Программа итоговой государственной аттестации выпускников

Программа итоговой

Государственной аттестации выпускников

По специальности: 050704

«Дошкольное образование»

по дисциплине «Педагогика с частными методиками»

2013 год

Программа итоговой государственной аттестации выпускников

по специальности 050704 «Дошкольное образование»

1. Вид итоговой государственной аттестации – Гос.экзамен по дисциплинам «Педагогика», «Методика математического развития», «методика экологического образования», «Методика музыкального развития», «Методика физического воспитания и развития детей», «Методика развития детского изобразительного творчества», «Методика развития детской речи с практикумом по логопедии».

2. Сроки проведения –

3. Необходимые экзаменационные материалы – программа по дисциплине «Педагогика», «Методика математического развития», «методика экологического образования», «Методика музыкального развития», «Методика физического воспитания и развития детей», «Методика развития детского изобразительного творчества», «Методика развития детской речи с практикумом по логопедии».

4. Наименование разделов и тем:

Педагогика

Раздел 1. Общие основы педагогики

1.1. Возникновение и развитие педагогики

1.2. Система и структура педагогической науки

1.3. Основные педагогические понятия

1.4. Педагогический процесс

1.5. Ребенок как объект и субъект целостного педагогического процесса

1.6. Методы педагогического исследования

1.7. Проблемы целеполагания в педагогике

Раздел 2. Дошкольная педагогика

2.1. Дошкольная педагогика как наука

2.2. Воспитание и развитие

2.3. Инновационные педагогические системы и технологии обучения и развития

дошкольников

2.4. Программы дошкольного образования и воспитания

2.5. Сущность, содержание, принципы, формы, методы и средства воспитания и

обучения детей раннего и дошкольного возраста

2.5.1. Физическое воспитание

2.5.2. Умственное воспитание

2.5.3. Нравственное воспитание

2.5.4. Трудовое воспитание

2.5.5. Эстетическое воспитание

2.5.6. Экологическое воспитание

2.6. Воспитание детей в деятельности

2.7. Организация жизни детей в образовательном учреждении

2.8. Преемственность в работе дошкольного учреждения и школы

2.9. Управление детским дошкольным учреждением

Раздел 3.Основы семейной педагогики и домашнего воспитания

3.1. История развития домашнего и семейного воспитания в России

3.2. Семья – социальный институт формирования личности

3.3. Воспитание ребенка в условиях семьи

3.4. Содержание и формы работы дошкольного учреждения с семье

Перечень теоретических вопросов по педагогике:

1. Профессиональные функции воспитателей дошкольных образовательных

учреждений

2. Закономерности и принципы воспитания

3. Методы педагогических исследований

4. Особенности технологии личностно-ориентированного подхода

5. Построение предметно-развивающей среды в ДОУ

6. Методы, средства и формы физического воспитания детей дошкольного

возраста

7. Средства и методы нравственного воспитания

8. Содержание нравственного воспитания детей раннего и дошкольного возраста

9. Задачи умственного воспитания детей дошкольного возраста

10. Средства умственного воспитания детей дошкольного возраста

11. Формы организации эстетического воспитания

12. Содержание и формы труда дошкольников

13. Сущность режиссёрских игр.

14. Характеристика сюжетно-ролевой игры.

15. Характеристика театрализованных игр.

16. Характеристика игр со строительным материалом

17. Сущность дидактических игр.

18. Значение игрушек в жизни ребенка, их классификация.

19. Содержание, формы и методы работы дошкольного учреждения с семьей

20. Взаимосвязь дошкольного учреждения со школой

21. Планирование педагогического процесса

22. Программы воспитания и обучения в детском саду

23. Принципы обучения детей дошкольного возраста

24. Методы и приемы обучения дошкольников

25. Формы организации обучения дошкольников

Методика математического развития

Раздел II Основные понятия курса математики для дошкольников и особенности их формирования с точки зрения преемственных развивающих технологий

Тема 2.4 Знакомство дошкольников с арифметическими действиями сложения и вычитания

Тема 2.5 Знакомство дошкольников с величинами

Тема 2.6 Подготовка дошкольников к решению задач.

Тема 2.7 Знакомство дошкольников с геометрическими понятиями

Раздел III Развитие основных компонентов математического мышления дошкольников

Тема 3.2 Формирование и развитие логической сферы дошкольника

Перечень вопросов по методике математического развития

1. Методика обучения дошкольников простейшим приемам вычислительной деятельности.

2. Методика обучения дошкольника количественному счету.

3. Подготовительная работа к обучению решению задач.

4. Этапы знакомства дошкольников с понятием величины.

5. Формирование и развитие логической сферы дошкольника.

