ПрограммА итоговой государственной аттестации выпускников

ПрограммА итоговой государственной аттестации выпускников

по направлению подготовки

________________050400.62-Психолого-педагогическое образование_____

(код, наименование специальности, направления)

квалификация (степень) бакалавр

РЕКОМЕНДОВАНА: СОГЛАСОВАНА:

Ученым советом ___ИНПО_________________________ (учебное структурное подразделение)   Протокол № ___ от ____________ 2014г.   Директор (декан) ____________Дунаевская Э.Б. (подпись) «______» ____________________ 2014 г.   Председатель ГАК по направлению ______________________ (подпись)     «______» ____________________ 2014 г.  

РАССМОТРЕНА:

на заседании выпускающей кафедры: протокол № _3 от «__20_» 10 2014г.

Заведующий кафедрой ППО ______________ Калягина Е.А.

(подпись) (ФИО) ( дата)

Разработчики: ____________________ ____________________

____________________ ____________________

____________________ ____________________

Содержание

1.   Общие положения  
2.   Компетенции выпускника как совокупный ожидаемый результат образования в компетентностном формате по ООП  
  2.1. Цели и задачи итоговой государственной аттестации выпускников  
  2.2. Виды деятельности, задачи профессиональной деятельности, соответствующие им компетенции выпускника, необходимые для выполнения профессиональных задач  
3.   Требования к уровню сформированности компетенций выпускника, проверяемых в ходе ИГА, и соответствие подготовки выпускников ожидаемым результатам образования.  
  3.1. Перечень основных учебных модулей-дисциплин основной образовательной программы, обеспечивающих формирование соответствующих компетенций  
  3.2. Формы проведения ИГА, основные типы оценочных заданий, с помощью которых проверяется достигнутый уровень сформированности компетенций.  
  3.3. Критерии оценки уровня сформированности компетенций выпускника, проверяемых на ИГА, и соответствия подготовки выпускников ожидаемым результатам образования  
4.   Положение о выпускной квалификационной работе по направлению.  
5.   Методические рекомендации студентам по выполнению выпускной квалификационной работы.  
6.   Методические рекомендации для научного руководителя, рецензентов и членов ГАК.  
7.   Программа итогового государственного экзамена.  
8.   Методические рекомендации по проведению итогового государственного экзамена.  
9.   Методические рекомендации студентам по подготовке к итоговому государственному экзамену.  
10.   Методические рекомендации по выполнению ВКР  
11.   Методические рекомендации по подготовке к защите ВКР  


Общие положения

1.1. Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 050400.62 –Психолого-педагогическое образование, утвержденным Минобрнауки России 22 марта 2010 г. (регистрационный номер 200) и учебным планом ООП по направлению подготовки 050400.62 –Психолого-педагогическое образование предусмотрена итоговая государственная аттестация выпускников в виде государственного итогового междисциплинарного экзамена по направлению, защиты бакалаврской выпускной квалификационной работы.

1.2. Модульная система подготовки бакалавра предполагает освоение содержания следующих модулей:

Теоретический модуль

Практический модуль

Научно-исследовательский модуль

1.3. Оценочные средства ИГА определяются исходя из компетентностной модели выпускника, отражающей профессиональные виды деятельности, соответствующие им профессиональные задачи и формируемые компетенции.

2. Компетенции выпускника как совокупный ожидаемый результат образования в компетентностном формате по ООП

Цели и задачи итоговой государственной аттестации выпускников

Целью итоговой государственной аттестации является установление уровня подготовки выпускника высшего учебного заведения к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО).

Задачи:

- оценка сформированности общекультурных и профессиональных компетенций;

- оценка готовности выпускника к решению задач профессиональной деятельности.

СТРУКТУРА ВКР

ВКР должна содержать следующие структурные элементы: обложку, титульный лист, аннотацию, оглавление, введение, главы основной части, заключение, выводы, библиографический список, приложения (программа исследования, основные необходимые данные по исследованию).

Для ВКР оформляются обложка (Приложение А) и титульный лист (Приложение Б), которые занимают первый и второй листы работы соответственно и не нумеруются.

