Интерактивные методы обучения
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность студентов в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Характеристика, сущностная особенность интерактивных методов - это высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников.
Педагогическая мастерская
В мировой педагогике, особенно в последнее время, как и в сфере повышения квалификации педагога, а также в рамках различных встреч, конференций, курсов, семинаров широкое распространение получили мастерские (от англ. workshops) – эффективная форма передачи знаний, умений, обмена опытом обучения и воспитания. Рабочая мастерская отвечает на вопрос не только чему учить, но и как учить.
Мастерская, или Ателье (от фр. atelier), появилась в практике отечественной школы в результате деловых контактов педагогов России и группы ЖФЭН из Франции, которые начались в 1989 году. ЖФЭН – это сокращенное название «Французской группы нового образования» (Groupe Francais d'Education Nouvelle) – добровольный творческий союз ученых и практиков Франции. ЖФЕН использует и понятие демарш (от фр.demarche – действие, поступок, вызов) – особая форма учебного занятия, разработанная ЖФЕН. Она основана на практических действиях, связанных определенной познавательной и педагогической задачей и предназначена для творческого, самостоятельного.
Сегодня российские педагоги, представители движения «Педагоги за мир и взаимопонимание» принимают участие в ежегодных Летних университетах, проводимых во Франции, а французские педагоги регулярно приезжают в нашу страну. Теоретическая концепция и практика ЖФЭН сейчас активно используются в Москве, Санкт-Петербурге, Саратове, Петрозаводске, Кемерово, Екатеринбурге, Вятке, Челябинске и других городах России, а также в Белоруссии и на Украине. В педагогической печати сегодня появляются статьи, сборники, монографии, посвященные развитию теории и практики «нового образования» в России, которые свидетельствуют о том, что, обращаясь к французским методам, педагоги России и стран СНГ создают свой оригинальный опыт, тесно связанный и с национальными педагогическими традициями, и с современными региональными особенностями. «Французская группа нового образования» (ЖФЭН) возникла в 20-х годах ХХ века, но только с 1984 года окончательно признана Министерством образования Франции. У истоков движения стояли такие знаменитые психологи, как Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др.
Ведущие идеи этой целостной и оригинальной педагогической системы можно кратко представить в следующих основных положениях:
1. «Вызов традиционной педагогике» – существующая система образования в значительной мере построена на передаче знаний от учителя к ученику, на пассивной позиции обучающегося, что не позволяет личности самой «строить» свое знание, активно и творчески пользоваться им в жизни как своим приобретением. Традиционный характер образования не раскрывает до конца творческий потенциал человека, закрепляет его зависимость от решений принятых другими. Отсюда, образование должно стать иным, новым. Это своего рода вызов обществу.
2. Воспитание гражданина, личности с новым менталитетом. Гражданин понимается ЖФЕН как личность самостоятельная, творческая, способная оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир. ЖФЕН страстно стремиться к тому, чтобы на заре третьего тысячелетия воспитывались и вырастали люди с новым менталитетом, лишенным рабского начала и основанным на глубокой вере в себя, в свои способности.
3. «Все способны!». ЖФЕН исходит из того, что каждый человек обладает способностями практически ко всем видам человеческой деятельности. Дело в том, какие методы будут применяться в процессе его образования и развития. Концептуальный подход ЖФЕН выражает лозунг «Все способны!». Этот лозунг означает «переход равенства по праву к равенству на деле». «Новая педагогика разворачивает свою битву за принцип эмансипации на ниве знаний».
4. Интенсивные методы обучения и развития личности. Для методов, используемых ЖФЕН, характерно:
ü Отношение учителя к ученику как к равному;
ü Не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное «строительство» знания учеником с помощью метода критического отношения к существующим сведениям, информации и т.п. и самостоятельного решения творческих задач.
ü Плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению др.
5. Новый тип педагога. Всей системой своих взглядов «Новое образование» заявляет и новом образе взрослого, участвующего в обучении, о новом типе педагога. Это не авторитарный наставник, не тот, кто подавляет природу ребенка, а тот, кто следует ей на правах талантливого скульптора. Свои методы ЖФЕН внедряет, делая акцент на работу с учителями.