Методика экологического образования

Тема 1.1. Совокупность факторов среды как условие существования организмов

Тема 3.2. Опыт как наблюдение, проводимое в специально созданных условиях.

Тема 3.4. Игра как метод экологического образования дошкольников.

Тема 4.1. Природоведческое занятие как основная форма организации обучения дошкольников

Тема 4.2.Экскурсии и прогулки как форма воспитания начал экологической культуры

Перечень вопросов по методике экологического образования:

1. Опишите основные группы экологических факторов.

2. Раскройте сущность методики использования календарей погоды и природы в работе с детьми.

3. Приведите примеры использования сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании.

4. Опишите разные типы экологических занятий и их роль в экологическом воспитании детей.

5. Раскройте сущность методики организации и проведения экскурсий на природу.

Методика музыкального развития

Раздел 1. «Организация работы по музыкальному воспитанию дошкольников»

Раздел 4. «Формы организации музыкальной деятельности дошкольников»

Перечень вопросов по методике музыкального развития

1. Роль воспитателя в музыкальном развитии дошкольников

2. Музыкальное занятие как основная форма организации музыкальной деятельности дошкольников

3. Самостоятельная деятельность дошкольников

4. Развлечение как форма организации жизнедеятельности детей

5. Роль праздников в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения.

Методика физического воспитания и развития детей

Раздел 1. Общие вопросы теории и практики физического воспитания детей.

Раздел 3. Формы организации физического воспитания в ДОУ.

Раздел 5. Планирование работы по физическому воспитанию детей.

Перечень вопросов по методике физического воспитания и развития детей.

1. Задачи и средства физического воспитания детей.

2. Содержание и структура физкультурных занятий детей дошкольного возраста.

3. Комплекс утренней гимнастики в ДОУ.

4. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.

5. Планирование работы по физическому воспитанию детей.

Методика развития детской речи с практикумом по логопедии

Раздел 1.

Тема 1.2

Раздел 2.

Тема 2.2.

Раздел 4.

Тема 4.2

Раздел 5.

Тема 5.2

Раздел 6.

Тема 6.2

Перечень вопросов по методике развития детской речи с практикумом по логопедии

1. Задачи развития речи детей дошкольного возраста.

2. Содержание и методы обучения детей монологической речи.

3. Содержание и методы формирования грамматического строя речи.

4. Задачи и содержание словарной работы.

5. Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи.

Методика развития детского изобразительного творчества

Введение. Изобразительное искусство как вид детского творчества.

Раздел 1. Психолого-педагогические основы организации изобразительной и конструктивной деятельности в дошкольных учреждениях.

Раздел 4. Методика обучения аппликации детей дошкольного возраста.

Раздел 4. Методика обучения лепке детей дошкольного возраста.

Раздел 5. Методика организации занятий по художественному конструированию и развитие конструктивного творчества дошкольников.

Перечень вопросов по методике развития детского изобразительного творчества

1. Изобразительное искусство и его виды в детском саду.

2. Значение изобразительного творчества дошкольников для всестороннего развития и воспитания детей

3. Материалы и оборудование для работы на занятиях аппликацией.

4. Методы и приёмы обучения детей на занятиях по лепке в каждой возрастной группе.

5. Методика организации и проведения занятий по конструированию из бумаги, картона, природного и других материалов

6.Условия подготовки - консультации по графику учебного процесса – теоретические, практические уроки, консультации, дополнительные занятия, индивидуальные занятия.

7. Процедура проведения - экзамен в кабинете.

8. Критерии оценки

На Государственном экзамене студент должен обнаружить теоретические знания по всем разделам изучаемой дисциплины, в частности: по общим основам педагогики, дошкольной педагогике, основам семейной педагогики и домашнего воспитания: теоретические основы и ведущие тенденции развития системы образования и педагогической науки; особенности использования методов педагогического исследования в деятельности педагога; цели и задачи дошкольного образования; предмет и методы дошкольной педагогики; факторы развития личности, возрастную периодизацию, сенситивные и кризисные периоды; программно-методические документы по дошкольному образованию; сущность, содержание, принципы, формы, методы, средства воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста; основные виды деятельности, их характеристику и методику руководства деятельностью детей в разных возрастных группах; специфику организации целостного педагогического процесса в зависимости от типа дошкольного учреждения и реализуемой ведущей программы воспитания и обучения детей; содержание и формы работы дошкольного учреждения с семьей; формы оказания семье дифференцированной педагогической помощи; направления преемственности в работе дошкольного учреждения и школы.

оценка «5» - отлично

«4» - хорошо

«3» - удовлетворительно

«2» - неудовлетворительно

Согласовано:

Зам.директора по учебной работе: (Гимаева Ф.А.)

Председатель предметной (цикловой) комиссии: (Ячменева Е.Ю.)

Наши рекомендации