Кафедра дошкольной и социальной педагогики

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ фгбоу впо « Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов»

ФАКУЛЬТЕТ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Выпускная квалификационная работа

Специальность 050703

«Дошкольная педагогика и психология»

Рекомендуется к защите

Научный руководитель

к.п.н., доцент Р.М. Хаертдинова

«___» ______________ 20___г.

Допускается к защите

Заведующий кафедрой

дошкольной и социальной

педагогики

к.п.н., доцент Т.Ф. Бабынина

«___» ________________20__г.

Набережные Челны

Оглавление

Введение.

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы использования сюжетно - ролевой игры в формировании коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста 4

1.1. Понятие «коммуникативные навыки», особенности их формирования в дошкольном возрасте.

1.2. Возрастные особенности детей дошкольного возраста ……………….…..

1.3. Особенности организации сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по определению эффективности использования сюжетно - ролевой игры как средства формирования коммуникативных навыков.

2.1. Выявление исходных показателей по проблеме исследования (констатирующий этап)……………………………………………………………

2.2. Использование сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование коммуникативных навыков у дошкольников (формирующий этап)………….

2.3. Результаты экспериментальной работы..

Заключение.

Библиография.

Приложение.

Введение

Актуальность исследования. Одна из важнейших задач дошкольных учреждений - формирование коммуникативных навыков детей. Главными составляющими коммуникативной компетенции являются общение и речь. Кроме того, речь является инструментом общения, которое является необходимым инструментом познания.

Актуальность проблемы развития коммуникации всегда будет стоять на первом месте в воспитании личности ребенка и подготовки его к школе, так как именно общение и речь делает нас людьми. Недоразвитие коммуникативной функции оказывает неблагоприятное влияние на обучение детей в школе и вызывает задержку в умственном развитии детей. Таким образом, актуальность исследования коммуникативной компетенции определяется огромной ролью общения в жизнедеятельности человека.
Проблема развития коммуникативных навыков средствами сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте рассматривались многими зарубежными (Ж.Пиаже, Л.Экки) и российскими психологами, методистами, педагогами-исследователями (Л.А.Венгер, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, А.Н.Гвоздев, Е.П.Кравцова, Г.Б.Яскевич, и др.) [7, 34, 13, 10]. Если с рождения человека лишить общения, он никогда не станет культурным, цивилизованным гражданином. Об этом свидетельствуют факты, описанные в литературе. В качестве примера можно привести состояние людей, которых иногда находят среди животных.

Дошкольный возраст – это возраст игры. Одной из первых детской игровой деятельности является сюжетно- ролевая игра. Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения.

Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, так как она в значимой степени описывает выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение детей в разных речевых ситуациях. Другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладениями навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию. Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая либо воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребёнок берёт на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им самим игровой обстановке.

Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие ребенка раскрыто в работах психологов (Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца) и педагогов (Д.В. Менджерицкой, А.П. Усовой, Н.Я. Михайленко).

Цель исследования: теоретически обосновать и опытно – экспериментальным путем доказать роль сюжетно - ролевой игры в формировании коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.

Объектом исследования – процесс формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – сюжетно - ролевая игра как средство формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: при систематическом использовании сюжетно-ролевых игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста процесс формирования коммуникативных навыков детей будет более эффективным.

Задачи:
1.Осуществить анализ научной литературы по теме исследования;

2. Определить содержание понятия «коммуникативные навыки»;

3. Изучить особенности формирования коммуникативных навыков в дошкольном возрасте;

4. Изучить сюжетно – ролевую игру, как средство формирования коммуникативных навыков

5. Создать методическую разработку с применением сюжетно-ролевых игр для формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста;

6. Разработать методические рекомендации по реализации данной разработки в дошкольном образовательном учреждении.

Методологическая основа исследования идеи о ведущей роли общения в формировании личности; положения психологии и педагогики о единстве мышления и речи (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия, В.И. Лубовский), исследования М.И. Лисиной, демонстрирующие, что общение - решающий фактор, оказывающий влияние на психическое развитие ребенка, концепция периодизации психического развития в онтогенезе, психологическая теория игры (Д.Б. Эльконин).

