Занятие 5. «Что такое хорошо и что такое плохо»
1) Ритуал приветствия «Я дарю тебе улыбку и хорошее настроение».
2) Чтение стихотворений на тему «Что такое хорошо и что такое плохо» (Приложение 5)
3) Обсуждение на тему «Что такое хорошо и что такое плохо». Основные понятия: хорошо и плохо, хорошие поступки.
4) Анализ домашнего задания: Получилось закончить рассказ? Расскажи свой вариант концовки. Почему ты решил так закончить рассказ? А если бы герой поступил иначе, чтобы могло случиться? Послушай, как на самом деле автор закончил свой рассказ. Как ты считаешь, мальчик правильно поступил? Раскаивается ли он в своем поступке? Что бы ты ему посоветовал? Как иначе ему нужно было поступить по твоему мнению?
5) Чтение сказки. Жила-была девочка Алена. Ей было семь лет. И вот пришло ее
время пойти в первый класс. Мама купила ей новое платье, рюкзак и книжки и отправила в школу. Алена решила пойти в школу через лес. Шла, собирала ягодки и пела песенку. Ей навстречу шел ежик и попросил у нее ягодку. Алена показалась ему доброй маленькой девочкой, он не думал, что она пожалеет ему ягодку, но девочка очень резко и грубо ответила ему: «Поди по дорожке прямо да и сорви сколько хочешь ягод», - и пошла себе дальше. Ежика очень опечалил ее ответ, ему не было обидно, ему было жаль, что девочка не знает всех тех прекрасных чувство, которые существуют. У него появилось желание помочь девочке, научить ее.
Шла себе Алена дальше и увидела, что маленький птенчик упал из гнезда. Он горько плакал и попросил ее, чтобы она отнесла его к маме. На это девочка ответила: «Мне что, делать нечего, всяких тут по домам разносить». И пошла дальше. Тут встретила она хитрую ворону. Вороне очень понравились поступки девочки. Она похвалила ее и сказала, что хочет дружить с ней и делать с ней вместе всякие дела. Девочке польстила похвала вороны, но остаться в с ней она не могла, так как шла в школу. Ворона сказал девочке: «В дупле лежат запасы белочек, ты незаметно проберись туда и укради все запасы. Это будет твой первый урок, и ты получить первую оценку». Алена ответила; «А мама мне рассказывала, что в школе совсем другие уроки, там учат писать, читать и считать». Ворона громко засмеялась и сказала: «Ты что, маму слушаешься, ты ведь уже большая девочка». Девочка согласилась с вороной и украла все запасы. Когда белочки вернулись и увидели, что все запасы украдены, они горько заплакали и говорили: «Как мы зиму проживем, что с нами будет?». В это время ворона и девочка сидели под деревом и смеялись.
Они еще сделали очень много подобных поступков.
И тут все звери решили собраться и перевоспитать Алену. Они решили так. Орел захватит в лапы ворону и закроет ее в клетке, а звери проучат девочку.
И вот девочка осталась одна, без вороны. Она сама не знала, где находится, она заблудилась в лесу и не знала, что делать. Села на землю и начала плакать. Тут подошел еж, девочка его попросила: «Ежик, миленький, помоги мне выйти отсюда, я тебе сколько хочешь ягод нарву». Тут пришли все звери этого леса и начали беседу с девочкой.
Они объяснили ей, что, как ты относишься к окружающим, так и к тебе будут относиться, нужно уважать всех и помогать тем, кто в этом нуждается. Они очень долго объясняли девочке, что такое чувства и т.д.
Девочка оказалась очень понимающей и умной. Она помогла зверям. Белочкам насобирала запасов, ежику насобирала грибов.
Девочка вернулась домой, рассказала все маме. На следующий день пошла в школу, и все было хорошо.
6) Обсуждение.
7) Проективные рисунки в рабочей тетради: нарисуй хорошего, доброго человека, затем человека, который злиться, плохого человека. Какой рисунок тебе больше нравится? Почему?
Упражнение «Качества человека». Психолог называет качества человека и вместе с ребенком обсуждают, в какую категорию отнести картинку (Приложение 6.)
