Б1. 9.5 психология подросткового возраста

Направление подготовки бакалавров по профессионально-образовательной программе направления 44.03.02-«Психолого-педагогическое образование» Профиль «Психология и социальная педагогика»

Курс 3

Форма обучения очная (прикладной)

Общая трудоемкость дисциплины по ФГОС ВО: 72часа 2 зачетные единицы

1. Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.02 -Психолого-педагогическое образование, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015, № 1457.

2. Разработчик (и) рабочей программы

доцент ППО Калягина Е.А.

(должность) (кафедра, ПЦК) (подпись) (ФИО)

___________________________ _____________________ _______________ ________________________

(должность) (кафедра, ПЦК) (подпись) (ФИО)

3. ПРИНЯТА на заседании кафедры ППО

25.08.2016 протокол № 1

(дата)

Зав. кафедрой ППО __________________ Калягина Е.А.. (подпись) (ФИО)

4. Рабочая программа СОГЛАСОВАНА с выпускающими кафедрами; СООТВЕТСТВУЕТ действующему учебному плану.

Зав. выпускающей кафедрой ППО _____ Калягина Е.А.

(ФИО)

(дата)

5. В рабочую программу внесены изменения и дополнения на заседании кафедры ______________________________________ протокол № ____ дата ___________________

Зав. кафедрой ______________________ ___________________________

(подпись) (ФИО)

1. Пояснительная записка

Цель учебной дисциплины – ознакомление бакалавров с основами психологии подросткового возраста

Основные задачи дисциплины:

-. обеспечить студентов теоретической подготовкой по вопросам психологии подростка

В результате изучения данного курса бакалавр должен обладать следующими компетенциями:

ОПК 1 – способностью учитывать общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях;

ПК-16 - способностью к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся ;

ПК-26 - способностью эффективно взаимодействовать с педагогическими работниками образовательных организаций и другими специалистами по вопросам развития детей ;

1.2. Требования к уровню освоения дисциплины

Требования к уровню сформированности компетенций обучающегося, формируемых в результате освоения дисциплины определяются следующими умениями и навыками:

Знать (З): общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека в подростковом возрасте. (З-1, ОПК-1);

Уметь (У):выявлять интересы, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся (У-1, ПК-16); Владеть (В): способностью эффективно взаимодействовать с педагогическими работниками образовательных организаций и другими специалистами по вопросам развития детей (В-1, ПК-26).

1.3. Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника

Дисциплина «Психология подросткового возраста» является курсом (Б1.Б 13.5 .) профессионального цикла.

Предшествующими дисциплинами логически и содержательно-методически взаимосвязанными с данной дисциплиной являются: «Психология развития», «Психолого-педагогическая диагностика».

1.4. Организационно-методический план (ОФО)

Вид учебной работы Кол-во часов № семестра (по учебному плану)
I. Аудиторная:    
лекции
семинары    
…..практические занятия
ИТОГО:
II. Внеаудиторная:
Рефераты +выступление с презентацией    
контрольные работы    
домашние контрольные работы    
Самоподготовка :в т.ч:
самостоятельное изучение разделов
проработка и повторение лекционного материала и материала учебника и учебных пособий    
подготовка к практическим занятиям,
……подготовка к экзамену
III. Промежуточный и (или) итоговый контроль по дисциплине (экзамен, зачет) экзамен экзамен
Общая трудоемкость дисциплины:

1.4. Организационно-методический план (ЗФО)

Вид учебной работы Кол-во часов № семестра (по учебному плану)
I. Аудиторная:  
лекции
семинары    
…..практические занятия
ИТОГО:
II. Внеаудиторная:
Рефераты +выступление с презентацией    
контрольные работы    
домашние контрольные работы    
Самоподготовка :в т.ч:
самостоятельное изучение разделов
проработка и повторение лекционного материала и материала учебника и учебных пособий    
подготовка к практическим занятиям,
……подготовка к экзамену
III. Промежуточный и (или) итоговый контроль по дисциплине (экзамен, зачет) экзамен экзамен
Общая трудоемкость дисциплины:


1.5. Структура учебно-методического комплекса дисциплины

№ п/п Составляющие УМКД Информация об издании
Автор, название, место издания, издательство, год издания Место хранения (нахождения)
Программный элемент
1.1 Рабочая программа учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины. – Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2016 (рукопись, электронная версия) Кафедра, Библиотека: http//library.khsu.ru Образовательный портал ХГУ http//edu.khsu.ru  
Теоретический элемент
2.1 Учебник (основной*) Эльконин, Д. Б. Детская психология: допущено М-вом образования Рос. Федерации : учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по направлению и специальности психологии / Д. Б. Эльконин ; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. - 4-е изд., стереотип. - М. : Изд. центр " Академия", 2007. - 384 с. - (CLASSICUS :классическая учебная книга) (Высшее образование).(10); 2004(2); 2005(6); 2006(5) Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] : Рек. М- вом обр. РФ : учеб. для вузов по пед. специальностям / В. С. Мухина. - 9-е изд., стереотип. - М : Академия, 2004. (12)   Библиотека
2.2 Конспект лекций Калягина Е.А. Психология подросткового возраста. Конспекты лекций/сост. Е.А.Калягина.- Абакан, 2016 (рукопись, электронная версия) http/www.edu.khsu,.ru
2.2 Учебник(и) (дополнительные**) Библиографический список приведен в РП (разд. 6.5.1)  
3 Практический элемент
3.1 Практикум Калягина Е.А. Психология подросткового возраста. Практикум /сост. Е.А.Калягина.- Абакан, 2016 (рукопись, электронная версия) http/www.edu.khsu.ru
4 Методико-технологический элемент
4.1 Методические рекомендации по изучению дисциплины Психология подросткового возраста: учебно-методический комплекс дисциплины: Методические рекомендации по изучению дисциплины/ сост, Е.А.Калягина.- Абакан, 2016 (рукопись, электронная версия) Приложение к рабочей программе

Тематический план учебной дисциплины (очная форма обучения)

Наименование разделов и тем курса Количество часов
Всего Аудиторные занятия Самостоятельная работа
лекции практические лабораторные
1.Подростковый возраст в свете различных концепций      
2.Классические исследования подросткового возраста во второй половине 20 века.      
3.Изучение отрочества в отечественной психологии (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович).      
4.Психологические характеристики подросткового возраста.    
4.1 Особенности развития мотивационной сферы      
4.2. Особенности аффективной сферы подростка      
4.3. Особенности развития когнитивной сферы    
4.4. Особенности «Я-концепции»    
5. Подросток и семья    
6. Подросток и сверстники    
Итого  

Тематический план учебной дисциплины (заочная форма обучения)

Наименование разделов и тем курса Количество часов
Всего Аудиторные занятия Самостоятельная работа
лекции практические лабораторные
1.Подростковый возраст в свете различных концепций  
2.Классические исследования подросткового возраста во второй половине 20 века.      
3.Изучение отрочества в отечественной психологии (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович).      
4.Психологические характеристики подросткового возраста.  
4.1 Особенности развития мотивационной сферы        
4.2. Особенности аффективной сферы подростка        
4.3. Особенности развития когнитивной сферы        
4.4. Особенности «Я-концепции»        
5. Подросток и семья        
6. Подросток и сверстники        
Итого  

2.3.Содержание теоретических разделов дисциплины

Наши рекомендации