На обложке работы требуется указать:

а) наименование высшего учебного заведения, института, кафедры, где выполнялась данная работа;

б) название работы;

в) фамилию, инициалы и номер группы студента;

г) учёную степень, учёное звание, фамилию, инициалы научного руководителя (а также научного консультанта, если таковой имеется);

д) город и год выполнения работы.

Титульный лист подписывается студентом-дипломником, научным консультантом, научным руководителем, рецензентом и заведующим выпускающей кафедрой.

Аннотациядолжна в кратком виде отражать цель, новизну, предмет и объект исследования, полученные результаты, область применения и степень их внедрения, данные об объеме работы, количество разделов, иллюстраций, таблиц, приложений, использованных источников.

В оглавлении последовательно перечисляются все заголовки работы с указанием номера страницы, на которой помещен каждый заголовок. Принятые в работе малораспространенные сокращения, условные обозначения, символы и специфические термины должны быть представлены в виде отдельного списка. Если они повторяются в работе менее трех раз, отдельный список не составляется, а расшифровку дают непосредственно в тексте при первом упоминании.

Текст работы должен быть выполнен печатным способом на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210х297 мм), шрифт Times New Roman, 1,5 межстрочный интервал, 14 кегль, поля: 3,0-см слева, 2,0-сверху и снизу, 1,5-справа, выравнивание по ширине, отступы в начале каждого абзаца (красная строка), каждая глава работы, введение, заключение, приложение или иные смысловые части работы должны начинаться с новой страницы. При наличии графических объектов допускается распечатка работы на цветном принтере. Требования к оформлению отдельных элементов текста ВКР изложены в Приложении В.

Рекомендуемый объем текстовой части работы без приложений 40-60 страниц в зависимости от характера исследования и с учетом рекомендаций УМО по специальности.

Введениедолжно отражать актуальность и новизну выбранной темы, оценку современного состояния решаемой проблемы, цель выполнения работы, задачи, которые необходимо решить для достижения цели работы, и практическое значение результатов ВКР.

Введение должно быть четко структурировано, в нем доказывается актуальность проблемы и дается обоснование темы исследования, оформляется научный аппарат (противоречие, проблема, объект, предмет, задачи, гипотеза, методы, эмпирическая база исследования), определяется теоретическая значимость и научная новизна, а также практическая значимость исследования.

Основная часть работы делится на главы в соответствии с рекомендациями УМО, каждая из которых должна содержать законченную информацию.

Глава 1 содержит теоретическую часть ВКР, аналитический обзор литературы и анализ состояния изученности данной проблемы по современным источникам (последние 5-10 лет) и электронным ресурсам. Необходимо сделать акцент на неисследованных аспектах проблемы, дать определения понятий, используемых в работе. Литературный обзор должен носить компилятивный характер, в нем излагаются результаты цитируемых работ и мнения их авторов (не автора дипломной работы). Критическое обсуждение в литературном обзоре допускаются только на базе литературных же данных. Критика литературных результатов на основе полученных данных, опровержение литературных данных на базе собственных умозаключений или экспериментальных данных допустимо только в практической части ВКР при обсуждении результатов исследования, но не в литературном обзоре.

Не допускается использование устаревшего нормативного материала, отсутствие в работе необходимых библиографических ссылок, ссылок на труды цитируемых авторов.

Глава 2, как правило, содержит методическую часть ВКР, описание использованного материала и применяемых методик исследования.

Глава 3 содержит практическую часть ВКР, описание опытно-экспериментальной работы, этапы и логику исследования, а также краткое описание базы исследования, методов и средств обработки данных, описание и интерпретация результатов эксперимента, выводы.

Возможно совмещение материалов 2-й и 3-й глав в одной.

Структура ВКР зависит от характера исследования и определяется рекомендациями УМО и требованиями Положения о выпускной квалификационной работе по направлению подготовки.

Автор работы отвечает за полноту и достоверность представленной информации, соблюдая нормы научной этики. Кафедра имеет право проверки представляемых дипломных работ через систему «Антиплагиат» и возврата их на до- или переработку. Обязательны ссылки на источники цитирования.

Заключениедолжно содержать характеристику итогов ВКР. В заключении необходимо отметить преимущества выдвигаемых автором ВКР предложений, охарактеризовать возможные перспективы дальнейшего развития работ в этой области, представить практические рекомендации или результаты внедрения положений ВКР.

