодежи на основе возрождения национальной культуры. Мат-лы межвуз. науч.-практ. конф. 25-26 сентября 1996 года. – 324с. – С.81-83.

5. Бермус А.Г. Преподаватель и проблемы культуры речи // Культура речи: наука, образование, повседневность: Тезисы докладов и выступлений на Всероссийской научно-практической конференции работников образования. – М., 1993. – ч.1. – С.19.

6. Берулава М.Н. Теория и практика гуманизации образования. – М.: Гелиос РАВ, 2000. – 340с.

7. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. – Ростов-н/Д., 1997.

8. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 2001. №3. – С.34-38.

9. Бордовский Г.А., Козырев В.А., Радионова Н.Ф. Структурно-содержательные инновации в высшем педагогическом образовании. Мат-лы Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в системе педагогического образования» // Пед. универс. вестн. Алтая, 1999. - №1. – С.59-61.

10. Борисенков В.П., Гукаленко О.В., Данилюк А.Я. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования – Москва-Ростов-на-Дону, 2004.

11. Абакумова И.В. Личностный смысл как педагогический фактор и его использование в учебном процессе. Диссертация канд.пед. наук. Ростов-н/Д, 1989,-180 с.

Дополнительная литература к курсу:

1. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. –М., 1994.

2. Вардомацкий А. Ценности социальной группы и личности: Автореф. дисс… канд. социол. наук. – Минск, 1992.

3. Виноградов Г.С. Народная педагогика. – Иркутск, 1976.

4. Виноградова Н.Д. Привычка – основа нравственного воспитания //Педагогика, № 5, 1997. – С. 91 – 96.

5. Власова Т.И. Диагностика гражданской культуры школьников и студентов. – Ростов-на-Дону, 2001.

6. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – Чебоксары, 1974.

7. Вундт В. Проблемы психологии народов. М., 1912.

8. Гершунский Б.С. Культура памяти на пороге третьего тысячелетия //Педагогика, № 2, 2000. – С.90-102.

9. Гершунский Б.С. Менталитет и образование. – М., 1996.

10. Греханкина Л.Ф. Региональный компонент в структуре содержания образования. // Педагогика, 1999. - №8. – С.30-34.

11. Гукаленко О.В., Руденко В.Н. Поликультурность как системообразующий принцип культурологического подхода к образованию //Славянский педагогический собор. Тезисы докладов первого международного конгресса. – Тирасполь, 2002. – С. 270-272.

12. Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Морозова Н.А. Воспитание – проблема современного образования в России (состояние, пути решения). – М., 1999

13. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. – М., 1956.

14. Кларин М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании // Педагогика, 1996. – №2. – С.14-21.

15. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. – М., 1997.

16. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.

17. Беликов В.А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников: Дисс. ...д-ра пед. наук. Челябинск, 1995.

18. Шаров А.С. Система ценностных ориентаций как психологический механизм регуляции жизнедеятельности человека. Автореферат дисс… доктора псих. наук. Новосибирск, 2000.- 41 с.

19. Яницкий М.С. Психологические факторы и механизмы развития системы ценностных ориентаций личности. Автореферат дисс… доктора псих. наук., Новосибирск, 2000.- 40 с.

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) «Управление дошкольным образованием»:электронная версия УМК, презентации к лекциям, учебная литература и т.п.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению 050100 «Педагогическое образование», магистерская программа «Педагогика дошкольного детства».

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГАОУ ВПО «Южный Федеральный университет»

Педагогический институт

Факультет педагогики и практической психологии

Кафедра дошкольной педагогики

УТВЕРЖДАЮ

"_____"__________________200__ г.

Рабочая программа дисциплины (модуля)

«Современные проблемы науки и образования»

Направлениеподготовки

050100Педагогическое образование

Наши рекомендации