Обсуждение «Через 10 лет». Что будет, если человек будет продолжать совершать плохие поступки: врать, обижать других, брать чужие вещи? Что с ним будет, если он не остановиться и не станет лучше? В рабочей тетради делаем рисунки или записи: отвернуться друзьями, потому что не будут ему доверять; родители будут плохо относиться – им будут стыдно за такого ребенка; его будут часто наказывать – потому что привыкнут что он все время плохо себя ведет; часто будет проводить время дома – потому что у него не будет друзей, а из секции его выгонят за плохое поведение; никто не захочет сидеть с ним за одной партой и т.д.
8) В рабочей тетради попроси своих родных написать какие хорошие качества они бы отметили у тебя и над какими еще нужно работать.
Другой вариант задания: напиши, как ты думаешь, какими положительными и отрицательными качества охарактеризовали бы тебя родные и близкие.
9) Ритуал прощания «Я дарю тебе улыбку и желаю тебе успехов».
Занятие 6. «Я и мои друзья»
1) Ритуал приветствия «Я дарю тебе улыбку и хорошее настроение».
2) Разминка. В рабочей тетради подчеркни те утверждения, которые относятся к понятию «Верный друг». Анкета-опросник «Верный друг» (Приложение 7).
3) Обсуждение на тему «Я и мои друзья». Основные понятия: хорошо и плохо, хорошие поступки.
Упражнение «Друзья из сказок». Угадай по описанию сказочных персонажей, которые ради дружбы были способны на героические поступки.
- Эта девочка из соседнего дома, ради друга смогла преодолеть много сложных ситуаций, найти и отогреть слезами его холодное сердце (Герда);
- Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь своему новому больному другу (Женя из сказки «Цветик-семицветик»).
Проективная методика «Круг моих друзей» в рабочей тетради. В центральном круге обозначь очень близких друзей, верных, проверенных временем. В ближайшем круге хороших друзей, в дальнем – людей с кем мне приятно общаться.
4) Анализ домашнего задания: Какие качества написали близкие тебе люди? Почему как ты считаешь? Как ты думаешь, что и как тебе нужно изменить в себе?
5) Чтение сказки «Почему врать плохо». В далеком заснеженном городе жила
девочка. У нее было много вредных привычек. Она была злая, ленивая, эгоистичная и очень любила врать. Не проходило и дня, чтобы она не обманула кого-нибудь.
Нельзя сказать, чтобы она в душе была такай. Она, совершая свои поступки, не знала, что так нельзя делать. Она искренне считала, что во лжи нет ничего плохого, что нельзя срывать злость на других людях. Она вечно грубила и оскорбляла своих друзей и родителей, поэтому у нее не осталось ни одного друга, все друзья покинули ее.
Однажды дождливым осенним вечером она скучала, сидя у окна. Ей было нечего делать, ей не с кем было играть и общаться, ведь у нее не осталось ни одного друга. Ей стало настолько скучно, что она стала задумываться о том, почему у нее не осталось друзей. Она вспомнила свое отношение к ним, но все-таки не поняла, почему они бросили ее.
Она решила нейти ответ на этот вопрос. Она вышла на улицу и начала спрашивать прохожих: «Почему врать плохо?» или «Почему нельзя срывать на других людях свою злость?» Люди, проходившие по улице, дали ей ответы на эти вопросы. Девочка наконец-то поняла свои плохие привычки и начала потихоньку от них избавляться. Ей было легко это
сделать, ведь в душе она была очень хорошая.
Уже через год у нее было много друзей.
6) Обсуждение.
7) Упражнение «Ситуации» (Приложение 8). Зачитывается ситуация и проводится обсуждение.
8) Релаксация «Солнечная энергия добра внутри меня». (см. Занятие 4)
9) В рабочей тетради попроси своих друзей написать тебе пожелания. Другой вариант задания: напиши, как ты думаешь, какими положительными и отрицательными качества охарактеризовали бы тебя твои друзья.
10) Ритуал прощания «Я дарю тебе улыбку и желаю тебе успехов».