Заключение — это своеобразный ответ «введению». В заключении необходимо дать ответы на поставленные в начале исследования задачи, отразить основные выводы, подтверждающие (или опровергающие) гипотезу. Заключение завершается предположениями по поводу дальнейших возможностей исследования данной проблемы.

Выводы должны не просто констатировать факты проведения работ по тем или иным направлениям, а отражать основные научные результаты и акцентировать их новизну. Выводы должны быть четкими, лаконичными, представленными отдельными пронумерованными пунктами.

Библиографический список,оформленный в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научно-справочному аппарату,включает все источники, которыми студент пользовался при написании ВКР. Нумерация литературных ссылок в работе должна быть единой, сплошной, начиная с литературного обзора и заканчивая экспериментальной частью.

Список может быть составлен по алфавитному признаку (при этом разные алфавиты не перемешиваются), по хронологическому признаку (в порядке выпуска работ), по видам изданий (монографии, законы, статьи и т.д.).

Приложение. Приложение является существенной частью работы, включая в себя текст разработанной программы самостоятельно проведенного социологического исследования по теме, инструментарий исследования. Кроме того, в приложении могут быть размещены графики, таблицы, выдержки из официальных и реальных документов (фотокопии, фотографии, карты, функциональные, принципиальные схемы, диаграммы и т.д.). Все материалы приложения должны помогать более полно осветить проблему, затронутую в работе, показать, как формировались данные для расчетов. Каждое приложение начинается с новой страницы, имеет номер и название, которые указываются в оглавлении. В тексте работы ссылка на приложение дается в круглых скобках.

Студент, не аттестованный по результатам предзащиты ВКР, может быть отчислен из университета за невыполнение учебного плана. В случае наличия уважительных причин, подтвержденных документально, студенту устанавливаются индивидуальный порядок и сроки выполнения и защиты ВКР.

Завершенная ВКР, подписанная выпускником, предоставляется руководителю, который после просмотра работы подписывает ее и вместе с письменным отзывом о работе передает на выпускающую кафедру. Также передается электронная версия работы (формат *.pdf или *.doc) для формирования банка данных ВКР.

Решение о рекомендации ВКР к защите в государственной экзаменационной комиссии по защите ВКР принимает заведующий выпускающей кафедрой, о чем делает отметку на титульном листе работы. В тех случаях, когда заведующий кафедрой не считает возможным рекомендовать работу к защите, вопрос рассматривается на заседании кафедры с участием студента и научного руководителя.

ВКР, оформленная в установленном порядке, не менее чем за 20 дней до защиты направляется заведующим выпускающей кафедрой рецензенту для рецензирования.

В качестве рецензентов должны привлекаться высококвалифицированные специалисты производства, сотрудники научных учреждений, а также преподаватели вузов (в том числе университета). Специалисты кафедры, на которой выполнялась ВКР, не могут быть рецензентами.

При составлении рецензии на работу следует оценивать соответствие выполненной ВКР квалификационным требованиям, предъявляемым к бакалавру по направлению подготовки, и уровень освоения выпускником профессиональных компетенций. В отличие от научного руководителя, рецензент, как лицо, имеющее в своем распоряжении или наблюдающего лишь саму ВКР, не должен оценивать личностные качества дипломника, его личный вклад в работу.

Содержание рецензии должно отражать:

  • анализ ВКР (методологические характеристики, качество изложения материала, техника эксперимента, обоснованность выводов, степень завершенности исследования);
  • современность использованных методик исследования;
  • научно-практическое значение предложений и выводов;
  • современность и актуальность использованной научной литературы;
  • грамотность и логическая последовательность изложения;
  • выполнение требований, предъявляемых к оформлению ВКР (в оценку качества оформления работы входит также оценка набора компьютерной графики);
  • полноту и глубину представления в работе студента практического опыта, экспериментального материала; оценку его анализа с точки зрения теории вопроса, умение выработать практические рекомендации по его совершенствованию;
  • оценку системы мер, определенных автором для дальнейшего совершенствования исследуемых процессов и качества управления ими;
  • рекомендации по внедрению результатов выполнения работы, а также по их публикации;
  • замечания по содержанию и оформлению работы;
  • общий вывод о качестве выполненной работы;
  • оценку результатов и качества ВКР.

