Б1. 9.5 психология подросткового возраста
Направление подготовки бакалавров по профессионально-образовательной программе направления 44.03.02-«Психолого-педагогическое образование» Профиль «Психология и социальная педагогика»
Курс 3
Форма обучения очная (прикладной)
Общая трудоемкость дисциплины по ФГОС ВО: 72часа 2 зачетные единицы
1. Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.02 -Психолого-педагогическое образование, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015, № 1457.
2. Разработчик (и) рабочей программы
доцент ППО Калягина Е.А.
(должность) (кафедра, ПЦК) (подпись) (ФИО)
___________________________ _____________________ _______________ ________________________
(должность) (кафедра, ПЦК) (подпись) (ФИО)
3. ПРИНЯТА на заседании кафедры ППО
25.08.2016 протокол № 1
(дата)
Зав. кафедрой ППО __________________ Калягина Е.А.. (подпись) (ФИО)
4. Рабочая программа СОГЛАСОВАНА с выпускающими кафедрами; СООТВЕТСТВУЕТ действующему учебному плану.
Зав. выпускающей кафедрой ППО _____ Калягина Е.А.
(ФИО)
(дата)
5. В рабочую программу внесены изменения и дополнения на заседании кафедры ______________________________________ протокол № ____ дата ___________________
Зав. кафедрой ______________________ ___________________________
(подпись) (ФИО)
1. Пояснительная записка
Цель учебной дисциплины – ознакомление бакалавров с основами психологии подросткового возраста
Основные задачи дисциплины:
-. обеспечить студентов теоретической подготовкой по вопросам психологии подростка
В результате изучения данного курса бакалавр должен обладать следующими компетенциями:
ОПК 1 – способностью учитывать общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях;
ПК-16 - способностью к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся ;
ПК-26 - способностью эффективно взаимодействовать с педагогическими работниками образовательных организаций и другими специалистами по вопросам развития детей ;
1.2. Требования к уровню освоения дисциплины
Требования к уровню сформированности компетенций обучающегося, формируемых в результате освоения дисциплины определяются следующими умениями и навыками:
Знать (З): общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека в подростковом возрасте. (З-1, ОПК-1);
Уметь (У):выявлять интересы, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся (У-1, ПК-16); Владеть (В): способностью эффективно взаимодействовать с педагогическими работниками образовательных организаций и другими специалистами по вопросам развития детей (В-1, ПК-26).
1.3. Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника
Дисциплина «Психология подросткового возраста» является курсом (Б1.Б 13.5 .) профессионального цикла.
Предшествующими дисциплинами логически и содержательно-методически взаимосвязанными с данной дисциплиной являются: «Психология развития», «Психолого-педагогическая диагностика».
1.4. Организационно-методический план (ОФО)
Вид учебной работы | Кол-во часов | № семестра (по учебному плану) |
I. Аудиторная: | ||
лекции | ||
семинары | ||
…..практические занятия | ||
ИТОГО: | ||
II. Внеаудиторная: | ||
Рефераты +выступление с презентацией | ||
контрольные работы | ||
домашние контрольные работы | ||
Самоподготовка :в т.ч: | ||
самостоятельное изучение разделов | ||
проработка и повторение лекционного материала и материала учебника и учебных пособий | ||
подготовка к практическим занятиям, | ||
……подготовка к экзамену | ||
III. Промежуточный и (или) итоговый контроль по дисциплине (экзамен, зачет) | экзамен | экзамен |
Общая трудоемкость дисциплины: |
1.4. Организационно-методический план (ЗФО)
Вид учебной работы | Кол-во часов | № семестра (по учебному плану) |
I. Аудиторная: | ||
лекции | ||
семинары | ||
…..практические занятия | ||
ИТОГО: | ||
II. Внеаудиторная: | ||
Рефераты +выступление с презентацией | ||
контрольные работы | ||
домашние контрольные работы | ||
Самоподготовка :в т.ч: | ||
самостоятельное изучение разделов | ||