Методы исследования: теоретический анализ литературы,; педагогический эксперимент, который включал в себя: отбор диагностического инструментария (методики), проведение диагностики, анализ полученных результатов, собственно (формирующий эксперимент, повторная диагностика, наблюдение, работа с документацией, обработка и анализ полученных результатов, выводы.

Практическая значимость исследования:материалы, представленные в данной работе, могут быть использованы в работе педагогов и психологов в системе дошкольного образования.

База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Набережные Челны, Детский сад №10 «Маленький принц».

Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, подразделенных на параграфы заключения, списка литературы, приложения.

Заключение

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребёнка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации.

Свободная сюжетно – ролевая игра — самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутренне субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений — всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, даётся с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё условно, всё «как будто», «понарошку».

Все эти «возможности» сюжетно – ролевой игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок воссоздаёт интересующие его сферы жизни с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем - изобразительные, речевые и воображаемые действия (совершаемые во внутреннем плане, в «уме»).

Игра имеет значение не только для умственного развития ребёнка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями,

сопереживает им, начинает ориентироваться между людьми.

Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими людьми.

Однако свои развивающие функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом она всё более усложняется, и не только по своему тематическому содержанию.

Библиография

1. Абраменкова В.В мире детских игр // Воспитание школьников. – 2000 г. - №7. – М. – С.16 – 19.

2. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. - 2005. -№5. - М.. - С.24 – 26.

3. Андреев П.В. Психолого-педагогические условия развития психологической готовности дошкольников к взаимопомощи: : автореф. дис. …канд. псих. наук: 19.00.07. – Самара, 2008. – 26с.

4. Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: Смысл: Academia, 2010. – 447с.

5. Бакина М. Современные дети, современные игры // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. – М. - С.58 – 61.

6. Березовин Н.А. Основы психологии и педагогики. – М.: ИНФРА – М, Минск: Новое знание. – 2011. – 335с.

7. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М.: Владос, 2003.—192 с.

8. Волков Б.С. Возрастная психология. В 2-х ч. Ч.1: От рождения до поступления в школу: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / Б.С. Волков, Н.В. Волкова; под ред. Б.С.Волкова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 366с.

9. Громова Е.В. Формирование навыков общения со сверстниками у старших дошкольников. //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 5/2010 г.Москва ТЦ « Сфера»- стр 65.

10. Дубинина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей // Дошкольное воспитание. – 2005. - №10. – С.26-35.

11. Дыбина О. Игра – путь к познанию предметного мира // Дошкольное воспитание. - 2004. - №5. – М. - С.14 – 24

12. Дыбина О.В., Еник О.А., Пенькова Л.А. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста. - М.: Центр педагогического образования, 2008. – 41с.

13. Замлянухина Т.М. Диагностики и коррекция познавательной и коммуникативной деятельности ребенка при подготовке его к обучению в школе/ Т.М. Замлянухина // Вуз - школе. -Борисоглебск: ГОУ ВПО БГПИ. -2003. -Вып.1 – С. 29

14. Жичкина А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание. – 2002. - №4. – М. – С.2 – 7.

15. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник/ Под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004 - 192 с.

16. Иовлева Т.Е. Особенности становления межличностного взаимодействия в дошкольном возрасте: : дисс. …канд. псих. наук: 19.00.07. – М., 2006. – 145с.

17. Клюева Н.В.Общение: Дети 5-12 лет/ Н.В. Клюева, Ю.В. Филиппова. -Ярославль: Акад. развития: Акад. Холдинг, 2001. - 157 c.

18. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

19. Конфликтные дети / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М.: Эксмо, 2009. – 171с.

20. Котова И.Б. и др. Основы психологии. – Ростов н/Д: Академ. центр, 2008. – 480с.

21. Краснощекова Н. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. М., Феникс, 2008.

22. Кулигина Е.А., Кислякова Е.В. Коммуникативные способности дошкольников как фактор социальной адаптации. //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 5/2010 г.Москва ТЦ « Сфера»- стр 61.

23. Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. / Под ред. А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца. – М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. – 144с.

24. Леонтьев А.Н. Теория личности.//Горностай П., Титаренко Т. Психология личности: словарь-справочник – К.: Рута, 2001. – 174 с.

25. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2009. – 320с.

26. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. Пед. Учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 576с.

27. Новгородцева Е. А. Формирование доброжелательных отношений у детей в игровой деятельности //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 6/2011 г.Москва ТЦ « Сфера»- стр 60.

28. Практическая психология. Учебник для ВУЗОВ/ под ред. проф. М.К.Тутушкиной. – СПб.: Изд-во «Дидактика плюс», 2001. – 360с.

29. Словарь практического психолога. / Сост. С.Ю.Головин. - Минск: Харвест, 1998. -800с.

30. Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция: Учеб. - метод. Пособие. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 158с.

31. Смирнова Е., Гударева О. Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития // Дошкольное воспитание. – 2003. - №10. – С.63-72

32. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений // Дошкольное воспитание. – 2003. - №9. – С.68-75

33. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 160с.

34. Столяренко Л.Д. психология личности. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 574с.

35. Ховрина Г. Игра как средство коррекционной работы с детьми, не готовыми к обучению в школе // Школьный психолог. – 2005. - №21. – М. – С. 41 - 44.

36. Чеснокова Е.Н. развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 9/2008 г.Москва ТЦ « Сфера» -стр 126.

Приложение 1

Методика 1

Цели: определение уровня развития коммуникативных способностей (понимание ребенком задач, предъявляемых взрослым в различных ситуациях взаимодействия).

Текст задания: Сейчас мы будем рассматривать картинки, на которых нарисованы дети и взрослые. Тебе нужно очень внимательно выслушать то, что я буду говорить, выбрать картинку, на которой изображен правильный ответ и поставить крестик в кружочке рядом с ней. Ты должен работать самостоятельно. Вслух ничего говорить не нужно.

кафедра дошкольной и социальной педагогики - student2.ru Задание 1. На какой картинке изображено, что все дети хотят заниматься? Поставь в кружочке рядом с ней крестик.

кафедра дошкольной и социальной педагогики - student2.ru
Задание 2. На какой картинке изображено, что всем детям нравится играть вместе?

кафедра дошкольной и социальной педагогики - student2.ru

Задание 3. На какой картинке изображено, что все дети хотят слушать сказку?
Оценка:

3 балла – ребенок правильно выбрал все 3 картинки.

2 балла – ребенок правильно выбрал 2 картинки.

1 балл – ребенок правильно выбрал 1 картинку.

Интерпретация:

Оценку 3 балла получают дети, которые четко распознают различные ситуации взаимодействия, вычленяют задачи и требования, предъявляемые взрослыми в этих ситуациях, и выстраивают свое поведение в соответствии с ними.

Оценку 2 балла получают дети, которые распознают не все ситуации взаимодействия и, соответственно, вычленяют не все задачи, предъявляемые взрослыми. Поведение таких детей не всегда соответствует правилам ситуации.

Оценку 1 балл получают дети, которые почти не распознают ситуации взаимодействия и не вычленяют задачи, предъявляемые взрослыми в этих ситуациях. Такие дети, как правило, испытывают серьезные затруднения при взаимодействии и общении с другими людьми.

Приложение 2

Методика 2

Цели: выявление уровня развития коммуникативных способностей (понимание ребенком состояния сверстника).

Текст задания: Посмотри на картинку и подумай, что здесь происходит; вслух ничего не говори. Теперь посмотрите на выражение лиц детей (картинки справа).


кафедра дошкольной и социальной педагогики - student2.ru Задание 1. Как ты думаешь, каким мальчик кажется девочке? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.


кафедра дошкольной и социальной педагогики - student2.ru Задание 2. Как ты думаешь, какой девочка кажется мальчику? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.

Задание 3. Как ты думаешь, каким мальчик кажется девочке? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.

кафедра дошкольной и социальной педагогики - student2.ru

кафедра дошкольной и социальной педагогики - student2.ru Задание 4. Как ты думаешь, какой девочка кажется мальчику? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.

кафедра дошкольной и социальной педагогики - student2.ru

Задание 5. Как ты думаешь, каким мальчик кажется девочке? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.

кафедра дошкольной и социальной педагогики - student2.ru Задание 6. Как ты думаешь, какой девочка кажется мальчику? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.