ВКР с отзывом научного руководителя и рецензией представляется в ГЭК по защите ВКР не позднее, чем за три дня до назначенного срока защиты.

Защита ВКР (за исключением работ по закрытой тематике) проводится на открытом заседании ГЭК по защите ВКР с участием не менее двух третей ее состава.

Защита ВКР осуществляется публично в устной форме, как правило, в присутствии научного руководителя, консультанта, рецензента.

Процедура защиты ВКР:

  1. Устное сообщение автора работы перед членами ГЭК с раскрытием ее цели, композиции, основополагающих теоретических положений, методики исследования, полученных результатов (не более 10 минут). Доклад обязательно сопровождается презентацией.
  2. Вопросы членов ГЭК и других присутствующих на процедуре защиты лиц к автору работы, относящиеся к его устному выступлению или представленному тексту, и ответы на них.
  3. Выступление рецензента (с предоставлением письменного отзыва).
  4. Выступление студента с ответами на отзыв рецензента и высказанные при этом замечания в адрес представленной работы.
  5. Выступления членов ГЭК и других присутствующих на защите лиц, касающиеся содержания и итогов выполнения ВКР.
  6. Выступление руководителя ВКР (с предоставлением письменного отзыва).
  7. Закрытое обсуждение членами ГЭК результатов защиты и вынесение решения об уровне выполнения работы в форме оценки.

ГЭК оценивает ВКР с учетом ее содержания, умения студента излагать и отстаивать основные положения работы, а также с учетом мнения научного руководителя и рецензента. Критерии оценки ВКР разрабатываются и утверждаются Ученым советом института.

При оценке ВКР должны учитываться:

  • Уровень научно-теоретического обоснования темы.
  • Структура исследования, соответствие теме и виду ВКР.
  • Качество содержания понятийного аппарата.
  • Анализ исследований по выбранной проблеме, формулирование основных теоретических позиций.
  • Комплексность использования методов исследования, их адекватность задачам исследования.
  • Качество разработки и использования методик на разных этапах исследования, применение информационных технологий на этапах выполнения и при защите ВКР.
  • Самостоятельность анализа и интерпретации фактического материала.
  • Обоснованность выводов.
  • Грамотность оформления дипломной работы: структура, рубрикация, редакция текста, библиографическое описание изученной литературы.
  • Апробация работы (наличие публикаций в ведущих отечественных и зарубежных журналах, участие в международных и Российских конференциях, конкурсах молодых ученых и т. д.).
  • Наличие справки о результатах внедрения работы (Приложение З).
  • Представление работы на заседании ГЭК, раскрытие наиболее значимых теоретических положений и экспериментальных результатов
  • Аргументированность ответов на вопросы, обоснование позиций, владение материалом исследования.

Все заседания ГЭК по защите ВКР протоколируются. Протоколы подписываются председателем комиссии и ее членами, участвующими в заседании. ВКР после защиты хранится на кафедре на бумажном и электронном носителях не менее 5 лет. Через 5 лет после защиты ВКР списывается по акту комиссией, утверждаемой распоряжением по институту и возглавляемой директором института или его заместителем. Кафедра в течение двух недель после защиты формирует электронный архив ВКР.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ.

Дипломная работа имеет четкую композицию: введение, основная часть, состоящая из нескольких глав, структурированных на параграфы, и заключение.

Введение обычно занимает 3-4 листа. Это своеобразная визитная карточка работы. В нем дается обоснование обращения к данной теме, ее актуальность в настоящий момент, формулируются объект и предмет исследования, цель и содержание поставленных задач, обосновывается выбор методов исследования, сообщается, в чем заключается теоретическая и практическая значимость полученных результатов.

Следовательно, введение является достаточно ответственной частью дипломной работы, т.к. предопределяет дальнейшее раскрытие темы и содержит необходимые квалификационные характеристики.

Актуальность темы, важность, значимость в настоящее время, современность, злободневность – обязательное условие любой научной работы. Обоснование актуальности – начальный этап любого исследования, характеризующий профессиональную подготовку студента в том, как он умеет выбрать тему, сформулировать, насколько правильно он ее понимает и оценивает с точки зрения современности, ее научной или практической значимости. Освещение актуальности не должно быть многословным. Достаточно показать суть проблемы, определить, где проходит граница между знанием и незнанием о предмете исследования.