6. Пафос изложения педагогических идей и точный расчет психологического воздействия. Идеи «Нового образования» излагаются его представителями возвышенным стилем. Это происходит потому, что сами идеи простираются за пределы педагогики, неся в себе большой социальный накал, а авторы окрашивают свою убежденность человеческой страстностью, общественным темпераментом. На стиле изложения педагогической концепции «Нового образования» сказываются особенности французского менталитета и языка.
Мастерская – одна из интенсивных технологий обучения, включающая каждого из ее участников в «самостроительство» своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельные решения творческих задач.
В мастерской с ее участниками работает скорее не учитель, руководитель, сколько мастер. Он озабочен не только передачей знаний и умений своим ученикам, но и созданием того алгоритма действий, того творческого процесса, в ходе которого осуществляется исследование. Каждый ощущает радость собственного открытия, свою значимость и уважение неповторимости другого.
Работа педагогической мастерской будет тем успешнее, чем полнее каждый из ее участников будет выполнять предлагаемые задания по-своему, исходя из своих знаний, умений, жизненного опыта, интересов и способностей.
В мастерской с ее участниками работает скорее не учитель, руководитель, сколько мастер. Он озабочен не только передачей знаний и умений своим ученикам, но и созданием того алгоритма действий, того творческого процесса, в ходе которого осуществляется исследование. Каждый ощущает радость собственного открытия, свою значимость и уважение неповторимости другого. Работа педагогической мастерской будет тем успешнее, чем полнее каждый из ее участников будет выполнять предлагаемые задания по-своему, исходя из своих знаний, умений, жизненного опыта, интересов и способностей.Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию и формам организации, но при этом их объединяет некий общий алгоритм (шаги процесса). Это, прежде всего, мотивирующее всех на деятельность начало мастерской: задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, текстом, цветом, природными материалами, спичками, схемами и моделями. Обязательно используется в ходе мастерской работа в парах или группах с целью организации диалогового общения, которое легко выводит каждого на самооценку, самокоррекцию, помогает увидеть проблему по-новому. И обязательно для хода каждого занятия включение учащихся в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов, миропонимания. При изучении содержательных вопросов особое внимание необходимо обратить на их понимание каждым ребенком; на личностный смысл их изучения (включенность знаний в личностный опыт каждого с окрашиванием знаний чувствами и отношениями); на значение полученного знания для дальнейшего самостроительства. Профессиональный интерес к данной теме выводит на необходимость исследования влияния технологии педагогических мастерских на художественно-творческое развитие детей на уроках музыки в общеобразовательной школе. Художественно-творческое развитие детей в процессе постижения музыкального искусства принципиально важно ориентировать не на сумму знаний, обучение основам музыкальной грамоты, не на приобщение к какому-либо одному виду музыкальной деятельности, а на оптимизацию эмоционально-личностного потенциала, на духовное становление.
Уроки музыки в общеобразовательной школе, реализуемые через технологию педагогических мастерских, помогают осуществлению творчески-созидательной функции музыки и предполагают решение целого ряда актуальных взаимосвязанных задач:
ü развитие способности эстетического постижения действительности и искусства как умения вступать в духовное общение с миром человеческих чувств, эмоций, жизненных реалий;
ü направленность на активизацию «ассоциативного поля», образного мышления как способа художественного освоения бытия;
ü моделирование состояния вдохновения, «игра» с элементами творчества, «спонтанная» ситуация;
ü создание на занятиях атмосферы созидания, заинтересованности, непринужденности, определяющих процесс художественного открытия;
ü воспитание навыков импровизации;
ü формирование способностей к художественному обобщению как необходимой предпосылки для целостного восприятия искусства;
ü создание эстетических ситуаций - важнейшего условия для возникновения эмоционально-творческого переживания действительности;
ü всемерное стимулирование художественной культуры на основе реализации собственного творческого опыта.