Интерпретация:
Оценку 3 балла получают дети, различающие эмоциональное состояние сверстников и ориентирующиеся на него в процессе общения.

Оценку 2 балла получают дети, не всегда различающие эмоциональное состояние сверстников, что иногда может приводить к трудностям в общении.

Оценку 1 балл получают дети, затрудняющиеся в различении эмоционального состояния сверстников. Такие дети, как правило, имеют существенные трудности в общении.

Приложение 3


Методика 3

кафедра дошкольной и социальной педагогики - student2.ru Цели: выявление уровня развития коммуникативных способностей (представление о способах выражения своего отношения ко взрослому).
Текст задания: Посмотри на картинку и подумай, что здесь происходит?

Задание 1. Отметь картинку, на которой мальчик ведет себя так, что бабушка его поблагодарить

кафедра дошкольной и социальной педагогики - student2.ru Задание 2. Отметь картинку, на которой девочка ведет себя так, что бабушка ее поблагодарит.


кафедра дошкольной и социальной педагогики - student2.ru Задание 3. Отметь картинку, на которой мальчик ведет себя так, что мама его поблагодарит.
кафедра дошкольной и социальной педагогики - student2.ru

Задание 4. Отметь картинку, на которой девочка ведет себя так, что мама ее поблагодарит.

Оценка:

3 балла – ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж сам помогает взрослому.

2 балла – ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж не помогает ему сам, а обращается к другому взрослому.

1 балл – ребенок выбрал ситуацию, в которой герой не стремится помочь взрослому.

Интерпретация:

Оценку 3 балла получают дети, которые имеют представления об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому.

Оценку 2 балла получают дети, имеющие недостаточно четкие представления об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому.

Оценку 1 балл получают дети, не имеющие четких представлений об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому.

Приложение 4


Методика 4

Цель: выявление уровня развития коммуникативных способностей (представление ребенка о способах выражения своего отношения к сверстнику).

кафедра дошкольной и социальной педагогики - student2.ru Текст задания: Посмотри, что происходит на верхней картинке. Теперь рассмотри нижние картинки.


Задание 1. Отметь картинку, на которой мальчик ведет себя так, что девочка его поблагодарит.


кафедра дошкольной и социальной педагогики - student2.ru Задание 2. Отметь картинку, на которой девочка ведет себя так, что малыш ее поблагодарит.



кафедра дошкольной и социальной педагогики - student2.ru Задание 3. Отметь картинку на которой мальчик ведет себя так, что это понравится девочке.

кафедра дошкольной и социальной педагогики - student2.ru

Задание 4. Отметь картинку, на которой мальчики ведут себя так, что воспитатель их похвалит.

Оценка:

3 балла – ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж сам помогает сверстнику (помогает подняться упавшей девочке, защищает слабого, помогает девочке построить башню, находит выход из конфликтной ситуации (совместная игра детей)).

2 балла – ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж видит затруднения другого, но не помогает ему сам, а обращается ко взрослому (предлагает взрослому помочь упавшей девочке, защитить малыша и т.д.).
1 балл – ребенок выбирает ситуацию, в которой персонаж не стремится помочь другому ребенку.

Интерпретация:
Оценку 3 балла получают дети, имеющие устойчивые представления об общепринятых нормах поведения в ситуации взаимодействия со сверстником, знающие, как оказать помощь, поддержку.

Оценку 2 балла получают дети, имеющие недостаточно четкие представления о социально приемлемых действиях в ситуациях коммуникации с другими детьми.

Оценку 1 балл получают дети, не имеющие четких представлений о социально приемлемых действиях в ситуациях коммуникации.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ фгбоу впо « Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов»

ФАКУЛЬТЕТ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Выпускная квалификационная работа

Специальность 050703

«Дошкольная педагогика и психология»

Рекомендуется к защите

Научный руководитель

к.п.н., доцент Р.М. Хаертдинова

«___» ______________ 20___г.

Допускается к защите

Заведующий кафедрой

дошкольной и социальной

педагогики

к.п.н., доцент Т.Ф. Бабынина

«___» ________________20__г.

Набережные Челны

Оглавление

Введение.