Именно актуальность определяет поле проблемы – противоречия, несоответствия имеющегося знания и современной действительности, либо противоречия между явлениями социальной реальности, требующего объяснения, исследования.

Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования, где объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для исследования, а предмет – свойство, качество объекта, на котором сосредоточено внимание исследователя. Объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное. Именно на предмет исследования и должно быть направлено основное внимание дипломника, т.к. именно предмет исследования определяет тему работы, обозначенную на титульном листе. Например, объект исследования – молодежная добровольческая деятельность, предмет исследования – условия организации молодежной добровольческой деятельности.

От формулировки научной проблемы и доказательств, что ее часть, являющаяся объектом исследования данной работы, еще не получила достаточной разработки и освещения в научной литературе, логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования. Цель обычно одна, она напрямую связана с предметом исследования и формулируется в виде отглагольного существительного – исследование, изучение…

Далее определяются конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Обычно это делается в форме перечисления (изучить…, установить…, выявить…, определить и т.д.) Разрешение поставленных задач находит отражение в содержании основной части дипломной работы: формулировки задач могут служить заголовками глав основной части.

Во введении необходимо дать краткое описание научных предположений относительно предмета исследования (т.е. гипотез(ы)).

Обязательным элементом введения научной работы является также указание на методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в такой работе цели.

Во введении описываются и другие элементы научного процесса. К ним, в частности, относят указание, на каком конкретном материале выполнена сама работа. Здесь же дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических), а также указываются методологические основы проведенного исследования.

Основная часть состоит из нескольких глав, которые, в свою очередь, делятся на параграфы. В этой композиционной части излагаются основные теоретические положения дипломной работы, анализируется фактический материал, приводятся статистические данные. Возможный иллюстративный материал может быть представлен здесь же, либо внесен в приложение.

Итак, в основной части дипломной работы, следующей за введением, необходимо прежде всего раскрыть понятийный аппарат работы, на базе которого возможна постановка и формулировка проблемы в строго научных терминах, так как формой существования науки являются понятия. Далее, необходимо изложить теоретические и методологические основы работы, т. е. пути ее решения и исследовательские инструменты, которые используются в работе.

В основной части работы студент раскрывает методологию и методику исследования, используя с этой целью следующие методы: наблюдение, сравнение, анализ и синтез, индукцию и дедукцию, теоретическое моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному и наоборот.

Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Выводы, сделанные дипломником в исследовании должны быть непротиворечивыми, аргументированными, научно обоснованными. При этом под аргументированностью понимается логический процесс, суть которого в том, что в нем обосновывается истинность высказанного суждения с помощью других суждений, примеров, доводов.

Первая глава (раздел) носит общетеоретический (методологический) характер. В ней на основе теоретической социологической литературы, первоисточников раскрывается сущность, методологические подходы к исследуемой теме, проблеме, обосновываются определения социологических категорий, рассматриваемых в дипломной работе. Проводится обзор литературы по изучаемым вопросам с позиций достижений науки и опыта.

Вторая глава (раздел) носит аналитический характер. В ней дается глубокий анализ изучаемой проблемы с использованием различных методов исследования. При этом студент не ограничивается констатацией фактов, а выделяет тенденции развития, вскрывает противоречия и причины, их обусловившие, намечает пути их возможного устранения. От полноты и качества этой главы непосредственно зависит глубина и обоснованность предлагаемых выводов.

Общее требование к дипломной работе — комплексность анализа, то есть изучаемые вопросы должны рассматриваться как в динамике (во времени), так и в статике (в сравнении с несколькими однотипными позициями), когда исследуются основные закономерности, даются их качественные и количественные характеристики, выявляются резервы и направления потенциального прогнозирования.

Третья глава (раздел) является проектной. В ней разрабатывается и обосновывается рациональный организационный вариант решения конкретной проблемы, дается анализ проведенного психолого-педагогического исследования.

Дается оценка эффективности предлагаемых мероприятий и рекомендаций по решению выявленной студентом проблемы. Все предложения и рекомендации должны носить конкретный характер, быть доведены до стадии разработки, обеспечивающей их практическое применение. Базой для разработки конкретных рекомендаций служит проведенный анализ исследуемой проблемы во второй главе, а также имеющийся отечественный и зарубежный опыт.