проработка и повторение лекционного материала и материала учебника и учебных пособий | ||
подготовка к практическим занятиям, | ||
……подготовка к экзамену | ||
III. Промежуточный и (или) итоговый контроль по дисциплине (экзамен, зачет) | экзамен | экзамен |
Общая трудоемкость дисциплины: |
1.5. Структура учебно-методического комплекса дисциплины
№ п/п | Составляющие УМКД | Информация об издании | |
Автор, название, место издания, издательство, год издания | Место хранения (нахождения) | ||
Программный элемент | |||
1.1 | Рабочая программа учебной дисциплины | Рабочая программа учебной дисциплины. – Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2016 (рукопись, электронная версия) | Кафедра, Библиотека: http//library.khsu.ru Образовательный портал ХГУ http//edu.khsu.ru |
Теоретический элемент | |||
2.1 | Учебник (основной*) | Эльконин, Д. Б. Детская психология: допущено М-вом образования Рос. Федерации : учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по направлению и специальности психологии / Д. Б. Эльконин ; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. - 4-е изд., стереотип. - М. : Изд. центр " Академия", 2007. - 384 с. - (CLASSICUS :классическая учебная книга) (Высшее образование).(10); 2004(2); 2005(6); 2006(5) Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] : Рек. М- вом обр. РФ : учеб. для вузов по пед. специальностям / В. С. Мухина. - 9-е изд., стереотип. - М : Академия, 2004. (12) | Библиотека |
2.2 | Конспект лекций | Калягина Е.А. Психология подросткового возраста. Конспекты лекций/сост. Е.А.Калягина.- Абакан, 2016 (рукопись, электронная версия) | http/www.edu.khsu,.ru |
2.2 | Учебник(и) (дополнительные**) | Библиографический список приведен в РП (разд. 6.5.1) | |
3 | Практический элемент | ||
3.1 | Практикум | Калягина Е.А. Психология подросткового возраста. Практикум /сост. Е.А.Калягина.- Абакан, 2016 (рукопись, электронная версия) | http/www.edu.khsu.ru |
4 | Методико-технологический элемент | ||
4.1 | Методические рекомендации по изучению дисциплины | Психология подросткового возраста: учебно-методический комплекс дисциплины: Методические рекомендации по изучению дисциплины/ сост, Е.А.Калягина.- Абакан, 2016 (рукопись, электронная версия) | Приложение к рабочей программе |
Тематический план учебной дисциплины (очная форма обучения)
Наименование разделов и тем курса | Количество часов | ||||
Всего | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | |||
лекции | практические | лабораторные | |||
1.Подростковый возраст в свете различных концепций | |||||
2.Классические исследования подросткового возраста во второй половине 20 века. | |||||
3.Изучение отрочества в отечественной психологии (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович). | |||||
4.Психологические характеристики подросткового возраста. | |||||
4.1 Особенности развития мотивационной сферы | |||||
4.2. Особенности аффективной сферы подростка | |||||
4.3. Особенности развития когнитивной сферы | |||||
4.4. Особенности «Я-концепции» | |||||
5. Подросток и семья | |||||
6. Подросток и сверстники | |||||
Итого |
Тематический план учебной дисциплины (заочная форма обучения)
Наименование разделов и тем курса | Количество часов | ||||
Всего | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | |||
лекции | практические | лабораторные | |||
1.Подростковый возраст в свете различных концепций | |||||
2.Классические исследования подросткового возраста во второй половине 20 века. | |||||
3.Изучение отрочества в отечественной психологии (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович). | |||||
4.Психологические характеристики подросткового возраста. | |||||
4.1 Особенности развития мотивационной сферы | |||||
4.2. Особенности аффективной сферы подростка | |||||
4.3. Особенности развития когнитивной сферы | |||||
4.4. Особенности «Я-концепции» | |||||
5. Подросток и семья | |||||
6. Подросток и сверстники | |||||
Итого |
2.3.Содержание теоретических разделов дисциплины