Психологическая характеристика подросткового возраста. Психологическая структура подросткового возраста. Чувство взрослости.

Структура возраста:

1.ССР

ССР: подросток – подросток. Поиск собственного места в обществе.

Специфическая противоречие, выступающее движущей силой психического развития – противоречие между потребностью в самоутверждении и признании взрослыми и ограниченными возможностями самореализации и средств самоутверждения.

2.ВВД

Интимно-личностное общение со сверстниками (межличностное общение) – Д.Б.Эльконин; общение в общественно-полезной деятельности – Д.И.Фельдштейн. Общение со сверстниками: стремление занять удовлетворительное положение в группе сверстников, именно подростковая группа – пространство для возникновения основных новообразований подростка. Основная роль подростковой дружбы в психическом развитии человека заключается в принятии в группе сверстников. Группа, с которой ребенок соотносит себя и чьи нормы, ценности являются эталонами для его поведения и самоопределения, называется референтной. Общение со взрослыми: двойственность – стремление к независимости сочетается с потребностью в поддержке. (В.С.Мухина)

3.Основные новообразования

Новый уровень самосознания: чувство взрослости, рефлексия как основа самосознания (Л.С.Выготский). Я-концепция. Стремление к самоутверждению (представление о себя как не о ребенка). Формально-логическое (рассуждающее) мышление.

Особенности психического развития:

1.Развитие познавательных процессов

Мышление – интенсификация интеллектуальных процессов, возрастание познавательной активности. Развитее абстрактного, формально-логического, рассуждающего мышления. Усиливаются различия в интеллектуальной деятельности.

Восприятие – становится целенаправленной, избирательной, аналитико-синтетической деятельностью. Качественное улучшение параметров (объем, устойчивость, интенсивность, переключение и распределение). Развитие видов восприятия: пространственного, музыкального и т.д.

Память – опосредствована логическими операциями, развивается смысловое запоминание и воспроизведение. Увеличивается объем, избирательность и точность.

Воображение – усиление реалистичности, появление «мечтаний».

2.Развитие личности

Развитие самосознания – центральная линия развития в подростковом возрасте. Перестройка самосознания связана с умственным развитием, появлением новых точек зрения на себя. Этапы: чувство взрослости, рефлексия как основа самосознания (Л.С.Выготский), становление Я-концепции, стремление к самоутверждению и самореализации. Половая идентификация. Становление интересов и ценностных ориентаций – «ключ ко всей проблеме психологического развития подростка» (Выготский). Группы интересов («доминант»): «эгоцентрическая доминанта» (интересов к собственной личности), «доминанта усилия» (тяга к сопротивлению), «доминанта романтики», «доминанта дали» (субъективной значимость отдаленных событий). Становление постоянных личностных («стержневых») интересов позволяет подростку ставить цели и проявлять волевые усилия (Л.И.Божович). Становление мотивации – актуализация общественно-значимых и нравственных мотивов. Формирование нравственного мировоззрения и системы убеждений. Предпосылки самоопределения. (Л.И.Божович).

Чувство взрослости.

ЧВ – новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образы для усвоения, строит свои отношения с другими, перестраивает свою деятельность (Д.Б.Эльконин).

ЧВ – готовность ребенка к жизни в обществе взрослых как полноценного и равноправного участника этой жизни. Виды (ступени) взрослости: подражание внешним признакам взрослости; равнение на качества настоящего «мужчины» и «женщины»; социальная взрослость, интеллектуальная взрослость (Т.В.Драгунова). О наличии ЧВ у подростка можно судить по ярко выраженному стремлению к самостоятельности; тому, как он хочет, чтобы к нему относились, частым случаям игнорирования им требований взрослых.

Наши рекомендации