Заключение содержит выводы по дипломной работе. Выводы должны отражать основное содержание работы, быть точными и краткими. Они не должны подменяться механическим суммированием выводов в конце глав, представляющих краткое резюме, а содержать то новое, что составляет итоговые результаты исследования. Именно здесь содержится то знание, которое является новым по отношению к исходному знанию. Именно оно выносится на обсуждение и оценку государственной комиссии и общественности в процессе защиты дипломной работы.

В случае если работа имела практическое значение, в выводах должны содержаться указания, где и каким образом они могут применяться в практике. Если работа носила чисто научный характер, может случиться, что поисковое исследование не решает поставленные задачи, но дает ответы на другие важные вопросы, решенные попутно. В таком случае важно определить, насколько удалось приблизиться к решению основной задачи и существует ли какая-либо возможность решить ее полностью или частично, в какой мере полученные результаты можно использовать на практике.

СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА И

ОФОРМЛЕНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

После того как подобраны и обработаны основные материалы, следует приступить к написанию дипломной работы. Она в краткой форме четко раскрывает творческий замысел автора, содержит описание методов исследования и сам текст исследования. Все это необходимо сопровождать иллюстрациями, графиками, таблицами, диаграммами и т.д., но не следует приводить в тексте громоздкие таблицы, диаграммы, иллюстрации. В случае необходимости их можно дать в приложении дипломной работы. В тексте на эти материалы надо обязательно дать сноски.

Следует уделить большое внимание литературному оформлению дипломной работы. Так как студенты чаще всего допускают ошибки при литературном оформлении дипломной работы, то необходимо отметить наиболее распространенные из них:

а) построение громоздких предложений, злоупотребление придаточными предложениями и относительным местоимением «который»;

б) использование предложений без подлежащего или сказуемого;

в) применение канцелярских оборотов «на основании вышесказанного» и т.п.

Дипломная работа должна быть грамотно написана и правильно оформлена на основании «Положения о выпускной квалификационной работе по направлению 050400.62 – Психолого-педагогическое образование».

Дипломная работа должна быть представлена в твердой обложке.

Титульный лист оформляется в соответствии с приложением А.

Нумерация страниц начинается со страницы, на которой помещено содержание (оглавление) дипломной работы. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляется, соблюдается сквозная нумерация по всему тексту. Номер страницы ставится внизу от центра без точек и тире.

Содержание (оглавление) отражает структуру дипломной работы. В нем должны быть указаны введение, наименование разделов, заключение, список литературы, приложение и т.д. и номера страниц, где они расположены.

Разделы (главы) дипломной работы нумеруются арабскими цифрами, а подразделы (параграфы), кроме номера раздела, должны иметь свой порядковый номер (например, 2.3). Введению и заключению номер не присваивается.

Каждый раздел (глава), «Введение», «Заключение», «Содержание», «Список литературы» начинаются с новой страницы.

Главы и подразделы должны иметь заголовки, которые должны четко и кратко отражать содержание разделов.

Заголовки глав, а также слова «Введение», «Заключение», Содержание», «Список литературы» следует располагать в середине строки без точки в конце, прописными буквами, не подчеркивая, отделяя от текста дополнительно 2 отступами. Переносы слов в заголовках не допускаются. Наименования подразделов пишутся строчными буквами.

При использовании методик, формул, справочных и нормативных материалов, а также положений и цитат из работ других авторов необходимо давать ссылки на источники, для чего после приведенной формулы, цитаты и т.д. указывать в квадратных скобках порядковый номер источника в соответствии со списком литературы и страницу (например: [16, С. 43]), либо использовать постраничные ссылки с полным указанием выходных данных источника и страниц текста.

Сокращение слов в тексте дипломной работы не допускается, за исключением: таблица — табл., рисунок — рис., книга — кн., часть — ч., раздел — разд., страница — с, приложение — прилож., пункт — п.

Иллюстрации (графики, таблицы, диаграммы) следует располагать в работе после текста, в котором они упоминались впервые, или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются.