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы использования сюжетно - ролевой игры в формировании коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста 4

1.1. Понятие «коммуникативные навыки», особенности их формирования в дошкольном возрасте.

1.2. Возрастные особенности детей дошкольного возраста ……………….…..

1.3. Особенности организации сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по определению эффективности использования сюжетно - ролевой игры как средства формирования коммуникативных навыков.

2.1. Выявление исходных показателей по проблеме исследования (констатирующий этап)……………………………………………………………

2.2. Использование сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование коммуникативных навыков у дошкольников (формирующий этап)………….

2.3. Результаты экспериментальной работы..

Заключение.

Библиография.

Приложение.

Введение

Актуальность исследования. Одна из важнейших задач дошкольных учреждений - формирование коммуникативных навыков детей. Главными составляющими коммуникативной компетенции являются общение и речь. Кроме того, речь является инструментом общения, которое является необходимым инструментом познания.

Актуальность проблемы развития коммуникации всегда будет стоять на первом месте в воспитании личности ребенка и подготовки его к школе, так как именно общение и речь делает нас людьми. Недоразвитие коммуникативной функции оказывает неблагоприятное влияние на обучение детей в школе и вызывает задержку в умственном развитии детей. Таким образом, актуальность исследования коммуникативной компетенции определяется огромной ролью общения в жизнедеятельности человека.
Проблема развития коммуникативных навыков средствами сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте рассматривались многими зарубежными (Ж.Пиаже, Л.Экки) и российскими психологами, методистами, педагогами-исследователями (Л.А.Венгер, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, А.Н.Гвоздев, Е.П.Кравцова, Г.Б.Яскевич, и др.) [7, 34, 13, 10]. Если с рождения человека лишить общения, он никогда не станет культурным, цивилизованным гражданином. Об этом свидетельствуют факты, описанные в литературе. В качестве примера можно привести состояние людей, которых иногда находят среди животных.

Дошкольный возраст – это возраст игры. Одной из первых детской игровой деятельности является сюжетно- ролевая игра. Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения.

Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, так как она в значимой степени описывает выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение детей в разных речевых ситуациях. Другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладениями навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию. Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая либо воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребёнок берёт на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им самим игровой обстановке.

Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие ребенка раскрыто в работах психологов (Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца) и педагогов (Д.В. Менджерицкой, А.П. Усовой, Н.Я. Михайленко).

Цель исследования: теоретически обосновать и опытно – экспериментальным путем доказать роль сюжетно - ролевой игры в формировании коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.

Объектом исследования – процесс формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – сюжетно - ролевая игра как средство формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: при систематическом использовании сюжетно-ролевых игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста процесс формирования коммуникативных навыков детей будет более эффективным.

Задачи:
1.Осуществить анализ научной литературы по теме исследования;

2. Определить содержание понятия «коммуникативные навыки»;

3. Изучить особенности формирования коммуникативных навыков в дошкольном возрасте;

4. Изучить сюжетно – ролевую игру, как средство формирования коммуникативных навыков

5. Создать методическую разработку с применением сюжетно-ролевых игр для формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста;

6. Разработать методические рекомендации по реализации данной разработки в дошкольном образовательном учреждении.

Методологическая основа исследования идеи о ведущей роли общения в формировании личности; положения психологии и педагогики о единстве мышления и речи (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия, В.И. Лубовский), исследования М.И. Лисиной, демонстрирующие, что общение - решающий фактор, оказывающий влияние на психическое развитие ребенка, концепция периодизации психического развития в онтогенезе, психологическая теория игры (Д.Б. Эльконин).

Методы исследования: теоретический анализ литературы,; педагогический эксперимент, который включал в себя: отбор диагностического инструментария (методики), проведение диагностики, анализ полученных результатов, собственно (формирующий эксперимент, повторная диагностика, наблюдение, работа с документацией, обработка и анализ полученных результатов, выводы.

Практическая значимость исследования:материалы, представленные в данной работе, могут быть использованы в работе педагогов и психологов в системе дошкольного образования.

База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Набережные Челны, Детский сад №10 «Маленький принц».

Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, подразделенных на параграфы заключения, списка литературы, приложения.


Наши рекомендации