На все таблицы должны быть ссылки в тексте. Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами, порядковой нумерацией в пределах всей работы. Номер следует размещать в правом углу над заголовком таблицы после слова «Таблица» (без знака №). Например: таблица 1.1., рис. 2.2. Допускается нумерация таблиц в пределах раздела. Если в работе одна таблица, ее не нумеруют и слово «Таблица» не пишут. Заголовки таблиц должны быть краткими и полностью отражать содержание таблицы. Их следует помещать над таблицей посередине.

Заголовки граф таблиц должны начинаться с прописных букв, а подзаголовки — со строчных, если они составляют одно предложение с основным заголовком графы. Подзаголовки, имеющие самостоятельное значение, пишутся с прописной буквы. В конце заголовков и подзаголовков знаки препинания не ставятся. Заголовки указываются в единственном числе, кроме слов, которые не имеют единственного числа, в случаях, когда употребление единственного числа искажает правила грамматики русского языка. Диагональное деление головки таблицы не допускается. Высота строк таблицы должна быть не менее 8 мм. Если все параметры, размещенные в таблице, выражены одной и той же величиной (например, тыс. руб.), то сокращенные обозначения этой единицы измерения помещают справа над таблицей. Если цифровые данные в графах или строках таблицы выражены в различных единицах физических величин, то они указываются в заголовке каждой графы, или соответствующей строке боковой таблицы.

При ссылке в тексте или приложении на таблицу или иллюстрацию слова «таблица», «рисунок» следует писать полностью, если таблице или иллюстрации не присвоен номер, и сокращенно, если они пронумерованы (например: «рис. 1», «табл. 1»). В повторных ссылках на таблицы и иллюстрации следует указывать сокращенное слово «смотри» (например: «см. рис. 3» или «см. табл. 5»).

При переносе таблицы на следующую страницу наименование граф (головку) не надо переписывать, а следует проставлять их номера с предыдущей страницы. Справа вверху необходимо указать «Продолжение таблицы».

Таблицу рекомендуется заменять графиком или диаграммой, если надо главным образом наглядно продемонстрировать характер изменения какого-либо показателя, например, выявить структуру, показать соотношение частей.

Диаграммы должны быть наглядными, четкими и не иметь поясняющих надписей на полях. Поясняющие надписи должны быть в тексте записки или под диаграммой.

Приложения следует оформлять как продолжение дипломной работы на ее последующих страницах. Каждое приложение помещается на новой странице и имеет заголовок. Тематический заголовок приложения пишется прописными буквами так же, как и заголовки разделов. Слово «Приложение» пишется прописными буквами вверху справа.

В приложениях рекомендуется помещать иллюстративный материал, таблицы или текст вспомогательного характера.

При наличии в дипломной работе более одного приложения все приложения должны быть пронумерованы арабскими цифрами (без знака №). Все разделы, пункты, таблицы, графические материалы нумеруются в пределах одного приложения в указанном порядке. Приложения размещаются в той же последовательности, в которой дается на них ссылка. Графическая часть, предназначенная для иллюстрации результатов исследований при защите в ГАК, помещается в слайдах презентации.

При оформлении перечня использованной литературы необходимо соблюдать последовательность включения источников: указы президента, постановления правительства, законодательные акты, выступления руководителей государства. Далее указываются источники, не имеющие авторов на титульном листе. Затем в алфавитном порядке приводится литература с указанием автора.

Если в дипломной работе использовались отчеты, приказы, инструкции и другие документы, то в списке литературы рекомендуется указать их наименование, название организации, номер документа, дату выпуска.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ЧЛЕНОВ ГАК.

6.1.Методические рекомендации для научного руководителя

В обязанности научного руководителя входит:

· помощь в выборе направления исследования, выделении наиболее важных и актуальных теоретических и практических вопросов темы;

· научное консультирование дипломника по теме работы;

· помощь в составлении и контроль за выполнением плана написания дипломной работы;

· контроль за оформлением работы в соответствии с общими требованиями к текстовым документам и требованиями, предъявляемыми к выпускной квалификационной работе, в том числе в части структуры и объема;

· помощь в устранении стилистических и грамматических ошибок, снижающих качество работы (устранение технических ошибок, неточностей, погрешностей в ссылках на используемую литературу, в оформлении библиографических источников);

· осуществление контроля за оформлением иллюстративного материала для использования в период защиты, в том числе в форме презентаций с применением мультимедийного оборудования;

· помощь в получении рецензии на дипло

Наши рекомендации